Выставка «Галерея драгоценностей Эрмитажа»
Выставочный зал Успенской звонницы
08 ноября 2006 г. - 25февраля 2007 г.
Выставка «Галерея драгоценностей Эрмитажа» представляет уникальную коллекцию, входившую в состав знаменитой Императорской Галереи Драгоценностей, и представленную сегодня в двух «Золотых кладовых» Эрмитажа. Эта экспозиция - заключительный аккорд в программе празднования 200-летнего юбилея Музеев Московского Кремля, дань уважения императорской сокровищницы сокровищнице царской. Впервые московскому зрителю будут представлены наиболее значимые драгоценные предметы, собиравшиеся и привозившие в Петербург российскими императорами, начиная с Петра I. Многие из них до сих пор не покидали стен Зимнего дворца. Этот выставочный проект стал возможным благодаря поддержке АКБ «Росбанк», давнего партнера Музеев Кремля, оказавшего помощь в осуществлении ряда экспозиций цикла «Царские и императорские сокровищницы в Московском Кремле», цикла, в который входит и нынешняя выставка.
Императорская Галерея Драгоценностей была основана в XVIII веке Петром I в Петербурге. Желая создать город ничем не уступавший европейским, Петр I переводит в него все государственные ведомства и часть собрания Оружейной палаты, решив создать музей универсального типа, по образу и подобию многочисленных кунсткамер при европейских дворах, однако основой его становятся, в первую очередь, естественно-исторические коллекции. И только в конце XVIII века при Екатерине II собрание драгоценностей было выделено из состава универсального музея и перенесено в Бриллиантовые комнаты Зимнего дворца.
На выставке «Галерея драгоценностей Эрмитажа» в Музеях Московского Кремля представлены шесть предметов из «Сибирской коллекции» Петра I, поступившей в кунсткамеру в первой четверти XVIII века. Эти уникальные памятники, добытые в результате раскопок древних могил, были присланы царю в 1716 году из Тобольска сибирским губернатором М.П. Гагариным. Среди них - знаменитые поясные застежки с изображением охоты на кабана и бляха в виде свернувшейся пантеры, которая стала своеобразной визитной карточкой коллекции.
В числе экспонатов табакерка, которую русский царь брал в заграничное путешествие по Франции и Британии, письменный прибор штатгальтера Нидерландов Вильгельма III Оранского из филигранного серебра и сосуд с двумя ручками-драконами китайской работы конца XVII - начала XVIII века, происходящие из личной коллекции Петра I.
Пришедшая к власти в 1730 году Анна Иоанновна не стремилась к пополнению коллекции раритетов и природных диковин, она любила роскошь и немало обогатила коллекцию Кунсткамеры редкими драгоценными предметами. Так на выставке представлены комплект конской упряжи, украшенный 115 великолепными колумбийскими изумрудами и 5 предметов из золотого туалетного прибора, выполненного в аугсбургских мастерских И.Л. Биллера и И.Я. Вальда, и сочетающего различные ювелирные техники.
Правление Елизаветы Петровны стало новым этапом в развитии русской культуры. В это время императорская сокровищница пополняется многочисленными посольскими дарами из европейских и восточных стран, а также приобретенными там отдельными предметами или целыми коллекциями. Среди них собрание карманных часов работы английских мастеров Ш. Кабрие, Д. Квара, С. Хормса, Д. Эликкота. Эта коллекция неизменно вызывала восхищение у посетителей музея, а часы с сапфирами работы Ш. Кабрие из этой коллекции можно увидеть на выставке в Кремле.
В экспозиции в Успенской звоннице представлены характерные для середины XVIII в. полихромные драгоценности, украшенные большими, красиво ограненными камнями: букет работы знаменитого Иеремии Позье, табакерка с крупным сапфиром и два настольных нессесера.
При Елизавете Петровне в петербургское собрание поступило большое количество разнообразных табакерок практически всех европейских школ. Они имели самые разнообразные формы от неправильного овала до «формы женских башмачков» и служили как вместилищем для нюхательного табака, так и ценным подарком, иногда приравненным к ордену.
Новый этап коллекционирования в Петербурге начинается в 1762 г. с приходом к власти Екатерины II. Так называемая «Камейная болезнь» императрицы стала источником грандиозного собрания глиптики, насчитывающего несколько тысяч экземпляров. На выставке в Кремле представлены два предмета этой коллекции: камея с изображением Альфонсо II д`Эсте и Лукреции Медичи, и камея «Амур садовник».
Во времена Екатерины II в эрмитажное собрание поступают первые археологические памятники эпохи античности, которые были найдены в результате случайных раскопок на территориях, присоединенных к России в результате русско-турецких войн. Эта коллекция пополняется в первой половине XIX века. После раскопок в 1830 году в Эрмитаж поступают знаменитые сокровища кургана Куль-Оба, часть из которых представлена на выставке. Это золотые фиала, серьга, браслет и подвеска работы греческих мастеров IV века до н.э.
В 1851 году Эрмитаж приобретает свой современный вид, заканчиваются все строительные работы, и все произведения из Бриллиантовых комнат, а также кладовых Зимнего Дворца перемещают в одну из галерей, расположенных вдоль Висячего сада в здании Малого Эрмитажа. Именно это время можно считать началом существования Галереи драгоценностей как самого крупного в России собрания памятников ювелирного искусства. Здесь были представлены не только изделия из драгоценных камней, но и из стекла, кости, дерева, эмали и керамики. Среди них был и великолепный серебряный ларец с драгоценными камнями, изготовленный нюренбергскими мастерами в 1553 году, представленный сегодня на выставке. Он входил в состав приданого дочери польского короля Сигизмунда I Ядвиги Ягелонки, а в Россию попал после свадьбы сына Петра I царевича Алексея и Софии Шарлоты Вольфенбюттельской, являвшейся прямым потомком польской принцессы.
Коллекция музея пополнялась и предметами, завещанными членами императорской семьи, а в1888 г. к нему была присоединена и коллекция Царскосельского Арсенала, в том числе, два комплекта конской упряжи, преподнесенные Николаю I в 1829 и 1833 годах от имени султана Оттоманской Империи Махмуда.
Одним из самых символичных экспонатов выставки станет выполненная знаменитой фирмой Фаберже копия императорских регалий, хранившихся в свое время в Оружейной палате.
Музеи Московского Кремля и Государственный Эрмитаж давно и плодотворно сотрудничают, и нынешняя экспозиция в Москве - достойное тому подтверждение.