Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Майя Пешкова
Гости: Валентин Кочетков, Мария Сарычева

 

Суббота, 20 Августа 2005

К.ЛАРИНА – Ну что, начинаем мы нашу программу, напомню, что передачу «Кремлевские палаты» мы делали совместно с музеями московского Кремля, и эту программу вместе со мной ведет сейчас Майя Пешкова, которую я приветствую в студии. Майечка, добрый день! 

М.ПЕШКОВА – Добрый день, здравствуйте! 

К.ЛАРИНА – Давайте сразу представим наших гостей. 

М.ПЕШКОВА – Сегодня гости нашей передачи – представители Кремля. Я попрошу представиться нашу гостью. 

К.ЛАРИНА – Мария Сарычева – давайте я это сделаю. 

М.САРЫЧЕВА – Да! 

К.ЛАРИНА – Сотрудник сектора нумизматики музеев московского Кремля. Добрый день, Маша! 

М.САРЫЧЕВА – Здравствуйте! 

К.ЛАРИНА – Валентин Петрович Кочетков, художник по металлу, медальер. Мне нравится очень это название – медальер или медальёр? 

В.КОЧЕТКОВ – Да. Медальер. 

К.ЛАРИНА – Медальер. Звучит очень красиво. Я впервые это услышала, такое определение профессии, очень красивое. И как вы понимаете… да. 

М.ПЕШКОВА – И сегодня мы будем говорить не только о медальерном искусстве, но мне хотелось сказать несколько слов о том самом учреждении… простите за казенное слово, когда речь идет о таком институте, как Строгановка в Москве. Давно ли Вы там работаете? 

В.КОЧЕТКОВ – Действительно я там работаю, и я хочу сказать то, что в этом году Строгановке будет 180 лет – это довольно серьезный юбилей, поэтому Строгановка будет в этом году справлять его. 

К.ЛАРИНА – А сколько Вы там работаете? 

В.КОЧЕТКОВ – Я там работаю с 88 года, где-то вот так… 

К.ЛАРИНА – Срок! 

В.КОЧЕТКОВ – Но с маленьким перерывом. 

К.ЛАРИНА – Т.е. уже поколение выпущенное вместе, с Вашей помощью, мастеров, да? 

В.КОЧЕТКОВ – Да, конечно, не одно поколение. В принципе мне приходится вести и дипломников – вот, кстати, и медальеров, в частности, и по другим видам, потому что наша кафедра художественные металлы, где я работаю – там очень широкий диапазон творческих работ студентов. Вот ювелирки, медали и дальше – посуда может быть, какие-то декоративно-прикладные изделия, камины, изделия для интерьеров и экстерьеров, т.е. диапазон очень широкий, и в год мы выпускаем примерно по одному-двум дипломникам, не больше. 

К.ЛАРИНА – Ну а сегодня мы будем конкретнее говорить об авторских медалях и современных орденах. У нас соответствующие есть подарки. Ну что, вопрос надо задать уже? Маш, давайте! 

М.САРЫЧЕВА – Ну, поскольку тема нашего разговора – современные медали, авторские, я долго думала, ну, какой вопрос задать радиослушателям. Ну, к сожалению, вот эта вот тема, современные медали, она terra incognita для многих. Поэтому я хочу задать вопрос про художника позапрошлого века, XIX века. Вот этот человек, вот этот художник, медальер, принадлежал к древнейшему, знатнейшему роду, и ему была уготована судьба морского офицера, он мог сделать прекрасную карьеру. Но он отказался от всего. И стал художником. Закончил академию художеств, и посвятил себя искусству. Он не только стал прекрасным творцом, но и его отличало необыкновенное трудолюбие. Он вникал во все стороны вообще того, чем бы он ни занимался. Например, он оформлял балеты и брал уроки танцев. Ну, а большинству, нам, он больше всего известен как медальер. Вот я хочу, чтобы назвали его имя. 

К.ЛАРИНА – Ну а теперь мы приступаем к традиционной части нашей программы. Поскольку Ксения Басилашвили, отправляясь в отпуск, оставила для нас пленочки свои авторские, которые посвящены шедеврам и экспонатам. Понятно, что сегодня речь будет идти – еще раз напомню – о медалях и орденах, поэтому традиционный вопрос нашим гостям. Вот и Маша… у Маши спрошу сначала: Ваш любимый экспонат? 

М.САРЫЧЕВА – Мой экспонат из нашей коллекции – это медаль прекрасного нашего московского медальера, Нины Посядо. Эта медаль посвящена Иосифу Бродскому. Это прекрасная медаль – вот я показываю картинку, к сожалению, радиослушатели не могут увидеть. Ну, во-первых… 

К.ЛАРИНА – Лучше, чем памятник Церетели. 

М.САРЫЧЕВА – Это потрясающая медаль, и… мне даже неудобно, что я ее так вот восхваляю… Я ее очень люблю. Это тончайший настольный памятник, памятник в миниатюре. Во-первых, это такая, инновационная работа. Поскольку… я хочу объяснить, что медали авторские, они делаются самим художником, отливаются в бронзе или в каком-то другом металле, собственно, в одном экземпляре… 

К.ЛАРИНА – Можно я посмотрю тоже, пока Вы рассказываете, Маш? 

М.САРЫЧЕВА – …в нескольких экземплярах. Художник сам дорабатывает вот эту вещь. И вот Нина Анатольевна, она прекрасный, я хочу сказать, знаток поэзии. Она посвятила поэтам Серебряного века, поэтам ХХ века, целую свою собственную медальерную галерею. И вот в их числе вот медаль Иосиф Бродский, которая попала в наш музей. Вот чтобы так ее описать – она состоит из четырех частей. Авторская медаль не всегда состоит, вот как обычная медаль – лицевая, оборотная сторона – не всегда двусторонняя. Вот эта медаль из четырех частей. Она с такой поверхностью, как такая вот рябь воды, волны. И вот в этих волнах как будто отражается портрет Иосифа Бродского. И вот это вот волнообразное движение медали – оно как… оно ассоциируется и с поэтической строфой, может быть и с жизнью человека… 

К.ЛАРИНА – И с Венецией. 

М.САРЫЧЕВА – И я хочу сказать, что Нина Анатольевна – т.е. медаль сделана в 91 году, задолго до смерти Иосифа Бродского – она как бы предугадала вот то, что он завещает себя похоронить именно в Венеции. Это удивительный… вот, по духу это именно и монументальный, и вот в то же самое время это и такой, интимный памятник человеку. Это большая удача, что эта медаль хранится сейчас в музеях Кремля. 

К.ЛАРИНА – Ну, а сейчас мы посмотрим, что Ксюша Басилашвили нам выбрала для своего рассказа о любимом экспонате. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Серьезные увлечения граждан властью отмечались с достоинством, на почти государственном уровне. Не случайно вензель Екатерины II был нанесен на высокий серебряный бокал в почетном центре, а его крышку завершала мини-корона, копия, между прочим, императорской. Более того, высокий статут кубка подчеркивал российский герб – двуглавый орел. Итак, екатерининский вензель, корона, государственный герб, да еще и аллегория Трудолюбия и Жертвенности – такое скопление символов на одном кубке. Кому же он принадлежал? Редкий случай в музейной практике, когда известно и имя владельца произведения, и автор, его создавший, и событие, в котором он участвовал. Стоял кубок на месте центральном, в шкафчике дома у бригадира Павла Алексеевича Чемоданова, а еще раньше получил он этот кубок как приз за участие в скачках, 28 июня 1795 г. Впрочем, жюри отметило в первую очередь положительные качества его верного друга коня, и, как ни парадоксально, о животном информации больше, чем о хозяине. Жеребец был окраса бурого и качеств спортивных: на скачках, как свидетельствует надпись на кубке, выиграл бокал и приз, денежный. Маленькое прямоугольное клеймо на крышке и основании кубка с буквами «А.Р.» - подпись автора, московского серебряника Алексея Радкова, мастера универсального, с талантами художника-орнаменталиста, скульптора и ювелира. Известно, что служил он дворецким у графа Владимира Орлова, и именно ему обязан отменным профессиональным образованием. 

К.ЛАРИНА – Ну вот видите, мы ожидали медали, а нам рассказали про кубок, что тоже не менее интересно. Давайте, поскольку у нас пришли уже правильные ответы от наших слушателей на вопрос, который Маша задала в начале программы, ну а теперь – телефон прямого эфира – 203-19-22. Назовите, пожалуйста, имя этого художника-медальера, о котором так подробно рассказала Маша. 

(розыгрыш призов. Ответ - Толстой Федор Петрович) 

К.ЛАРИНА – Что бы Вы еще добавили, если мы уже имя раскрыли, рассекретили. 

М.САРЫЧЕВА – Ну, я бы хотела сказать, что, как бы, так корреспондируясь с медальерным искусством современности, я хочу сказать, что вот эту серию, посвященную войне 1812 года Федор Толстой создал по собственному желанию – он оставил свои заметки, в которых пишет, что чувство, переполняющее его, было настолько велико, что он не мог это чувство не оставить, не воплотить его вот в своем творчестве. Он создал серию медальонов, посвященных войне 1812 года, и это… Это был не заказ ничей, это было вот такое веление сердца. Он не изобразил императора, он… все медальоны посвящены именно армии и ополчению. Поскольку жизнь его была, в общем-то, не очень обеспеченная: он, отказавшись от военной карьеры, он обрек себя на то, что приходилось ему жить только, зарабатывать, так сказать, своим трудом. И он… и вот, создав эту серию, он все-таки предложил эскизы рассмотреть Академии Художеств и монетному двору. Так создалась целая комиссия из генералов, из разных специалистов, которые искали, нет ли тут крамолы какой-то, нет ли чего-то непристойного в его медальонах. И вот эта комиссия одобрила творчество, и медальоны были допущены к производству, как бы мы сейчас сказали, к дальнейшей разработке. И Федор Толстой получил за это деньги. И сказать можно то, что известность, прежде всего, он получил в Европе, а не у себя на родине. 

К.ЛАРИНА – Спасибо, Маша, я Вам тут делаю всякие знаки, потому что у нас время новостей, мы сейчас должны прерваться на новости, потом продолжим нашу программу, и о пристрастиях нашего мастера, Валентина Петровича Кочеткова, вы уже узнаете через несколько минут. 

НОВОСТИ 

К.ЛАРИНА – Ну что ж, а мы возвращаемся в прямой эфир. Я напомню, что здесь, в студии «Эхо Москвы» Ксения Ларина, Майя Пешкова и наши сегодняшние гости – Мария Сарычева, сотрудник центра нумизматики музеев московского Кремля, и художник по металлу, медальер, Валентин Петрович Кочетков, который еще не ответил на вопрос о своих любимых экземплярах – может быть, своих, авторских, а может быть, что-то еще назовете. 

В.КОЧЕТКОВ – Ну, свои я воздержусь, а вот мои симпатии на стороне медалей Дмитрия Терехова. Я его очень хорошо знаю. Он прекрасный художник. Во-первых, он многосторонний, разносторонний художник, и более того, он еще музыкант. Вот, и отсюда, видимо, поэтому и его медали все – они музыкальные. Это видно, то, что сделано художником, который владеет музыкальными инструментами. 
К.ЛАРИНА – Ну например? 

В.КОЧЕТКОВ – Ну например… Ну, вот… Здесь в коллекции нет, у него есть медали, посвященные Моцарту, Баху, Прокофьеву, и они сделаны действительно и художником, и музыкантом – это высочайшей культуры художник, просто ну на сегодняшний день, я считаю, лучшего него в этом плане никто не работает. 

К.ЛАРИНА – Валентин Петрович, а у Вас какая тема главная, вот Вашей творческой жизни? 

В.КОЧЕТКОВ – У меня тема… Видите ли, одно время заказные медали были, а заказные медали – это… ну, как говорится, судьба что ли. Надо работать. Я люблю крестьянский труд, вот люблю трудовой народ. И у меня мои медали посвящены вот этому явлению. Вот здесь, кстати, есть… 

М.САРЫЧЕВА – Да, недавно наша коллекция… 

К.ЛАРИНА – Ну, Маша, может, расскажет… Валентину Петровичу неудобно рассказывать о себе, да. 

М.САРЫЧЕВА – Да, вот, недавно наша коллекция пополнилась… 

В.КОЧЕТКОВ – Я могу сказать потом, как они, почему они получились… 

К.ЛАРИНА – Расскажите! 

М.САРЫЧЕВА – Это медаль-картошка, которая… Мы счастливы, что получили ее, хотя была она сделана в 1970 году. 

В.КОЧЕТКОВ – Да. 

М.САРЫЧЕВА – Уже 35 лет назад. 

К.ЛАРИНА – Т.е. это советская «Картошка»? 

М.САРЫЧЕВА – Да, это было, между прочим, новацией в то время. Как памятные медали… принято было, что медаль посвящена какому-то деятелю, какому-то, ну, по крайней мере, значимому событию. И вдруг появляется медаль «Картошка», посвященная сажанию, выкапыванию, поеданию картошки… 

К.ЛАРИНА – Окучиванию! 

М.САРЫЧЕВА – Да, вот этому. И даже… ее сразу заметили, и даже тут же появилась, вот как она выставилась, да, где-то, тут же появилась статья в журнале «Советское прикладное искусство» - это было в советское время большой заслугой, чтобы попасть в такой журнал. 

М.ПЕШКОВА – Нынешнее время – является ли это временем расцвета медальерного искусства или наоборот, оно идет на спад? 

М.САРЫЧЕВА – Ну, к сожалению, мы можем только вот сожалеть, что медальерное искусство уходит из нашей жизни, уходит вообще из творческих лабораторий разных художников… 

М.ПЕШКОВА – Оно не востребовано? 

М.САРЫЧЕВА – Практически нет. Это связано, вот, со многими причинами. В основном, конечно… в советское время был расцвет – 70-80-е годы. Медальерное искусство поддерживалось государством. Была программа, на монетном дворе чеканились сотни различных видов памятной медали в год, приглашались различные художники… 

К.ЛАРИНА – А сейчас? 

М.САРЫЧЕВА – А сейчас нет. Сейчас, к сожалению, работа монетных дворов – это, ну, как любое предприятие, оно должно, как это ни странно, оно должно себя окупать. Поэтому вот так вот памятные медали для коллекционеров, для любителей практически не выпускаются. 

К.ЛАРИНА – А так, связанные с какими-то историческими датами – такого заказа не поступает от государства? 

М.САРЫЧЕВА – Очень редко. 

К.ЛАРИНА – Редко, да? 

М.САРЫЧЕВА – Очень редко. И даже я хочу сказать, что, вот, например, в следующем году наш музей будет праздновать 200-летие, и мы сами заказываем медаль на монетном дворе к нашему юбилею. Т.е. не государство, а просто наш музей как частный человек, как любой из нас, кстати, сейчас может прийти на монетный двор и заказать свою медаль. 

К.ЛАРИНА – Ну, как звезду на небе тоже, свое имя присвоить, получить сертификат. 

М.САРЫЧЕВА – Да, да, да, да. Также, я знаю, и Третьяковская галерея, у которой тоже будет юбилей, они сами заказывают себе медаль. 

К.ЛАРИНА – Скажите, Маш, простите, а вот мне даже это интересно: а вот то, что касается недавнего 60-летия Победы – тоже ничего не делали? 

М.САРЫЧЕВА – Нет, они делали. 

К.ЛАРИНА – Делали? 

М.САРЫЧЕВА – Делали. 

К.ЛАРИНА – Какие-то медали, посвященные именно этой дате, этой годовщине? 

М.САРЫЧЕВА – Памятная медаль… что-то у них было… Я точно, вот сейчас не буду говорить. 

К.ЛАРИНА – Но такого расцвета нету сейчас? 

М.САРЫЧЕВА – Нет, нет, нет. К сожалению, это все требует денег, затрат. 

К.ЛАРИНА – Да. И медали тоже. 

М.САРЫЧЕВА – Да. 

В.КОЧЕТКОВ – Мне думается, знаете, что нужно сказать: расцвет – он тогда, когда существуют выставки всероссийские. Если раньше были всесоюзные выставки, то должны быть всероссийские выставки. И вот последняя выставка была в 99 году. 

М.САРЫЧЕВА – 92, по-моему. 

В.КОЧЕТКОВ – Нет, в 99 году, в Историческом музее. Видимо, нет площадей, видимо, нет средств. И отсюда можно судить то, что, действительно, какой-то, ну, упадок произошел. 

К.ЛАРИНА – Нет, я думаю, что все есть, просто почему-то не возникает такой мысли. Ну, действительно, у нас многое сейчас исчезло из нашей жизни, то, что хотелось бы сохранить, да? Наверное, нету какой-то государственной заинтересованности, прежде всего. Хотя мне это странно, при такой заботе о патриотическом воспитании, которое мы сегодня наблюдаем у власть предержащих, уж что-что, а памятные медали – они так хорошо вписываются в такую программу. Ну было бы странно… Ну, просто странно, что даже для таких моментов они не используются. 

М.ПЕШКОВА – Юбилейная медаль «60 лет победы в Великой Отечественной войне»… 

К.ЛАРИНА – О, есть! Да? 

М.ПЕШКОВА – Да. 

М.САРЫЧЕВА – Это наградная медаль. Это наградная медаль. 

М.ПЕШКОВА – Это московский монетный двор, 2004 год. Это, видимо, время принятия соответствующего постановления. Так что поступила она в управление президента Российской Федерации по государственным наградам. 

М.САРЫЧЕВА – Ну, мы говорим о… 

М.ПЕШКОВА – Значит, у вас в Кремле она должна быть. 

М.САРЫЧЕВА – Да, она у нас есть, конечно, но я имела в виду памятные медали… 

К.ЛАРИНА – Да, да, да. 

М.САРЫЧЕВА – А это медаль наградная, юбилейная. Она на колодке, чтобы носить ее на груди, она вручалась всем ветеранам, которых не так много осталось. Очень интересная медаль, потому что на этой медали изображен орден Победы. И можно сказать, в такой вот опосредованной форме каждого ветерана наградили орденом Победы. 

К.ЛАРИНА – Орденом Победы. 

М.САРЫЧЕВА – Ну, такой вот символ. 

К.ЛАРИНА – Я хочу напомнить нашим слушателям, что поскольку мы на вопросы уже очень быстро ответили, которые Маша вам предлагала, пейджер свободен для ваших вопросов, и я вижу, что вопросов пришло уже достаточное количество, чтобы их задать в прямом эфире. Вот, например, Александр Владимирович спрашивает, каково мнение гостей о дореволюционной российской, советской и постсоветской наградных системах, в чем их плюсы и минусы? 

М.САРЫЧЕВА – Вы знаете, это такой сложный вопрос. На него не каждый специалист ответит. 

В.КОЧЕТКОВ – Тем более о наградных системах… 

М.САРЫЧЕВА – Да. 

В.КОЧЕТКОВ – …это несколько звучит… слишком обширно. 

М.САРЫЧЕВА – Наградная система – это очень сложная тема. Она вмещает в себя столько разных вопросов, фактов… 

К.ЛАРИНА – Так просто не сразу… Это отдельная программа, да, это отдельная тема. 

М.САРЫЧЕВА – Нет, это невозможно, да, невозможно. 

К.ЛАРИНА – Тогда вопрос следующий. Константин спрашивает: «Скажите, пожалуйста, на каком сайте в Интернете можно найти самую подробную информацию о медалях, сделанных в России?» А у вас, вообще, есть какая-то своя страничка в музеях московского Кремля, вот, на сайте? Нету? Отдела нумизматики? 

М.САРЫЧЕВА – Нет, нет. 

К.ЛАРИНА – Как же вы информируете, вообще, людей о том, что у вас там происходит? Вот каталоги издаются, да? 

М.САРЫЧЕВА – Да, вот каталог… опубликована была медаль Нины Посядо «Жуков» в каталоге «Польза, честь, слава» - вот, авторская медаль. И в нашем каталоге, посвященном выставке новых поступлений, целый раздел посвящен, вот, авторским медалям. Потому что на выставке была целая витрина с медалями. Небольшая статья обзорная и небольшие иллюстрации. 

К.ЛАРИНА – Следующий вопрос от Александра: «Какая медаль самая древняя в экспозиции кремлевской?» Ну вот, давайте немножечко такую экскурсию устроим по вашей коллекции, действительно. 

М.САРЫЧЕВА – Ну, у нас самая древняя русская медаль? 

К.ЛАРИНА – Ну, это уж я не знаю. 

М.САРЫЧЕВА – Или? 

К.ЛАРИНА – Самая древняя вообще, в принципе. 

М.САРЫЧЕВА – Вообще, сами медали появились во времена Римской империи, где-то в III в. н.э. это впервые… их даже не называют еще медалями. Принято их называть медальонами. Но по форме, по размеру это именно медали. И именно тогда, вот в Древнем Риме складывается и иконография, принцип медали: на лицевой стороне профильный портрет императора, а на оборотной стороне это или надпись, или какая-то поясняющая иллюстрация к тому событию, которому посвящена была вот эта вот медаль, этот медальон. Потом, вместе с Римской империей медали исчезли, и появляются они в XV веке. Первым медальером принято считать Пизанелло. А первая медаль – вот тоже так, в литературе принято считать, что первая медаль, которая была сделана Пизанелло – 1437 год, и была она посвящена визиту императора Византии Иоанна VIII Палеолога, по-моему, в Феррару. И Пизанелло отлил в честь этого события медаль по типу древнеримских, поскольку, естественно, итальянцы римские вот эти медальоны видели. 

К.ЛАРИНА – А медали всегда были круглые по форме? 

М.САРЫЧЕВА – Да, всегда круглые. Но только в XIX веке появляются и медали немножко измененной вот этой вот формы. 

К.ЛАРИНА – Ну, а если говорить именно о кремлевской коллекции – там-то какая самая древняя медаль? 

М.САРЫЧЕВА – В нашей кремлевской? Это медали времен Петра I, соправителя его Иоанна и регентства Софьи. Очень интересные у нас медали, уникальные. Но их еще не принято называть медалями, их называют золотыми. Это медали, которые вручались… т.е. монеты, золотые монеты, которые вручались солдатам и всем, кто участвовал в Крымских походах. Несколько экземпляров у нас хранится вот таких золотых. В зависимости от чина, от ранга участника вручался золотой, как они назывались, полчервонца, или же большой золотой, вот как семь червонцев, жалованный. На них нет номинала. Интересно, на лицевой стороне у таких вот монет, жалованных монет, царевна Софья со скипетром, а на обратной стороне двойной портрет Петра и Ивана. 

К.ЛАРИНА – Скажите, пожалуйста, а какой металл в основном, вот, используется в этом производстве, медалей? 

М.САРЫЧЕВА – Вот древнеримские чеканились из бронзы, поэтому они не входили, вот, в монетную систему. Во времена Возрождения начинают чеканить медали из серебра и из золота. В Риме, кстати, тоже чеканили из серебра и из золота. В XVIII веке в России чеканили, вот одну медаль чеканили, и в бронзе, и в серебре, и в золоте, жаловали, дарили в зависимости от ранга награжденного. Т.е. таким образом отмечали, кто выше, кто ниже. Были даже обиды известны, о том, что человек был обижен: вот ему-то, видите ли, не в серебре вручили, а бронзовую медаль. В советское время начали чеканить серебряные – вот первые советские медали – в серебре, в бронзе. Уже вот про тот период расцвета памятной медали в советское время – это 70-е, 60-е, 80-е годы… конечно, памятные медали московских дворов – это серебряные или… ой, простите, простите, это даже не бронза, потому что бронза – это довольно-таки дорогой сплав, в него входит большое количество серебра. А это томпаковые медали. А томпак – это, ну, сплав, вроде латуни. Но по виду она ничем от бронзы не отличается. 

К.ЛАРИНА – А сегодня? 

М.САРЫЧЕВА – А сегодня очень много чеканят, вот я скажу, памятных медалей из серебра. Но это медали так называемые монетовидные. Дело в том, что упадок медалей еще вызван, так сказать, прогрессом. Были изобретены такие машины штамповочные, которые повсюду появились на монетных дворах, которые чеканят монеты, медали с зеркальным фоном. Фон буквально вот такой вот блестящий, как зеркало. До таких монет и медалей нельзя дотрагиваться руками. Их можно брать или в перчатках… но продаются они вообще, так, у коллекционеров лежат они в пластмассовых капсулах. Вот это вот убивает эстетику медали, потому что до нее нельзя дотронуться рукой. Вот такое, тактильное общение с медалью, оно пропадает. А прежде всего медали чеканились вот как памятник такой, настольный и для такого, интимного общения. Даже выбирали диаметр медали, чтобы удобно лежала в руке, чтобы именно вот ее трогать, ощущать, переворачивать, смотреть лицевую сторону, оборотную сторону. 

К.ЛАРИНА – Вот, может быть, Валентин Петрович нам подробнее о технике расскажет – как вообще изменялся и совершенствовался этот процесс работы над медалью? 

В.КОЧЕТКОВ – Ну, вообще, вот, начиная с 70-х годов авторская медаль, она начала сильно изменяться. Почему? Потому что, в отличие от монетного двора, художник делала медаль свою сам, отдавал ее литейщиком, и он делал самые разнообразные формы. 

К.ЛАРИНА – Т.е. формы были нестандартные, да? 

В.КОЧЕТКОВ – Абсолютно нестандартные, да. Она, медаль, могла иметь форму голыша, предположим, вот этого камня, который обычно бывает на море. Вот такого толка. Они гладкие и туда можно было вписаться какой-то информации пластической. Если какая-то трагическая проблема возникала у художника, которую нужно было ему отразить, то он делал какой-то рваный край порой. И я сам тоже имел какие-то вот такие колючие края. Т.е. потом появились медали из другого материала – из фарфора. Чтобы это сделать, нужно было сначала вылепить в пластилине, потом с нее снять форму гипсовую, а в гипсовую форму уже залить фарфоровый шликер. И потом эта медаль обжигалась в печах. И она получалась такая, сахарная медаль, белая. Белая-белая, очень красивые медали. Причем… да, и вот подобными медалями занимались керамисты. Раньше-то они не привлекались для работы в этом цехе медальерном, а тут у них появилась возможность, и пожалуйста, они стали делать. Вот такие медали. Ну, собственно, и из дерева медали резались. И лились, собственно, из разных материалов. Ну, конечно, самый ходовой материал – это бронза, безусловно. Ну, там мог быть алюминий и… из стали, кстати, из чугуна медали тоже лились и будут литься, наверное. Я не говорю про драгоценные материалы, потому что они применялись, конечно, где-то в других местах, и там, конечно, нужны малые размеры в больших штампах, конечно. Вот, т.е. медали – это особый мир и особенно авторская медаль. В них можно затеряться просто. 

К.ЛАРИНА – Ну, мы хотели еще поговорить немножечко – должны успеть – о каких-то новых поступлениях. Потому что Маша перед программой с увлечением нам демонстрировала всяческие медали, вот, в том числе, Ахматовскую медаль. Я думаю, что об этом тоже стоит несколько слов сказать. Маш, пожалуйста! 

М.САРЫЧЕВА – Ну, мы стали собирать в музеях Кремля авторскую медаль сравнительно недавно. Вот в 90-е годы к нам попала полная коллекция художника Шабанова. Это прекрасный художник, медальер, преподаватель Строгановского института. Он всю свою жизнь посвятил медалям. Вот Валентин Петрович с ним очень хорошо знаком. Я хочу даже сказать, у них есть совместная медаль, так сказать, без меня меня женили. 

В.КОЧЕТКОВ – Да, у нас есть. 

К.ЛАРИНА – Это что такое? 

М.САРЫЧЕВА – Медаль, посвященная… Это медаль монетного двора, посвященная уничтожению… 

В.КОЧЕТКОВ – Встрече. 

М.ПЕШКОВА – Ну да, встрече… 

В.КОЧЕТКОВ – Встрече Шульца, госсекретаря, с Шеварднадзе. 

К.ЛАРИНА – Бог ты мой! 

В.КОЧЕТКОВ – В свое время Шульц был любителем, он собирателей был. 

К.ЛАРИНА – Медалей? 

В.КОЧЕТКОВ – Медалей, да. 

К.ЛАРИНА – О Боже мой! 

В.КОЧЕТКОВ – И, значит, Шеварднадзе решил ему сделать вот такой презент. 

К.ЛАРИНА – Т.е. это был заказ? 

М.САРЫЧЕВА – Медаль называется… 

В.КОЧЕТКОВ – Объявили конкурс. И мы с Шабановым выиграли его – я одну сторону выиграл, он другую. И вот нас «поженили». 

М.САРЫЧЕВА – Да… 

В.КОЧЕТКОВ – Медаль, конечно, получилась несколько нелепая, потому что мы совершенно разностильные художники, но тем не менее, вот так вышло. 

К.ЛАРИНА – Ну, Шульц-то получил свою медаль-то подарочную? 

В.КОЧЕТКОВ – Ну естественно, конечно, да. Да, конечно. 

М.САРЫЧЕВА – Ну а название ее полное – это на уничтожение ракет средней и меньшей дальности. Вот, мы получили эту коллекцию медалей Шабанова. Ну и потом возник интерес, стали знакомиться с художниками и приобретали, нам что-то дарили. И сейчас у нас в коллекции монеты, вот, Валентина Петровича Кочеткова, Дмитрия Терехова, Алексея Парфенова, Нины Посядо – вот, прекрасных московских медальеров. Это очень интересно. Когда мы покупаем… наш музей приобретает медали, прежде всего мы пытаемся как-то эти медали авторские вписать в контекст нашей коллекции. Вот например, Валентин Петрович сказал о том, что Терехов прекрасный музыкант, и его медали музыкальные. Ну а мы приобрели в коллекцию его медаль, посвященную двум архитекторам, Казакову и Баженову, поскольку это непосредственно те архитекторы, которые участвовали в создании ансамбля московского Кремля. Приобрели мы медаль Нины Посядо «Анна Ахматова»… ну, вы видели. Это прелестная медаль, очень красивая. Но она получила премию парижского монетного двора как лучшая медаль. И даже Нина Анатольевна была приглашена в Париж. Вот ее поощрили посещением этого города и монетного двора Парижа. 

К.ЛАРИНА – Ну что, мы должны уже заканчивать нашу не такую короткую экскурсию по нумизматическому отделу музеев московского Кремля, наши сегодняшние гости – Валентин Петрович Кочетков, художник по металлу, медальер, и Мария Сарычева, сотрудник центра нумизматики музеев московского Кремля. Спасибо вам большое! 

М.ПЕШКОВА – Я вот хочу добавить, что вот эту книгу «Польза, честь и слава. Награды России» вы можете купить, если обратитесь в киоски московского Кремля. А то, что касается информации о медалях, лично я ее сняла в «Яндексе». Нажать надо было на слово «медали России». 

К.ЛАРИНА – И там вам все и расскажут. 

М.ПЕШКОВА – Все и расскажут. Да. 

К.ЛАРИНА – Спасибо вам большое, уважаемые гости! 

В.КОЧЕТКОВ – Спасибо! 

М.САРЫЧЕВА – Спасибо! До свидания!

 
вверх