Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гость: Алексей Левыкин

 

Суббота, 13 Мая 2006

В эфире радиостанции «Эхо Москвы»Алексей Левыкин, научный руководитель Музеев Московского Кремля. 

Передачу ведут Ксения Ларина и Ксения Басилашвили. 

К.ЛАРИНА – Ну, что начинаем, здороваюсь со всеми присутствующими в студии. Ксения Басилашвили, добрый день. И наш гость Алексей Левыкин, научный руководитель музеев московского Кремля, мы го говорим о древних царских регалиях. У нас сегодня вторая передача из этого цикла. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – У нас с прошлой программы остался вопрос от слушателей про порфированые сапоги красного цвета. 

А.ЛЕВЫКИН – Ну, это одна из обязательных частей облачений византийского императора, это зафиксировано в документах, и еще можно добавить, что значит порфира, порфира – это мантия пурпурная. 

К.ЛАРИНА – А почему красный цвет возник? 

А.ЛЕВЫКИН – Ну, во-первых, это не красный, а пурпурный, императорский цвет ткани пурпурный, это не совсем красный. Это давняя история, это история, которая уходит вообще в глубь веков и даже тысячелетий, это связано и с римскими императорами. Я не могу дать ответ, я могу, например, как специалист, который всегда занимался оружием, почему под доспех надевали красную рубаху, это я знаю, чтобы не было видно крови при ранении, чтобы противник не видел, что ты ранен. 

К.ЛАРИНА – Я бы все-таки на цветах еще остановилась, мы про это хотели поговорить чуть-чуть подробнее, сочетания цветов какую-то нагрузку несут, если мы говорим о регалиях? 

А.ЛЕВЫКИН – Конечно, они несут, я даже, наверное, сказал, что они даже больше несут смысловую нагрузку в цветах знамени, например, но для той же самой Руси это более поздний цвет. Мы можем найти в истории Российского государства цвета, которые превалируют в царских вещах, допустим, тот же самый красный цвет, но опять-таки какого-то определенного выбора не было. Мы знаем, что у нас существует прекрасная коллекция воинских знамен, там цвет может варьироваться. Мы знаем некоторые полотнища, такие уникальные вещи, которые до сих пор до конца не изучены, допустим, осадачные покровцы, на которых изображен главный герб русского царя и гербы земель, вот там тоже. Я бы не сказал, что там какое-то определенное значение имеет цвет. Цвет определяется уже потом. Наверное, большое значение имело уже в 18 веке выбор цвета для знамени, тогда там появляется триколор, не белый, красный и синий, а я имею в виду золотой, белый, черный, который потом жил на протяжении 18-19 веков. Хотя цвета это очень важно, очень они важны для гербов, но в русской системе геральдики, она очень серьезно запаздывала по отношению к западной Европе, нельзя как-то определить основные цвета. 

К.ЛАРИНА – А красный кирпич и белый цвет, здесь тоже какие-то смысловые были перемены или… 

А.ЛЕВЫКИН – А что вы имеете в виду? 

К.ЛАРИНА – Стены Кремля. 

А.ЛЕВЫКИН – А она была белой. 

К.ЛАРИНА – В том-то все и дело, ее белили, а потом, когда она стала красной? 

А.ЛЕВЫКИН – Кирпич это уже в более позднее время, а так, как правило, стены белили. Естественно не было какого-то определенного значения, это я думаю, уже стиль эпохи, это вкус, например, колокольня Ивана Великого, она же не была белой, она была красной, из красного кирпича, это вот, стиль, в котором она была построена. Архангельский собор, он не был белым, белыми они становятся уже в эпоху Екатерины второй. 

К.ЛАРИНА – То есть изначально все было красное? 

А.ЛЕВЫКИН – Не все, например, Архангельский собор, он вообще был цветной, в его оформление были различные цвета включены. 

К.ЛАРИНА – А Новодевичий монастырь? 

А.ЛЕВЫКИН – Мне сложно вам ответить, я не являюсь специалистом по истории архитектуры, но скорее всего да. 

К.ЛАРИНА – Хорошо. К регалиям. 

А.ЛЕВЫКИН – Мы остановились в прошлый раз, я бы еще хотел вернуться и подчеркнуть то, что мы практически ничего не знаем о древне-киевской Руси. Ничего не знаем за исключением каких-то миниатюр, где мы можем найти престол, трон, на котором сидит князь, некая шапка с опушкой, которая нам более или менее знакома, ну и в каких-то боевых: там такой яркий шлем, большое стремя, которое можно звать, золотой меч, но это источники, которые позволяют предполагать, но не доказывать. И мы очень мало знаем о том, что было в начале, например, в начале истории Московского княжества в 14 веке, потому что упоминаний об этом мало, мы опять-таки можем полагать. Вот, что делало князя князем? Во-первых, родство, он должен был быть рожден от князя. Во-вторых, 14 век, что должно было сделать князя князем, ну, ответ очень прост – ярлык, который ему дает хан. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А ярлык это какая-то вещь реальная? 

А.ЛЕВЫКИН – Нет, это документ. Но есть очень интересный момент, это хорошо очень известно, что в древнем востоке высший властитель давал своим вассалам определенные знаки, это хорошо известно, это охватывает огромную территорию. Это мог быть драгоценный пояс, драгоценное оружие, драгоценный головной убор. Это доказательство почетного вассалитета, он правитель своей земли, но он подчиняется высшему правителю. 

К.ЛАРИНА – Почему столько самозванцев было, они подделывали какие-нибудь регалии? 

А.ЛЕВЫКИН – Нет, самозванцы не регалии подделывали, они подделывали совершенно другое. 

К.ЛАРИНА – Ну, они же тоже должны были что-то предъявить какое-то доказательство своего царского происхождения. 

А.ЛЕВЫКИН – Например, они могли предъявить узнаваемость, мать узнавала сына. Лжедмитрия узнавали много раз. Таким образом, давайте перейдем, когда начинает складываться комплекс московских регалий, которые потом станут регалиями московского царствия, наверное, ответ очень прост. Это 14 век, когда возникает Москва, когда начинается этот долгий, 200-летний путь Москвы, от небольшого княжества к мощному сильному централизованному государству. И опять-таки первые известия о каких-то регалиях, мы находим в большей степени не в описаниях инаугураций князя, не в его изобразительном варианте, а в документах, это духовные грамоты. Вот, от первого, наверное, такого мощного московского князя, который дал целую линию, неслучайно это династия, которая пресечется в 16 веке, она среди специалистов иногда называется Калитичи, Иван Калита, вот в его духовной, то есть завещании, мы впервые встречаем очень интересный элемент – это золотая шапка. Доказательств этому 100% нет, но многие исследователи полагают, что это может быть первое упоминание о знаменитой шапке Мономаха. Тем более что сейчас уже специалистами в большей степени общепринята, потому что есть две версии о ее изготовлении, потому что есть изготовление, есть происхождение, есть легенда. Так вот, специалисты, которые изучают, имеют две версии: первая, ее изготовление где-то на территории Византийской империи, и вторая, скорее всего, более убедительная, изготовление ее на территории востока. Либо это территория Золотой Орды, либо это территория Средней Азии. И, вот, по своему описанию, если мы снимем с нее 2 элемента, если мы снимем с нее опушку, если мы снимем с нее навершее -крест, она очень похожа именно на эти драгоценные головные уборы востока, которые мы встречаем на иранских миниатюрах 14 века. То есть вполне возможно, что истинный путь этого символа русской власти начинается совершенно естественно с развитием и ростом Москвы. Он начинается с того момента, когда Москва постепенно начинает становиться главным княжеством. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Иранский стиль здесь. Интересно, как это вообще пришло оттуда? 

А.ЛЕВЫКИН – Ну, это единый, это огромная территория, все в мире взаимосвязано, это огромные территории, которые связаны культурно. Россия, кстати, по культурным связям очень тесно связана с Ираном. Даже если вспомним искусство более позднего времени. Мы индоевропейцы, мы индоиранская группа, так что в этом нет ничего страшного. А это тем более, это политическая история, потому что Золотая Орда, это огромное государство, созданное на рубеже 13-14 веков, она покрывала огромные территории, в зону действий которой входил и Иран, и Средняя Азия, и вот эти восточно-европейские земли, в том числе, северо-восточные русские княжества. Они были вассалами золотоордынского царя. Дмитрий Донской смело выходит на Куликовскую битву и громит Мамая, потому что он равен ему, Мамай и он вассалы, но Дмитрий Донской уходит от боя с царем. Он уходит в Кострому и ждет, не сдается ему с одной стороны, не остается в Москве, уходит, потом потихонечку выдавливает Тахтамыша с территории княжества, но в прямой бой не вступает, потому что это царь. И вот это, наверное, формирование будущего блока регалий, он как раз начинается именно в это время. Мы говорили в прошлый раз, появляется первое упоминание о второй очень важной регалии наряду с шапкой Мономаха, это кресты, тоже появляются именно в это время. Первое упоминание знаменитого Фелофеевского креста связано с духовной сына Дмитрия Донского Василия I, это начало 20-х годов 15 века. То есть именно в это время начинаются камешки будущих регалий появляться в документах. А потом наступит момент, когда они все потребуются. 

А.БАСИЛАШВИЛИ – Первое упоминание шапки Мономаха это 14 век? 

А.ЛЕВЫКИН – Да. Ну, предположительное. 

А.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, все-таки вы обещали нам раскрыть, это легенда или нет, о шапке Мономаха как даре из Константинополя? 

А.ЛЕВЫКИН – Сейчас нет сомнений, это легенда. И когда эта золотая шапка может стать шапкой Мономаха, дата прекрасная совершенно. Иван III, Москва получает независимость, создается мощнейшее централизованное государство, внутренние противники практически все повержены, то есть создается очень хорошая политическая основа для того, чтобы сделать следующий шаг, и сам Иван III этого шага не делает, но внука своего венчает на великое княжение некой шапкой Мономаха. В то же время создается знаменитая легенда о ее происхождении, которое находится в составе историй князей владимирских. 

К.ЛАРИНА – А дата какая? Надо дату поискать, вот вам и праздник – к дате. 

А.ЛЕВЫКИН – Ну даты нет, скажем так, это рубеж 15-16 веков. Она создается в недрах Руси. Давайте назовем венчание первого великого князя 1498 год. 

К.ЛАРИНА – А день? 

А.ЛЕВЫКИН – Ой, не помню. 

К.ЛАРИНА – Давайте, вспоминайте. Мы же праздник учредим здесь в нашей передаче. Мы сейчас сделаем перерыв на новости и продолжим. 

НОВОСТИ 

К.ЛАРИНА – Несколько приглашений от программы «Кремлевские палаты». 

К.БАСИЛАШВИЛИ - Для начала я хотела бы напомнить нашим радиослушателям, что 18 мая это Всемирный день музеев и музеи в основном будут открыты для свободного посещения в этот день, но, к сожалению, у музеев Кремля это официальный выходной, четверг, а поскольку вокруг режимные мероприятия, то все это изменить достаточно сложно. 

А.ЛЕВЫКИН – Это официальный день у нас. Дело в том, что в течение многих десятилетий Московский Кремль в четверг закрывается. Это не воля музеев московского Кремля, потому что он закрывается по совершенно другими причинам. К сожалению, 18 мая мы будем закрыты, но мы постараемся сделать праздник 17 числа. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть 17 можно будет пройти? 

А.ЛЕВЫКИН – Нет, я имею в виду 17 у нас на территории будут открытие выставки и все торжества, посвященные этому. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. Уникальный музей из Дрездена приезжает, а Дрезден очень близкий город для России, поскольку много очень вещей во время Великой отечественной войны было вывезено из Посино и из Дрездена в СССР, а потом вернули. В том числе вернули тогда в Германию те вещи, которые приедут сейчас к нам в качестве выставки. 

А.ЛЕВЫКИН – Во-первых, надо сказать, что вообще в Дрездене сохранилась прекрасная коллекция саксонских курфюрстов, Дрезденской кунсткамеры, которая получила свое название по тому помещению, в котором находился «Зеленый свод», это уникальное собрание. Аналогов очень мало. Это одна из первых кунсткамер, которые были созданы в Европе. Во-вторых, да, действительно, так коллекция, которая находится в Дрездене, очень близка нам по своей истории, по тем памятниками, которые представлены. Да, Действительно был исторический факт, после того как Дрезден был стерт с лица земли, в том числе были повреждены помещения, где находился музей, «Зеленый свод», коллекция Дрезденской галереи, находилась здесь, в Москве, и была возвращена затем полностью. На нашей территории ничего не осталось. И последнее, что я могу сказать, это выставка, которая продолжает нашу, я думаю, очень удачную серию под названием «Королевские сокровища», которую мы проводим в течение нескольких лет, и она посвящена нашему 200-летнему юбилею. У нас был Лувр, у нас была Вена, сейчас пришло время Дрездена, я приглашаю всех, потому что это будет прекрасная совершенно выставка. Сейчас она монтируется, сейчас она готовится, но завершит ее дар от нашего совсем братского музея, одного из выдающихся музеев мира, Эрмитажа, в конце этого года. 

К.ЛАРИНА – Я бы все-таки поподробнее остановилась на Государственном мече и Государственном коронационном знамени. 

А.ЛЕВЫКИН – Действительно ведь рождение любого комплекса регалий очень длительный процесс. Иногда это бывает сразу, например, попытка Петра I как-то назвать группу регалий в 1721 году, в год утверждения его императором, оказалась неуспешной, потому что была названа, но практически не существовала, а затем постепенно из года в год формируется этот комплект, можно сказать, что он окончательно сформировался в 1742 году, который просуществует потом до конца Российской Империи. В том числе одним из важных элементов этого комплекта является, к коронации Елизаветы Петровны было велено выбрать из оружейной палаты меч, который становится государственным, который начинает принимать участие во всех коронациях как символ воинской мощи и было изготовлено государственное, которое просуществовало как главное государственное знамя Российской Империи, российского императора вплоть до коронации Александра II, для его коронации было сделано уже новое знамя, причина очень простая – устарел герб, уже невозможно было поправить, оно не исчезает, оно уходит в Оружейную палату, занимает свое достойное место. 

К.ЛАРИНА – Оно сохранилось? 

А.ЛЕВЫКИН – Оно сохранилось и находится в нашей коллекции. 

К.ЛАРИНА – В единственном экземпляре делалось такое знамя? 

А.ЛЕВЫКИН – Естественно. Его потом заменяет другое знамя для коронации Александра К.ЛАРИНА – А кто делал? Есть какие-нибудь источники, кто эти мастера? 

А.ЛЕВЫКИН – Сохранились все документы, у нас сейчас готовятся. Не буду забегать вперед, у нас сейчас готовится очень хорошее издание, посвященное истории русских государственных знамен, очень хороший буклет, и как только это выйдет, я думаю, всем будет открыта информация полностью: кто делал, по чьему распоряжению. Сохранились имена мастеров. 

К.ЛАРИНА – А меч? 

А.ЛЕВЫКИН - С мечом история немного другая. Очень интересная, потому что был дан приказ выбрать меч из Оружейной палаты. 

К.ЛАРИНА – Из тех, которые уже имелись? 

А.ЛЕВЫКИН – Из тех, которые уже имелись. Такой меч был выбран. Мы знаем, что клинок этого меча хранится в Оружейной палате, во всяком случае, первое упоминание датируется 1686 годом, это дата создания описей Оружейной палаты государя, естественно, он подвергся какой-то определенной доработке – была создана рукоять, навершие, ножны – и в таком виде он предстал. В дальнейшем опять-таки возможны любые элементы, любые доработки, которые происходили со временем, потому что он уже хранился, лежал, скорее всего, к каждой коронации его несколько обновляли. 

К.ЛАРИНА – Он сохранился? 

А.ЛЕВЫКИН – Он сохранился. Он представлен в нашей экспозиции. 

К.ЛАРИНА – Меч-кладенец. 

А.ЛЕВЫКИН – Не совсем меч-кладенец. Меч-кладенец – это то, что взято из земли, это клад, отсюда он и кладенец, возможно взять в могиле, потому что была такая практике – мечи ломали и клали в могилы. 

К.ЛАРИНА – А этот меч, который в коронации участвовал, он в боевых действиях участвовал? 

А.ЛЕВЫКИН – Нет, конечно. Это был чисто церемониальный и даже, скорее всего он создавался как церемониальный, но возможно он входил в группу церемониальных мечей, которые могли использоваться в каких-то церемониях в XVII веке. Поэтому он стоял на первой позиции. Его клинок было достаточно хорошо украшен. Первая позиция в любой описи царской казны – значимость этой вещи. Но и это поможет нам вернуться к нашему разговору, что самое интересное, до этого среди московских царских регалий и среди русских регалий мы меча не находим. Это один из странных элементов русских царских регалий – меча нет, хотя во многих государствах мы такое встречаем. 

К.ЛАРИНА – А чем вы это объясняете? 

А.ЛЕВЫКИН – Наверно тем, что русских комплекс регалий складывается немного позже, у нас складывается в очень интересное время, когда меч из системы вооружения русского воина исчезает и появляется сабля. Это опять-таки рубеж XV-XVI веков. Все уходит в этом время: легенда о князьях Владимирских, легенда о шапке Мономаха, она была нужна для того, чтобы доказать, что московские князья наследственно имеют право владеть по-царскому этой землей, это право они получили по своему родству от киевских Рюриковичей, еще дальше, это право они получили от Византийских императоров, которые передали символы царской власти одному из русских князей, причем именно этот князь было основоположником той династии, которая правила на Северо-востоке – Владимирских князей. Юрий Долгорукий был его сыном, Андрей Боголюбский, который по легенде перевозит эти регалии во Владимир, был его внуком и дальше отсюда идет эта линия. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Кресты еще, кресты очень важны. Мы о них говорили в прошлый раз. Животворящий крест, расскажите, что вкладывается в это понятие? 

А.ЛЕВЫКИН – Животворящий крест – это крест, который сделан из этого святого древа Христа, на котором был распят Иисус Христос. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но опять-таки, если мы не будем сейчас судить как люди церковные, а как историки, это легенда? 

А.ЛЕВЫКИН – Мне очень сложно сказать. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Это доказано, что именно из того креста, как можно доказать? 

А.ЛЕВЫКИН – Это очень тонкий элемент, мы можем этому только верить. Почему, ведь известны мощи, которые привозили. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А дерево так долго хранится, 2000 лет? 

А.ЛЕВЫКИН – Это элемент на грани «верю - не верю». Атеист в это может не верить.

К.БАСИЛАШВИЛИ – А историк? 

А.ЛЕВЫКИН – А историк тоже может быть атеистом, а может быть верующим. Давайте мы от этого оттолкнемся. Крест животворящего древа и здесь можно сказать, что да, речь идет о неких московских регалиях, которые имели московское значение. Не зря Дмитрий Донской поднимает крест животворящего древа на Куликово поле, не случайно он водружает крест на свое знамя Спаса, которое развевается над Куликовым полем, не случайно московские князья благословляются своими родителями на княжение крестом. Какой это был крест – вопрос сложный. Наиболее древние кресты, мы уже сказали, это Филофеевский крест, это крест, который упоминается в документах, но который, к сожалению, до нас не дошел, но связан с именем святителя Москвы, покровителя Москвы, митрополита Петра, это крест так называемый Хворостиновский крест, его-то как раз легенда связывает с дарами Владимира Мономаха. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – В православно-христианской крест может стать одной из регалий, а в стране с другой религией какие-то аналогии есть? 

А.ЛЕВЫКИН – На Востоке тоже были священные предметы. Я как специалист по оружию называю вам знаменитый священный предмет востока – меч Зульфахара, священный меч пророка. Там тоже своя легенда, своя история. Скорее всего этот комплекс, связанный с Мухаммедом существовал. Скорее всего, он хранился в Ираке и скорее всего он исчезает также как многие комплексы, которые связаны с древней Русью – монгольское завоевание – и потом он репродуцируется вновь в различных местах, потому что мы знаем, что у Зульфахары, священные знамя пророка изготавливаются и связаны с существованием таких стран как Османская империя, как знаменитая исчезнувшая империя мамлюков в Египте и прочее, прочее, прочее. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А этот крест животворящий, вы говорите, что с ним сражались, с ним шли в бой, но его же и передавали в церемонии венчания на царство? 

А.ЛЕВЫКИН – Первая церемония венчания на царство – это церемония венчания Ивана Грозного. Да, крест там фигурировал. 

К.ЛАРИНА – А как он выглядел? Он вообще большой? 

А.ЛЕВЫКИН – Он и сейчас выглядит, его и сейчас можно видеть, он небольших размеров. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Он выставлен сейчас в Оружейной палате? 

А.ЛЕВЫКИН – Да, это экспозиция Оружейной палаты, Хворостиновская ставротека, где находится этот крест. 

К.ЛАРИНА – Он не нательный? Его держат в руке, да? 

А.ЛЕВЫКИН – Он может быть нательным, его можно надевать, его можно держать в руке, он небольших размеров. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – С ладонь? 

А.ЛЕВЫКИН – Чуть побольше. Это одна из самых важных реликвий и одна из важных регалий московского царства. С него начиналась церемония венчания, он стоит на главных позициях. Хворостининский крест связан с той знаменитой легендой о дарах Константина Мономаха, куда входит целая группа регалий царских: шапка Мономаха, бармы, цепь, крест, знаменитая крабица, коробочка. И этот комплекс вроде как бы оживает и олицетворяется в тот период, когда происходит венчание на царство Ивана Грозного. Я думаю, что именно к этому времени и создается первый комплекс царских регалий, совершенно четкий, конкретный комплекс – это шапка Мономаха, крест животворящего древа, бармы, держава, первое упоминание о державе связано с венчанием на царство Ивана Грозного, а затем этот комплект начинает расти, ведь шапка Мономаха – это шапка для венчания на царство. Для каждого венчания на царство делались свои собственные венцы, и мы это знаем, уже в дальнейшем в истории. Следующий венец, который у нас хранится – это так называемая шапка Казанская, очень интересный памятник. Сейчас предполагается, что его появление связано со взятием Казани. Специалисты считают, что это работа московская, но выполненная в таком ярком восточном стиле. Для чего она была сделана, что она олицетворяла? Если мы взглянем на историю регалий Западной Европы, допустим, научно отработанной очень хорошей системы Священной Римской Империи, мы найдем, что император Священной Римской Империи владел целым набором корон тех земель, которые входили в его состав. Возможно, это был шаг Ивана Грозного, потому что это было следующее царство, русское царство он получил при венчании, казанское царство он завоевал, он завоевывает астраханское царство. Астраханского венца не было. Но было очень интересный другой венец, который иногда называют Сибирским, к сожалению, он не сохранился, который создается, правда не на территории Руси, он привозится с территории Священной Римской Империи как специальный заказ при Борисе Годунове. У Александра Лаврентьева посвящена очень интересная статья этому вопросу. 

К.ЛАРИНА – А чем они внешне отличаются? Восточные, казанские, наверное, яркие такие. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Казанская вообще азиатская такая. 

А.ЛЕВЫКИН – Очень красивый венец… 

К.ЛАРИНА – Опушка есть? 

А.ЛЕВЫКИН – Есть. У каждого русского венца есть опушка. Эта традиция, скорее всего, идет от древних княжеских шапок. 

К.ЛАРИНА – А Сибирская? 

А.ЛЕВЫКИН – Сибирской не сохранилось. Тот венец, который был изготовлен на территории Священной Римской Империи после окончательного завоевания Сибири, это произошло при Борисе Годунове. Он не сохранился. Но у нас сохранились другие венцы, которые создаются, например, в 1628 году для царя Михаила Федоровича. А вот скипетр и держава более ранние по своему происхождению. Кстати о скипетре, вы постоянно спрашиваете, когда появился скипетр – венчание на царство сына Ивана Грозного Федора Иоановича, тогда впервые появляется скипетр. Сейчас в нашей коллекции есть скипетр и держава, которые датируются нашими специалистами XVI веком, западноевропейская работа. Возможно, это был тот комплект, который был изготовлен на территории Священной Римской Империи, то, что мы потом будем называть Австро-Венгрией. 

К.ЛАРИНА – А в какой момент они вообще держали это все? 

А.ЛЕВЫКИН – Они держали это во время различных церемоний. Естественно, им это в руки вкладывалось во время церемонии венчания, во время различных церемоний у государя могли находиться скипетр и держава, на голове находиться венец, прием послов, он мог положить это на стоянец, была процессия, стряпчий нес в руках скипетр, который потом мог быть, потом вложен в руку царя. То есть различные элементы, различные процессии. Затем этот скипетр и держава, которые датируются XVI веками, будут введены в единый комплекс, который мы сейчас называем «Скипетр, держава и венец царя Михаила Федоровича», первого Романова. Из документов мы знаем, что венцов было гораздо больше, но огромное количество их было утрачено во время Смутного времени. Следующий венец, который делается, это венец, скорее всего, держава и бармы для царя Алексея Михайловича. Бармы, держава и скипетр сохранились, венец не сохранился. Они были сделаны в другом очень интересном месте, они были сделаны в древнем Константинополе, в Стамбуле. Выполнены в прекрасном османском стиле прекрасного ювелирного искусства, но, скорее всего в их работе принимали участие греки, православные греки. Что это было? Дар? Возможно да. Возможно, прямой заказ, потому что это уже новый этап и Россию времен Алексея Михайловича, особенно его приход, когда он становится царем, кстати, мы всегда говорим о юном Петре, а здесь 16-летний царь возглавил Россию, участвовал в подготовке Соборного уложения, законодательного акта, в возрасте 25 лет ходил в поход под Смоленск, удачно, это очень яркое начало карьеры. Скорее всего, эти основы будущей империи были заложены им. Для него готовится эта группа новых, я бы сказал, регалий. 

К.ЛАРИНА – А кто формирует сам заказ? 

А.ЛЕВЫКИН – Во-первых, это, скорее всего заказ, во-вторых, это идеология. Регалии царя Алексея Михайловича несут на себе эти элементы империи. 

К.ЛАРИНА – Но кто-то же должен это зафиксировать, что должно быть обязательно. 

А.ЛЕВЫКИН – Документов-то нет. Но, как правило, скорее всего, конечно, фиксируется государем. Программа, скорее всего, создается им. Рядом с ним в те времена находится очень сильный и очень разумный человек, Никон. Возможно, и его роль была очень важна при этом заказе. Возможно, что исполнители, это очень интересный момент, когда православный мир, Восток, который находился под гнетом Турции, начинает играть на России, он начинает играть на ее имперские амбиции, призывает ее вернуться на эти просторы, на Константинополь, освободив эти территории. Как бы подыгрывать России, создавая знаменитый восточный вопрос в русской политике. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Очень интересно, у нас один вопрос остался незатронутым, я думаю, мы отдельную передачу этом посвятим, когда появляется трон? 

А.ЛЕВЫКИН – У нас сейчас есть прекрасные 2 специалиста, которые сделали прекрасные 2 доклада на конференции последних и их послушать будет интересно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И все-таки, когда впервые трон становится важным атрибутом власти? 

А.ЛЕВЫКИН – Наверно, когда возникает понятие престола, киевского стола. Как он выглядел очень сложно сказать. Вспомним знаменитый шотландский трон, камень обычный. Значит, возможно, был какой-то камень, не знаю. Но, говоря о первых знаках царской власти, мы обязательно скажем, Мономахов трон – это трон в Успенском соборе, это трон на котором проходило венчание, это трон, это царское место, на котором он находился, когда были службы. Именно на нем вырезана знаменитая легенда о шапке Мономаха. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Деревянный трон, он сейчас сохранился. 

А.ЛЕВЫКИН – Он сохранился, сейчас реставрируется. Это уникальный памятник XVI века. 

К.ЛАРИНА – Мы должны уже заканчивать. О чем мы будем рассказывать в следующий раз? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – В следующий раз у нас Дрезден в гостях, зеленые своды. 

К.ЛАРИНА – Делаем перерыв между регалиями. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Делаем перерыв, а потом продолжим. 

К.ЛАРИНА – Хорошо. Спасибо большое, Алексей Левыкин, научный руководитель музеев московского Кремля, наш сегодняшний гид по царским регалиям, а сейчас мы завершаем нашу программу рубрикой «Шедевры». 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Этот предмет не просто свидетель истории, он встраивается в целый комплекс легенд о возникновении символов царской власти на Руси. Сейчас хранится в собрании Оружейной палаты, так называемый крест животворящего древа, вложен в ковчег Хворостинина, по имени писателя и царедворца XVII века, в золотой, декорированный эмалью, жемчугом и драгоценными камнями оправе. Согласно надписи на ковчеге крест был привезен на Русь митрополитом Эфесским Неофитом. Возможно, что именно этот крест носил император Константин Мономах и лично передал его митрополиту. Правда, достоверных подтверждений этой версии нет. Обряд венчания на царство русских царей начинался с возложения нагрудного или наперстного креста. Кстати, в Византии такой обряд, скорее всего, отсутствовал - не сохранилось изображений креста на груди императора. А на Руси отношение к нательному животворящему кресту имело сакральный оттенок, как к религиозному символу, важной регалии. Между тем, решительно непонятно как минимум 2 обстоятельства: как этот крест надевали на шею, ведь вместо специального навершия, за который могла бы держаться цепь, она, кстати, тоже не сохранилась, крест завершается жемчужиной, и второе, может ли он считаться предметом древним, судя по окладу, нет, и даже со специальной надписью на ковчеге, с даром Византийского императора животворящий крест напрямую не связан.

 
вверх