Ведомости, 124 (3138)
06.07.2012Ольга Кабанова
На познавательной и романтической выставке «Сокровища Мальтийского ордена» часть экспонатов - из российских музеев. Они хранятся там с тех пор, когда Мальта стала одной из российских губерний
Партнером Музеев Кремля, федерального государственного бюджетного учреждения культуры, на этой выставке стал Суверенный военный орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты — так несуетно называется существующий уже 1000 лет рыцарский орден, известный как Мальтийский.
Подзаголовок выставки «Десять веков служения вере и милосердию» указывает, как почтенная организация понимает свое место в современном мире, и часть экспонатов — серебряные поильники и майоликовые аптечные сосуды XVIII в. из музея Валетты — подчеркивают, что орден во все времена занимался врачеванием и выхаживанием больных, а сегодня — только этим.
Доспехи, шлемы, мечи, шпаги (из Оружейной палаты дворца Великого магистра в Валетте) и модель 26-баночной галеры (хранится в Морском музее Петербурга) свидетельствуют о другой, теперь не востребованной, доблести мальтийских рыцарей — военной. Она позволила госпитальерам на 200 лет обосноваться на Родосе, а после сдачи острова в 1522 г. Сулейману Великолепному — на Мальте. Оттуда их выгнал Наполеон, захвативший все мальтийские сокровища, кроме трех святынь: десницы Иоанна Крестителя, частицы Животворящего Креста Господня и Филермской иконы Божией Матери, богатый оклад Великому магистру французы не отдали.
С этого начинается русская история Мальтийского ордена, взятого под покровительство императором Павлом I, провозглашенным Великим магистром, хотя он католиком не был, а рыцари подчинялись папе. Но в Европе орден не нашел других покровителей.
Так белый мальтийский крест (четыре луча символизируют благоразумие, справедливость, силу духа и воздержание) вошел в русскую культуру, Мальта на время стала российской губернией, а три мальтийские святыни попали в нашу страну, откуда были вывезены после революции. Сейчас Богоматерь Филермская хранится в музее Черногории, состояние древней иконы не позволило привезти ее в Москву, и в Кремле показывают копию, написанную в XIX в. в России, а в ХХ в. намоленную в Ассизи.
На выставке есть и драгоценности: орденские кресты и кинжалы веры из дорогих металлов, золотые мальтийские цехины, но главные сокровища тут документальные, исторические. А привезенный из флорентийского Палаццо Питти портрет кавалера Мальтийского ордена, написанный Караваджо, выводит выставку в разряд событий художественных.