Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы" проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты" |
|
Оригинал находится на странице |
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили Гости: Игорь Комаров, Андрей Корешков |
Суббота, 19 Февраля 2005
К.ЛАРИНА: Приветствую в студии Ксению Басилашвили. Ксюша, добрый день.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Добрый день.
К.ЛАРИНА: Давай сразу представим наших гостей – Игорь Комаров – заведующий сектором оружия музеев Московского Кремля и Андрей Корешков – художник-оружейник. Добрый день, уважаемые гости.
И.КОМАРОВ: Добрый день.
А.КОРЕШКОВ: Здравствуйте.
К.ЛАРИНА: Вы вообще военнообязанные?
А.КОРЕШКОВ: Обязательно.
К.ЛАРИНА: В армии служили?
А.КОРЕШКОВ: Да.
К.ЛАРИНА: Где? Рассказывайте.
А.КОРЕШКОВ: Желдорбат. Железнодорожные войска. Строил БАМ. В 80-ые годы. Север, отдельный батальон. Много воспоминаний, конечно.
К.ЛАРИНА: Так. Игорь, а вы?
И.КОМАРОВ: А я не служил. Я учился в Университете. Была военная кафедра и лагеря, сборы. Все это, конечно, было пройдено.
К.ЛАРИНА: Ну, вы поняли, что у нас сегодня программа приурочена, что называется. На следующей неделе…
К.БАСИЛАШВИЛИ: Накануне.
К.ЛАРИНА: …День защитника Отечества 23-го февраля. И сегодня мы будем говорить об оружии. О холодном оружии?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Конечно.
К.ЛАРИНА: О холодном оружии. И разыгрывать мы будем подарки. Но не пугайтесь, оружия мы вам в руки не даем.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Этого делать нельзя.
К.ЛАРИНА: А что мы отдаем, Ксюш?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Мы отдаем главному победителю, который дозвонится к нам и ответит правильно на вопрос по телефону, мы отдаем каталог «Клинки России». Вот как раз в нем и изображения, и подробные описания, и рассказы об авторах-оружейниках современных. Это современное холодное авторское оружие. Очень красивое. Действительно такая вот ювелирка для мужчин.
К.ЛАРИНА: Ну, это вот супер-пупер, что у нас будет по телефону.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, и сюда же, в этот же комплект уходит каталог «Кремли России – твердыня русской земли» - вот это совместный российско-итальянский проект по всем русским Кремлям.
К.ЛАРИНА: Ну, а те, кто на пейджер будет с нами играть?
К.БАСИЛАШВИЛИ: А те, кто на пейджер, получат путеводитель «Оружейная палата», ну, и кроме того еще – но это на выбор, будут выбирать – или видеокассеты, которые проведут вас по Кремлю и расскажут о его образах и архитектурных памятниках. Интересная очень прогулка.
К.ЛАРИНА: Что мы должны сделать?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Нужно ответить на вопрос.
К.ЛАРИНА: Давай.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Сейчас будем называть?
К.ЛАРИНА: Конечно.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Ладненько. Хорошо. Итак, вопрос – на выставку «Клинки России» 2004, которая проходила в Кремле, художник-оружейник Александр Курбатов представил булаву под названием «Пиар». Какой предмет напоминает это грозное оружие?
К.ЛАРИНА: Пиар? Современное оружие…
К.БАСИЛАШВИЛИ: Конечно.
К.ЛАРИНА: …Булава – Пиар…
К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, только не надо уж совсем подсказывать.
К.ЛАРИНА: Вот какой предмет напоминает это оружие? Пожалуйста, на пейджер 974-22-22 для абонента «Эхо Москвы» либо 755-87-05 для абонента «Эхо Москвы», или можно смску отправить… Басилашвили, заразительная твоя болезнь – 970-45-45. Варианты принимаются различные, да?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. У нас принимается на телефон такой ответ правильный, а также интересные варианты, предположения ваши.
К.ЛАРИНА: На что похоже?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Пофанатазируйте, да.
К.ЛАРИНА: Ну, что же, а мы начнем нашу экскурсию по оружию холодному авторскому кремлевскому. И, наверное, первый вопрос, поскольку у нас мужчины в гостях, вопрос, мне кажется, даже, что я уже Игорю задавала его в прошлый раз, когда мы встречались, и все-таки – что-то происходит особенное с мужчиной, когда он держит в руках оружие? Скажите, пожалуйста, в этом есть что-то такое тайное?
И.КОМАРОВ: Да, безусловно, происходит, безусловно, происходит, но совсем не то, что обычно думают. Совсем не усиление чувства агрессии какое-то…
К.ЛАРИНА: То есть звериные инстинкты не поднимаются со дна души?
И.КОМАРОВ: Нет, ни капельки. Никогда и ни капельки. На самом деле это ощущение удивительно… Вот тактильное ощущение, вот когда ты в руках держишь настоящую красивую вещь. Вы знаете, настоящее красивое оружие всегда функционально, функциональное оружие всегда красиво. Это закон нашего зрения и нашего восприятия. Удобную вещь, ту вещь, которой удобно пользоваться, всегда приятно держать в руках – это действительно закон нашего восприятия. Но хорошее оружие, оно не может быть плохим. Оружие всегда должно быть хорошим. Потому что от оружия зависит жизнь человека в конечном итоге. Поэтому хорошее оружие всегда красиво.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Тем более, если это такое оружие, которое можно рассматривать как картину или как гравюру. Да, Игорь? Вот у нас сидит в гостях художник, современный художник-оружейник Андрей Корешков, и накануне Игорь мне рассказывал о том, как долго можно вглядываться в ножик, им созданный.
И.КОМАРОВ: Да, у нас в Оружейной палате хранится крупнейшая, в общем-то, среди музеев России коллекция, собрание именно работ современных мастеров-оружейников. И здесь обычно задают вопросы на радио «Эхо Москвы», какая вещь любимая…
К.ЛАРИНА: Ой, забыла спросить.
И.КОМАРОВ: Я не могу сказать. Ну, вот я…
К.БАСИЛАШВИЛИ: Сами вспомнили.
К.ЛАРИНА: Какие гости у нас – сами вспомнили.
И.КОМАРОВ: Мы здесь не первый раз. Работы удивительные, их более 50 вещей. В основном это подарки мастеров-оружейников, организаций. Но среди этих работ есть работа, которая у меня иногда, я сам просто подхожу к шкафу, достаю, держу в руках, смотрю. Вот эта работа – нож Андрея Корешкова, называется он «Паутинка». Удивительно простая работа. Это вот как раз та самая ситуация – чем проще, тем красивей. Прямая длинная деревянная рукоятка без какого бы то ни было декора, клинок удивительно простой, очень функциональный, прекрасной стали, и на одной стороне этого клинка – миниатюрная композиция. Она выполнена в технике травления, многослойного травления, там несколько десятков слоев. Может быть, об этом Андрей расскажет лучше, как это делается. Но это пейзаж, это лес, это река, это черное небо, это белая луна, это дорожка световая по воде бежит. И самое замечательное заключается в том, что когда этот нож держишь в руках под источником света, луна то исчезает, то появляется, и лунная дорожка то появляется, то исчезает.
К.ЛАРИНА: Как объемная открытка?
И.КОМАРОВ: Да, вот такой ракурс появляется…
К.ЛАРИНА: Ну, Андрей, давайте вы тоже дополняйте. Это ваш тоже любимый экспонат – «Паутинка»?
А.КОРЕШКОВ: Как среди экспонатов – да. У меня две работы там, в Кремле. Мне это очень льстит, сразу скажу, очень. Подобная работа родилась, она как бы вообще сама по себе родилась. Ночной пейзаж. И вот когда впервые я среди травы еще и нарисовал паутинку, то как-то впервые меня стали захваливать, я бы так сказал. И «Паутинка» уже стала притчей во языцех, потому что паутинку можно чуть ли не под микроскопом рассматривать…
К.ЛАРИНА: А у нас нигде нет - на фотографии, или в каталоге? Нигде?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет.
А.КОРЕШКОВ: Здесь, наверное, нет.
К.ЛАРИНА: Интересно рассказываете.
А.КОРЕШКОВ: Я принес, кстати, диск со своими работами. Может быть, если есть желание, скопировать, то есть можно было бы посмотреть. Вот а по поводу отношения мужчин к оружию, я бы, наверное, добавил такие слова, что оружие добавляет мужественности. А мужественность бывает и со знаком плюс, и со знаком минус. Если достойный человек, то там и честь, и слава, и все слова, которые мы можем об этом сказать. А если это хулиган, скажем так, из подворотни, то там совершенно другое отношение этого человека к мужественности. И в результате выявляется зверь, звереподобный человек. И воспитание человека, отношение его к оружию может изменяться. Хотя, конечно, в большинстве случаев это уже заложено внутри при рождении, я бы так сказал, какой человек родился.
К.ЛАРИНА: Ксюш, а у тебя какой экспонат?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Тут целая философия оружия, я уже начинаю проникать. А у меня экспонат – такой, на самом деле к нему тоже можно по-философски относиться, но эта вещь для стильных владельцев оружия, для тех, кто любит и ценит стиль, для таких Джеймсов Бондов современных, я бы сказала. Автор Геннадий Курбатов сочинил такую прекрасную вещь.
ЗАСТАВКА
К.БАСИЛАШВИЛИ: Эта работа удивляет, но не искусность гравировки, не изощренностью линий или тонкостью рисунка. Чего вообще можно ждать от предмета под грубым названием тесак? Серьезной, тяжелой, страшной, может быть, даже работы. Тем более этот предмет носит подзаголовок «Комплект для выживания». От охоты салонной изысканности не ждите. Такие предметы создаются для настоящих мужчин. То есть, если быть точнее ,для джентльменов. А такой и на необитаемом острове должен сохранять лицо и верность привычкам, пусть даже и странным. Бонд, мистер Бонд, где вы? Это специально для вас. Этот тесак действительно прекрасно бы вписался в число любимых шпионских штучек бондианы. Небольшой такой кейсик, обтянутый дорогой кожей. Только ручка у него не просто декор – а рукоять самого что ни на есть воинственного ножа. Вынимаем его из коробочки, разглядываем внимательно и обнаруживаем, что предметов в комплекте с оптимистичным уточнением «для выживания» очень много. Это настоящий стратегический военный запас – ну, не армии, одного отделения, это уж точно. Как хорошо нужно знать мужской мир, чтобы создать такого высокого полета игрушку с вполне острыми возможностями и массой деталей. А как же – настоящий хозяин своей судьбы, то есть настоящий мужчина должен просчитывать все ситуации. И потому суровый тесак, которым егери на охоте разделывают трофеи, снабжается совершенно необходимыми в диком лесу вилочкой, внутри которой спрятана крошечная перечница, ножичком, в котором до поры до времени скрывается солонка, а в ручке футляра, если возникнет желание порыбачить, поместилась складная удочка. Если мистер отправился на ловлю монстров по старинке и промахнулся осиновым колом, не беда – в комплекте еще и плевательная трубочка. Иголочка, начиненная ядом, вполне может свалить медведя. Все в одном – это идея «Тесака большого егерского» исполнения художника-оружейника Копылова Геннадия. Стильную вещицу уже приобрели. Не готовит ли автор что-то подобное, но для женщин?
ЗАСТАВКА
НОВОСТИ
К.БАСИЛАШВИЛИ: Сейчас я, Ксения Басилашвили, расскажу вам о таких новостях внутри музеев Кремля. Они приглашают вас на концерты классической музыки. Сегодня в 18:30 в Оружейной палате начнется выступление стипендиатов фонда Владимира Спивакова. А 21-го февраля, в понедельник в Оружейную палату вас приглашают в это же время в 6:30 на концерт стипендиатов фонда Ирины Архиповой. Билеты можно приобрести в кассах музея. Много вопросов к нам поступает о возможностях посетить сами музеи Кремля. Но дело все в том, что в настоящее время посещение территории Кремля, Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризоположения и Патриарших палат несколько затруднено и возможно только с экскурсионным обслуживанием. Но это вот нужно все претензии предъявлять к службам ФСО – охраны Кремля. Билеты можно приобрести в качестве экскурсии, записанной на плеер. Вот если вы покупаете экскурсию, записанную на плеер, ее стоимость 70 рублей, или пользуетесь услугами аудиогида, ее стоимость 220 рублей, или заказываете экскурсию в сопровождении гида в экскурсионном бюро музея, в этом случае вы беспрепятственно можете погулять по Кремлю и посетить выставки, в том числе «Взаимоотношения России и Италии» в Успенском соборе. Ну, вот только так, за билет нельзя. Посмотреть шедевры Оружейной палаты можно за 100 рублей. Просто приходите и покупаете билет. Льготникам, кстати, вход гораздо дешевле – 30 рублей. В Оружейную практически без очереди заворачиваете со стороны Боровицких вопрот.
К.ЛАРИНА: Ну, вот такая небольшая экскурсия у нас уже состоялась вместе с Ксенией Басилашвили. Тем временем уже пришли у нас правильные ответы на вопрос, на что же похожа булава, которая называется «Пиар». Здесь много различных вариантов, я не буду их пока называть, назову только лишь победителей (перечисление победителей). Ну, а теперь вопрос тот же самый и по телефону давайте ответим 203-19-22. И получаете вы каталог уникальный совершенно, который я сейчас листала во время новостей и рекламы, – «Клинки России – 2004», современное авторское холодное оружие, и про…
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, и огромный альбом «Кремли России».
К.ЛАРИНА: Пожалуйста, 203-19-22 – на что же похожа булава, которая называется «Пиар». Вот я ее уже видела, это понятно. Тут двух мнений быть не может. Пожалуйста, 203-19-22 – телефон прямого эфира. Алле, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Аня. Она похожа на микрофон.
К.ЛАРИНА: Конечно же, на микрофон. Да, совершенно вы правы. Оставляйте свой телефон, уважаемая Аня. Ну, вот как раз Андрей сказал, что еще представьте себе, какого она размера, этот микрофон. Какой там размер-то?
А.КОРЕШКОВ: Это порядка 60 см. Килограммов, наверное, 9-10 весом. Микрофончик такой как раз для пиаровских разборок.
К.ЛАРИНА: Для Глеба Олеговича Павловского, да?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Теперь непонятно, каким образом Илья Муромец на картине известной Васнецова удерживал такую булаву…
А.КОРЕШКОВ: …двухпудовую…
К.БАСИЛАШВИЛИ: …двухпудовую вот так легко на одной руке.
К.ЛАРИНА: У нас тут, напомним, в гостях Андрей Корешков – художник-оружейник и Игорь Комаров – заведующий сектором оружия музеев московского Кремля. Поскольку мы свободны от ваших ответов, то можно посылать на пейджер вопросы нашим гостям, поскольку, конечно же, тема очень интересная. Напомню номер 974-22-22 для абонента «Эхо Москвы». Вот пока я листала каталог, у меня возникло несколько вопросов к Андрею. Во-первых, здесь замечательные работы его представлены – настольная композиция «Таис» - стилет на подставке. Очень изящная вещь, просто такая скульптурная композиция. И стилет в ножнах – черно-белый этюд. Вообще, красота это все необыкновенная. Но вопрос у меня другой – я вот тут с удивлением увидела фамилии женщин в числе авторов работ. Это вообще часто так происходит?
А.КОРЕШКОВ: Ну, это нечасто, но так бывает. И мастерицы – оружейники-женщины…
К.ЛАРИНА: Оружейницы.
А.КОРЕШКОВ: Оружейницы появляются изредка и остаются как правило навсегда. Понимаете, это настолько завораживающе. Ну, вот поскольку мы лет пять назад создали гильдию, поэтому мы отслеживаем и видим все это дело. Гильдия это творческий союз, представляете вот сегодня 60 художников, каждый со своим мнением, каждый со своими желаниями, творческими потугами. И вдруг к нам приходят женщины, которые иногда могут утереть нос мастеру бывалому, и это очень забавно, для всех поучительно, я бы сказал, вообще это очень интересно смотреть на их работы.
К.ЛАРИНА: А вот интересно, все-таки это женщины, которые занимаются искусством создания оружия, - это женщины с мужским складом ума, с мужским взглядом на жизнь либо все-таки это женщины?
А.КОРЕШКОВ: Нет, конечно же, это женщины прежде всего. И я вам скажу, что они очень симпатичные. Встречи с ними всегда доставляют невероятное удовольствие. Но все равно когда оцениваем, вот когда мы собираемся оружейники, мы оцениваем прежде всего – покажи, что ты сделал. И если это удачно, то вы знаете, уважение к этому человеку, к мастеру, ну, казалось бы, конкурентом должен быть, ничего подобного – у каждого своя коленка, свой инструмент, свое видение всего этого дела. И вот когда человек удивляет, приятно удивляет, это заряжает и тебя самого заряжает невероятной творческой энергией. Хочется сделать, ну, скажем так, по крайней мере не хуже.
К.ЛАРИНА: Еще один вопрос у меня по этому каталогу – здесь очень много представлено коллективных авторов, так я это называю, вот Корешков, понятно, он здесь один написан, автор – Корешков. А здесь очень много – автор – такой-то, исполнитель – такой-то, отдельно идет работа по стали, отдельно идет…
А.КОРЕШКОВ: …по кости, скажем, по дереву…
К.ЛАРИНА: Да. Вот каким образом происходит это разделение труда?
А.КОРЕШКОВ: Вы знаете, когда в свое время я попытался взять кость и вырезать из нее нечто такое симпатичное, красивое, покойный нынче Бобков Олег – это большой человек в нашем деле был, он сказал: «Ну, Андрей, ты же понимаешь, есть же профессионалы супер, ты в своем деле супер, но зачем ты лезешь в ученики? Зачем показывать ученическую работу?» И вот это высказывание меня, значит, успокоило меня на всю жизнь, что называется. Если есть коробочник, который сделает укладку и уложит в элегантнейшую коробку мое изделие, то в результате выиграют все. Мне сделает супер-профессионал коробку, а я сделаю нож. Если есть кузнецы, которые куют совершенно замечательные клинки, чтобы мне научиться, мне нужно те же самые 10-15 лет, которые я потратил на свою работу, на учебу…
К.ЛАРИНА: Подождите, они ковать-то клинок будут все равно по вашему эскизу?
А.КОРЕШКОВ: Вы знаете, кто как. Вот я очень люблю не заказывать, я люблю, увидев, выкупить у него этот клинок. То есть я люблю видеть готовую работу. Другое дело, что я ее могу потом переделать по собственному вкусу, но я должен влюбиться уже в готовое изделие. А есть мастера, которые конкретно заказывают под свой творческий замысел, заказывают – вот мне нужно это, это или это. И далеко не всегда с первого раза получается. То есть такие вещи тоже бывают.
К.ЛАРИНА: А начинали с чего – с наборных ножичков?
А.КОРЕШКОВ: Ой, да если, вообще нет, если вспомнить… Скажем так, я свой первый серьезный нож сделал, наверное, в 8-ом классе.
К.ЛАРИНА: Из чего?
А.КОРЕШКОВ: Я сделал его из бритвы из опасной и подержал я его, как только я его сделал, я подержал его, наверное, в течение получаса. Дядька, значит, увидел у меня, он охотник заядлый, увидел у меня, взял и сказал: «Тебе рано такую вещь иметь». То есть то, что я ее сделал, уже забыто.
К.ЛАРИНА: Охотник наверняка сам ножи делал всегда?
А.КОРЕШКОВ: А все охотники делали. И, собственно, я думаю, что вся плеяда ножевщиков, оружейников-мастеров, она родилась из тех людей, которые мечтали иметь хороший нож и не смогли его приобрести где-нибудь. А поскольку там только начать, понимаете, это настолько завораживает, это… Ну, скажем так, я когда занимался наукой, кончал аспирантуру, и вот на последнем годе обучения сделал на заказ два ножа. Один из клинка Басова, за что меня Басов очень крепко отругал…
И.КОМАРОВ: Великий человек, великий кузнец.
А.КОРЕШКОВ: Да, и, в общем-то, наше знакомство на этом и закончилось, к сожалению. Такой случай был. И я вдруг понял, что, вот как говорят, я из учеников даже в аспирантуре я вдруг стал человеком, который что-то может. Там учиться и учиться – это бесконечный процесс, но я вдруг понял, что я здесь лучший. Ну, в каком-то маленьком кусочке. Вот, кстати, когда нас спрашивают, а на каком месте ты стоишь среди русских оружейников, предположим? Вы знаете, очень сложно сказать, потому что все разные. И слава Богу, вот у нас конкуренция, она такая именно творческая. И если у нас есть мастера Данилин – суперзвезда, значит, гравер, если Курбатов – концептуалист, если я в травлении весьма неплох, кто-то в скани, кто-то… кузнецы – это само собой, потому что сделать железо – это основа настоящего ножа, без него никуда не денешься. Каждый звезда в каком-то, ну, маленьком кусочке. И просто повторяться не имеет смысла, скажем так. Нужно найти свою маленькую ячеечку. И, в общем-то, выигрывают те, кто нашел. Вот я бы так сказал. Поэтому, кстати, я так и не продолжил занятия наукой, начал заниматься вот ножами. А потом нашлись люди, которые сказали, и бросать не надо, это все очень серьезно, это очень здорово, есть публика, которой это очень нужно, очень нравится. Ну, когда тебя хвалят, всегда очень приятно, понимаете.
К.ЛАРИНА: А есть все-таки разница, наверняка она есть, может быть, ее как-то сформулировать, вот между русским оружейным искусством, традициями русского и европейским? Вот наверняка в музеях Кремля есть и представители других видов оружия, я имею в виду европейского?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Современного?
К.ЛАРИНА: Современного. Ну, наверное, может быть, к Игорю вопрос.
И.КОМАРОВ: Есть разница. И это было связано с проблемой законодательства на самом деле. Потому что уже после I мировой войны оказалось так, что появились танки, появились пулеметы в Европе, и к холодному оружию перестали относиться как к оружию в Европе.
К.ЛАРИНА: А хотя бы кортик остался?
И.КОМАРОВ: Ну, это как предмет униформы – не более того. То есть это не оружие, предназначенное для поражения. А у нас была ситуация другая – у нас была гражданская война, буденновские шашки, и кто после вот этих, после гражданской войны посмел бы сказать, что шашка – это не оружие. Нет, это было оружие, его нельзя было хранить, его нельзя было изготавливать частным образом. На Западе формировались коллекции, на Западе был – в Европе во всяком случае – непрерывный процесс перехода от функционального оружия холодного к оружию украшенному, а там уже декоративное, а там уже сувенирное – а у нас был перерыв. Нельзя, нельзя, нельзя. И вот когда вдруг оказалось, что при участии упомянутого Вячеслава Ивановича Басова появилась дамасская сталь, появились булаты – вот в 80-ых годах, в 70-80-ых годах, произошел какой-то неожиданный взрыв. Появилось авторское оружие в таких формах, в таких видах, такое поразительное, интересное, новое, красивое, что западно-европейские мастера приезжают, они смотрят, широко раскрыв глаза и рты. Они не умеют так. Вот, кстати, о «Клинках России», приезжал французский эксперт по холодному оружию, такой мировая знаменитость. Он посмотрел эту выставку и сказал: «Мы во Франции такую не смогли бы сделать. У нас мастера три работают на таком уровне, на котором у вас в России работают несколько десятков». Вот это очень показательно.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Игорь Александрович, а сейчас законодательство не ограничивает деятельность мастеров-оружейников, не считает это противозаконным, вот такое изготовление холодного оружия?
И.КОМАРОВ: К сожалению, здесь есть такие нюансы в законодательстве, которые не закрывают полностью во всяком случае деятельность мастеров вот художников-оружейников. К сожалению, и до сих пор еще иногда представители местных отделений милиции приходят к людям, которые делают вот такие шедевры, домой и говорят: «Ну, что, заточки делаем, да? Перья делаем, да? Знаем, чем это закончится, да?» Вот такие какие-то словеса. Сейчас готовится, уже очень давно готовится новый вариант закона об оружии, куда будет введено понятие авторского художественного оружия, как-то чтобы прикрыть его со стороны законодательства. Всем все понятно.
К.ЛАРИНА: Но хранить можно дома коллекции?
И.КОМАРОВ: Да можно. Я думаю, вот Андрей…
А.КОРЕШКОВ: Можно, можно.
К.ЛАРИНА: Носить с собой, наверное, нельзя?
А.КОРЕШКОВ: Да, сегодня, конечно же, ношение… Ну, вот знаете, юридическое определение оружия как такового, оно весьма сложное, оно иногда даже надуманное. И это мешает. То есть запретительная система, она как существовала, так, в общем-то, и существует до сих пор. Попытка изменить закон, ввести изменения, чтобы художники… художник же – это свихнутый человек, вот он уперся, ему хочется сделать, его же нельзя остановить ничем, я вас уверяю. И вот, собственно, про этих людей и идет разговор, дайте художнику возможность. Мы не хотим, скажем так, становиться вот сегодня запрещено, и чтобы официально этим заниматься, абсолютно официально, я должен придти и устроиться где-нибудь работать. Вы понимаете, а я вот по складу характера, я как бы это одиночка, я сам с собой еле справляюсь…
К.ЛАРИНА: То есть устроиться по специальности работать?
А.КОРЕШКОВ: Да.
К.ЛАРИНА: На оружейный завод.
А.КОРЕШКОВ: Ну, вот понимаете, на большом оружейном заводе…
К.БАСИЛАШВИЛИ: …где делают танки…
А.КОРЕШКОВ: …собственно, это и не нужно, я вам так скажу. Вот. Не до меня им там. Придти в маленькую фирмочку или там в серьезную фирму, которая занимается серьезно изготовлением оружия, со всеми разрешениями, вы понимаете, я становлюсь, как в старину, крепостным…
К.ЛАРИНА: То есть вы не имеете права быть свободным художником?
А.КОРЕШКОВ: Вы знаете, поскольку сегодня приято уже первое чтение в Думе изменений в закон, то на сегодняшний момент мы как бы без присмотра. Вот как говорят, документы на оформлении. То есть мы не имеем еще, но уже мы уже как бы вышли из тени. Значит, сейчас это очень комфортное, конечно, состояние, но и очень забавное, потому что постовой дядя Степа все равно может остановить, и разбираться, в каком чтении был принят этот закон – это очень сложно. Это действительно так. Закон будет. В каком виде он будет, еще пока неизвестно. Дадут ли все-таки художнику работать или нет? Ведь художник, ну… Ну, чем отличается художник от нехудожника? Повториться, заставить художника повториться, это, ну, я не знаю, тогда он просто перестает быть художником. Вот сделать авторский повтор, это когда он заново переживает все….
К.ЛАРИНА: То есть на конвейер это поставить невозможно.
А.КОРЕШКОВ: А художника на конвейер вообще бессмысленно ставить.
К.ЛАРИНА: У нас есть такие художники.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Я не понимаю, почему такие сложности, ведь художники, авторские коллективы и отдельные художники-оружейники, они даже делают наградное оружие вплоть до президента.
К.ЛАРИНА: Да.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Президенты вручают наградное оружие, сделанное современными мастерами. И оно, кстати, представлено на этой выставке. Это очень красивое…
А.КОРЕШКОВ: Да, это… ну, скажем, так, ведь есть законные фирмы в Златоусте – в городе, знаменитый город оружейников. Там около 40 фирм, которые работают.
К.ЛАРИНА: А в Туле?
А.КОРЕШКОВ: В Туле несколько фирм, то же самое. Это действительно так. Но есть художники, которые, вы поймите… Вот еще раз повторю, что такое художник? Это единственное число. Художники – это уже сборище. Вот тогда уже начинаются склоки.
К.ЛАРИНА: Это союз.
А.КОРЕШКОВ: Вот союзы, ну, один из самых спокойных союзов творческих был, до некоторого момента, это гильдия мастеров-оружейников.
К.ЛАРИНА: Самые мирные люди, как выяснилось, как ни странно.
А.КОРЕШКОВ: В результате, да. Удивительно. Попытки интриг существуют. Есть люди, которые не могут без интриг. Ну, они просто перестают быть нашими товарищами, вот и все. Собственно, на этом все заканчивается. У нас нет что-то обязательного такого. Мы приглашаем на наши сборища-посиделки. Мы должны увидеть друг друга, что же мы делаем. В очередной раз удивить друг друга, понимаете? Это настолько сладко, настолько вкусно, когда мастер – даже не клиент, не покупатель, не публика, а когда твой вот соратник, который считается корифеем в своем деле, он тыкву чешет и говорит: «Ух ты!». Вот ради этого живешь.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А кто коллекционирует оружие вот такое авторское? Вот большой круг таких коллекционеров? Очень ли нужно быть богатым человеком…
К.ЛАРИНА: Я думаю, что не стоит называть имена в прямом эфире.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Нет, без имен, конечно, что это за люди?
А.КОРЕШКОВ: Я бы сказал так, что коллекционируют люди… Значит, начинающий коллекционер – всегда начинающий коллекционер, что бы он ни коллекционировал…
К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, серьезные.
А.КОРЕШКОВ: Те люди, которые стали серьезными, они вот влюбленные в оружие. И средства ему позволяют приобрести что бы то ни было за любые деньги. Ну, есть такие люди. И когда он увидел уже все, вот он влюблен в это дело, он уже все видел, и вдруг он в очередной раз удивляется, он говорит: «Ну, надо же. Сделал». Вот эта вещь приобретается. Собственно, жизнь происходит только так. Покупатели, конечно, это подарочные фонды. Потому что оружие в качестве подарка – это всегда очень достойно для мужчины.
К.ЛАРИНА: Простите, пожалуйста, а есть постоянная экспозиция в Кремлевских музеях?
А.КОРЕШКОВ: К сожалению, нет.
К.ЛАРИНА: Не бывает? А почему?
И.КОМАРОВ: К сожалению. Мы показываем вот эти вещи на периодических выставках раз в два, в три года. И у нас идея какая – показывать на этих периодических выставках временные срезы. Вот прошло два года – на каком уровне, в каком состоянии находится авторское оружие сегодня.
К.ЛАРИНА: А почему нет постоянной экспозиции? Чем это…
И.КОМАРОВ: А площади?
К.ЛАРИНА: А-а-а. В этом смысле? А галереи есть в Москве, которые специализируются на показе таких…
А.КОРЕШКОВ: Есть, есть, показывают. Интересно. Там и индивидуалы выставляются там же, и вот фирменные, которые они изготавливают, естественно. Выставляются в оружейных магазинах дорогих. Редко правда.
К.ЛАРИНА: А галереи, может быть, вы назовете? Мне кажется, что это можно.
А.КОРЕШКОВ: Это «Русские палаты».
К.ЛАРИНА: «Русские палаты». Галерея в Москве?
А.КОРЕШКОВ: Да, галерея авторского оружия.
К.ЛАРИНА: У нас вообще уже не остается времени. Такой разговор интересный. И вопросов много. Ну, давайте хотя бы один вопрос задам от наших слушателей. Вот Борис спрашивает: «Какие нетрадиционные виды холодного оружия присутствуют в кремлевской коллекции?» Игорь, это, наверное, к вам вопрос.
И.КОМАРОВ: Нетрадиционные?
К.ЛАРИНА: Что имеется в виду, не очень понимаю, но, наверное, Борис знает, что он имеет в виду.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Фантазийные, наверное?
И.КОМАРОВ: Ну, на самом нетрадиционные в случае авторского оружия это действительно фантазийные вещи. Ну, вот, например, почему-то вспомнился сразу кинжал, выполненный тульским мастером Валерием Коптевым. Совершенно уникальный – «Анубис». У него удивительная конструкция, и совпадающая по… форма совпадает с древнеегипетскими изображениями бога Анубиса. Совершенно неожиданное решение, вот такое. Вот это фантазийное, необычное, неожиданное оружие.
К.ЛАРИНА: И вопрос к Андрею: «Прослеживаете ли вы судьбу своего оружия или вам все равно, кому оно попадает?» – спрашивает Геннадий.
А.КОРЕШКОВ: Ну, если у меня есть возможность выбора, то, конечно же, я пытаюсь договориться о том, чтобы, скажем так, на ближайшую выставку, могу ли я обратиться, чтобы выставить эту работу. Как правило, если я непосредственно контактирую с покупателем, то как правило, соглашаются. Им это тоже льстит – выставиться, получить грамоту там и так далее. Точно так же с публикациями. Но есть вещи, которые, ну, скажем, тот же случай с подарочными фондами – куда он ушел, как найти этого человека? Конечно же, невозможно.
К.ЛАРИНА: К сожалению, время наше истекло. Заведующий музеями Московского Кремля Игорь Комаров и Андрей Корешков – художник-оружейник – наши сегодняшние гости. Я думаю, что все, что касается оружейных выставок, об этом мы обязательно оповестим наших слушателей.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Конечно, да.
К.ЛАРИНА: Спасибо вам огромное. Мы завершаем нашу сегодняшнюю программу очередной историей от Сергея Бунтмана. Спасибо вам.
И.КОМАРОВ: Спасибо. Всего доброго.
ЗАСТАВКА
С.БУНТМАН: Давным-давно – и для нас, и для Кремля, деревянный город был поставлен на Боровицком холме. С этого все и началось. В русле альтернативной истории занимает вопрос, а почему, собственно, там? Он, Боровицкий холм, не самый высокий, не самый неприступный, в общем, не самый-самый. Но давайте представим себе, как Кремль стоит, например, на Воробьевых горах. Красиво? Как Буда или Градчаны, на худой конец. Доминирует над городом. За ним старый университет, всякие министерства и ведомства, Манеж, что угодно – до Юго-Запада. А на этом берегу торговля – как в Пеште, и так далее. Но как таскали бы воду на верхотуру? А Лужнецкое болото? Побольше болотного, репинского – это совсем неудобно. И еще – все-таки Боровицкий холм в углу, там, где Неглинка впадает в Москву-реку. Но тогда – вот вам козырный туз – Швивая горка. Здесь в Москву впадает не отбывающая третий век заключение в трубе Неглинка, а сама Яуза. И нет у меня ответа, почему не Швивая горка была выбрана для Кремля? Вроде все хорошо – никаких болот с миазмами вокруг. Хитровка не была еще бандитской, просто ее не было и в помине. Ну, не знаю, и все. Конечно, все это досужие размышления. Но взялся бы кто-нибудь и сделал компьютерные картинки 3-D.