Пресс-релиз

18 мая 2007 г.

Историческая справка

«Церковь под колоколы» Иоанна Лествичника, была построена Боном Фрязиным на месте обветшавшей постройки Ивана Калиты как ярусная восьмигранная башня в начале XVI в. Она сразу же стала вертикальной доминантой Соборной площади Кремля, ее смысловым и ориентационным центром. На рубеже XVI и XVII вв. при Борисе Годунове церковь Иоанна Лествичника была надстроена круглым барабаном с декоративными кокошниками и золоченой главой и превратилась в стройный столп Ивана Великого, главную вертикаль Кремля и всей Москвы, достигшую высоты 81 м.

В 1532 – 43 гг. к колокольне с северной стороны была пристроена звонница для больших колоколов с церковью Воскресения Христова, а в 1552 г. ансамбль был дополнен белокаменной лестницей. В 1624 г. Баженом Огурцовым к Успенской звоннице с севера была пристроена Филаретовская звонница, или «Филаретовская пристройка».

В 1812 г. отступавшая из Москвы наполеоновская армия пыталась взорвать колокольню. Взрывом были полностью разрушены Успенская звонница и Филаретовская пристройка, колокольня устояла, хотя в ее сводах и стенах появились трещины. Позже звонница и пристройка были восстановлены на прежних фундаментах под руководством архитектора И. Жилярди по проекту И.В. Еготова и Л.Руска. Новое крыльцо звонницы со стороны соборной площади построено в 1852 г. по проекту архитектора К.А. Тона.

Реставрация

В 1955 г. территория и памятники Московского Кремля были открыты для посетителей. Значительные реставрационные работы были выполнены с 1968 по 1970 гг. (проект мастерской №7 института «Моспроект-3»).

В настоящее время в комплексе колокольни проведены масштабные реставрационные работы, которым предшестовали серьезные историко-архивные, натурные архитектурные, инженерно-конструктивные и технологические исследования, разработка комплексного эскизного проекта реставрации и приспособления, а также подготовка рабочего проекта реставрации памятника.

Любая реставрация всегда является испытанием для памятника. Не секрет, что постепенно уходят в прошлое принципы научной реставрации, базирующиеся на Венецианской хартии – сформулированных правил, принятых международным сообществом. Создание новодела, неоправданная замена деталей новыми, необоснованная перекладка стен стали распространенным явлением в современной реставрации. Напротив, при реставрации колокольни Ивана Великого, несмотря на значительный объем сооружения, последовательно осуществлялся принцип максимального сохранения подлинности памятника, пластики стен и белокаменных деталей. Скрупулезное отношение к уникальному произведению итальянского архитектора 1505-1508 гг. позволило достичь желаемого результата – архитектура, как главный объект экспонирования. Напластования времени не только не стерты при этой реставрации, а напротив, выявлены и становятся зримой иллюстрацией истории памятника.

Исследования состояния строительных материалов, выполненные в процессе работ, выявили отслоение отделочных слоев; значительные разрушения белого камня на карнизах и во внутристенных лестницах, что требовало замены большого числа блоков. Как на фасаде, так и в интерьерах наблюдались выветривание, отслоение и механические повреждения лицевой поверхности кирпичей. Из-за коррозии металла требовалась полная замена винтовой лестницы, ведущей в барабан главы. В плохом состоянии находились покрытие площадки первого яруса звона и карнизные металлические покрытия. Сильному износу подверглась позолота главы и памятной надписи на барабане. На седловине главы она была полностью утрачена вместе со слоем грунта, в остальных местах позолота имела глубокие царапины от когтей птиц, и наблюдалось отшелушивание. Весьма сильное разрушение фоновой окраски и позолоты букв в надписи барабана обнаружилось на стороне, обращенной к Москве-реке.

Особенную сложность представляло оснащение колокольни современными инженерными коммуникациями без ущерба для конструкций и визуального восприятия его архитектуры. Горизонтальная разводка всех сетей по этажам выполнялась в специальных подпольных каналах, проложенных по периметру помещений, а вертикальные коммуникации спрятаны в короб, проходящий вдоль внутренней стены основной лестницы под поручнем. Электрокабели прокладывались в заглубленных швах кирпичной кладки стен.

Сегодня посетители Кремля могут видеть отреставрированы фасады комплекса Колокольни Ивана Великого, включая новую позолоту главы, креста и пояса с памятной надписью на барабане, восстановлены внутристенные белокаменные лестницы, отреставрированы интерьеры всех ярусов с выявлением и фрагментарным восстановлением частично сохранившихся декоративных архитектурных деталей. Произведена замена всех оконных и дверных блоков, изготовленных по типу исторических. На нижнем и среднем ярусах воссозданы древние полы из кирпича и керамической плинфы с включением уцелевших подлинных фрагментов.

Проектные работы и авторский надзор осуществлялся ООО "Реставратор-М", реставрационное производство ООО РПП "Таргет-Цель", монтаж инженерных систем ГК «Комбета».

Экспозиция

Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» представляет собой комплекс постоянных и временных экспозиций, расположенных в исторических и архитектурных памятниках Московского Кремля – Архангельском, Благовещенском и Успенском соборах, Патриаршем дворце, церкви Ризположения, Оружейной палате. Однако до сих пор ни одна из музейных экспозиций не включала в себя раздела, посвященного истории самого Кремля, как единого, целостного архитектурно-исторического ансамбля. Это тем более важно, так как за всю свою многолетнюю историю Кремль много раз менял свой облик, подвергался неоднократным перестройкам, многие здания, расположенные на его территории были разрушены.

Сотрудниками Музея накоплен уникальный исследовательский материал по истории Кремля, его топонимики и геологии, позволяющий более объективно и подробно взглянуть как на историю всего комплекса в целом, так и на историю его отдельных памятников. Новая экспозиция «Архитектурная история Московского Кремля» готовит зрителя к проникновению в мир исчезнувшего, неизвестного Кремля, познаваемого лишь по уцелевшим фрагментам и летописным хроникам. Она создается в уникальных интерьерах колокольни Ивана Великого на основе трех главных компонентов: архитектуры памятника, подлинных белокаменных фрагментов и мультимедийных средств.

В собрании Музея хранится редкая коллекция белокаменных фрагментов декора кремлевских построек XIV-XIX вв. утраченных и ныне существующих зданий. В экспозиции эти уникальные подлинные экспонаты будут соединены с самыми последними мультимедийными технологиями. Это позволит показать зрителю в трехмерном изображении реконструкции уже не существующих зданий, и постепенно проникнуть в неизвестное, «прочитывая» при помощи мультимедийных систем различные временные срезы Кремлевского ансамбля.

Экспозиция разместится на первых трех этажах первого яруса Колокольни. Завершающей и наиболее впечатляющей частью экскурсии должен стать выход на смотровую площадку первого звона Колокольни, откуда посетитель сможет увидеть Соборную площадь и Замоскворечье с высоты птичьего полета.

Колокольня Ивана Великого является одним из ключевых памятников архитектуры Московского Кремля. Частью экспозиции музея должна стать история создания комплекса колокольни и звонницы, которая является одной из интереснейших страниц становления ансамбля Соборной площади.

Смысловым центром экспозиции Звонницы станет сохранившийся ансамбль колоколов. В одном из последних ярусов звонницы предполагается на основе мультимедийных технологий впервые воссоздать историю колоколов и подколоколенных сооружений Кремля. Система голографических и цифровых изображений позволит создать трехмерные сменяющиеся реконструкции кремлевских колоколов и, главное, восстановить их звучание. Появится возможность впервые услышать звон исторических колоколов, исчезнувших в пожарах или перелитых.

 

События

вверх