В 1991 году Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года № 220 «Об использовании Московской Патриархией отдельных храмов Московского Кремля», Московской Патриархии Русской Православной Церкви разрешено использовать отдельные храмы, расположенные на территории Московского Кремля. Музеи Московского Кремля освободили алтарные пространства храмов, в которых ранее находились фондохранилища и реставрационные мастерские музея.
Это усугубило и без того сложное положение с хранением и реставрацией коллекций музея, размещенных в памятниках Московского Кремля с 1990 года включенных в Список всемирного культурного наследия и находящихся под охраной ЮНЕСКО. По вполне понятным причинам без нанесения ущерба для памятников невозможно приспособить их таким образом, чтобы обеспечить хранение музейных коллекций, в соответствии с мировыми музейными стандартами и нормами музейного хранения, узаконенными в России.
Опыт отечественной и мировой музейной практики (Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. А.С. Пушкина, ВМО «Третьяковская галерея», Лувр, Риксмузеум в Нидерландах, Смитсониевский институт в США и др.) показывает, что для решения подобных задач музеи рано или поздно вынуждены выходить за рамки своих исторически сложившихся территорий, используя (музеефицируя) прилегающие кварталы для нового строительства.
Указ также поручал Правительству Москвы компенсировать утраченные помещения.
В 1993 - 95 годах Правительство Москвы «Во исполнение Указа…, в целях улучшения хранения, реставрации и популяризации уникальных сокровищ из фондов Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» выпустило ряд постановлений о создании Многофункционального культурно-реставрационного центра (МКРЦ) музея в кварталах 29 и 39 ЦАО.
С 1995 года началась подготовка исходно-разрешительной документации предпроектная проработка МКРЦ. В 1997- 98 годах был проведен открытый международный конкурс на застройку Боровицкой площади с учетом строительства МКРЦ музея.
В 2005 году создание МКРЦ было включено в Федеральную целевую программу «Культура России», что обеспечило финансирование строительства из федерального бюджета. В 2006 году на основании проведенного конкурса был заключен Государственный контракт на проектирование Депозитарно-реставрационного центра.
1. Что даст строительство Депозитария.
На сегодняшний день в постоянной экспозиции музея, созданной в 80-е годы представлены не более 10 % собрания музея. Реальным резервом расширения постоянной экспозиции и реэкпозиции существующей на территории Кремля могут быть помещения, освобожденные от фондохранилищ и реставрационных мастерских в Патриарших палатах, Успенской звоннице, Архангельском соборе. В результате их перевода из Кремля в Депозитарно-реставрационный комплекс МКРЦ музей откроет для посетителей более 2500 кв. м новых экспозиционно-выставочных площадей, а также обеспечит:
- нормативные условия для хранения и реставрации фондовой коллекции музея;
- освобождение памятников архитектуры Московского Кремля находящихся под охраной ЮНЕСКО от выполнения несвойственных им функций и проведет их комплексную реставрацию;
- необходимую инфраструктуру для широкого доступа посетителей в информационном центре МКРЦ к научной информации о памятниках и коллекциях музея;
2. Исторические сведения о территории строительства.
Стабильную планировочную структуру интересующая нас часть 39 квартала начала обретать с утратой значимости фортификационных сооружений у кремлевских стен, когда в первой половине 19 столетия были разбиты Александровские сады, русло реки Неглинной заключено в подземную трубу и образовалась читаемая в нынешних границах улица Неглинная (с 1923 года Манежная). В границах территории строительства существовали четыре исторических домовладения:
- домовладение 4 по Моховой улице образовалось в 1875 году. В 1883 году одноэтажное каменное строение было надстроено вторым этажом;
- домовладение 2 по улице Знаменка (Манежная 1) сформировавшееся к концу 18 века. В 1812 году здание сильно пострадало от пожаров и восстановлено окончательно к середине 19 века в виде двухэтажного каменного здания с жилыми подвалами;
- домовладение 4 по улице Знаменка (Моховая 2) образовалось во второй половине 1820-х годов при разделе домовладения 2, к торцу которого в 1850 году был пристроен трехэтажный объем с жилыми полуподвалами и проездными воротами;
- домовладение 5 по улице Неглинная (Манежная 5) образовалось в 1875 году. В 1885 году по проекту архитектора Р. Клейна был выстроен трех этажный каменный доходный дом.
Фасады всех домовладений находились на красных линиях (ныне не существующих) улиц имели внутридворовые хозяйственные постройки.
Плотность застройки (по сохранившимся опорным планам) более 0,9.
В 1972 году историческая застройка была снесена и образовано озелененное пространство (с подсыпкой грунта в сторону усадьбы Шаховских) с характерным рельефом. При изменении дорожного движения в девяностых годах участок приобрел нынешние границы. Часть его была получила статус природного комплекса (№ 47).
Строящееся здание частично затрагивает территории исторических домовладений:
- домовладение 5 по улице Неглинная (Манежная 5);
- домовладение 4 по Моховой улице;
Плотность застройки на участке 0,46.
Здание, Г-образное в плане, с севера примыкает к глухой стене усадьбы Гедеонова (образуя основной объем) и узкой частью вдоль территории усадьбы Шаховских выходит на красную линию Моховой улицы, закрывая при этом вид на воссозданный каретный сарай и пристройку 20 века к левому флигелю усадьбы.
Все визуальные перспективы на дом Пашкова и Кремль – Знаменка, Волхонка, Каменный мост, Боровицкие ворота сохранены.
Территория природного комплекса сохраняется, оставшаяся часть благоустраивается и также озеленяется.
3. Законность строительства.
Порядок строительства в Российской Федерации определен Градостроительным кодексом. Все необходимые согласования на проект получены, включая Росохранкультуру, Комитет по культурному наследию Москвы, Российский комитет всемирного культурного наследия (с замечаниями, устраненными на стадии рабочей документации и прошедшими регламентную комиссию Мосархитектуры). Проект получил положительное заключение Мосгосэкспертизы, получено разрешение на строительство Мосстройконтроля и открыт ордер в ОАТИ. Стройгенплан согласован со всеми инстанциями. Кроме того, в силу расположения стройплощадки проект и все необходимые мероприятия по строительству согласованы с Федеральной службой охраны Российской Федерации. Генподрядчик концерн «МонАрх» работает на основании Государственного контракта и также получает все согласования, необходимые в процессе строительства.
Строительство ведется в соответствии с Законом РФ «Об охране культурного наследия народов Российской Федерации», территория строительства в «Буферную зону Московского Кремля и Красной площади» не входит.
Все вопросы, связанные с архитектурно-художественным образом здания, с 1997 году обсуждались специалистами и широкой общественностью с использованием всех существующих методов дискуссий, включая открытый конкурс на проектирование.