Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы" проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты" |
|
Оригинал находится на странице |
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили Гость: Марина Ракитина |
Суббота, 11 Февраля 2006
К.ЛАРИНА – Ну, что же, еще раз здороваюсь с Ксенией Басилашвили, добрый день.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Добрый день.
К.ЛАРИНА – И в гостях у нас сегодня Марина Ракитина, старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля, здравствуйте, Марина.
М.РАКИТИНА – Здравствуйте.
К.ЛАРИНА – Говорим мы о детях. Вопрос у меня возник, когда услышала анонс нашей передачи, а о чьих детях мы говорим?
М.РАКИТИНА – Мы говорим о детях царей, великих князей, о тех детях, которые родились и выросли в Кремле.
К.БАСИЛАШВИЛИ – О непростых детях, о тех, у которых в какой-то степени было золотым хотя бы детство.
К.ЛАРИНА – Да уж, это точно, тут уж никто не будет сомневаться. Хотя бог его знает, там тоже, наверное, какая-то система наказаний существовала.
М.РАКИТИНА – Нет, вы знаете, про наказание что-то в документах не говорится.
К.ЛАРИНА – На горох не ставили, розгами не били?
М.РАКИТИНА – Нет.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Мне кажется, что наказанием могло быть ношение тех доспехов, которые сейчас выставлены в «Оружейной палате», потому что я представляю себе, сколько это килограмм, и когда несчастный ребенок надевал доспехи, и его заставляли в этом ходить, вот это уже было наказанием.
М.РАКИТИНА – Ой, ну что вы говорите, если мальчику дают надеть настоящий рыцарский доспех, разве это может быть наказанием?
К.ЛАРИНА – Ну тяжело же.
М.РАКИТИНА – Ну и что, зато это обучение военному делу. Это мальчик чувствует себя мужчиной уже, раз ему доверили настоящий доспех, значит, он учится владеть оружием.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А мне кажется, что цари, они как-то своих детей не очень любили, это всегда было соперничество, вспомним Ивана Грозного, который, вот так вот, против сына пошел, и я думаю, что такое соперничество чувствовалось всегда, за спиной дышало молодое поколение.
М.РАКИТИНА – Нет, ну вы знаете, Иван Грозный и Петр I – это деятели, которые обладали совершенно особым характером, а вообще в детстве все цари очень своих детей любили, очень о них заботились, и им было предоставлено все лучшее, что можно было найти в то время.
К.ЛАРИНА – Ну что же, давайте начнем нашу детскую экскурсию. Были ли какие-то специальные программы, что называется, то, что сегодня мы называем детскими программами, программы по воспитанию, по развлечениям, как эти традиции вообще появлялись, кто их придумывал?
М.РАКИТИНА – Да, естественно, традиции эти были, и они соблюдались в течение многих столетий, но, знаете, эти традиции частично были связаны с народными обычаями и частично уже с придворным церемониалом. И эти традиции дожили до времен Петра I. В первую очередь здесь надо поговорить о традициях торжественного празднования рождения и крещения царских детей, потому что их ждали с нетерпением, и пока царица ждала ребенка, царь обходил все соборы кремлевские, все монастыри, молился.
К.ЛАРИНА – Молился, чтобы мальчик родился.
М.РАКИТИНА – Ну вы знаете, и не обязательно мальчик, если была девочка, то в этом тоже не было особой катастрофы, потому что, например, когда у царя Федора Ивановича и Ирины Годуновой родилась дочь, царевна Федосия, то царь очень обрадовался и сразу же получил своим дипломатам, еще когда девочка была совсем маленькой, присмотреть ей жениха, и сразу же начались переговоры о возможном браке с австрийским принцем, так что, если бы у царя была одна девочка, то я думаю, что здесь вопрос престолонаследия тоже был бы решен. Но вот, дочь царя Федора Ивановича умерла, других детей не было, ну, а так вообще-то цари ждали мальчиков, но праздновалось с одинаковой торжественностью рождение мальчика и девочки. Царь, получив весть о рождении ребенка, обязательно отправлял известить об этом всех своих бояр и отправлялся на торжественную встречу в Успенский собор.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А вот за самим процессом рождения, за самими родами, кто мог следить, кто мог находиться в это время рядом?
М.РАКИТИНА – Ну, знаете, здесь, конечно, царицу окружали приближенные к ней женщины из ее свиты, и царица в это время находилась, скорее всего, не в своих покоях, а в банях, где была горячая вода, где было самое чистое помещение, и там ее окружали опытные боярыни, у которых было много детей, которые могли ей помочь. И затем, сразу же, как появлялся на свет ребенок, туда входил священник, благословлял царицу и ребенка и нарекал ребенку имя того святого, в чей день он родился. Это было не крещение, а так сказать, предварительное наречение имени. Но и это имя тоже продолжало, даже после крещения, использоваться, ведь мы знаем, что неслучайно Петр I в Петербурге сначала основал Петропавловский собор, в честь своего святого, а затем основал собор святого Исаакия Долмацкого – Исаакиевский, в честь святого, в день которого он родился, и имя которого получил сначала. Эти оба собора названы в честь святых покровителей Петра. Затем, пока священник благословлял царицу, бояре начинали готовить подарки, потому что они в тот же день должны были прийти к царю и ударить ему челом, поздравить его с появлением нового царевича или царевны, и затем подарки готовили и купцы, и иностранные дипломаты, и жители разных слобод Москвы, и затем они в течение нескольких недель приходили в Кремль и поздравляли государя, свои подарки вручали.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А это простите, были подарки государю или все-таки ребенку?
М.РАКИТИНА – Вы знаете, это сложно сказать, потому что обычно это были серебряные кубки.
К.ЛАРИНА – То есть не коляски и не погремушки?
М.РАКИТИНА – Ну что вы, у царского ребенка все есть, но очень часто из этих подарков, действительно, начинала формироваться казна новорожденного царевича.
К.ЛАРИНА – То есть приданное такое.
М.РАКИТИНА – Да, и действительно, потом часть этих серебряных изделий, особенно, если они были затейливые, отличались какими-то особо выдающимися качествами, их ставили в палатах ребенка в поставец, в специальный шкафчик для украшения, я даже думаю и для игры, потому что среди этих вещей были, например, серебряные кораблики на колесах, что можно было вполне использовать уже и для развлечения. Через некоторое время после рождения, тут время было разное, ребенка уже торжественно крестили, и торжественная процессия из царских палат отправлялась в Чудов монастырь в Кремле. И там крестили царских детей у мощей одного из главных русских святых – святителя Алексея, одного из первых московских митрополитов, который жил при Дмитрии Донском, и там проходил торжественный обряд, и снова бояре поздравляли царя, и после крещения обычно устраивался крестильный стол в Грановитой палате, стол этот отличался тем, что там подавали огромное количество сладких блюд, не мясо и не овощи, а блюда сваренные на меду, и, особенно, на сахаре, а сахар был необыкновенно дорогим в то время, поэтому на столе стояли огромные литые скульптуры из сахара, произведения искусства. Вот, когда крестили маленького Петра I, то там упоминается литой сахарный лебедь весом в 3 пуда, утя сахарная и город сахарный Кремль с людьми конными и пешими и с пушками, потом из сахара отливали изображение государственного герба - двуглавого орла, и вот, все эти сладости приглашенные на сахарный пир съедали.
К.ЛАРИНА – То есть это можно было грызть?
М.РАКИТИНА – Да.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А напомните, пожалуйста, какой сын считался наследником?
М.РАКИТИНА – Обязательно старший сын, если он умирал, то следующий по возрасту становился наследником.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Значит, рождение первого сына считалось самым важным событием в семье и отмечалось, наверное, еще и в народе, я думаю, потому что это будущий руководитель.
К.ЛАРИНА – А мы уж тут наблюдали, не видела?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Нет.
К.ЛАРИНА – Как отмечали рождение сына на территории РФ отдельно взятой, нет, не видела? Стрельбу из пушек, выходной день объявили.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Это что?
К.ЛАРИНА – Это Рамзан Кадыров отмечал, вот, пожалуйста, царские традиции, они в народе, они никуда не исчезли. Из пушек стреляли?
М.РАКИТИНА – Обязательно, во второй половине 17 века стреляли из пушек, звонили в колокола обязательно, оповещая всех жителей Москвы, и потом по всей стране рассылали царские грамоты.
К.ЛАРИНА – Выходной объявляли?
М.РАКИТИНА – Вы знаете, нет. Затем, уже позже, в 18-19 веке день рождения императора и членов его семьи, это был действительно выходной день, но до времен Петра I, наверное, выходной не объявляли, но обязательно все в этот день должны были молиться в церкви за здоровье царя и его наследника.
К.ЛАРИНА – А вот интересно, рожденные в этот же день дети простые, они ведь, наверное, были обречены именно на это имя царское.
М.РАКИТИНА – Вы знаете, имена давали разные, и царским детям обычно давали имена, связанные с какими-то известными деятелями, очень часто давали имена византийских императоров и императриц, а имена какие-то особо сложные и затейливые, конечно, не давали. Еще считалось, что хорошо, если ребенок получит имя святого монаха или отшельника преподобного, значит, жизнь у него будет спокойная, а вот если он получит имя в честь святого мученика, то хотя мученики очень почитались на Руси, но здесь жизнь могла бы быть сложнее.
К.ЛАРИНА – То есть: даришь имя – даришь судьбу?
М.РАКИТИНА – Да, поэтому имя всегда выбирали очень тщательно.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Мы уже наверно сразу после новостей расскажем, какие маршруты совершала мать ребенка, и мы все знаем эту легенду, которая связана с последней императорской семьей, когда императрица после рождения не зашла в Казанский собор, именно поэтому, как считается, судьба была такая у последней императорской семьи и у наследника, попозже поговорим, после новостей.
К.ЛАРИНА – Хорошо.
НОВОСТИ
К.БАСИЛАШВИЛИ – А теперь новости за Кремлевской стеной, по-моему, очень интересные. Дело в том, что актеру Юрию Яковлеву кремлевские интерьеры очень прекрасно знакомы еще со времен съемок фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Видимо, помня об исполненной им роли царя Ивана Грозного, музеи Кремля и позвали именно Яковлева провести экскурсию в одном из памятников, церкви Ризоположения XIV века. Заранее зачитанный актером текст экскурсии записан на пленку и транслируется группам посетителей музея. Историю храма демонстрирует слайд-фильм, лучи света выделяют в церковном полумраке иконы и фрески, одновременно транслируют объяснения евангельских сюжетов, эффектности экскурсии добавляет сопровождение музыкальными фрагментами, которые исполнялись в церкви Ризоположения в XVII веке. Меньше чем через месяц музеи Московского Кремля вступит в активную фазу юбилейного года. Указом Александра I от 10 марта 1806 года древняя сокровищница была преобразована в первый общедоступный музей Москвы. Официальным началом серии торжеств станет прием. Он состоится 7 марта в Большом Кремлевском Дворце. А сейчас в Кремле готовят выставку. Она подведет итог многолетней работе музея. В экспозицию «Российские императоры» и «Оружейная палата» включены произведения, ранее широкой публике не демонстрировавшиеся – это и документы, и мемориальные вещи. Для посетителей выставка откроется 11 марта. А пока на сайте www.kreml.ru можно посетить виртуальную экскурсию по выставке «Посольские дары русским царям». В реальной жизни выставка уже закрылась, и теперь лишь Интернет дает возможность прогуляться по залам и рассмотреть редкости.
К.ЛАРИНА – Мы знаем, что церковь запрещала держать в доме собак, но разрешала птиц, белок, горностаев. Почему церковь запрещала держать животных в доме, Марина?
М.РАКИТИНА – Не всех, конечно, животных, а собак, потому что собака в христианстве считается животным нечистым, в церковь ее пускать нельзя в отличие от кошки, поэтому собака должна жить во дворе, потому что собака во дворе работает, а кошка работает в доме. А дома можно держать тех животных, которые не нанесут ущерба окружающему, и в первую очередь, конечно, волновались за святые иконы, чтобы никто не разрушил Красный угол и не стащил ничего, поэтому разрешали держать животных в клетках. В царских покоях было очень много птиц, были и певчие перепелки, были соловьи и другие традиционные певчие птицы, были заморские птиц: канарейки, и даже очень часто встречались заморские попугаи.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А павлины?
М.РАКИТИНА – Павлины должны были гулять по царским садам, в клетку их не сажали.
К.ЛАРИНА – Наверняка дарили каких-нибудь экзотических животных, заморских, принимались такие дары?
М.РАКИТИНА – Да, обязательно. Животные были одним из традиционных даров, и известно, что иностранные послы привозили в Москву и слонов, привозили львов и других животных, их держали в специальном зверинце, а попугаев отправляли сразу в царские палаты. Известно, что царь Федор Алексеевич, старший брат Петра, очень любил животных, у него птиц в клетках было очень много, и ему очень часто дарили такие подарки, например, один посадский человек бил ему челом, подарив ему живого бобра. И лошадей, и собак, в первую очередь дарили именно этому царевичу - знали, что он этим особенно интересуется.
К.ЛАРИНА – А аквариумы были?
М.РАКИТИНА – Про аквариумы в царских покоях в документах ничего нет. Есть про специальные пруды, где жили карпы, эти пруды были в царских имениях, причем эти карпы были дрессированные, можно было подойти к пруду, позвонить в колокольчик, и карпы приплывали для кормежки, а вот рыб в аквариумах еще не было.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Хотелось бы узнать ответ на тот вопрос, на котором я закончила передачу. Все-таки считалось, что нужно сделать какие-то шаги, чтобы дальнейшая жизнь наследника была счастливой самой царице после рождения ребенка, была система запретов, система необходимых обрядов?
М.РАКИТИНА – После рождения ребенка по русской традиции в течение 40 дней мать не могла посещать церковь. Она должна была находиться дома, и только после этого священник приходил опять в царицины покои, давал ей разрешительную молитву, и после этого она тоже должна была отправиться на богомолье по Кремлевским церквям и монастырям. Если царица хорошо себя чувствовала, она могла сама принимать подарки, которые подносили бояре и другие посетители в честь рождения царских детей, такие случаи тоже бывали.
К.ЛАРИНА – Хочу сказать нашим слушателям, что поскольку свободен наш пейджер от ваших ответов, давайте-ка его заполним вашими вопросами нашей гостье, 725-66-33. Можно присылать любые вопрос, конечно, связанные с нашей сегодняшней детской темой. Почему так получилось, что Петр I реабилитировал собаку как домашнее животное, был какой-то конкретный повод?
М.РАКИТИНА – Нет. Петр собак не реабилитировал, и сейчас церковь у нас тоже не приветствует держание в квартирах собак, но дело в том, что тогда были обычно большие охотничьи собаки, их-то уж в палатах никак нельзя держать было, а в конце XVII – начале XVIII века появились маленькие комнатные собачки, которых держали дамы, и, конечно, их уже в будках во дворе держать было нельзя, и так получилось, что со временем собаки все-таки вселились в комнаты.
К.ЛАРИНА – Сегодня опять эта мода на маленьких собачек, наверняка, обратили внимание.
М.РАКИТИНА - Такую собачку можно увидеть на портрете невестки Петра I, жены царя Федора Ивановича. Марфа Матвеевна Апраксина, она изображена на портрете с такой маленькой собачкой на руках.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Почему совершенно нет детских игрушек? Не сохранились детские игрушки в Кремле, почему их так мало?
К.ЛАРИНА – А были?
М.РАКИТИНА – Были, и были в большом количестве, причем игрушки были самые разные от очень дорогих заморских, купленных у иностранных купцов или привезенных иностранными послами, сохранились отдельные предметы…
К.БАСИЛАШВИЛИ – Мало очень.
М.РАКИТИНА – Мало. Но ведь детские вещи и ломались, и портились в первую очередь, поэтому их сохранилось мало. Есть у нас серебряная позолоченная погремушка. Она, правда, попала к нам в XIX веке из палат бояр Романовых, но считается, что она принадлежала в детстве будущему царю Михаилу Федоровичу Романову.
К.ЛАРИНА – А куклы?
М.РАКИТИНА – Куклы у нас в собрании есть. Правда, они уже начала XVIII века, но по ним можно судить о более древних куклах. Это куклы матерчатые, мягкие, чтобы ребенок не повредился.
К.ЛАРИНА – Соломой набивали, наверное.
М.РАКИТИНА – Нет, они набиты или тканью, или чем-то вроде ваты. Одеты они в очень богатые одежды. У нас 2 девушки в кокошниках, роскошных сарафанах, и использовались на одежду для кукол обрезки тех тканей, из которых шилась одежда самого царя и царицы. Эти куклы очень интересные, у них не вышиты лица. У них просто сделаны матерчатые личики, головные уборы, а нос, глаза не прорисованы, потому что считалось, что если у куклы будет лицо, в нее может вселиться злая сила, и может навредить ребенку.
К.ЛАРИНА – То есть такие языческие традиции.
М.РАКИТИНА – Поэтому кукла была мягкая, но без лица. С такими куклами играли царские дочери. Еще известно, что делались очень забавные скульптуры довольно большого размера, например, что у маленького Петра стояла в палатах деревянная баба, обряженная в полный русский костюм со всеми деталями, тоже в богато вышитом уборе, и она тоже служила для развлечения маленького совсем мальчика, когда ему было года 2.
К.ЛАРИНА – А игры были какие-нибудь традиционные?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Казаки-разбойники.
К.ЛАРИНА – Да, что-нибудь вроде казаков-разбойников?
М.РАКИТИНА – Наверняка были, потому что каждый из царских детей рос окруженный своими сверстниками, не только Петр, но и все остальные. Ему сразу же подбирали подходящих по возрасту детей бояр и дворян, и они составляли его свиту, и из них составлялись и потешные полки, которые тоже существовали задолго до времен Петра, и они все вместе играли в разные игры, в том числе и в подвижные.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А что сохранилось? Что известно?
М.РАКИТИНА – Известно, что царские дети очень любили стрелять из луков, и очень часто, причем в разное время года, не только летом, царевичи отправлялись в различные подмосковные имения, в Измайлово, в Воробьево, и там стреляли из луков по мишеням. Причем, судя по тому количеству луков и стрел, которое они портили, стрельба у них шла очень серьезная, в большом количестве, они действительно обучались серьезно владеть оружием.
К.ЛАРИНА – Мальчики и девочки отдельно воспитывались?
М.РАКИТИНА – Мальчики и девочки воспитывались вместе в покоях матери где-то до 5-6 лет, а потом мальчиков передавали на попечение мужчин. Царевич, подрастая, получал дядьку.
К.ЛАРИНА – В каком возрасте появлялся дядька?
М.РАКИТИНА – В разном возрасте, может быть, даже и раньше 5-6 лет, может быть, и года в 4, это зависело от ситуации конкретной.
К.ЛАРИНА – А дядьки из кого подбирались?
М.РАКИТИНА – Дядьки подбирались из бояр тихих и не бражников. И желательно, чтобы они были из дальних родственников. Например, дядьками Петра были бояре из рода Стрежневых, родственники его бабушки, жены царя Михаила Федоровича.
К.ЛАРИНА – Там конкурс какой-то был, кастинг?
М.РАКИТИНА – Не знаю.
К.ЛАРИНА – Ведь должен же быть талант к воспитанию ребенка, не каждый же мужчина способен на такое постоянное тесное общение с ребенком, как воспитатель, какая ответственность!
К.БАСИШАЛВИЛИ – Это наверно, было очень престижно.
М.РАКИТИНА – Это было, конечно, очень престижно, потому что все знали, что дядька будет иметь большое влияние на своего воспитанника, но по каким принципам подбирались дядьки сказать трудно. Мы знаем только о конце XVII века, когда подбирали Никиту Зотова для Петра I. Мы знаем, что его старший брат, царь Федор вызвал Никиту к себе, побеседовал с ним, проверил его знания, как он будет обучать его младшего брата, потом Никиту Зотова представили матери Петра, Наталье Кирилловне, и только после этих двух собеседований дали ему утверждение в должности и разрешили воспитывать царевича.
К.ЛАРИНА – Что входило в функции дядьки?
М.РАКИТИНА – Дядька должен был, во-первых, заниматься начальным обучением, он должен был обучить своего воспитанника читать и писать, этим занимались довольно рано, раньше, чем сейчас, с 5-6 лет и раньше, потому что сыну Петра, царевичу Алексею первый букварь сделали, когда ему было 4 года, и затем дядька должен был научить мальчика обязательно ездить верхом и проследить за его обучением всем военным наукам.
К.ЛАРИНА – А остальные учителя как появлялись? По языку иностранному, по танцам.
М.РАКИТИНА – По танцам до времен Петра I не было учителей, первые учителя по танцам появились у племянниц Петра и, наверно, у его сына, царевича Алексея, это уже в начале XVIII века. А раньше, когда царевич уже умел читать и писать, к нему приходили самые образованные люди того времени – служащие Посольского приказа, которые бывали за границей, которые имели широкий кругозор, и они должны были преподавать ему все остальные науки. Обязательно приходили к нему певчие дьяки, обучавшие его церковному пению. Известно, что Петр I до конца своих дней любил петь в церкви на клиросе, ту науку использовал, которую ему преподали в детстве.
К.БАСИЛАШВИЛИЛ – И Иван Грозный.
М.РАКИТИНА – И писал церковные песнопения, и старший брат Петра, Федор, тоже их писал, обучение музыке в церковном понимании тоже обязательно входило в обучение.
К.ЛАРИНА – А на музыкальных инструментах?
М.РАКИТИНА – На музыкальных инструментах стали играть в конце XVII века, говорится, что Федора Алексеевича и его сестру Софью знаменитый ученый и просветитель того времени Симеон Полоцкий учил даже играть на клавикордах, так что с этого времени музыка уже была полноценна.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Меня вот какой вопрос сильно волнует. Было немало примеров, когда за руль правления государства ставились почти дети по тем или иным причинам, в 15-летнем возрасте и даже раньше они становились царями, руководителями страны, как тогда менялась их жизнь, они же оставались детьми при этом?
М.РАКИТИНА – В те времена считалось, что совершеннолетие наступает в 13 лет, и поэтому 14-летний юноша считался уже взрослым, и с 15 лет поступали на военную службу в войско. И когда унаследовал престол старший брат Петра, Федор, он правил самостоятельно, регентов никаких не было, у него были советчики, у него были бояре, но правил он самостоятельно, потому что считалось, что его готовили, он был заранее объявлен наследником, поэтому уже с 14 лет он ни в каких помощниках не нуждался.
К.ЛАРИНА – А жениться во сколько можно было?
М.РАКИТИНА – Жениться можно было после совершеннолетия. По церковным канонам считалось, что с 12 лет можно венчать. На самом деле царь Федор женился в 19 лет.
К.ЛАРИНА – Но это еще ничего.
М.РАКИТИНА – Он выбрал себе жену. Мы вообще мало знаем наследников престола, которые были бы женаты. Женат был только сын Ивана Грозного, а так обычно женились молодые государи, уже вступив на престол. Алексей Михайлович тоже женился через 2 года после своего вступления на престол, когда ему было 18 лет.
К.ЛАРИНА – Мариночка, пара вопросов. «Знаю, что в «Оружейной палате» представлено детское оружие царевича Алексея Михайловича. Что оно из себя представляет?» - спрашивает Ирина.
М.РАКИТИНА – У нас даже маленькие ружья.
К.ЛАРИНА – Детские?
М.РАКИТИНА – Детские.
К.ЛАРИНА – Они настоящие? Не игрушечные?
М.РАКИТИНА – Настоящие. Не игрушечные. Когда царевичу исполнялось 13 или 14 лет, он уже обучался стрельбе из настоящего ружья, но оно было миниатюрным и легким. У нас эти вещи остались.
К.ЛАРИНА – Игрушечное оружие было в качестве игрушек?
М.РАКИТИНА – Совсем маленьким детям, конечно, давали просто деревянные ружья, деревянные пушки, деревянные сабли. Первые настоящие вещи были, как пишут документы, прапорцы (знамена) и барабанцы. Это те вещи, которые можно было давать в руки совсем маленьким детям.
К.ЛАРИНА – Еще один вопрос. «Была ли специальная мебель для маленьких наследников царей: кроватки, колыбельки, коляски? Где это можно увидеть?»
М.РАКИТИНА – Обязательно была мебель, и сохранилась у нас колыбелька, матерчатая, на ремнях она висит, она была представлена на выставке, посвященной Петру Великому, несколько лет назад, но так она у нас постоянно не выставлена, она находится в фондах. А еще сохранилась маленькая мебель, сохранились детские стульчики, и маленький стульчик, который по преданию принадлежал Петру, сейчас выставлен в интерьере Патриарших палат. Другая мебель известна нам по описаниям, она не сохранилась. Что касается колясок, колясок не было.
К.ЛАРИНА – Колыбельки были.
М.РАКИТИНА – Колыбельки были, да. А во время различных церемоний и царских выходов нянька просто несла царского ребенка на руках.
К.ЛАРИНА – Мы как-то говорили про всякие протокольные мероприятия, я помню, говорили про лошадей специальных для детей.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Небольших таких, я помню, да. Специальная конюшня была ли?
М.РАКИТИНА – Да, была специальная конюшня, потому что известно, что обучали царских детей ездить верхом на маленьких лошадках, на пони, их не сажали сразу на большого коня, в отличие, кстати, от более позднего времени, потому что все дворяне XVIII века с ужасом вспоминают, как их в 6 лет сажали на настоящую лошадь, им было очень страшно, это было действительно опасно. А царских детей учили ездить на маленьких лошадях, и у нас есть маленькие седла, у нас сохранилось седло одного из детей царя Алексея Михайловича, царевича Алексея.
К.ЛАРИНА – Оно просто маленькое по размеру, а так по всем канонам сделано, да?
М.РАКИТИНА – Да, совершенно настоящее, со стременами, и он учился на нем ездить верхом, а где-то лет с 13-14 учили ездить верхом на настоящих лошадях, больших.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Детство коротким было.
К.ЛАРИНА – Да оно в принципе короткое.
К.БАСИЛАШВИЛИ – 12 лет и все, ты уже управляешь государством, представляешь?
К.ЛАРИНА – Мы должны уже заканчивать, к сожалению, время наше истекает, мы еще должны послушать рубрику Ксюшину про шедевры. Что ты там сегодня представляешь, Ксюш?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Там такая вещь, которую носила одна из царевен, жившая в Кремле. О ней подробная вещица в материальчике.
К.ЛАРИНА – А нам остается поблагодарить нашу гостью, Марину Ракитину, за очень интересный рассказ. Приходите, все рады Вас видеть, спасибо Вам.
ШЕДЕВР - Этот небольшой, но очень ценный предмет вы найдете в Оружейной палате. Поднимитесь на второй этаж, поверните направо. Он именно там, в витрине, рядом с большим и украшенным драгоценным камнями Евангелием. По размерам совсем не великий, под стать женскому украшению, 8x5 сантиметров. Да, он тоже драгоценный – распятие, вырезанное на сапфире, окаймлено золотом и жемчугом, но не одним лишь материалом и работой кремлевский мастеров ценен этот наперсный крест. Его владельцы – личности исторические. Известно, что первоначально он принадлежал Ивану Грозному, который почитал сапфиры за их способность определять присутствие яда в напитках. Затем крест попадает к Романовым, его носит супруга Михаила Федоровича, царица Евдокия Лукьяновна, он же используется в церемонии крещения царевны Ирины Михайловны. Ныне музейный экспонат, крестик этот был некогда участником важного обряда, пережил все смутные времена, хранился в императорском кабинете Кремлевского дворца, откуда поступил в Оружейную палату.