ЗАПРЕТНЫЙ ГОРОД
СОКРОВИЩА КИТАЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ
Одностолпная палата
Музеев Московского Кремля
28 марта - 3 июня 2006 г.
Выставка «Запретный город. Сокровища китайских императоров» продолжает долгосрочную программу Музеев Московского Кремля «Королевские и императорские сокровищницы в Кремле». Эта экспозиция является ответом на выставку из коллекции Музеев Кремля, осуществленную в Пекине в 2006 г. Нынешняя выставка организована совместными усилиями сотрудников Музея императорского дворца в Пекине и Музеев Московского Кремля, является ключевым музейным проектом Года Китая в России и проходит под патронажем Председателя Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао.
Впервые в Москве представлены более шестидесяти уникальных произведений из всемирно известной коллекции «Пурпурного запретного города» - пекинского императорского дворца. Это грандиозный по площади архитектурный ансамбль, превращенный в музей после падения в Китае монархии. Сегодня, как и много веков назад, он остается главным историческим комплексом Пекина, расположенным на площади более пятнадцати квадратных километров. Здесь бережно хранятся символы императорской власти, атрибуты придворного церемониала, высокохудожественные предметы дворцового обихода, относящиеся, в первую очередь, к периоду правления Китаем династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911), и позволяющие в красках, образах и формах ощутить предметную среду пекинского дворца, познакомиться с бытом и ритуалом императорского Китая.
Повседневная жизнь и официальные мероприятия императорского двора подчинялись строгому церемониалу. В обществе, разделенном ритуальными установлениями на жесткие социальные группы, императорская семья и члены императорского клана занимали самое высокое положение, а император был средоточием власти. Такой статус определял серьезное и строгое отношение к государственным делам и официальным церемониям, а повседневную жизнь делал насыщенной и яркой.
Символом императорской власти была императорская печать. В 1746 г. император Цяньлун стандартизировал количество печатей, сократив его до 25. Каждая печать имела свое назначение и воплощала верховный авторитет императора в той или иной сфере жизни империи. Наиболее часто использовались печати «Драгоценность императора» и «Драгоценность для императорских рескриптов». Императрицы и наложницы также имели свои печати.
В эпоху правлении династии Цин был разработан закрепленный законом 1759 года регламент ношения ритуального костюма и набора мужских и женских украшений, соответствующих определенному рангу членов императорской семьи. Самым торжественным костюмом цинского времени был чаофу, представленный на выставке императорским халатом формы чаопао. В соответствии со старой китайской традицией, он имеет светло-желтый цвет и украшен изображениями пятикоготных драконов, играющих огненной жемчужиной – Солнцем. Драконы в этой композиции представляются символами императора и мужского начала мироздания (Ян). Символами императрицы и женского начала (Инь) являлись фениксы, традиционно украшавшие парадный костюм императрицы. У членов императорской семьи ритуальные одеяния тоже имели желтый цвет, хотя и различались в оттенках. У всех остальных лиц официальные костюмы чаофу были синими.
Еще одним императорским атрибутом был жезл жу-и – благопожелательный символ и украшение. Такие жезлы имел как император, так и те, кто принадлежал к верхнему слою аристократии. Жезлы жу-и, символизирующие исполнение желаний и успешные свершения, обычно размещали перед тронами императора и императрицы, а также в опочивальнях. В день рождения императора чиновники обычно преподносили ему в дар наборы жезлов жу-и из различных материалов. Самый маленький набор содержал три или девять жезлов, самый большой – 81 жезл, упакованный в девять коробок по девять штук. Число девять в Китае (самая большая нечетная цифра) имело счастливый смысл; девять раз по девять «исполнений желаний» означало пожелание безграничного долголетия и счастливых свершений.
Период Цин (1644-1911) был для Китая временем правления маньчжурской династии, когда в составе государства находилось особенно большое число разных этносов, в том числе собственно китайцев (ханьцев), маньчжуров, монголов, а после завоеваний в Восточном Туркестане в годы правления императоров Канси (1661-1722) и Цяньлуна (1735-1796) также жителей Тибета. Отношения между этими народами были теснее, чем когда-либо прежде, что нашло отражение в культуре и искусстве поздней империи. Так, наряду с древнейшими учениями Поднебесной – конфуцианством и даосизмом, роль государственной религии в цинском Китае отводилась и тибетскому буддизму (ламаизму). Именно императорской протекцией этому варианту буддийского учения объясняется расцвет так называемого сино-тибетского стиля в китайском художественном металле XVIII века, представленном на выставке ламаистской бронзовой пластикой и драгоценными реликвариями в форме тибетской ступы-субургана.
Правление императора Цяньлуна (1735-1796) можно по праву назвать «золотым веком» культуры поздней империи. В это время были реорганизованы и расширены основанные при императоре Канси (1661-1722) дворцовые мастерские, выпускавшие произведения из фарфора, лака, резного камня, перегородчатой, выемчатой и расписной эмали. Как правило, императоры лично инспектировали придворные художественные мастерские, заботясь о том, чтобы выпускаемые произведения соответствовали высоким стандартам традиционных ремесел. Император Цяньлун проявлял особую заботу, как о пополнении придворных коллекций, так и об их изучении. На выставке можно видеть отдельные произведения дворцовых коллекций древней бронзы, элементы убранства из нефрита. Подобные предметы любил и собирал император Цяньлун. Он не только значительно расширил свою коллекцию нефрита, но и дал теоретическое обоснование своего увлечения. Представленные на выставке экспонаты, такие, как диск би с орнаментом в виде шелковичных червей, сосуд для вина типа «цзунь» с орнаментом в виде лепестков лотоса, резной камень в виде китайской капусты и кувшин из белого нефрита, украшенный цветочным орнаментом, являются украшением императорской коллекции.
Предметом особой гордости на протяжении веков оставался китайский фарфор. Экспонаты выставки воплощают высший стандарт мастерства производства фарфора в эпохи Мин и Цин.
Лаки и эмали также всегда являлись важнейшей составляющей китайского декоративного искусства. Производство изделий из лака имеет многовековую историю, на протяжении которой китайским мастерам удалось добиться совершенства технологии и многообразия форм. В периоды Мин и Цин лак используется повсюду: от императорского трона до изысканных деталей интерьера кабинета для ученых занятий императора.
В годы маньчжурского господства в число элитарных видов искусства вошли и художественные эмали на металле. Техника росписи эмалевыми красками по металлу была заимствована из Европы в конце правления Канси. Она процветала в пекинских придворных мастерских в течение всего XVIII века при покровительстве императоров и была в это время с успехом использована также для украшения фарфора.
Кисть, тушь, бумагу и тушечницу (камень для растирания туши) в китайской традиции принято именовать «Четырьмя драгоценностями кабинета ученого». Декоративная отделка брикетов туши включала буддийские и даосские мотивы, сюжеты из канонических текстов, пейзажи, благопожелательные изображения, которые определялись интеллектуальными, религиозными и идеологическими представлениями своей эпохи и отражали идейное развитие китайского общества.
Ручка кисти обычно изготавливалась из бамбука или дерева, но использовались и слоновая кость, нефрит, панцирь черепахи, фарфор, эмаль, лак и т.д. Для рабочей части кисти также могли браться самые разные материалы: мех кролика, козы, ласки, соболя.
Бумагу, произведенную при дворе в период Цин, отличает высокое мастерство изготовления. Вместе с традиционными техниками обработки (мелование, вощение и полировка) в этот период появились и новые приемы, например, тиснение узоров под деревянным прессом. Представленная на выставке бумага сорта «Мэйхуа юйбань» («Нефритовая пластина с цветами мэйхуа») соответствует высшему стандарту цинского бумажного производства.
Для тушечниц в Китае традиционно использовали самые разнообразные материалы. На выставке экспонируется один из четырех самых лучших видов камней для растирания туши в Китае – Сунхуацзян янь. Делавшийся из камня со дна реки Сунгари в Маньчжурии, на родине цинской императорской династии, этот камень вошел в употребление в годы правления Канси (1662-1723) и предназначался исключительно для императора.
Жизнь женщин в традиционном Китае была ограничена пределами внутренних покоев. Привычка постоянно находиться в месте, где ежедневно присутствует вся большая семья, приучала вести себя сдержанно, вежливо и внимательно. Отсюда щебечущий голосок китайских женщин и поведение, напоминающее грациозное и непритязательное существование цветка. Не случайно сопоставление красивой женщины и цветка стало одной из наиболее распространенных литературных метафор. Особенно ценилось умение женщины удержать мужское внимание. Это побуждало гаремных красавиц к самосовершенствованию – занятиям искусством и заботам о внешней привлекательности. Поэтому поступавшие в цинское время из Европы зеркала, как и китайская лаковая мебель для туалетных принадлежностей, представленная на выставке, в полной мере отвечали бытовой ситуации внутренних дворцовых покоев.
В согласии с правилами этикета, восходящими к глубокой древности, китайским женщинам предписывалось с особой заботой ухаживать за волосами и аккуратно укладывать их в высокую прическу, которая впервые сооружалась на голове невесты. Поэтому головные украшения непременно входили в набор свадебных даров. Маньчжурки, в отличие от китаянок, носили нарядные шапочки (дяньцзы), унизанные драгоценностями. Состоявшие из массы подвижных деталей, выполненные в форме цветущих веточек, бабочек и птиц из дорогих металлов и камней, покрытые аппликацией бирюзовыми и синими перьями зимородка женские головные украшения комбинировались в прическах красавиц с живыми или искусственными цветами и образовывали подобие волшебного сада, оживавшего при каждом движении.
Экспозиция «Запретный город. Сокровища китайских императоров» раскрывает многогранную художественную культуру Китая, позволяет узнать много нового о прошлом этой удивительной страны, контакты и сотрудничество с которой сегодня постоянно растут и укрепляются.
Выставка организована при поддержке: Китайского банка развития и Внешэкономбанка
Информационные партнеры: