Выставка
КУНСТКАМЕРЫ ГАБСБУРГОВ:
МАГИЯ ПРИРОДЫ И МЕХАНИЗМ ВСЕЛЕННОЙ
07 сентября - 20 ноября 2005 г.
Выставочный зал Успенской звонницы
Выставка «Кунсткамеры Габсбургов: Магия природы и механизм Вселенной. Из собраний Музея истории искусств, Вена» продолжает долгосрочную программу «Королевские сокровищницы в Кремле», приуроченную к 200-летию создания Музеев Московского Кремля. Это второй проект программы, который стал возможен благодаря меценатской поддержке давнего партнера Музеев Кремля АКБ ОАО "РОСБАНК".
Впервые в России представлены более тридцати уникальных произведений: раритеты и артефакты из кунсткамер представителей германской императорской династии - эрцгерцога Фердинанда II Тирольского (1529-1595) и императора Рудольфа II (1552-1612). Эти государи были страстными почитателями и коллекционерами всего необычного, редкостного, экзотического, что привозилось испанскими и португальскими миссионерами и конкистадорами-завоевателями из далеких заокеанских стран или рождалось и создавалось в европейских землях: в Австрии, Богемии, Германии, Италии, Швейцарии, а также Нидерландах, Испании и Индия. Эпоха Ренессанса и привнесенные ею изменения в восприятии мира привела к появлению кунсткамер, демонстрирующих экспонаты, которые вызывали удивление и восхищение чудесами природы и гениальностью человека далеких и современных культур. Собирателями первых кунсткамер руководили характерная для той эпохи вера в сверхъестественные силы и магические свойства даров природы и одновременно признание покоряющей магии художественного творчества, научной догадки, технической сноровки, прозорливого разума человека.
Экспонаты выставки в Кремле наглядно раскрывают предназначение кунсткамер: «для ученых штудий и зрительских наслаждений». Внимание коллекционеров привлекало все, что казалось красивым и драгоценным. Кунсткамера понималась как «театр природы и искусства», посещение которого должно было приносить пользу и наслаждение.
Природные предметы ценились коллекционерами выше произведений человеческого творчества, так как считалось, что сама Земля является кунсткамерой Бога, а кунсткамера коллекционера - лишь зеркало, отображение мира. Не случайно стержнем габсбургских коллекций стали именно натуралии и изделия, выполненные из них. Длительное время люди твердо верили в присущую этим вещам магию.
На выставке представлено Настольное украшение "змеиные языки", украшенное ископаемыми акульими зубами. С давних пор им приписывали магическую силу, считая, что они показывают наличие яда. Предлагая угощение высокопоставленным лицам, хозяин должен был предварительно продегустировать еду и напитки сам или погрузить в подносимое угощение "змеиные языки".
В древнем Китае свойство нейтрализовать яды приписывали также рогу носорога. Вот почему из рогов чаще всего делали сосуды для питья. На выставке демонстрируются одни из самых эффектных таких сосудов, происходящие из Кунсткамеры императора Рудольфа II - Падающий кубок из рога носорога и Кубок из рога носорога с клыками бородавочника.
Безоары (округлые образования различного размера - встречаются в пищеварительном тракте жвачных животных) пользовались особой популярностью в XVI и XVII вв., так как в то время считали, что они предохраняли от болезней и меланхолии. Их оправляли в ажурную золотую филигрань, носили на шее или прикрепляли к сосудам для воды или вина.
В ходе военной экспансии Португалии в XVI в. в Европу попали перламутровые изделия из Гуджарата (Северо-Западная Индия). Они стали очень популярными и часто использовались европейскими ювелирами для изготовления предметов роскоши. Из их числа роскошный рукомойный гарнитур из коллекции Рудольфа II .
В королевских кунсткамерах хранились различные экзотические раковины. Они могли быть как необработанными, то есть в естественном виде, так и искусно оправленными и ставшими частью какого-либо изделия. Великолепными образцами такой работы являются представленные на выставке умывальный гарнитур для душистой воды и кубки-наутилусы. Смысл создания подобных причудливых изделий, не имеющих практического назначения, состоял в том, чтобы показать в самом фантастическом виде редкие и драгоценные творения природы, которые ювелир, соревнуясь с их природной красотой и проявляя высокое мастерство, пытался дополнить и соответствующим образом оформить.
К диковинным воплощениям игры природы в то время относили также ландшафтные композиции, составленные из камней или других естественных материалов - хандштайны. Из-за своих небольших размеров (величиной с ладонь) такие образцы получили название «ручной камень». Им отдавалось предпочтение перед другими экспонатами в кунсткамерах XVI в., прежде всего, в Богемии, Венгрии и Тироле. Самая значительная коллекция таких предметов принадлежала эрцгерцогу Фердинанду II (1529-1595), который, будучи владельцем рудников, оказывал непосредственное влияние на выбор и обработку этих камней. В экспозиции представлено настольное украшение с компасом, являющееся имитацией хандштайна и одновременно служащее футляром для научного прибора.
В XVI в. рыцарский турнир являлся неотъемлемой частью любого праздника. Рыцарские доспехи стали принятым в обществе сословным костюмом аристократии и роскошным спортивным снаряжением, служившим для защиты своему владельцу. Для многочисленных игр на рыцарских турнирах требовалось все более новое специальное боевое снаряжение. Чтобы удовлетворить потребности различных видов турниров, изготавливали целые комплекты (гарнитуры) доспехов, состоявшие из множества предметов. Великолепные парадные и церемониальные экземпляры из мастерских лучших платтнеров и оружейников занимали почетное место в кунсткамерах Габсбургов, а теперь украшают выставку в Кремле.
Великолепный «Гарнитур с орлами», состоявший из восьмидесяти семи деталей, заказал в 1546 г. будущий император Фердинанд I для своего сына, эрцгерцога Фердинанда II Тирольского. Другой крупный комплект доспехов, экспонирующийся на выставке, видимо, был изготовлен для эрцгерцога Рудольфа - одного из старших сыновей императора Максимилиана II - по случаю свадьбы Карла Штирийского с Марией Баварской.
С античных времен считалось, что кораллы обладают магической защитной силой: предохраняют от дурного глаза, от всяческих болезней, колдовства, ядов, молний и бурь, способны останавливать кровотечение, а кроме того, наделяют своего владельца наряду с мужеством и могуществом также и своего рода волшебной силой, защищающей от зла. Этим объясняется желание использовать магические силы кораллов при изготовлении оружия. Представленный на выставке большой клинок с одним лезвием - корделач - снабжен в качестве рукояти роскошной веткой кровавого коралла. Защитная функция кораллов была усилена особым «заклинанием», нанесенным на клинок золотым травлением. Эта роскошная сабля с кораллами всегда оставалась лишь драгоценным экспонатом кунсткамеры. Она только казалась действующим оружием, но на самом деле не могла быть использована в этом качестве даже во время праздничных торжеств.
Пристрастие к изобретениям самого необычного рода было очень характерно для XVI - начала XVII вв. Показательным примером такого интереса к техническим игрушкам служит фехтовальный щит с фонарем - очень богатый, но лишенный смысла предмет, изобретенный для ночных дуэлей.
Ориентацию кунсткамер на самое новое, интересное, модное подтверждают также представленные на выставке коллекции научных инструментов - календари, часы, компас. Это была эпоха, когда восторгались программными механизмами часов, сфер и автоматов, в которых механическое движение всегда было предсказуемо, отрегулировано и упорядочено, ничто не было предоставлено слепому случаю, и все движения совершались по определенной геометрической схеме. Таинственные механизмы и точнейшие инструменты также свидетельствовали о последних технических новинках и удивительной виртуозности их исполнения.
Высшим достижением искусства построения механизмов считались автоматы - сложные конструкции, имитировавшие своим движением и своей музыкой жизнь. Подобные украшения служили только одной цели - быть предметом восхищения и свидетельством богатства и художественного вкуса владельца. Представленный на выставке автомат-гондола из позолоченной бронзы воплотил в себе сочетание новых интересов и средневековой европейской традиции создания настольных украшений в виде кораблей. Благодаря механическому двигателю гондола является самодвижущейся игрушкой.
Настольный автомат "Триумф Вакха" - вероятно, самое выдающееся в своем роде произведение искусства, созданное в период около 1600 г. Этот ювелирный шедевр является не только автоматом, который может двигаться по столу и исполнять музыкальную мелодию, но и сосудом для питья.
Несомненной удачей нынешней выставки является демонстрация уникального портрета Рудольфа II в образе Вертумна (Вертумн - римский бог всяческих перемен, в том числе в растительном мире), созданного классиком маньеризма Джузеппе Арчимбольдо. Много лет портрет хранится в Швеции в Замке Скоклостер и редко покидает его пределы. Благодаря поддержке Фонда культуры "Екатерина", мы можем видеть его в нынешней экспозиции Музеев Московского Кремля. Сохранилось крайне мало работ Арчимбольдо, хотя он и был популярен при жизни. Типичные образы этого художника сформировались на фоне богатейшей кунсткамеры Рудольфа II, куратором которой он состоял, где был организатором придворных празднеств и маскарадов, конструировал хитроумные сценические механизмы. Однако в историю Арчимбольдо вошел, прежде всего, как живописец. Наиболее известны «фантастические головы» его работы, составленные из тщательно выписанных растений, плодов, цветов, минералов и других природных и рукотворных предметов, которые лишь изредка являются портретами, подобно «плодоовощному» Рудольфу II.
Выставка " Кунсткамеры Габсбургов: Магия природы и механизм Вселенной" - очередная встреча москвичей и гостей столицы с известнейшими мировыми сокровищницами. Украсить эту встречу поможет специально изданный к выставке, богато иллюстрированный каталог. Его страницы не только подробно знакомят с основными предметами, представленными в экспозиции, но и позволяют узнать историю образования кунсткамер Габсбургов, раскрывают их роль в развитии мировой духовной культуры.
Выставка осуществляется под патронатом посольства Австрии в РФ, при дружественном содействии дирекции Музея истории искусств в Вене, при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Информационные спонсоры: L`Officiel, ВГТРК, Эхо Москвы, Мезонин, Артхроника, портал "Музеи России"