Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы" проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты" |
|
Оригинал находится на странице |
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили Гость: Елена Гагарина |
Суббота, 26 Февраля 2005
К.ЛАРИНА: Ну, что ж, добрый день еще раз. Это «Эхо Москвы». У микрофона Ксения Ларина, напротив меня Ксения Басилашвили. Добрый день, еще раз, Ксюша.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Добрый день.
К.ЛАРИНА: И сегодня у нас главный начальник Музеев Московского Кремля, наконец-то, Елена Юрьевна Гагарина. Добрый день. Здравствуйте.
Е.ГАГАРИНА: Добрый день.
К.ЛАРИНА: Генеральный директор Музеев Московского Кремля. Я думаю, что помимо ответов на вопрос, который вам Ксюша задаст, у нас будет время и для ваших вопросов Елене Юрьевне. Я думаю, что вопросов будет много, поскольку заведует она всеми Музеями Московского Кремля. Обычно мы идем по таким узким темам, узким проторенным дорожкам. Сегодня вы будете за все отвечать, да?
Е.ГАГАРИНА: Как всегда, всегда.
К.ЛАРИНА: Ну, а подарки мы дарим, Ксюш, да?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Естественно. На пейджер мы дарим путеводители по московскому Кремлю. Такой действительно полный путеводитель. Вы можете самостоятельно вместе с ним погулять по кремлевским улочкам и площадям. А на телефоне мы разыграем уникальное издание под названием «Государева Оружейная палата». Это оружие, об оружии мы уже много говорили здесь на волнах «Эха Москвы» в рамках нашей программы. И это 100 предметов из коллекции богатейшей оружия Музеев Московского Кремля. Здесь и подробное их описание, и фотографии замечательные – в укрупнении и в деталях. Я думаю, что Елена Юрьевна сможет что-то добавить об этом издании. Вообще, коллекция в Оружейной…
Е.ГАГАРИНА: Здесь я хочу сказать, что это первый том издания об оружии. Оружие, начиная с XIV до XVII века. Второй том этого издания об оружии XVIII-XIX века, который тоже уже появился. И это публикации самых главных предметов оружия и русского, и европейского, которое существует в мире. Наша коллекция уникальная тем, что каждый предмет здесь является основным для целой группы памятников, которые находятся в других музеях мира.
К.ЛАРИНА: Что мы должны сделать для того, чтобы получить эту красоту? Давай.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Ответить на вопрос – как всегда. Ничего бескорыстного здесь. Вопрос такой. Внимание: назовите должность Григория Потемкина, который служил в 1776-ом году в Кремле?
К.ЛАРИНА: Ну, что же, вопрос понятен. Ответ, я надеюсь, тоже скоро придет. Напомню номер пейджера – 974-22-22 для абонента «Эхо Москвы». И телефон, по которому можно отправлять смс-ки 970-45-45. Вам нужно назвать должность Потемкина, когда он служил в Кремле.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, 1776-ой.
К.ЛАРИНА: Ну, что же, мы ждем ваших ответов, а пока наш традиционный вопрос, хотя я понимаю, что Елене Юрьевне Гагариной его задавать так, конечно, провокативный вопрос получается – любимый экспонат в музеях Кремля. Я думаю, что там в каждом зале, да и не по одному экспонату, наверное, любимому есть, да, Елена Юрьевна?
Е.ГАГАРИНА: Ну, трудно, наверное, говорить о любимых экспонатах, потому что экспонаты, вернее, не экспонаты, а любимое место в Кремле для меня – это церковь Ризположения. Это самая маленькая церковь в Кремле, которая находится рядом с Патриаршим дворцом. И там очень приятно бывать, замечательный там интерьер. И когда туда приходишь, всегда ощущаешь спокойствие, некую отрешенность.
К.ЛАРИНА: То есть о душе подумать? А она действующая церковь? Там проходят какие-то службы?
Е.ГАГАРИНА: Там проходит несколько служб в год, но она доступна для посещения, ее всегда можно придти и посмотреть.
К.ЛАРИНА: Ксюш, ну, а у тебя что сегодня, в твоем рассказе?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Сегодня, поскольку мы будем говорить о грядущем юбилее Музеев Московского Кремля и готовится большая выставка новых поступлений, вот с помощью специалистов музейных, с помощью Елены Исаевой – хранителя фонда рукописных и старопечатных книг Музеев Московского Кремля мне удалось заглянуть в закрома, узнать, что же будет представлено на этой выставке. И вот с одной из таких книг уникальных меня Елена Исаева познакомила. Это уникальное Евангелие. Оно очень необычным путем попало из частной коллекции в музеи Кремля. И сейчас я об этом расскажу.
ЗАСТАВКА
К.БАСИЛАШВИЛИ: Оно войдет в историю благодаря ошибке. В антикварной лавке, куда отнесла редкость ее владелица, перепутали эпоху, ну, так промахнулись лет на 300. Засомневавшаяся хозяйка решилась на консультацию с настоящими экспертами. Такие нашлись в Кремле. С того момента и началась новая история уникальной книги. Четвероевангелие появилось на свет в России в 1628-ом году на Московском печатном дворе – самой крупной на этот момент русской типографии с благословения патриарха Филарета. Станки для печатания в Москву пришли позже, и это Евангелие создавалось старинным способом: священный для христиан текст по буковке вырезали на досках. Это трудоемкое мастерство ценилось современниками. До нас дошло имя резчика-гравера Кондратия Иванова. Его работа была столь безупречна, что доски многократно использовали и дальше – в последующих изданиях Благой Вести. Не было на Руси и собственного бумажного производства. И потому слова евангелистов нанесены на голландскую бумагу, что тоже ценилось как материал редкий. Каждое из четырех Евангелий предваряет цветная гравюра, их покрывают шторки из малиновой восточной тафты – мягчайшей ткани, которой оберегают картины от разрушения. Автор рисунка тоже известен – это иконописец Прокопий, работавший при царском дворе. Подобные памятники – священные книги с расцвеченными от руки гравюрами на дорогой бумаге, да еще вышедшие на первом в стране Московском печатном дворе, делались либо для памятного подарка именитой особе, либо для последующего вклада в церковь или монастырь. Достойный дар или престижный подарок. Жизнь этой книге была предначертана долгая. Видимо, в богослужениях она, если и принимала участие, то нечасто Или обращались с ней подчеркнуто бережно. Потому что мало на ней пятен от масла или капель от воска, столь естественных, если Евангелие в руках молящегося в церкви. Вероятно, эта чистота страниц указывает также на домашнее хранение Евангелия. Не исключено, что его приютила семья старообрядцев, которые особо ценили и прятали издания книги до эпохи реформатора церкви патриарха Никона. На старообрядческое владение косвенно указывает и переплет из малинового бархата, вполне аскетичный с распятием в центре и изображением евангелистов в уголках. Специалисты отмечают хорошую сохранность Евангелия. Несмотря на четыре столетия листы прекрасно сохранились. Книга в реставрации не нуждается. Сейчас ее специально готовят к моменту для всех торжественному, очищают от пыли страницы – вскоре Евангелие впервые предстанет перед публикой на новой выставке в Кремле.
ЗАСТАВКА
К.ЛАРИНА: Ну, вот пока Ксения рассказывала вам про уникальное Евангелие, здесь я смотрела на ваши ответы на вопрос, который мы вам задали, и пришла к выводу, что нужно как-то скорректировать вопрос, чтобы вы понимали, где искать правильный ответ. Ксюш, давай попробуем еще разочек задать вопрос.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, вот так мы уточнили бы – назовите, пожалуйста, должность Григория Потемкина в период его службы в 1776-ом году в Оружейной палате Кремля. То есть вот именно служба в Оружейной палате Кремля.
К.ЛАРИНА: Должность, а не титулы все его. Титулы все вы его прекрасно знаете, молодцы, все правильно отвечаете, но не на этот вопрос.
К.БАСИЛАШВИЛИ: То есть нужна должность Григория Потемкина в период его службы в Оружейной палате Кремля.
К.ЛАРИНА: Хорошо, ну, а мы начнем нашу прогулку по музеям Кремля уже с Еленой Юрьевной Гагариной. И, наверное, стоит сказать вначале, что ожидается среди юбилейных торжеств, поскольку мы так развернули эту тему – 200 лет, это на следующий год будет отмечаться юбилей, да, Елена Юрьевна?
Е.ГАГАРИНА: Да. Самое интересное, что мы покажем нашим зрителям, это будут, конечно, выставки. Первая выставка этого года, о которой речь уже шла, это выставка новых поступлений, на которой мы покажем очень интересные предметы, которые были куплены за последние 10 лет. Или куплены, или подарены, или каким-то образом переданы из различных государственных организаций в Кремль. Дело в том, что собрание музеев Кремля пополнялось очень значительно с момента его основания – в 1806-ом году, и Александр I сам заложил те основы, согласно которым собрание и пополнялось. В его указе было написано, что это мемориальность, древность и искусство исполнения. Согласно этим принципам в течение первых ста лет собрание кремлевское удвоилось, а за ХХ век оно утроилось. И сейчас мы показываем целый ряд экспонатов очень интересных, которые были приобретены и попали в музеи. Прежде всего это самые древние предметы, попавшие к нам, - это византийский колокол XII века и… ковш и ложка византийские рубежа IV-V веков. Вот такие вещи попадаются, естественно, очень и очень редко и происходят они в раскопах. Затем очень важным для нас является то, что в музеи попадет много оружия, как современного оружия, которое нам дарят различные люди, которые занимаются производством оружия, и сами мастера, для которых является честью передавать нам ценнейшие образцы…
К.ЛАРИНА: А какое – холодное или огнестрельное?
Е.ГАГАРИНА: Холодное и огнестрельное. И мы также оружие покупаем. Вот недавно в конце года мы приобрели замечательную саблю мастера Бояршина. Это, для тех, кто знает, один из самых известных мастеров-оружейников конца XVIII – начала XIX века, и такие экспонаты на антикварном рынке попадаются чрезвычайно редко. Также удачей для нас было и приобретение целой группы костюмов придворных из коллекции князей Лихтенбергских. Это целая группа памятников – там три придворных платья женских и целый ряд перчаток, зонтов, башлыков, хлыстов и два альбома фотографий, принадлежавших этой семье. У нас есть коронационный костюм, но вот придворных костюмов, к сожалению, не было. Платья к нам поступили просто в идеальной сохранности. Нам даже было странно, что это может быть. Выглядело это совершенно нереально. Но иногда так бывает. Случается.
К.ЛАРИНА: Елен, мы продолжим нашу прогулку после небольшого перерыва. Сейчас у нас новости, потом о том, что происходит сегодня в музеях Кремля, расскажет нам Ксения Басилашвили, и мы уже определимся с победителями нашими, которые правильно – я подчеркиваю, – правильно отвечают на наш вопрос.
НОВОСТИ
ЗАСТАВКА
К.ЛАРИНА: И туда вас приглашает Ксения Басилашвили.
К.БАСИЛАШВИЛИ: С удовольствием. До 20 марта продлится выставка "Италия – Московский двор" в залах Успенской звонницы Кремля. А музейные гастроли продолжаются в Кировском областном художественном музее им.Васенцовых. Там проходит выставка "Царская охота", где представлены 100 редких памятников кремлевского собрания. Многие показывают широкой публике впервые. Ордена и медали собрания музеев Кремля в эти дни можно увидеть на выставке в Петербурге, в государственном Эрмитаже. Как электронные ресурсы, интернет и другие высокие технологии могут служить развитию музеев – эта тема будет обсуждаться на специальном семинаре. Он состоится 23 марта в лекционном зале Оружейной палаты. Приглашаются специалисты. Ну, а электронные путеводители могут наблюдать все посетители музеев. Информационные экраны доступны каждому, в них подробные сведения о выставках, музейные собрания и история Кремля. К юбилею музеев Кремля готовится альбом "Оружейная палата". Уже понятно, что он станет библиографической редкостью - 450 иллюстраций представят ключевые предметы всех коллекций музея. Над альбомом работает большой коллектив авторов, сотрудников и хранителей Оружейной палаты. Ответственный составитель Марина Мартынова. Альбом увидит свет в конце 2006-го года.
К.ЛАРИНА: Я хочу сказать вам хорошую новость. У нас есть правильные ответы на наш вопрос. Молодцы, очень сложно вам пришлось выбирать правильный ответ, дорогие друзья, как вы только ни называли несчастного Потемкина, но тем не менее правильные ответы есть. И их столько, сколько нам нужно (перечисление победителей). Пришла пора принять по телефону правильный ответ. Елена Юрьевна, возьмите наушники, чтобы быть экспертом. Еще раз, Ксюш, пожалуйста, вопрос повтори.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Вопрос – назовите, пожалуйста, должность Григория Потемкина в период его службы в Оружейной палате Кремля.
К.ЛАРИНА: 203-19-22 – телефон прямого эфира. Вы можете смело звонить и попытаться ответить на этот вопрос правильно. Алле, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Здравствуйте. Меня зовут Светлана.
К.ЛАРИНА: Да, Светлана.
СВЕТЛАНА: Может быть, ключник.
(все смеются)
К.ЛАРИНА: Нет, не ключник. Как-то вы его наказали за что-то. Нет, нет, нет. 203-19-22. Алле, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Может быть, какой-нибудь обермейстер?
К.ЛАРИНА: Нет, нет.
Е.ГАГАРИНА: Такой не было должности.
Еще, пожалуйста, 203-19-22. Алле, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Управитель, управляющий Оружейной палаты?
К.ЛАРИНА: Нет, нет. Вот по этому коридору дальше пройдите и поищите. Пожалуйста, 203-19-22. Алле, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА: Алле, здравствуйте. Может, он был руководителем Оружейной палаты, а руководители назывались тогда оружейщики.
К.ЛАРИНА: Нет, сами себя поправили, к сожалению, и поэтому получается неправильный совсем ответ. Хотя в правильном направлении вы движетесь. 203-19-22. Алле, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. Главный начальствующий.
К.ЛАРИНА: Браво. Прекрасно. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬ: Андрей.
К.ЛАРИНА: Андрей, вы знали или покопались в справочной литературе?
АНДРЕЙ: Нет, я не знал.
К.ЛАРИНА: Нашли просто правильный ответ, да? Ну, что ж, большое вам спасибо. Вы совершенно правильно ответили на вопрос. Оставляйте свой телефон и получаете вы потрясающий совершенно этот каталог, да?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, 100 предметов из собрания российских императоров "Государева Оружейная палата".
К.ЛАРИНА: Главный начальствующий – это как раз та самая должность, которую занимает Елена Юрьевна Гагарина. Поскольку теперь мы поняли, что когда я представила ее как главного начальника, я была недалека от истины. Ну, что ж, мы продолжаем нашу экскурсию по Музеям Московского Кремля. Я лишь напомню, что свободен теперь пейджер для ваших вопросов к Елене Юрьевне Гагариной. Напомню номер 974-22-22 для абонента "Эхо Москвы". Все, что касается кремлевских музеев, пожалуйста, мы сегодня не ограничиваем круг тем. Присылайте любые вопросы, все, что вас интересует. А мы продолжаем исследовать афишу праздничную юбилейную музеев московского Кремля. Давайте продолжим это делать с Еленой Гагариной.
Е.ГАГАРИНА: Спасибо. Мне бы еще хотелось два слова сказать о выставке новых поступлений, на которой мы, конечно же, представим то, чем музеи Кремля известны во всем мире. Это коллекция Фаберже. За последние годы мы купили целый ряд произведений фирмы Фаберже и различных ювелирных фирм России конца XIX – начала ХХ века. Купили на государственные деньги. И нам были подарены фирмой "Алроса" замечательные предметы. Это серебряные пасхальные яйца многие конца XIX века. Мы очень благодарны нашему спонсору за такой дар. И должна сказать, что сейчас так сложилось, что в коллекции Кремля не только самая удачная коллекция пасхальных яиц фирмы Фаберже, но и самая большая коллекция ювелирных украшений Фаберже и мастеров его круга, его времени, которая сформировалась буквально за последний год. Так что это то, чем мы можем гордиться. Здесь интересно то, что как раз будет показано в ближайшее время. Это выставка "Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон", приуроченная к 400-летию со дня рождения патриарха Никона. Она будет проходить в новом выставочном зале, который откроется в Патриаршем дворце и будет, собственно говоря, первая выставка, о которой я говорю. И в начале осени, в сентябре, откроется выставка, о которой мы сейчас ведем переговоры с Венским музеем истории искусства, она называется "Кунсткамеры Габсбургов. Магия природы и механизм Вселенной" и будет рассказывать о коллекциях Габсбургов XVI-XVII века, кунсткамерах, тех предметах, которые там хранились, потому что наше представление о кунсткамере мы черпаем из того, какая Кунсткамера Петербурга нам представляется. Это уже позднее собрание – собрание XVIII века, основание которому было положено Петром I и которое несколько иное, чем это было принято в Европе. В кунсткамерах содержались прежде всего различные предметы, природные предметы, которые оправлялись ювелирами. Это предметы, которые имели или символическое значение, или значение оберегов от сглаза и от отравления. Этих предметов очень много, они очень интересны и необычны для нас. Ничего подобного в наших музеях нет.
К.ЛАРИНА: Это какие-то ювелирные изделия?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Это, допустим, цветы, засушенные и заключенные в какую-то ювелирную такую оболочку, да?
Е.ГАГАРИНА: Речь идет не о цветах. Это различные предметы – раковины, кораллы, например. И предметы, о которых мы имеем довольно смутное знание, потому что это, например, рог нервала, который тоже имел определенное символическое или охранное значение, или, например, кусок рога единорога – животное, которое не существует в природе. Затем вторую часть этой выставки будут составлять различные измерительные приборы, часы, глобусы, – такие предметы, которые очень красивы сами по себе, потому что являются произведениями искусства, но имели и важное практическое значение.
К.ЛАРИНА: Начиная с какого времени эти предметы?
Е.ГАГАРИНА: Это XVI-XVII век. Это собрание Фердинанда II и Рудольфа II Габсбургов. Кроме того, мы здесь покажем доспехи этих императоров, и я надеюсь, что нам удастся показать их портреты. И сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы нам предоставили экспонирование картин Арчимбольдо. Это очень известные произведения и портреты, которые символизируют стихии. И там лица из различных видов, символизирующих ту или иную стихию, например, из фруктов или овощей, или, например, из рыб и различных морских…
К.ЛАРИНА: Все уже было. Мы все гордимся какими-то открытиями. Да. Это в какое время все создавалось?
Е.ГАГАРИНА: Это XVI-XVII век.
К.ЛАРИНА: Вот то, что касается печатной издательской продукции. Может, появятся новые альбомы, каталоги, посвященные именно 200-летию образования…
Е.ГАГАРИНА: Ну, во-первых, к каждой выставке мы, конечно, делаем каталог, и в этом году мы начинаем издавать генеральный каталог собрания музеев. Он будет касаться как коллекций, так и наших архитектурных памятников. В этом году мы будем издавать три каталога. Это каталог карет, каталог английского огнестрельного оружия и каталог стекла. Кроме того мы начинаем издавать свод документов, посвященных нашим памятникам. Как ни странно, кремлевские памятники сегодня плохо изучены из всех находящихся на территории нашей страны. И мы пытаемся сейчас собрать все документы, все изображения, все планы, гравюры и все, что связано с нашими памятниками, и представить такое многотомное издание всего, что к нашим памятникам относится. Это очень важная и сложная работа, требующая большого внимания и сотрудничества с архивами. Но мы надеемся, что нам удастся ее осуществить в достаточно короткое время.
К.ЛАРИНА: Ксюш…
К.БАСИЛАШВИЛИ: Я знаю, что посетителей музеев Кремля ждет еще одно открытие – долгие годы была закрыта для подъема, для возможности просмотра обзорного звонница колокольни Ивана Великого. И вот стало известно, что наконец-то можно будет эти экскурсии по ней совершать.
Е.ГАГАРИНА: Речь идет не о звоннице, а о колокольне. Потому что на звонницу подниматься все-таки будет невозможно, а на первые два яруса колокольни мы постараемся, чтобы наши посетители могли проходить. И в этом году мы будем реставрировать интерьер колокольни. И на следующий год мы будем уже делать экспозицию, для того чтобы наши посетители могли ознакомиться, увидеть не только интерьер колокольни, но и познакомиться с историей этого замечательно кремлевского памятника. Начнем мы, конечно, реставрацию с уникального, совершенно уникального фундамента колокольни. Последний раз проверялось, в каком состоянии он находится, лет 20 назад. Теперь нам необходимо посмотреть, как все это, потому что фундамент колокольни все еще стоит на старом деревянном основании XVII века. И затем, начиная с самого верхнего яруса, продвигаясь постепенно вниз, мы будем приводить в порядок колокольню. План этой работы уже практически закончен, так что сейчас строительные работы в теплое время года начнут проводиться.
К.ЛАРИНА: Напомню, что у нас в гостях сегодня генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Юрьевна Гагарина. Напомню, что мы имеем возможность ваши вопросы передать нашей гостье. Напомню пейджер 974-22-22 для абонента «Эхо Москвы». И с вашего позволения несколько вопросов от слушателей я задам. Это вопросы, которые пришли на наш Интернет-сайт еще до начала программы. Виктор пишет из Москвы: «Уважаемая Елена Юрьевна, я живу рядом с тем самым домом, где располагался филиал Оружейной палаты. На моих глазах усилиями немногочисленной группы ваших энтузиастов-сотрудников было подготовлено помещение для проведения полномасштабных выставок экспозиций экспонатов из запасников музеев московского Кремля. Затем дело было свернуто. Я помню ваше интервью, где вы говорили о закрытии этого проекта в силу недостатка финансирования. Тем не менее, в связи с возрождением историко-патриотической темы, необходимости культурно-духовного оформления подрастающего поколения не собираетесь ли вы вернуться к теме выставочного зала в какой-либо перспективе?» Вот такой длинный вопрос, но мне кажется, важный.
Е.ГАГАРИНА: Да, это вопрос очень важный. Действительно, был такой проект. Но поскольку эти помещения не приспособлены для того, чтобы кремлевские экспонаты туда возить, там недостаточно охраны, невозможно поставить охрану такую, какая необходима для наших экспонатов, невозможно поставить такое оборудование, которое бы защищало наши экспонаты от внешних воздействий, я предполагала, что там будут показываться копии наших вещей. Но для того, чтобы сделать копии, необходимо затратить большие средства, поэтому мы посчитали, что это делать неэффективно. Конечно, нам бы хотелось показывать свои выставки не только за стенами Кремля. И мы сейчас провели переговоры с правительством Москвы, с тем чтобы в 2006-ом году показать замечательную выставку, которая будет называться «Дары вождям» в Манеже. Это будет выставка, посвященная подаркам и тому, что является феноменом подарка в советское время, в русское время и различные интересные аспекты, которые вообще связаны с проблемой подарка, его символикой и различными характерными чертами его делания, что ли.
К.ЛАРИНА: Это интересно всегда.
Е.ГАГАРИНА: Поэтому вот такая выставка в Москве будет не в Кремле, не на территории Кремля.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Манеж старый или новый?
Е.ГАГАРИНА: В новом.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Новый, то есть это одна из первых выставок в новом Манеже, который сейчас реставрируется? Восстанавливается? Или нет?
Е.ГАГАРИНА: Это малый Манеж.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А, в малом Манеже. В Георгиевском переулке.
Е.ГАГАРИНА: Да.
К.ЛАРИНА: Следующий вопрос от Юрия: «С декабря в Кремль пускают только организованные группы, как полвека тому назад. Не смог посмотреть интереснейшую выставку «Италия – царский двор». Что вы делаете, что нужно делать нам, гражданам, для того, чтобы общенациональная сокровищница не превратилась окончательно в придворную?»
Е.ГАГАРИНА: Вы знаете, вы попали, к сожалению, в такой период, когда по требованию комендатуры из-за угрозы террористических актов Кремль.. нас попросили вот таким образом организовать посещение музея. Сейчас это не существует. На выставку можно посмотреть совершенно спокойно.
К.ЛАРИНА: Без группы?
Е.ГАГАРИНА: Да. И спокойно на нее посмотреть. Она еще не закрыта.
К.ЛАРИНА: Вопрос от Леонида: «Будет ли вновь экспонироваться в Кремле коллекция Вексельберга, и где она будет храниться?»
Е.ГАГАРИНА: Ну, я думаю, что это вопрос не к нам, где она будет храниться. Я знаю, что она хранится в одном из банков, там арендовано помещение для нее. Пока переговоров о том, чтобы показать ее в Кремле, не ведется. Но из того, что мне известно, следующий год – это год России в Бельгии. Там будет большая выставка проводиться, посвященная Фаберже. Одна из выставок, которая будет проходить на таком культурном форуме, который называется «Европае». Мы готовим этот проект, и там будет выставка Фаберже, на которой будут показываться вещи из очень многих регионов – и из нашего музея, и из провинциальных музеев нашей страны, и в частности, будет показана коллекция Вексельберга.
К.ЛАРИНА: «Будет ли издаваться каталог орденов на базе каталога прошедшей выставки?» - спрашивает Андрей
Е.ГАГАРИНА: Ну, собственно говоря, это и есть каталог орденов. Орденов, которые хранятся у нас в музее.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Потом есть еще большая книга, посвященная орденам, такая тоже с фотографиями с подробными описаниями…
Е.ГАГАРИНА: Да, да, совершенно верно.
К.БАСИЛАШВИЛИ: …которую тоже можно подыскивать.
К.ЛАРИНА: Еще вопрос от нашей слушательницы Дарьи: «Когда откроют кремлевский дворик для посещения?»
Е.ГАГАРИНА: А что имеется в виду?
К.ЛАРИНА: Не знаю, не ко мне вопрос.Что такое кремлевский дворик? Дарья, если вы хотите получить ответ, пожалуйста, поподробнее, расшифруйте нам, пожалуйста.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А у меня есть вопрос, связанный с посещением кремлевского дворца, Грановитой палаты – это входит в структуру музеев Кремля, либо об экскурсии надо договариваться совершенно в другом месте?
Е.ГАГАРИНА: Да, это не наша территория.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Не ваша территория
Е.ГАГАРИНА: Территория … И об экскурсиях надо договариваться там.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А такая возможность есть? Они проводят экскурсии?
Е.ГАГАРИНА: Да, время от времени экскурсии бывают. Но тогда, когда там нет каких-то мероприятий государственных, экскурсии там бывают.
К.ЛАРИНА: Борис спрашивает, как обстоят дела с археологическими работами на территории Кремля и с пополнением кремлевской коллекции предметами раскопок.
Е.ГАГАРИНА: На нашей выставке новых поступлений вы увидите часть тех предметов, которые были нами обнаружены в результате раскопок. Ну, а работа ведется постоянно в полной мере. Мы занимаемся изучением захоронений великих княгинь и цариц, которые находятся в Кремле. И действительно эта работа очень интересная и важная. В течение еще ближайших лет трех или четырех мы будем ее проводить. И мы начинаем издавать свод документов, которые рассказывают о том, каким образом эти работы проводились, каким образом происходило изучение останков, каким образом восстанавливались предметы, которые были найдены в этих захоронениях. Так что в ближайшее время вы все сможете увидеть.
К.ЛАРИНА: Ну, что, мы еще не успели, а то время заканчивается, Ксюш…
К.БАСИЛАШВИЛИ: Мне просто хотелось - мы до эфира поговорили с Еленой Юрьвной, она сказала, что появится еще большой фильм к юбилею Кремля, и в частности фильм о раскопках, которые ведутся в Кремле.
Е.ГАГАРИНА: Он будет демонстрироваться по телевидению. Мы планируем сейчас с РТР создание двух фильмов. Один будет о музее, об истории музея. А второй фильм будет посвящен как раз вот этой теме раскопок, о которой я сейчас говорила. Потому что тема очень интересная и важная. И в последнее время к нам приходит много запросов рассказать об этом, но мы хотели бы подойти к этому серьезно. Потому что это действительно очень серьезная, сложная и важная работа и к ней был привлечен целый ряд организаций, которые дружественны нам, помогают нам в изучении этих материалов. Поэтому нам хотелось, чтобы это был такой полноценный, серьезный рассказ о тех проблемах.
К.ЛАРИНА: Спрашивают, продолжатся ли выставки, посвященные культурным связям с Европой по типу «Италия – царский двор».
Е.ГАГАРИНА: Да, конечно.
К.ЛАРИНА: Будет еще что-то?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, вот Габсбурги, а еще что-то намечено?
Е.ГАГАРИНА: Габсбурги – это другая тема. Здесь речь идет об обмене сокровищницами. После Габсбургов у нас будет выставка из Дрездена из коллекции Зеленого свода. И там будут такие роскошные драгоценности из коллекции Августа Сильного.
К.ЛАРИНА: Вот про кремлевский дворик пишет нам Дарья: «Я имею в виду кремлевский садик, который разбит у Кремлевской стены». Что-нибудь прояснилось, нет?
Е.ГАГАРИНА: Ну, это имеет отношения к территории комендатуры.
К.ЛАРИНА: Комендатура. Вот мы позовем представителей комендатуры. И тогда уже все вопросы к ним. Значит, Елена Юрьевна, здесь есть несколько жалоб. Я не буду их озвучивать в эфире, я потом вам скажу, на что тут народ жалуется. Мне кажется, что стоит прислушаться к этому мнению. И потом вам передам.
Е.ГАГАРИНА: Я знаю на самом деле, о чем идет речь, потому что у нас действительно достаточно сложная ситуация и с пропускной системой, и с охраной Кремля. Я знаю о чем идет речь, и я перед всеми вами должна извиниться и принести действительно искренние извинения. Я понимаю, что ситуация очень сложная, но, к сожалению, не все зависит от нашего желания.
К.ЛАРИНА: Приходится мириться с такими вот… Ну, что же, спасибо вам большое. Елена Юрьевна Гагарина – генеральный директор музеев московского Кремля, наш сегодняшний гость. Мы продолжим цикл программ. Мы можем, про что мы будем в следующую субботу говорить?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Пока еще рано говорить.
К.ЛАРИНА: Тут все про кареты очень просят. Хотят, чтобы отдельную передачу про кареты мы сделали. Я думаю, что договоримся.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Конечно.
Е.ГАГАРИНА: Обязательно.
К.ЛАРИНА: Спасибо вам огромное. Всего доброго.