Пресс-релиз

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Музеи Московского Кремля

Выставка "Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного"

Одностолпная палата Патриаршего дворца
Музеев Московского Кремля
14 декабря 2007 – 06 апреля 2008 г.

Выставка "Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного" в Одностолпной палате Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля впервые объединяет в одной экспозиции уникальные памятники русской истории и культуры, связанные с именем и деяниями великого царя. Она организована при поддержке "Газпромбанк" (ОАО). Ее участниками, вместе с Музеями Кремля, стали: Государственная Третьяковская галерея, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Государственный Исторический музей, Государственный Русский музей, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, Российский государственный архив древних актов, Библиотека Упсальского университета (Швеция), Государственный архитектурно-художественный музей-заповедник "Ростовский кремль", Ярославский художественный музей, Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник и Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Искусство эпохи Ивана IV - это исключительное явление, в котором сочетается высокое художественное качество и глубина постижения христианских истин. Лучшие русские мастера XVI в. из ведущих художественных центров России – Москвы, Пскова и Новгорода - создали комплекс ярких, идеологически насыщенных памятников, в которых утверждались святость царского рода, законность права Ивана IV на царский венец, идея богоизбранности русского народа и государства, высокий авторитет Русской церкви как хранительницы истинной веры. Со временем это способствовало формированию характерного для России восприятия персоны царя как объекта религиозного поклонения.

Иван Грозный венчался на царство в 1547 г. За годы его царствования богословско-политические идеи, питавшие на протяжении XV-XVI веков русскую государственность, приобрели характер непререкаемых догм. С точки зрения библейской концепции смены царств, произошла передача имперской власти: царство греческое покинуло авансцену истории, передав корону и скипетр московскому самодержцу. России предназначалась великая миссия, а в ее стольном граде Москве видели воплощение «нового града Константина», третьего Рима - средоточия истинного православия.

Главными свидетелями, подтверждающими избранничество Московского царства, стали великие святыни христианского мира - прославленные иконы, которые чудесным образом покидают пределы бывшей империи и приходят на Русь, чтобы взять под свой покров Русское царство. В экспозиции демонстрируются списки наиболее прославленных богородичных икон и икон Николая Чудотворца, считавшихся некогда «палладиумами» Византийского государства.

Часть экспозиции, представляющая раздел "Прообразы царской власти" и "Сакрализация царской власти", демонстрирует иконные изображения ветхозаветных правителей, рассматривавшихся государями как архетипические образы власти. Здесь можно видеть образы первого христианского императора Константина и его матери Елены, а также патрональные, надгробные и мерные иконы царской семьи.

Идея богоизбранности Русского царства и его особого спасительного пути объединяла царя и его народ. В области искусства это нашло отражение в том, что в московской культуре распространяются и пользуются большой любовью иконы, в композиции которых присутствуют образы молящегося мира – идеального православного общества ("Покров", "Богоматерь Боголюбская", "О Тебе радуется").

Русское царство и Русская церковь претендовали на звание хранителей истинной, незамутненной ересями и искажениями, православной веры. По заказу государства создается целый ряд новаторских по своей сути икон, приемлющих на себя роль богословских трактатов. В них каждый образ основан на конкретном литургическом тексте и является его подробным и точным истолкованием. Дошедшие до нас документы XVI в. свидетельствуют о том, что впервые на государственном уровне наставниками царя митрополитом Макарием и священником Сильвестром был разработан план создания произведений искусства, программа которых была призвана служить утверждению новой идеологии.

По мысли царя и митрополита Русская церковь, возносясь вместе с государством, должна была занять первенствующее среди церквей место. Святые - есть истинное "царския державы богатство" - с такими словами обратился Иван Грозный к епископам, призывая их и далее "обыскивать о великих чудотворцах… где которые чудотворцы прославились". Среди канонизированных было немало основателей новых монастырских обителей, прославившихся как своими аскетическими подвигами, так и хозяйственной, строительной деятельностью (Зосима и Савватий, Александр Свирский, Варлаам Хутынский).

Экспозиции раскрывает тему "Венчания на царство". В ней представлена знаменитая Шапка Казанская, символ главного события эпохи Ивана Грозного - завоевания Казани, а также государственные инсигнии, воссоздающие этот ритуал.

Тема святого царя - защитника христианской веры, представлена на выставке предметами, несущими в себе государственную символику и раскрывающими тему покровительства власти православной церкви.

В разделе "Царь-воин" - вооружение и доспехи времени Ивана IV. В России не сохранилось ни одного предмета воинского вооружения первого русского царя. Однако, в Оружейной палате Кремля хранятся уникальные памятники, принадлежавшие ближайшему окружению государя, в частности боярину Федору Ивановичу Мстиславскому. Представители знатной фамилии Мстиславских занимали высшие посты в иерархии русского двора. Оружие, принадлежавшее им, оказалось в царской казне в начале XVII столетия и продолжало использоваться русскими самодержцами в торжественных воинских церемониалах.

Экспозиция "Вера и власть. Эпоха Ивана Грозного" в Одностолпной палате Патриаршего дворца Московского Кремля наглядно демонстрирует взаимоотношения художественной культуры, власти и веры. Эта тема, волновавшая наших предков в XVI веке, не теряет своей актуальности и по сей день. Мы надеемся, что выставка станет одним из важнейших событий этого года для всех любителей и знатоков русской истории и искусства.

Генеральный партнер проекта: "Газпромбанк" (ОАО)

Информационные партнеры: ТК Россия, Эхо Москвы, Мезонин, Русское искусство, портал Музеи России

 
вверх