Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы" проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты" |
|
Оригинал находится на странице |
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили Гости: Алексей Левыкин, Светлана Амелёхина |
Суббота, 11 Марта 2006
В эфире радиостанции «Эхо Москвы» писатель Алексей Левыкин, научный руководитель музеев московского Кремля и Светлана Амелехина, хранитель сектора тканей Оружейной палаты.
Передачу ведут Ксения Ларина и Ксения Басилашвили.
К.ЛАРИНА – Ну, что же, мы начинаем нашу передачу, и я сразу же приветствую в студии Ксению Басилашвили, добрый день.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Добрый день.
К.ЛАРИНА – Ну, можно уже поздравить наших гостей с началом юбилейных торжеств, здравствуйте, уважаемые господа, с праздниками. Итак, в нашей студии Алексей Левыкин, научный руководитель музеев московского Кремля и Светлана Амелехина, хранитель сектора тканей Оружейной палаты. Наша тема сегодня история Оружейной палаты с 18 века до 1917 года. Ну, на самом деле, наверное, стоит несколько слов сказать о выставке, которая открылась сегодня для посещения.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А мы ей и посвятим практически весь эфир, потому что эта выставка и есть то главное, уникальное сокровище, которое дарят своим посетителям музеи в рамках празднования 200-летнего юбилея. Эта выставка называется «Российские императоры и Оружейная палата», и там впервые показаны многие редкости, которые не только мы не видели, но и многие сотрудники в экспозиционных залах видят впервые.
С.АМЕЛЕХИНА – Работал над выставкой, безусловно, весь коллектив Оружейной палаты, выставка получилась огромная, более 300 экспонатов, должно было быть вообще 400, но в конечном итоге пришлось сократиться, даже в двух залах мы не разместились, но мы попытались воспроизвести Оружейную палату в таком виде, в каком она существовала в течение практически всего 19-ого столетия, в таком виде, к каком ее видели посетители той эпохи, но в начале 20 века тематика, экспозиционный план был резко изменен, и из императорского музея Оружейная палата превратилась в музей декоративно-прикладного искусства. И таким образом практически все мемориальные вещи связанные с императорами были убраны в запасники музея и сейчас эти, иногда очень простые скромные вещи, но, безусловно, чрезвычайно интересные, из кабинетных вещей, предположим, Павла I или Александра I представлены на выставке.
К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть вы повернули музей к его дореволюционному развитию, правильно я понимаю.
А.ЛЕВЫКИН – Я бы сказал немного по иному. Вот, добавляя Светлану, следует сказать, что выставка посвящена, наверное, одному из наиболее неизвестных периодов истории Оружейной палаты, это 18-19 век, и для нас самих было очень интересно, и с большим удовольствием читал статьи при подготовке каталога, редактировании каталога, и порой сам удивлялся и радовался той информации, которую наши сотрудники находили и выискивали в архивах, приводили в этих статьях. И очень много было просто интересно для нас, как создавался музей, как он поэтапно шел, как он шаг за шагом превращался из кремлевских древних хранилищ в один из первых музеев русской истории, русской культуры.
К.ЛАРИНА – Сам день рождения 10 числа?
А.ЛЕВЫКИН – Да. 10 марта. Вчера мы обсуждали наш 200-летний юбилей. Наверное, не только мы, потому что, я думаю, что этот праздник в принципе носит и национальный характер.
К.ЛАРИНА – Безусловно.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А расскажите подробней о каталоге.
А.ЛЕВЫКИН – Ну, я думаю, что это очень хороший каталог, и по своему корпусу, по своему составу, он немножко превосходит понятие выставочного каталога, потому что там даны очень подробные интересные статьи, посвященные различным этапам развития нашего музея. Как Светлана уже сказала, сама выставка состоит более чем из трехсот экспонатов, прекрасные описания. Так что это настоящее интересное исследование, настоящая интересная книга.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А через эти вещи видна история России? Потому что многие вещи связаны с конкретными историческими событиями, то есть это еще и такой уникальный источник знаний, скажем так, не только о музее, но и о российской истории.
С.АМЕЛЕХИНА – Да, безусловно, в этом каталоге впервые представлены памятники, которые у нас бывали на международных выставках, но впервые представлены в экспозиции выставок музеев Кремля здесь в России, ну, например, впервые представлен коронационный костюм императора Петра II, когда он находился в 19 веке в экспозиции Оружейной палаты, сейчас он показан впервые, или коронационные балдахины, костюмы, коронационные герольды. В обычной экспозиции Оружейной палаты этого нет.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, я вообще думаю, что такие шляпы только Д’Артаньяны носили, такие с перьями.
С.АМЕЛЕХИНА – Это западно-европейская традиция облачения коронационных герольдов, мы ее переняли в начале 18 века, и так традиционно они существовали до конца 19 века.
К.ЛАРИНА – Ну, давайте уже начнем нашу экскурсию. Нет, знаете, с чего мы начнем, мне очень интересно, что было? Там же у вас был торжественный прием 7 числа, для высоких гостей, Алексей, вы наверняка были свидетелем и очевидцем.
А.ЛЕВЫКИН – Ну, я был, и моя коллега тоже была.
С.АМЕЛЕХИНА – И я была.
К.ЛАРИНА – Расскажите, что там было.
А.ЛЕВЫКИН – Ну, самое приятное было то, что, действительно, когда мы готовимся к юбилею или хотим отпраздновать юбилей, он в какой-то степени становится юбилеем музея либо корпорации. Здесь 7 марта мы увидели, что это праздник страны, потому что присутствует президент, присутствует святейший патриарх и те речи, которые они произнесли, конечно, для нас имеют очень большое значение.
К.ЛАРИНА – А награды, ордена, медали, звания? Ничего не подарили вам?
А.ЛЕВЫКИН – Ну, а зачем?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Сознательно от этого ушли, как я понимаю.
А.ЛЕВЫКИН – Ну, лично для меня, я воспитывался в такой семье, где отношение к награде, оно достаточно трепетное. Я считаю, что награда должна вручаться только за то, что человек действительно заслуживает своей жизнью, своей кровью и прочим. Так что это было действительно очень яркое торжественное зрелище. Для нашего музея это очень важно. Это показывает то, что... ведь понимаете, мы в этой выставке хотели это показать, ведь вопрос не только в том, как мы – хранители, определяем то, что мы будем показывать, либо то, что мы хотим хранить и не показывать, музей – это общественная структура, общественное понятие, что хочет хранить общество, что оно хочет видеть, что общество хочет показывать. И здесь 7 марта мы увидели воочию отношение общества к нашему музею, и почувствовали, что общество хочет от нашего музея, то есть для нас это, в конечном счете, способ подумать, что делать в будущем.
К.ЛАРИНА – Ну-ка раскройте, что они хотят от нашего музея?
А.ЛЕВЫКИН – Ну, дело в том, что мы уже потихоньку возвращались к этой тематике, вот, Светлана сказала уже о том, что действительно музей переживал очень сложную историю своего развития. Были этапы, когда он представлял историю и общую культуру страны, был этап, когда он стал центром по изучение декоративно-прикладного искусства, что в принципе неплохо, и мы продолжаем им оставаться, но сейчас постепенно с начала 1990-х годов мы опять понимаем ,потому что все-таки новая страна, все-таки новая идеология, и наш музей имеет достаточно большое значение для того, что восстанавливать, к чему обращаться, на что обращать внимание, что главное, вот, я думаю, я думаю, что сейчас мы увидели к этому внимание, внимание тех людей, от которых очень много зависит.
К.БАСИЛАШВИЛИ – И здесь мне бы хотелось обратиться к выставке уже непосредственно, если я ничего не путаю, вы меня поправите тогда, выставляются личные вещи императоров, которые раньше хранились в фондах, и, в общем-то, почему-то раньше не показывались посетителям.
С.АМЕЛЕХИНА – В 19 веке, они вообще открывали экспозицию Оружейной палаты, в частности, кабинетные вещи императора Александра I, записка Карамзина с описанием достопримечательностей Москвы, выполненная им для императрицы Марии Федоровны, вдовствующей императрицы, кабинетные вещи Павла I. Сейчас мы их показываем фрагментарно в большой витрине посвященной коронационным костюмам, а сейчас мы собрали их комплексами, так как они поступили в царствование императора Николая I, Александра I, в Оружейную палату, и посетители могут видеть даже и представить себе, что находилось на столе у императора.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А что?
С.АМЕЛЕХИНА – У Павла I: лорнет, табакерка, письменный прибор, рукоятка от трости с портретом Фридриха Великого, которому он поклонялся. У Александра I очень скромные тоже письменный прибор стеклянный, щипцы для снятия нагара со свечи, лорнет разбитый, очень любопытная история. Александр очень плохо видел, как известно, но не носил очков, хотя уже в то время носили вовсю очки, носил лорнет в обшлаге своего мундира, постоянно его ронял, и они буквально ежедневно у него бились. Вот у нас как раз разбитый лорнет хранится, с очень большим увеличением стекло. Любопытно, что Александр запрещал носить очки, считал это признаком вольнодумства. И после его кончины, говорят, все надели очки.
А.ЛЕВЫКИН – Кстати, прекрасная характеристика императора.
К.ЛАРИНА – А из одежды что-нибудь?
С.АМЕЛЕХИНА – У нас очень своеобразная коллекция в музеях Кремля, прежде всего это полный комплекс коронационных костюмов российских монархов, он охватывает весь имперский период истории России и является единственным в мире полным комплексом такого рода, в этом его уникальность. Вторая часть костюмной коллекции нашего музея, это, так называемый, гардероб Петра II, юного императора, который вступил на престол сразу после кончины императрицы Екатерины I, он был внуком Петра I. Более 200 предметов входит в его гардероб, и этот гардероб поступил в оружейную палату по личному распоряжению императрицы Екатерины II, он хранился в кладовых кремлевского дворца.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Это все маленькие вещи, в общем, вещи для подростка.
С.АМЕЛЕХИНА – Ну, он был достаточно рослым подростком. И вещи, надо сказать, роскошные, предполагается, что весь гардероб был выполнен во Франции, специально к его коронации, но, скорее всего, все-таки костюмы дошивались для него в России, потому что они разные по размерам.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А вот теперь один из залов Успенской звонницы открывается тоже костюмным таким периодом, и там мы видим порфиру, вот все мы знаем Пушкинскую «Порфироносную вдову», но как-то представить себе, что это материально означает, не можем. Так что же это такое, расскажите, теперь порфиру можно увидеть.
С.АМЕЛЕХИНА – Ну, порфирой в 19 веке называли мантию, по всем документам они проходят как порфиры. Всего в Оружейной палате сейчас хранится 14 коронационных мантий российских монархов, одна из них находится в постоянной экспозиции Оружейной палаты, еще одну мы представляем на выставке. Это мантия, выполненная для супруги императора Александра II, она выполнена из гладкой серебряной позолоченной парчи, расшита гербами российской империи и оторочена мехом горностая. На украшение этой мантии пошло 900 шкурок горностая.
К.ЛАРИНА – Мы сейчас сделаем перерыв на новости.
НОВОСТИ
К.БАСИЛАШВИЛИ – Выставка, на которую мы вас приглашаем – это именно та, открывшаяся на днях, первый день она сегодня работает, и будет работать до 4 октября кроме четверга с 10 до 17. Добро пожаловать в Кремль: «Российские императоры и оружейная палата». А я сейчас вас в кулуары проведу торжественного приема, который прошел 7 марта в Большом Кремлевском дворце по случаю 200-летия Московского Кремля. Поскольку событие это состоялось еще и накануне международного женского праздника, очень яркие весенние цветы президент вручил сотрудницам музея. Произошло это в одном из парадных залов Большого Кремлевского дворца. Там же были выставлены 5 ценных экспонатов коллекции. Их демонстрировала Владимиру Путину директор Кремлевских музеев Елена Гагарина. Для журналистов, которых в этот зал допустили немного раньше, наверное, вам, Алексей Константинович и Светлана Александровна, этот сюжет неизвестен, самой большой интригой стала увенчанная драгоценными камнями с меховой опушкой по краям шапка в одной из витрин, большинство моих коллег приняли ее за самый главный головной убор России – Шапку Мономаха. И тут же защелкали фотоаппараты, засверкали вспышки. Но миф рассеяла бдительный хранитель Ирина Бобровницкая. Шапку Мономаха, как известно, за территорию Оружейной палаты не выносят, особо хранят как государственную регалию, так что во дворце был выставлен тоже отменной работы кремлевских мастеров венец Петра Первого, с которого началась новая история государства Российского. Но и цветы, и осмотр выставки были во второй части празднования, а началось все в Андреевском зале, где собрались гости, где выступили с поздравлениями президент и патриарх России, каждый отмечал высокую роль музея в сохранении прошлого и в донесении его до наших современников. А Алексий Второй с благодарностью вспомнил как в годы репрессий церкви дело по сохранению церковных святынь взяли в свои руки музейные работники, многие ценой собственной жизни, были репрессированы и погибли. На приеме присутствовали директора крупнейших музеев России и мира. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский говорил о гармоничном синтезе политики, церкви, истории и искусства, проявившем себя в кремлевских музеях. С обращением, наполненным живым эмоциональным чувством, которое до сих пор мы не можем забыть, выступил директор Лувра, господин Анри Луарет. Он назвал Кремль, цитирую, «символом России, который до сих пор для запада является волшебным зеркалом и дивным уроком истории». А уже при неформальном общении на фуршете в Георгиевском зале гости отмечали, что, пожалуй, впервые в новейшей истории музей удостоился такой чести – быть отмеченным первыми лицами государства в главном дворце страны.
К.ЛАРИНА – Ну что, все точно?
А.ЛЕВЫКИН – Точно. Французы всегда умели назвать Кремль и Москву.
К.БАСИЛАШВИЛИ – И посетить.
А.ЛЕВЫКИН – Да.
К.ЛАРИНА – Ответ на первый вопрос: Аргамаков Алексей Михайлович, старший советник, составил первый проект превращения мастерской Оружейной палаты в музей и позже он был назначен директором Московского Университета. Второй: Павел Первый впервые не только в Российской истории, но и в зарубежной тоже короновался в военной форме.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Кстати, на выставке, по-моему, этот мундир можно увидеть.
К.ЛАРИНА – Хочу нашим слушателям напомнить, что наш пейджер свободен, поэтому вы можете смело задавать любые вопросы, связанные с юбилеем музеев Московского Кремля и, конечно же, с открывшейся выставкой «Российские императоры и Оружейная палата». Мы сейчас, сколько успеем, расскажем об это выставке. Во-первых, до какого числа она открыта?
А.ЛЕВЫКИН – Она будет работать долго, около полугода.
К.ЛАРИНА – То есть успеют многие наши слушатели посмотреть.
А.ЛЕВЫКИН – Да, потому что мы всегда смотрели на эту выставку как на главное событие нашего юбилейного года и даже те очень важные выставочные проекты, которые у нас произойдут летом, мы ожидаем подарок из Зеленых сводов, Дрезден, она пройдет на другой выставочной площадке.
К.ЛАРИНА – И еще один вопрос: «Какие экспонаты – спрашивает Борис, - представлены для выставки иностранными музеями? Есть ли такие экспонаты?»
А.ЛЕВЫКИН – Да, есть такие экспонаты. Я Светлане передам слово, потому что она непосредственно работала на выставке и вам о них очень хорошо расскажет.
С.АМЕЛЕХИНА – Эти вещи представлены нам музеем Виктории и Альберта. Впервые эти вещи вывозятся вообще из Лондона.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Это уже не в первый раз, так из Лувра в первый раз вывозили, по-моему, какую-то вещь.
С.АМЕЛЕХИНА – Когда-то эти вещи были вывезены из России в Лондон, и теперь они впервые вернулись на родину. Это вещи, поступившие в 1914 году из Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца на хранение в Оружейную палату в начале Первой мировой войны. Вы знаете, что все коронные ценности были эвакуированы тогда в Кремль, до 20-х годов находились в залах Оружейной палаты в запечатанных ящиках. Потом их раскрывали, освидетельствовали и большую часть забрали в Гохран, сейчас они экспонируются в Алмазном Фонде, но, как всем хорошо известно, часть ценностей была продана на аукционах и в том числе в 1927 году на аукционе Кристи было продано 124 лота драгоценных вещей русского производства и в том числе эти вещи. Они были куплены на аукционе в Лондоне разными фирмами, потом по наследству перешли к различным людям, и они где-то в 50-х годах завещали их музею Виктории и Альберта. Нам удалось их обнаружить, они точно идентифицируются по изданию «Алмазный Фонд СССР 1925 года», сейчас находятся на выставке.
К.ЛАРИНА – Тоже вопрос, связанный с выставкой: «Какие документы впервые представлены на вашей выставке?» Есть такие?
С.АМЕЛЕХИНА – Есть такие. Документы чрезвычайно интересны. В частности, в продолжение этой темы, эвакуации ценностей 1914 года, хранятся расписки в получении этих ценностей, телеграммы об отправке их за подписью министра императорского двора в Кремль на хранение, то есть у нас нет никаких сомнений, что мы получили, и от кого мы получили в 1914 году, и какое уважение было проявлено в 1914 году к Оружейной палате и к хранителям, которые действительно в годы революций сумели все это сберечь.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Мы все помним недавний эпизод с музеем Изобразительных искусств имени Пушкина, когда наши вещи арестовали за рубежом, но, к счастью, потом вернули. А здесь такой сюжет: принадлежало Московскому Кремлю, потом было распродано с аукциона, сейчас временно вернулось к нам. Как музей Виктории и Альберта, он с трудом хотя бы временно расставался с этой коллекцией или нет?
А.ЛЕВЫКИН – Я вас поправлю. Не принадлежал музею Кремля, потому что они были переданы на хранение совершенно другой организации.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, России.
А.ЛЕВЫКИН – Но ведь все это было сделано легально, это история. И даже в этом проявляется история. Мы неоднократно во время наших встреч говорили о том, что главная особенность нашего музея заключается в том, что можно задеть любую сторону его жизни, любой экспонат, и он будет связан с каким-то определенным этапом. Да, это тяжелый этап. Но продажа была сделана легально, они совершенно легально находятся в музее Виктории и Альберта и я думаю, что ни у кого не будет толики желания…
К.БАСИЛАШВИЛИ – Вообще уникальные эпизоды истории можно почерпнуть из этой выставки. С Потемкиным, что там за история, какие-то вещи, я даже не запомнила их названий, военные какие-то это принадлежности или что это, и какой-то эпизод вообще малоизвестный.
А.ЛЕВЫКИН – Светлейший князь руководил экспедицией Кремлевских строений, то есть руководил всей территорией Московского Кремля, в какой-то степени приложил руку к истории существования нашего музея, в том числе где-то были очень положительные моменты, здесь вместе с ним находился очень образованный человек, Василий Васильевич Рубен, его секретарь, который занимался даже историческими исследованиями и изданиями Московского Кремля. Но все-таки князь кое-что из Оружейной палаты брал с собой в походы. Мне пришлось видеть документы следствия, которое было начато после смерти Екатерины II и ее сына Павла, очень серьезно рассматривались все дела кабинета, и кабинета драгоценностей, могу сказать, что книга того, что следовало семье Потемкина вернуть государству, она где-то около 800 листов.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А он брал просто то, что красиво?
А.ЛЕВЫКИН – Трудно сказать. С другой стороны там есть предметы, которые связаны и с совершенно иной его деятельностью.
К.ЛАРИНА – Попутно, пока мы разговариваем с нашими гостями, я не могу оторваться от этого каталога и понимаю, что здесь какой-то невероятный диапазон, от гардероба и заканчивая какими-то мелкими вещами, и посуда здесь есть, и монеты, и короны, и штандарты, и знамена. Светлана, как выстраивалась драматургия выставки, как вы ее придумывали?
С.АМЕЛЕХИНА – Мы построили ее так, как строилась экспозиция Оружейной палаты в XIX веке, но в данном случае охватили только имперский период истории России, по императорам, по правлениям, что каждый их Российских императоров, начиная Петром Первым и кончая Николаем II, внес в коллекцию, это касается и комплектования коллекции и строительства музейных зданий и издания каталогов, которые осуществляли, кстати, на средства императорского кабинета в основном. Таким образом.
К.ЛАРИНА – А можно каким-то образом охарактеризовать человека по вещам, которые представлены на выставке?
С.АМЕЛЕХИНА – Характеристику его интересов, безусловно. Если при Петре Первом начинает формироваться коллекция военных трофеев, то есть трофеи Полтавской битвы начинают поступать в Оружейную палату, продолжается это поступление до конца XIX века из различных источников. При Александре I попадает огромная коллекция оружия, и не только оружия.
А.ЛЕВЫКИН – Из Рюсткамеры.
С.АМЕЛЕХИНА – Да, из рюсткамеры. Алексей Константинович, может быть, скажет пару слов об этой коллекции.
А.ЛЕВЫКИН – Это, честно говоря, потрясающая коллекция, без которой в какой-то степени та экспозиция, которая была создана в XIX веке, не могла существовать. Это полное собрание императорского оружия, парадного, охотничьего, подарков, трофеев, очень большое количество трофеев, там даже представлен один из экспонатов, который для меня достаточно близок и дорог, с одной стороны, привычный и очень красивый кинжал, украшенный алмазами. Но за ним история, причем история такова, что есть все основания полагать, что этот кинжал был взять в бою во время сражения при городе Галац, и это могло быть связано с именем первого Георгиевского кавалера России, майора Фабрициан, который получил потом звание бригадира за этот подвиг. То есть даже такие вещи стали приходить. И продолжая то, что сказала Светлана, действительно отношение императора, отношения главы государства к этому музею, что он хотел видеть, как он себе его представлял, самые значительные вклады и самый большой интерес к созданию музея, насколько я понимаю, проявлял Николай I.
С.АМЕЛЕХИНА – Безусловно.
А.ЛЕВЫКИН – И те экспонаты, которые попадают при Николае I, сразу определяют, что он видел в этом музее. Например, именно при Николае Первом к нам попадает один из, я думаю, уникальных экспонатов этой выставки, который мало кто видел, знаменитое знамя народного ополчения Минина и Пожарского. Так шаг за шагом наши сотрудники создавали, когда заходишь в Оружейную палату, сразу как-то начинаешь себя ощущать в XIX столетии и видишь, как потихоньку изменялся музей, создавались новые зоны, какие экспедиционные группы, которые попытались воссоздать на достаточно небольших витринах, то есть эту выставку надо смотреть целиком.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А почему мало кто видел? Знамена не выставлялись раньше?
А.ЛЕВЫКИН – Есть определенные причины. Знамена выставлялись раньше и у нас уникальнейшая коллекция знамен, она хранится именно в том подразделении, где работает Светлана Амелехина, это очень хорошая коллекция и с точки зрения ее нынешнего состояния, сохранности, вида этих знамен, она, наверное, не имеет себе аналогов никаких, потому что это знамена XVI-XVII века. Но для того, чтобы ставить знаменную экспозицию, нам нужны большие помещения, нужные особые условия, они должны лежать в витринах, витрины должны быть горизонтальные. Пока у нас, к сожалению, таких условий на территории Кремля нет. Как только мы решим те наши проекты, которые мы ставим перед собой на будущее, я думаю, что мы задумаемся и о таком экспонате.
К.ЛАРИНА – Здесь, я вижу, часы есть и погремушки и игрушки. Часы когда появились, Светлана?
С.АМЕЛЕХИНА – Часы всегда хранились в Кремлевской сокровищнице, они поступали и в посольских дарах к русским царям в том числе, те часы, которые представлены в экспозиции выставки – это поступления царствования Александра I, это знаменитая когда-то коллекция собирателя Карабанова, который преподнес свою коллекцию императору Николаю I, а император расформировал ее между несколькими музеями, и часть, посвященная декоративно-прикладному искусству поступила в Оружейную палату. Современники уже писали, что ничего подобного собрать невозможно в России, настолько хороша была эта коллекция.
К.ЛАРИНА – Я хочу вернуться к автору первого проекта превращения мастерской в музей, господина Аргамакова, поскольку всегда в наших программах возникают конкретные имена конкретных хранителей, работников музейных, директоров, на этой выставке можно ли более подробно познакомиться с личностями, которые хранили для нас, для потомков эту коллекцию?
С.АМЕЛЕХИНА – Да, и, прежде всего, хотелось бы обратить внимание на личность человека, которые, в общем, спас сокровища Оружейной палаты ценой собственных, личных потерь в 1812 году. Господин Поливанов работал в то время всего 3 года в Оружейной палате, но именно он возглавлял эвакуацию, упаковку ценностей и вывоз в Нижний Новгород ценностей Оружейной палаты. Получив распоряжение Александра I, который ночью на кануне эвакуации посетил Кремль и осмотрел Оружейную палату, после этого они уже не возвращались в свои дома, а, бросив свое имущество и семьи на произвол судьбы, паковали ценности и благополучно их вывезли и сохранили все до единого камушка.
К.ЛАРИНА – А после 1917 года?
А.ЛЕВЫКИН – После 1917 года, я неоднократно говорил, что в какой-то степени героический период истории и, кстати, это было очень хорошо отмечено 7 марта, когда было подчеркнуто, что, оказалось, есть еще сокровища Оружейной палаты – это люди. И мы можем перечислять много имен: первый директор Сергеев, который умер от разрыва сердца в возрасте 35 лет, это покончивший жизнь самоубийством, не выдержавший этой тяжелой борьбы за не только экспонаты, не только за объекты культуры, которые надо было как-то спасать, а от распродаж, но уже вопрос стоял о памятниках, которые хранились в музее, Дмитрий Иванов, Николай Николаевич Померанцев, заместитель директора по науке клей, группа сотрудников, которые начинали свою музейную деятельность в нашем музее, их фамилии Денисова, Постникова-Лосева, Гольберг, Левинсон-Нечаева, эти люди уйдут из Оружейной палаты, они уйдут в 30-ые годы, они не смогут там работать, они придут в Исторический музей, создадут там Советскую школу искусствоведения и вообще советскую школу музееведения, их можно перечислять, имена Николая Никитича Захарова, легенды нашего музея, когда я пришел на работу, я видел, он был еще жив, человек, которому на плечи упала война 41 года, эвакуация и создание первой экспозиции после войны. Именно с его имени мы связываем первые шаги, когда музей потихонечку возвращается к жизни, открывается для людей и стран.
К.ЛАРИНА – Еще один вопрос от слушателей. Поскольку у нас и XIX век задействован в выставке, то есть век, когда появилась фотография, какие фотографии представлены на выставке?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Какая там фотография есть! Фотографы, репортеры на нее заглядывались, говорят: «как сделана! Какое искусство!», я имею в виду портрет Александра.
С.АМЕЛЕХИНА – Да, но он выглядит как роскошная миниатюра.
К.ЛАРИНА – Вы про фотографии скажете что-то подробнее?
С.АМЕЛЕХИНА – Пожалуй, впервые на наших выставках представлены виды Оружейной палаты XIX века, причем позально, зал с серебряной посудой, каретный зал.
К.ЛАРИНА – То есть эти фотографии есть.
С.АМЕЛЕХИНА – Да, эти фотографии есть, причем эти фотографии можно экспонировать не больше 1 месяца, поэтому они в течение выставки будут каждый месяц меняться.
К.ЛАРИНА – Почему?
С.АМЕЛЕХИНА – Чтобы не выгорали, мы очень дорожим этими фотографиями. Они в единственном экземпляре.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Вы не копии выставляете, а те самые?
С.АМЕЛЕХИНА – Выставляем подлинники.
К.ЛАРИНА – Все про фотографии?
С.АМЕЛЕХИНА – Пока все.
К.ЛАРИНА – Про колокольню все спрашивают. Открыта? Можно ли?
А.ЛЕВЫКИН – Я с гордостью могу сказать, что буквально перед самым нашим юбилеем основной объем реставрационных работ по колокольне, которые мы планировали, которые вели в 2005 году, он завершился. Все уже видят, что леса с колокольни сняты, она открыта, новый золоченый купол можно наблюдать, наверно, со многих точек Москвы.
К.ЛАРИНА – А внутрь когда?
А.ЛЕВЫКИН – А что самое главное уже проведены работы внутри и те небольшие залы, которые мы будем в дальнейшем использовать, уже принимают тот вид, который увидят наши посетители. Остались инженерно-технические работы, которые продолжают проводиться, но это все-таки первый шаг. Это первый шаг. Мы откроем колокольню, когда мы закончим создание там музея истории Кремля.
К.ЛАРИНА – А когда?
А.ЛЕВЫКИН – Мы планируем эту работу провести в течение 2007-2008 годов.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Так быстро.
А.ЛЕВЫКИН – Но уже сейчас эта работа ведется. Мы знаем сценарный план этой экспозиции, мы знаем, какое оборудование нам, наверное, понадобится, но там необходимо продолжить и научные изыскания, потому что, мы уже говорили об этом, это музей уникальный, там восстановлено то, что ушло из Кремля, ушло не только в период трагических моментов, но ушло чисто исторически. Так что мы завершим эту работу где-то в 2007-2008 году.
К.ЛАРИНА – И совсем последние вопросы, связанные больше с получением информации. Один вопрос: «Что можно почитать об истории создания Оружейной палаты», и второй вопрос «Есть ли экскурсии по этой выставке или нужно читать то, что написано около каждого экспоната».
С.АМЕЛЕХИНА – По истории Оружейной палаты я рекомендую, прежде всего, почитать каталог новой выставки, там собрано наиболее интересное, наиболее отжатая информация, я думаю, она будет интересна. И что касается экскурсий. Экскурсоводы готовятся к проведению экскурсий, я не знаю, насколько регулярно будут проводиться экскурсии, но тем, кто придет на выставку, я рекомендую разглядывать не только вещи и читать не только подписи под каждым экспонатом, но, прежде всего, экспликации к каждой витрине. Эта информация будет более чем достаточна, чтобы понять все и о содержании вещей в данной витрине, и об истории Оружейной палаты в каждый конкретный период.
К.БАСИЛАШВИЛИ – И не забудьте, что вы сможете гордо как те же самые императоры или патриархи переходить из одностолпной палаты Патриаршего дворца в Успенскую звонницу, это тоже беспрецедентный случай, когда одна выставка развернулась на двух площадках и вам нужно будет от Петра Первого переходить к более поздним правителям на другой площадке.
А.ЛЕВЫКИН – У нас сейчас готовится аудиогид, уже сейчас должны будут работы завершиться.
К.ЛАРИНА – То есть наушники, да?
А.ЛЕВЫКИН – Да. Для того, чтобы упростить, мы понимаем, что ни одна экспликация не может передать той информации.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Да там эмоционально надо вещи разглядывать.
К.ЛАРИНА – Итак, еще раз представляем наших гостей. Алексей Левыкин, научный руководитель музеев Московского Кремля, Светлана Амелехина, хранитель сектора ткани Оружейной палаты и Ксения, которая сейчас представит свой шедевр любимый.
Что у тебя там?
К.БАСИЛАШВИЛИ – А там держава, маленькая держава, круглая как обычно, которую держал когда-то император небольшой Петр II.
К.ЛАРИНА – Маленький император – маленькая держава.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Порой сама вещь больше многотомных научных трудов говорит о ее владельце. Таков и этот предмет, выполненный в Петербурге в 1727 году. Золотой шар, увенчанный серебряным крестом, знак монаршей власти – держава. Специалисты утверждают, что по сравнению с другими державами эта очень небольшая, даже, можно сказать, миниатюрная. Чем объясняется такой необычный размер? Да возрастом того, кому предстояло государством управлять. Она была предназначена юному Петру II, который был провозглашен императором совсем мальчиком, в 12 лет. Произошло это в мае 1727. Когда мастера изготавливали державу, способную уместиться в маленькой детской ладошке, судьба будущего императора была неведома никому. Но от максимального облегчения ноши физической, а во время церемонии поставления Петру II как и положено вложили державу в левую руку, размеры страны и тяжесть управления государством меньше не стали. В январе 1730 года, не дожив до 15 лет, внук Петра Великого, император Петр II скоропостижно умирает от неизлечимой в те времена оспы. Миниатюрная держава теперь навсегда связана с ее маленьким владельцем монархом. Для него уже совсем не игрушка, но еще и не свидетельство реальной власти.