Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы" проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты" |
|
Оригинал находится на странице |
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили Гость: Марина Ракитина |
Суббота, 25 Февраля 2006
К.ЛАРИНА – Ну, что, я приветствую в студии Ксению Басилашвили, добрый день.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Добрый день.
К.ЛАРИНА – И в гостях у нас сегодня Марина Ракитина, старший научный сотрудник музеев московского Кремля. Добрый день, Марина.
М.РАКИТИНА – Здравствуйте.
К.ЛАРИНА – У нас сегодня замечательная, красивая тема – свадьбы в Кремле. Я так понимаю, что это свадьбы самого высшего уровня, да?
М.РАКИТИНА – VIP.
К.ЛАРИНА – Вот об этих свадьбах мы сегодня вспомним с помощью Марина Ракитиной. Ну, что же давайте начнем с самого начала.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А вот у меня первый вопрос, сейчас зима, февраль, в это время праздновали свадьбы, какое время года для царской свадьбы, вот не простая же свадьба, а царская.
М.РАКИТИНА – Да, разумеется, было всего, собственно говоря, 3 времени, когда вообще можно было играть свадьбы, свадьбы играли осенью на Покров и до начала рождественского поста, значит, это где-то октябрь-ноябрь, затем играли свадьбы после рождественских праздников, после святок, и вот, до начала великого поста, так что январь-февраль это было как раз самое свадебное царское время. Ну и потом еще можно было играть свадьбы весной после окончания великого поста, на Красную горку тоже иногда играли свадьбы, но там мог попасть месяц май, который считался не благоприятным для свадеб.
К.ЛАРИНА – А как начиналось все, сватов-то засылали?
М.РАКИТИНА – Ну, если начать сначала, то сначала нужно было заслать сватов заграницу, но это было очень сложно, потому что мы должны вспомнить, что переговоры о браке Ивана III и Софьи Палеолог продолжались 4 года, и если такие долгие переговоры, еще не известно, дадут ли они результат.
К.ЛАРИНА – Что, торговались, или что?
М.РАКИТИНА – Нет, ну зачем, пока одно посольство съездит, привезет ответ из заграницы до России, пока уладят все условия, может быть, жениху и невесте надоест ждать, может быть, в государстве что-нибудь произойдет. И, в общем, Иван III, женившись сам, он для своего сына уже не смог найти невесту заграницей, и решил, что жениться будет в России, и решил, что надо устраивать смотр невест, что надо созывать в Москву самых красивых молодых дворянок со всего государства, и выбирать из них невесту уже не по политической необходимости, а по ее личным достоинствам.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А кто вел отбор самых красивых?
М.РАКИТИНА – Знаете, сначала рассылались грамоты по городам и велели всех красавиц привозить и показывать городским властям, а потом, после конкурса красоты в каждом городе в Рязани, в Суздале, в Новгороде, красавицу из города отправляли уже в Москву, и, вот, в Москве собиралось несколько иногда сотен красивых молодых девушек, сначала с ними знакомились бояре, потому что были определенные требования: будущая царица должна быть высокого роста, она должна быть красивая, здоровая, желательно, чтобы у нее были братья и сестры, чтобы в семье было много детей, это давало какую-то гарантию того, что у нее тоже будет много детей. И уже после предварительного этапа самых лучших представляли жениху, ну, здесь обычно, конечно, были уже не сотни, а несколько десятков, и вот говорится, что когда Иван Грозный выбирал невест, то сначала ему представили 24 девушки, а потом 12, и вот из них он уже выбирал лучшую.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А правда или нет, что 2000 невест было перед третьей женитьбой Ивана Грозного?
М.РАКИТИНА – Да. Вот это как раз тот случай, из этих 2000 отобрали, в конце концов, 12.
К.ЛАРИНА – Подождите, все что в сказках написано, все это неспроста, именно так все оно и происходило по сути.
М.РАКИТИНА – Да, так все и происходило, и еще говориться, что этот обряд проходил в Византии, что по стране рассылали 3 меры: меру роста, меру ножки и меру головы под размер царского венца, и та девушка, которой подходили все 3 компонента, она становилась императрицей.
К.ЛАРИНА – А как же духовные качества?
М.РАКИТИНА – Вы знаете, душой тоже не пренебрегали и к уму тоже были претензии, потому что с девушками беседовали и та, которая не умела вести приятную беседу, та из числа претенденток выбывала.
К.ЛАРИНА – Ну, Марин, даже интересней, давайте поподробней об этом расскажите. Вот как это происходило, сам отбор, какие критерии? Царь сам принимал в этом участие или была комиссия еще, до того, как ему покажут?
М.РАКИТИНА – Сначала была боярская комиссия, приближенные к царю или родственницы, вот, иногда говорится, что мать царя тоже могла принимать в этом участие, если она была жива, а потом сам жених подключался, потому что по старинному русскому обычаю женихи не могли видеть невесту до свадьбы, переговоры вели сваты и родители, а царь имел возможность выбирать сам. И говорится, что на последнем этапе девушек приглашали в кремлевский дворец и их даже селили там, и есть документы, которые говорят, что там устраивали несколько опочивален, ставили там кровати и девушек там оставляли, они жили некоторое время вместе с сестрами или дочерями царя, и вот из них уже выбирали подходящую.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, вот сам обряд смотрин, в которых участвовал царь, был как-то регламентирован, может быть, царь садился в трон, к нему вводили невесту, он с ней разговаривал, что-то дарил, было?
М.РАКИТИНА – Есть разные описания, но вот такое, наиболее известное говорит о том, что девушек выставляли в большой палате или в коридоре, царь мимо них проходил, если это был предварительный этап, он с каждой из них беседовал, затем выходил и уже на следующий этап приглашали тех, кто ему больше всего понравился. А уже во время последнего этапа, когда оставалось несколько невест, царь проходил вдоль ряда и выбранной девушке вручал кольцо и богато вышитый платок, это были знаки помолвки.
К.ЛАРИНА – А происхождение имело значение?
М.РАКИТИНА – Да имело, но как ни странно с точностью наоборот, ни разу царицей не становились представительницы высшей знати. Это, видимо, было принципиально, потому что из княжеского или очень знатного боярского рода не хотели брать жену, чтобы не возносить и без того знатных ее родственников, поэтому девушки обычно были представительницами московского дворянства или боярства, но не из очень знатных семей, из таких хороших семей обычно старались найти царицу, но не из высшей знати.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Марфа Собакина, она, по-моему, вообще из Новгорода?
М.РАКИТИНА – Нет, вы знаете, выяснили, что все-таки скорее всего не из Новгорода, что скорее всего историки 19 века ошиблись, что она дальняя родственница того Собакина, в честь которого была названа Собакина башня в Кремле, что это все-таки московский род, но он уже к временам Ивана Грозного несколько захирел.
К.ЛАРИНА – А наверняка была же еще система договора между двумя семьями еще на стадии рождения ребенка, или этого не было?
М.РАКИТИНА – В царской семье это исключалось, такого никогда не делали, царь сам имел возможность устраивать…
К.ЛАРИНА – А как же возникали межгосударственные браки?
М.РАКИТИНА – Когда были их попытки, то когда царь или царевич достигал определенного возраста, то в этот момент как раз должны были отправляться заграницу послы, выяснив, в каких странах есть подходящие по возрасту принцессы.
К.ЛАРИНА – Все-таки принцессы.
М.РАКИТИНА – Да, потому что в теории считалось, что лучше бы жениться на иностранной принцессе. И Иван Грозный об этом говорил, что, вступая в первый брак, надо бы ему найти жену в другом государстве. Первоначально он пробовал найти жену в Швеции и в Польше, но он сказал боярам тогда, что: «Жена, воспитанная в другой стране, она будет другого нрава, других обычаев, поэтому я не могу так рисковать, вдруг мы характерами не сойдемся, женюсь я лучше на своей». И вот тогда он выбрал Анастасию Романову.
К.ЛАРИНА – А сейчас у нас новости.
НОВОСТИ
К.БАСИЛАШВИЛИ – А сейчас я вам расскажу о новостях за кремлевской стеной. Рекордной популярностью пользуется выставка сокровищ Московского Кремля, которая работает в Саратове – за 15 дней ее посетило около 5 тысяч человек. Путешествие раритетов по России приурочено к юбилею кремлевских музеев. В числе экспонатов драгоценный оклад иконы Тихвинской богоматери, патриаршие облачения XIX века, золотой портсигар с бриллиантами, это работа Фаберже. Многие произведения публике показывают впервые, они происходят из запасников музеев Кремля. К открытию выставки «Российские императоры и оружейная палата», она для публики откроется 11 марта, совсем скоро, музеи Кремля издают иллюстрированный каталог. Помимо описания экспонатов в этой книге вы найдете статьи, посвященные деятельности Оружейной палаты в XIX – начале XX века. По сути, каталог представляет собой фундаментальную коллективную монографию, которая освещает судьбу Оружейной палаты на протяжении последних трех столетий. Кроме того, в самое ближайшее время выйдет подарочный вариант – иллюстрированный альбом «Государственная Оружейная палата». А сейчас в эти самые дни в музее идет активная подготовка к предстоящей юбилейной выставке Оружейной палаты. Так недавно была закончена реставрация туфель от коронационного костюма императрицы Екатерины I, это туфли из гладкой серебряной парчи на высоком фигурном каблуке, украшенной серебряным позументом, тесьмой и бахромой. Вы сможете увидеть этот и другие экспонаты ранее не демонстрировавшиеся на новой выставке «Российские императоры и Оружейная палата» уже в марте, начиная с 11 числа.
К.ЛАРИНА – Судя по вопросам, наших слушателей очень волнует история Ивана Грозного и его женитьбы. Тут 2 вопроса, один из них такой: «Прошу рассказать, что стало с одной из жен Ивана Грозного, которая оказалась порченой, то есть не девственницей. Читал где-то, что ее четвертовали. Правда ли это?» И второй вопрос: «Существует версия, что Иван Грозный за несколько лет до смерти направил официальных сватов в Англию к Елизавете I, но этой делегации было отказано. Насколько достоверна эта версия? Николай Иванович».
М.РАКИТИНА – Что касается сватовства в Англии, это абсолютно достоверные документы и сначала Иван Грозный действительно вроде бы пробовал заслать послов, которые говорили об этом прямо с королевой Елизаветой, она естественно отказала сразу, сказала деликатно, что она не в том возрасте уже, сказала, что у нее есть много молодых красивых родственниц, и после этого начался следующий этап сватовства, когда он пытался посвататься к родственнице королевы Марии Гастингс, и действительно есть документы о том, что русскому послу Мария Гастингс была представлена, он с ней познакомился, сказал, что такой ангел достоин стать женой его государя, отправились послы обратно, но Иван Грозный в 1584 году умер, и переговоры ни к чему не привели, якобы послы возвратились из Англии буквально за несколько дней до смерти Ивана Грозного, так что эти переговоры могли быть продолжены.
К.ЛАРИНА – По поводу девственницы, которая оказалась не девственницей, и четвертовали ее.
М.РАКИТИНА – Я представляю себе, о чем говорится, но дело в том, что это сведения, которая содержатся в документе, который, судя по всему, оказался поддельным. Это один из хронографов, который, скорее всего, подделали в XIX веке. В документах времен Ивана Грозного о такой жене никаких сведений нет и мы не можем назвать ее имени, потому что факт свадьбы фиксировался в так называемых свадебных чинах и сведений о том, что с царицей было что-то не то, как с ней могло быть что-то не то, когда ее проверяла перед свадьбой целая комиссия?
К.ЛАРИНА – По поводу этих интимных моментов, здесь-то каким образом это проверяли? Это важную играло роль?
М.РАКИТИНА – Да, это важно. Проверяли доктора и в XVIII веке, говорится в документах, что у Елизаветы Петровны, когда приехала будущая Екатерина II тоже созвала врачебную комиссию и велела все проверить, чтобы не было никаких недоразумений потом. Этот же обычай был и до времен Петра II или опытный свахи или царские родственники или, говорят, во времена Ивана Грозного иноземных врачей он приглашал, так что вариант, что он с царской невестой будет что-то не то, что она окажется не девственницей, это исключалось.
К.ЛАРИНА – Таких случаев в истории не зафиксировано.
М.РАКИТИНА – Таких случаев не зафиксировано и эти документы, о том, что Иван Грозный якобы казнил одну из жен на утро после свадьбы, тем более четвертовал, это вообще.
К.ЛАРИНА – А способность к деторождению как-то проверялась? Наверное, в то время было невозможно это проверить.
М.РАКИТИНА – Невозможно, конечно, это было проверить. Смотрели насколько плодовито семейство невесты, сколько детей у ее матери.
К.ЛАРИНА – А был какой-то контрольный срок, сколько можно ждать пока забеременеет жена?
М.РАКИТИНА – Был такой срок. Судя по всему у сына Ивана Грозного, царевича Ивана, если через 3 года все его жены оказывались бездетными, то Иван Грозный приказывал ссылать их в монастырь.
К.ЛАРИНА – За что? Они же не виноваты.
М.РАКИТИНА – Они не виноваты, но продолжение династии требовало такого и тем более в словах о церковном венчании говорится, что люди вступают в брак для того, чтобы плодиться и размножаться и если это условие не соблюдается, то здесь был формальный повод для развода, если вообще не наступала беременность. Так Василий III развелся с первой женой после 20 лет брака, потому что здесь уже ничего сделать было нельзя.
К.ЛАРИНА – «Молодые на пиру не ели, кормили их только в спальне, да и то только курицей. Что с курицей, почему?
М.РАКИТИНА – Курица была ритуальной едой.
К.ЛАРИНА – Птичьего гриппа не было?
М.РАКИТИНА – Не было, конечно. Курица была символом плодородия, видимо, это было пожелание молодой паре, чтобы детей у них было столько же много, сколько яиц может снести курица. Поэтому весь день молодые постились, потому что венчание – это церковное таинство и они не ели ничего ни до венчания, ни после, только после свадебного пира…
К.ЛАРИНА – А на пиру почему не давали им есть?
М.РАКИТИНА – Такая была традиция, что после таинства есть нельзя. Они только смотрели, когда гостям давали 3 первые перемены блюда.
К.ЛАРИНА – Потом в спальне набрасывались на блюда.
М.РАКИТИНА – Да, в спальне они, судя по всему, набрасывались и в фильме «Юность Петра» как раз показан этот эпизод, когда оголодавшие молодожены съедают эту курицу, но кроме курицы были еще другие блюда. Был еще творог и вареные яйца, это тоже видимо, как и курица то, что должно было принести им многодетность.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Это крестьянская традиция, которая перешла в Кремль, это не чисто кремлевские причуды, это глубоко сидящая в фольклоре вещь.
М.РАКИТИНА – Да, в принципе царская свадьба совпадала с народной практически по всем параметрам, только отличалась роскошью и богатством использованных предметов, и было еще одно отличие от народной свадьбы – это то, что обычно перед свадьбой невеста плакала и просила не выдавать ее.
К.ЛАРИНА – Это был ритуал такой.
М.РАКИТИНА – Да. И естественно перед царской свадьбой такого никогда не было. Представьте себе: невеста плачет, «батюшка, матушка, не выдавайте меня за царя, государя». Это невозможно было представить.
К.ЛАРИНА – Конечно. Существовал еще жанр такой «Плач невесты».
М.РАКИТИНА – Да, этот жанр был, во время царской свадьбы этот жанр не использовался, потому что свадьба называлась «Государева радость» и ее ничто не должно было омрачать.
К.ЛАРИНА - Отмечались потом каким-то образом годовщины свадьбы?
М.РАКИТИНА – Нет, до времен Петра I я не знаю такого обычая.
К.ЛАРИНА – День не фиксировался как праздник всенародный и не переходил потом из года в год.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Свадьба проходила непосредственно в Кремле?
М.РАКИТИНА – Да, обычно свадьба проходила в Кремле, потому что Кремлевский дворец был основной царской резиденцией, и венчали молодых в Успенском соборе, пир был в Грановитой палате, потом в конце XVII века стали венчать уже более интимно, в домашних церквях, куда не допускались посторонние, но свадьба была в Кремле. Единственное исключение – это Иван Грозный, который долго жил в Александровской слободе и 2 его свадьбы по-моему прошли именно там.
К.ЛАРИНА – Что дарили? Деньги на подноске дарят?
М.РАКИТИНА – Упаси бог. Зачем царю деньги кидать, у него свои есть. Бояре после свадьбы обычно поздравляя царя подносили ему серебряные кубки, и сохранились такие кубки с памятными надписями в наших собраниях, есть такие подарки.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Давайте вернемся к самому ритуалу. С чего начинался свадебный день? С похода в церковь?
М.РАКИТИНА – Накануне, и в течение нескольких дней государь посещал обычно кремлевские церкви и соборы, в этот день с утра тоже, по-моему, он посещал некоторые из них, но не очень долго, потому что свадебный ритуал был очень долгий, занимал много времени и начиналось все с торжества в Грановитой палате, причем здесь была еще одна сложность. Вы знаете, что по русскому обычаю жених должен невесту забирать из ее дома, а здесь она уже жила в Кремле, в Кремлевском дворце, поэтому Грановитая палата сначала играла роль как бы дома невесты. Выходила невеста, садилась на положенное место, рядом с ней садилась подружка, и они ждали прихода государя. И потом звали уже государя, он приходил в палату и здесь разыгрывался весь ритуал подготовки к венчанию, очень интересный, сваха расчесывала волосы невесты, надевала на нее женский головной убор, на драгоценном блюде этот убор подносился, потому собирался весь свадебный поезд, готовили огромные свечи, которые несли впереди процессии.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Свадебный поезд это что? Что туда входило?
М.РАКИТИНА – Свадебный поезд – это процессия, которая едет из дома невесты в церковь и хотя от Кремлевского дворца до Успенского собора всего несколько шагов все равно должны были ехать как положено. Царь ехал на белом коне, царица ехала в санях вместе со своими боярынями и по бокам шли бояре, которые оберегали пути, чтобы никто не дай бог не перешел дорогу свадебному поезду.
К.ЛАРИНА – Спасибо. Давайте я еще несколько вопросов задам Марине, поскольку интересные вопросы приходят к нам на пейджер: «Много ли было случаев браков царей и царевичей в допетровскую эпоху с иностранными принцессами, кроме брака Ивана и Софьи Палеолог?».
М.РАКИТИНА – Такие попытки совершались многократно и все цари в принципе знали, что положено им жениться на иностранных принцессах, и Иван Грозный и Михаил Федорович пробовали жениться на принцессах, и Борис Годунов искал невесту для своего сына, но осуществился брак только один. Иван Грозный свою племянницу Марию выдал за датского принца Магнуса, этот брак осуществился, и датские короли были единственными, можно сказать, родственниками по браку наших царей до времен Петра I.
К.ЛАРИНА – Еще интересный вопрос. Ольга спрашивает: «Каким образом выдавали замуж царевен?».
М.РАКИТИНА – С царевнами было гораздо сложнее, потому что их не хотели выдавать для подданных, и для них должны были найти иностранного жениха.
К.ЛАРИНА – А почему? Принципиально тоже?
М.РАКИТИНА – Это принципиально. Царь имеет право жениться на своей подданной, а царевны не должны были выдавать за неровню, поэтому Иван Грозный нашел для своей племянницы жениха, Борис Годунов для Ксении искал и нашел двух принцев, правда не по его вине эти браки не осуществились, потом в XVII веке Михаил Федорович пытался выдать свою дочь за датского принца Вольдемара, который приехал в Москву, но смерть царя прервала эти переговоры, Алексею Михайловичу своих дочерей выдать замуж не удалось.
К.ЛАРИНА – И куда он их девал? В монастырь?
М.РАКИТИНА – Нет. Зачем же в монастырь, они жили во дворце, у каждой из них были свои покои, своя свита, если уже в старости они принимали решение уйти в монастырь, то они принимали решение это добровольно, они жили в миру, они жили в царской семье. Кстати, не только в России возникали такие проблемы. В ХVIII веке у французского короля Людовика XV были 4 незамужних дочери, по каким-то причинам их тоже не удалось выдать замуж, и они тоже также жили во дворце вместе со своим собственным двором.
К.ЛАРИНА – А приданное было какое-то у царской невесты?
М.РАКИТИНА – У царской невесты, которую брали из московских боярышень или дворянок, у нее приданного не было, и единственное, что она должна была делать, желательно было невесте во время свадебного пира раздавать полотенца и вышитые платки, сделанные своими руками, это были подарки гостям, а больше никакого приданного не было.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Какие-то приметы были, плохие приметы, хорошие приметы, которые во время свадьбы могли исполняться.
М.РАКИТИНА – Встретить кого-то, конь споткнулся. Путь оберегали.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Какой там путь? Там вообще 2 шажка.
М.РАКИТИНА – Не важно. Путь все равно оберегали, чтобы никто дорогу не перешел, кони поэтому вряд ли спотыкались. Насколько я знаю, плохой приметой считалось падение каких-то важных вещей, убора невесты или чего-то подобного и вроде бы все.
К.БАСИЛАШВИЛИ - Чем-то отгоняли силу нечистую?
М.РАКИТИНА – Силу нечистую отгоняли, когда молодых обмахивали соболями, связкой из 40 соболей, потом уже ночью, когда заканчивался свадебный пир один из дружек царя ездил вокруг царя с обнаженным мечом, символически это тоже должно было разогнать всяких врагов и всякую нечистую силу.
К.ЛАРИНА – Возвращаясь к угощениям, мы сказали про курицу, которую молодые ели в спальне, а чем угощали гостей? Были какие-то специальные свадебные блюда?
М.РАКИТИНА – Обязательно. Традиционное свадебное блюдо на всяком свадебном пиру – это жареный лебедь, первое, что выносили гостям в Грановитую палату.
К.ЛАРИНА – Он же в Красной Книге.
М.РАКИТИНА – У нас рядом с Кремлем Лебяжий переулок, где находились лебяжьи пруды, где лебедей разводили специально для царских пиров.
К.ЛАРИНА – Это которые шли на прокорм, да?
М.РАКИТИНА – На лебедей охотились еще, так что с лебедями все было в порядке тогда, в XVII веке. Первое блюдо, которым обносили всех гостей – это жареный лебедь, потом подавались другие мясные блюда и после трех блюд молодые вставали из-за стола и удалялись в опочивальню.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А ритуал, кто где сядет, соблюдался на свадьбу?
М.РАКИТИНА – Да, обязательно. В соответствии с назначениями для этого служил свадебный чин, где было все расписано, кто является дружкой, кто является сватами, они занимали ближайшие к царю места, обычно это должны были быть родственники царя, и на свадьбах Ивана Грозного роль посаженных родителей, например, играл его сын Федор.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Я в путеводителе по Оружейной палате прочитала интересный такой факт, есть в собрании солонки европейских златокузнецов, и там написано, что оказывается за столом рассаживали еще в зависимости от расположение солонки, кто справа от солонки, кто слева от солонки, это тоже имело какое-то значение.
М.РАКИТИНА – Это имело значение, но это не только на свадебных пирах, это было на всех пирах вообще. Но особую роль солонка во время свадебного пира не играла.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А какая у нее была роль?
М.РАКИТИНА – Солонка должна была означать богатство стола и сначала солонку ставили на царский стол, он мог ее со своего стола послать кому-то из гостей, но во время свадебного пира на это не отвлекались.
К.ЛАРИНА – То есть в знак особого расположения.
М.РАКИТИНА – В знак особого расположения, на свадебных пирах этого не делали, потому что здесь была другая задача, здесь царю не надо было кого-то особо отличать из присутствующих, все уже были заранее назначены на свои посты.
К.ЛАРИНА – Последний, наверное, вопрос. А тосты говорили? Пожелания какие-то за столом молодым?
М.РАКИТИНА – Во время свадебных пиров, я даже не могу вспомнить никаких документов, потому что обычно тосты были во время дипломатических переговоров, когда послы…
К.ЛАРИНА – То есть на свадьбах нет? Просто гуляли и все.
М.РАКИТИНА – Когда обносили гостей тремя первыми блюдами, может быть, говорили какие-то тосты за их здоровье, в документах я этого вспомнить не могу.
К.ЛАРИНА – Мы должны уже к шедеврам перейти. Тут вопросы пошли уже про однополые связи в царских семьях. Однополых браков не было, связи, может, и были, история об этом умалчивает.
М.РАКИТИНА – Если и были, то только у Ивана Грозного, он у нас был самый оригинальный во всех отношениях, с нестандартным характером, про остальных царей такового никогда не говорили.
К.ЛАРИНА – Ну что у нас с шедеврами?
К.БАСИЛАШВИЛИ – А шедевр имеет отношение к церемонии и это блюдо, о котором я сейчас расскажу, участвовало в одной из свадебных церемоний.
К.ЛАРИНА – Ну что ж. Мне остается поблагодарить нашу гостью, Марину Ракитину, до встречи, спасибо вам большое.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Любовь Ивана Грозного к своим бывшим женам соизмерялась в вещах весьма материальных. В степени драгоценности тех вкладов, которые посмертно, после гибели своих супруг царь вносил в качестве даров в храмы и монастыри. Расчеты специалистов показывают: самыми любимыми были Анастасия Романова и Мария Тимрюковна. На даровых память царь не скупился. 3 килограмма чистого золота ушло на блюдо, полученное в 1568 году Троице-Сергиевым монастырем из рук Грозного в память о любимой супруге. Делали это блюдо кремлевские мастера, причем изначально не с погребальными, а матримониальными целями. Украшенное в центре изображение двуглавого орла блюдо было создано в срочном порядке ко второй свадьбе Ивана Грозного, ее играли 1561 году, дорогой подарок, золотое блюдо рефлексом от солнца и света щедро рассылало лучи. Царь преподнес своей невесте кабардинской княжной Марии Тимрюковне. Такую вещь традиционно использовали в свадебной церемонии. Сваха на блюде подносила головной убор замужней женщины, так называемую кику, ведь с непокрытой головой замужней даме уже не ходить. На свадебном же блюде подавали особые кушанья. После свадьбы блюдо оставалось в собственности невесты, в данном случае совсем недолго, ведь немного прожила и Мария Тимрюковна. После ее смерти вещь попадает в Троице-Сергиеву Лавру, а из нее, уже после 1917 года перемещается в государственный музей Московский Кремль. Блюдо Марии Тимрюковны можно увидеть в Оружейной палате в первом зале на втором этаже в пятой витрине.