Vedomosti.ru
30.09.2013Ольга Кабанова
Музеи Кремля показали на выставке вещи, участвовавшие в коронациях на протяжении почти четырех столетий. Каждая из них — символическая и роскошная — дает представление о грандиозном масштабе и пышности коронационных мероприятий.
К этой выставке Музеи Кремля готовились несколько лет — она должна была стать первым проектом в новом выставочном комплексе, который так и не был построен. В результате «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле» проходит в трех местах — Успенской звоннице и на двух этажах Патриаршего дворца. Так единая тема — в церемонии коронования важна преемственность — распадается на отдельные сюжеты, а некоторым особо пышным экспонатам там несколько тесно.
Одна только золотая мантия императрицы Марии Александровны, обшитая горностаем, занимает ползала. Вес мантии, к сожалению, не отмечен, но видно, что он немалый, и как ее несла на себе хрупкая и болезненная жена Александра II — непонятно. Но она вообще, рассказывают современники, обязанностями императрицы тяготилась.
На выставке видно, что тяжела буквально не только шапка Мономаха (на выставке их две, по форме — тюркские, но с православным крестом). Большинство царских и императорских регалий и одежд именно в коронационных торжествах впечатляют до изумления. И пузатая, весело сверкающая драгоценными камнями, узорчатая держава царя Алексея Михайловича, и корона Анны Иоанновны с двумя с половиной тысячами алмазов и стограммовым турмалином, и маленькое ампирное платье императрицы Александры Федоровны с трехметровым шлейфом — все демонстрирует свою важность и исключительность, принадлежность помазанникам божьим.
Тяжелым и величественным было и богатое облачение духовенства, и митрополичье не уступало царскому. Камзолы-кафтаны придворных серебряная и золотая вышивка покрывала, как латы. Увесистая серебряная посуда и фарфоровый коронационный сервиз в отличие от специального платья использовался многократно.
Царскую и имперскую грандиозность торжеств подтверждают и бумажные документы: грамоты, манифесты, объявляющие будущее событие, коронационный сборник Николая II, многочисленные гравюры, в огромных тиражах доносившие обстоятельства церемонии до всех интересующихся, пришедшие им на смену фотографии. В них отражены все этапы большого государственного спектакля: въезд государя в столицу, коронование, поздравления венценосных родственников и азиатских народов, высочайший обед в Грановитой палате, обед посланников в Золотой палате и еще много-много специальных мероприятий.
И везде пугающее многолюдье, теснота, скученность. Особенно муравьиное столпотворение людей заметно на кинокадрах коронации Николая II, единственной и последней, заснятой на кинокамеру. Глядя, как толпились разодетые подданные разных сословий из всех земель огромной империи на главных государственных торжествах, случавшихся, естественно, не так и часто (не каждые четыре года), хорошо представляешь, что убийственная давка в дни празднования восшествия на престол последнего российского императора могла случиться не только на Ходынском поле, а прямо в Кремле, в Грановитой палате.
Первая русская коронация — венчание на царство — прошла в 1547 году по европейским меркам поздно, последняя состоялась в 1896 году. Так что не так долго с исторической точки зрения церемония и просуществовала. И ее вполне можно сравнить с подобными мероприятиями при других дворах. Но были, конечно, и национальные особенности.
Есть на выставке инструменты русского коронационного рогового оркестра: рог в строе B-Ais, рог в строе Gis-As, рог в строе As-Gis и т. д. — от велика до мала. «Живой орган», где каждый музыкант брал только одну ноту, был чисто русским способом музицирования. Впечатление, судя по воспоминаниям слышавших, производил сильное, но не благостное.
Оригинал: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/news/16898491/gosudarstvennaya-ceremoniya#ixzz2lGe4rBSk