Пресс-релиз

Выставка "Под царским вензелем". Произведения Императорского фарфорового завода из собрания Государственного Эрмитажа"

19 октября 2007 – 13 января 2008 г.
Выставочный зал Успенской звонницы Музеев Московского Кремля

17 октября 2007 г. в Музеях Московского Кремля при поддержке Финансовой Корпорации "УРАЛСИБ" открывается уникальная выставка "Под царским вензелем. Произведения Императорского фарфорового завода из собрания Государственного Эрмитажа". Впервые в Москве в рамках одной экспозиции представлены коллекция императорского фарфора из Государственного Эрмитажа и коллекция Императорского Фарфорового Завода, ранее недоступная для широкой публики. Показанные вместе, они подтвердят, что фарфор - дело государственной важности.

Экспонаты выставки не только удивляют роскошью и красотой, но переворачивают представление о фарфоре как об изящном излишестве. Посуда оказывается не просто емкостью для пищи, но вместилищем пищи духовной, спутником истории страны и способом просвещения; продукция Императорского завода - предметом интернационального восхищения, а сам завод - одним из самых успешных предприятий России.

Ретроспектива охватывает период с момента его открытия в 1744 году по 1917, время, когда мануфактура работала непосредственно по императорским заказам.

Каждый из 300 экспонатов – несомненный шедевр, отразивший характер своей эпохи. И у всех предметов есть особая, не бытовая функциональность.

Выставка демонстрирует, что фарфор может быть носителем национальной идеи. Например, знаменитый Гурьевский сервиз, названный в честь графа Д.А.Гурьева, под наблюдением которого он был сделан. Сервиз был преподнесен на Рождество Александру I в честь победы России над Наполеоном. Вместо античных кариатид и атлантов– русские юноши и девушки, держащие над головой вазы, чаши и корзины. Русские народные типажи смотрятся не менее благородно и величаво, чем герои и боги греческой мифологии. Живописные миниатюры представляют не фантазийные пейзажи далеких стран, а виды российских городов и жанровые сценки, показывающие облик и обычаи народов России. Эта тема была продолжена в знаменитых фигурках крестьян С.С.Пименова. Его "Водоноску" современники называли "скромной богиней".

Расписная столешница "Сибирская флора" примечательна не только тем, что сделана из фарфорового пласта необычайно большого размера – 119 см в диаметре. Пышный цветочный орнамент представляет действительную растительность северной страны, и показывает, что и в холодном краю есть место райской красоте. Русским холод – не помеха, и народ, воспитанный не в тепличных условиях, будет процветать всегда.

Тонкие стенки фарфора содержали и тонкий намек на военную мощь страны, с которой лучше дружить, а не воевать. Затейливые барочные скульптурки из серии "Трофеи" повествуют об успехах внешней политики Екатерины II. Горы из флагов и знамен побежденного противника превратились в изящные безделушки для императрицы, и всех, кто посмеет ей противостоять, она победит, а знаки их государственного достоинства превратит в развлекательный декор.

Произведенные при императоре Николае I, когда фарфоровое производство достигло необыкновенного монументального размаха, вазы-кратеры изображают гренадеров 1812 года. Воины русской армии стоят на страже у входов в дворцовые покои, внушительного размера фарфор – на страже государственного спокойствия. Обращение к победе над Наполеоном внушает гордость за прошлое страны, фон, имитирующий малахит, прославляет ее богатые ресурсы, здесь - открытые в то время на уральском руднике Демидовых огромные малахитовые залежи.

Фарфор не только выражал благодарность подданных государю за рачительное управление, но мог быть и трогательным знаком личной привязанности, повествовал не только о победах на военных поприщах, но мог и способствовать победе на личном фронте.

Во времена Елизаветы были популярны "пакетовые" табакерки, изображающие конверт с сургучной печатью и факсимильной подписью заказчика. Галантные кавалеры и дамы, предлагая друг другу модный тогда нюхательный табак, в этих же табакерках передавали любовные записки. В эпоху Екатерины эти "кибиточки любви" сменились более роскошными объяснениями в чувствах. Их них на выставке будет представлен знаменитый сервиз "ГГО" из 300 предметов, украшенных монограммой и графской короной, подаренный императрицей своему фавориту Григорию Орлову.

Фарфор всегда с большим успехом заверял и добрые чувства на межгосударственном уровне. Он был лучшим подарком правительству другой страны. Правда, подаренные за рубеж предметы на выставке увидеть не удастся по понятным причинам – страны, получившие презент, хранят его до сих пор как величайшую ценность, которая постоянно возрастает. Доказательство чему – сенсационная продажа на аукционе Sotheby’s 2005 года двух русских ваз, сделанных на Императорском заводе в 1825 году за 4 миллиона долларов.

Современная продукция императорского завода с успехом продолжает традиции. Во время саммита большой восьмерки жена президента Буша купила сервиз с орнаментом "Кобальтовая сетка" в стиле ампир. Первый сервиз "Кобальтовая сетка", сделанный для императрицы Елизаветы в 1756-1763 гг, также будет представлен на выставке. Этот узор, придуманный еще в начале истории завода, не потерял актуальности до сих пор. Орнамент стал визитной карточкой завода. Многие высокопоставленные дамы не осталась равнодушными к русскому фарфору – есть он и у г-жи Миттеран, и у г-жи Блэр. Произведения завода украшают резиденции американского президента и английской королевы, а после празднования 300-летия Петербурга русский фарфор появился в коллекциях всех 48 глав государств, приглашенных на торжество. Традиция "фарфоровой дипломатии" не прерывалась никогда: Брежнев дарил фарфор Индире Ганди, Горбачев – Маргарет Тетчер.

Можно сказать с уверенностью, что фарфор – не просто историческое достояние, но символ будущего, потому что он олицетворяет мир и благополучие. Из трех древних изобретений, оказавших наибольшее влияние на развитие современного мира: пороха, бумаги и порцелина, только фарфор не ведет к разрушению. Бумага не раз терпела слова, разжигавшие войны, порох довершал ее начинания, и только фарфор был и остается миротворческим знаком, овеществленной в искусстве дипломатией. Бережное отношение к хрупким предметам необходимо продолжать в отношении человека к человеку.

Сама выставка – пример добрых партнерских отношений Музеев Кремля и Государственного Эрмитажа Это сотрудничество позволит и в дальнейшем показывать сокровища Эрмитажа московским зрителям, связывая исторические культуры двух российских столиц.

 
вверх