Пресс-релиз

Выставка одного шедевра. Картина Андреа Мантеньи "Святой Георгий"
Оружейная палата
19 июня - 18 июля 2013 г.

С 19 июня по 18 июля в Оружейной палате Музеев Московского Кремля будет экспонироваться одно из самых известных произведений эпохи Возрождения – "Святой Георгий" Андреа Мантеньи. Эта уникальная выставка стала возможной благодаря инициативе Посольства Итальянской республики в Москве и лично Посла Итальянской республики в Москве, господина Антонио Дзанарди Ланди. В 2011 году, в рамках мероприятий Года Италии в России и Года России в Италии музеи Москвы и Санкт-Петербурга принимали в своих стенах шедевры мастеров эпохи Возрождения и барокко, однако Музеи Кремля участвуют в подобном проекте впервые.

Показ шедевра Мантеньи именно в Московском Кремле является по-настоящему знаковым событием. На протяжении веков святой Георгий оставался для русского народа олицетворением мужества, благородства и служения правому делу. Георгий, выходец из Каппадокии, был высокопоставленным военным во времена правления императора Диоклетиана. Приняв мученическую смерть за веру, он обрел статус небесного покровителя христианского воинства. В эпоху Средневековья миф о Георгии несколько видоизменился: его центральной частью стал поединок героя с драконом (воплощением мирового зла) и освобождение невинной девы, предназначенной в жертву чудовищу. Таким образом, святой воин стал олицетворением идеального рыцаря и защитника истинной веры. Образ святого Георгия имеет особое значение для России, Москвы и Кремля. Его культ получил широкое распространение в ходе борьбы русских земель с Золотой Ордой. На рубеже 14-15 веков изображение всадника с копьем, в котором безошибочно угадывался облик святого Георгия, стало символом власти московских князей. Витязь, поражающий дракона, и по сей день украшает собой герб Российской Федерации и герб Москвы.

Показ "Святого Георгия" в Музеях Кремля имеет исключительное значение еще и потому, что в богатейших собраниях российских музеев нет ни одной картины Мантеньи – прекрасного художника, принадлежащего к числу самых значимых мастеров, оказавших огромное влияние на сложение самобытного стиля живописи Северной Италии Раннего Возрождения. Свои первые шаги в искусстве Андреа Мантенья сделал в Падуе, в мастерской Франческо Скварчоне, весьма посредственного художника, но, по всей видимости, отличного педагога. Скварчоне был страстным собирателем античных древностей и сумел привить своим учениками то же преклонение перед искусством Древней Греции и Древнего Рима. Не меньшее влияние оказало на молодого Мантенью знакомство с творчеством флорентийских и венецианских мастеров, работавших в Падуе – Донателло, Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло, Якопо и Джованни Беллини. Из этого сплава разнообразных традиций и возник его неповторимый стиль – строгий, монументальный, отличающийся подчеркнутой скульптурностью и чеканностью форм. Разделяя гуманистическое учение о человеке – венце творения, Мантенья создал в своих произведениях особый тип героя, достойного и благородного, классически прекрасного внешне и внутренне, Одним из самых ярких тому примеров является картина "Святой Георгий". Дата создания этой работы по сей день вызывает споры, одни ученые относят ее к концу 50-х годов 15 века, когда художник только перебрался в Мантую ко двору герцога Гонзага. Другие считают, что Мантенья написал "Святого Георгия" в начале семидесятых, после поездки в Тоскану в 1466 г. Также нет точных сведений о первых владельцах картины. Мы знаем только, что она была выкуплена в 1856 году из собрания Манфрина австрийским императором Францем Иосифом и передана в венецианскую Галерею Академии, где хранится и по сей день.

Показ этой уникальной картины в Кремле стал возможен благодаря поддержке Посольства Итальянской Республики, Специального управления по охране объектов исторического, художественного и этно-антропологического наследия и руководству объединенными музеями города Венеции и городов Венецианской лагуны, а также Визовому центру Италии.

 
вверх