Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы" проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты" |
|
Оригинал находится на странице |
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили Гость: Марина Голованова |
Суббота, 25 Марта 2006
К.ЛАРИНА – Еще раз приветствую в студии Ксению Басилашвили. И сегодня, как мы обещали, будем исследовать коллекции знамен собрания Оружейной палаты, и наша гостья Марина Голованова, старший научный сотрудник музеев московского Кремля, здравствуйте, Марина, добрый день.
М.ГОЛОВАНОВА – Добрый день.
К.ЛАРИНА – Скажите нам немного слов про вашу книжку, пожалуйста.
М.ГОЛОВАНОВА – Тема государственных символов, конечно, очень важная тема. Издательство «Росмен» предложило мне написать такую книгу, поскольку в школе были введены специальные уроки изучения российских символов, и вот это издание оно уже несколько лет назад было осуществлено, но до сих пор, по-моему, эта книга еще есть в магазинах, и я думаю, что она поможет школьникам разобраться в истории наших символов, конечно, очень кратко, очень схематично, но все основное я там постаралась изложить.
К.ЛАРИНА – Здесь очень хорошие иллюстрации, это наглядное пособие, очень удобная книжка.
М.ГОЛОВАНОВА – Очень много взято иллюстраций тех памятников, которые хранятся в Оружейной палате, потому что именно там зарождалась история всех символов государственных.
К.ЛАРИНА – Давайте теперь начнем свою экскурсию, для начала такой вопрос, как вообще собиралась коллекция знамен, когда начала собираться?
М.ГОЛОВАНОВА – Эта коллекция самым непосредственным образом связана с историей Оружейной палаты. Неслучайно, несмотря на все названия нашего музея, все-таки название «Оружейная палата» - сразу становится понятно, о каком музее идет речь. Поскольку это был центр по производству оружия и когда-то царский арсенал, то именно в Оружейной палате для походов делались и знамена теми мастерами, которые там работали, ну, а после походов они возвращались на хранение и хранились в царской оружейной казне. И коллекция эта начала собираться еще в 16 веке. Самое древнее, точно датированное знамя у нас хранящееся, Ивана Грозного. Оно датировано, на нем есть надпись, поэтому совершенно точно, что это знамя 1560 года.
К.ЛАРИНА – А как же это все сохранилось?
М.ГОЛОВАНОВА – Оно очень бережно хранилось, пережило многие пожары, которые происходили в Кремле, и оно отмечено во всех документах, во всех описях знамен, которые составлялись в 17 веке, ну сохранились только описи 17 века, и в 18 и в 19 веке, его очень тщательно записывали во все документы.
К.ЛАРИНА – Какого цвета?
М.ГОЛОВАНОВА – Это просто огромное полотнище, его размеры 2.30 в высоту и 5.20, на нем изумительная живопись, и очень важная тема на нем.
К.ЛАРИНА – Живопись – это вышивка или что?
М.ГОЛОВАНОВА – Это живопись. Мастера Оружейной палаты расписывали красками эти знамена, и изображена на нем огромная композиция Апокалипсиса, очень важного такого библейского текста, торжественное ведение Спасителя на белом коне, воинство небесное, архангел, который возглавляет движение этого воинства, и все это полотнище должно было развиваться над теми войнами, которые собирались вокруг этого знамени в походе.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Оно должно было спасти? Что за значение предавалось знамени в бою?
М.ГОЛОВАНОВА – Со знаменем шли в бой и умирали за родину, и оно должно было и призывать, и, одновременно, охранять тех воинов. Этот призыв заключался в том, что они тоже присоединятся к этому воинству небесному, если они отдадут жизнь свою за правое дело.
К.ЛАРИНА – Скажите, а когда появились надписи на знаменах?
М.ГОЛОВАНОВА – Все изображение это иллюстрация надписи.
К.ЛАРИНА – А что написано?
М.ГОЛОВАНОВА – Текст из Апокалипсиса, который начинается: «И увидел я небо…»
К.ЛАРИНА – То есть этот большой текст?
М.ГОЛОВАНОВА – Да, и кроме того, там есть титул самого царя, то есть оно сделано было по заказу, как бы мы сейчас сказали, по велению Ивана Васильевича и название этого знамени тоже там есть «Великий стяг».
К.ЛАРИНА – А это знамя побывало в боях?
М.ГОЛОВАНОВА – Я думаю, что да. Это события Ливонской войны, очень была сложная в России ситуация в то время, и позднее, правда, его никуда не давали в походы, но, видимо, сама тема, сам призыв этого изображения был настолько актуален, что уже в середине 17 века, для царя Алексея Михайловича сделали еще две реплики этого знамени в полный размер. У нас есть еще два таких полотнища, 1654 и 1659 годов, тоже события русско-польской, русско-шведской войны.
К.БАСИЛАШЛИВИ – Мне кажется, что к флагам относились как к людям, у меня такое воспоминание сохранилось об этом из литературы.
К.ЛАРИНА – Как повяжешь галстук, береги его…
М.ГОЛОВАНОВА – Я думаю, что это было даже выше, потому что это была святыня, знамена всегда регалиями воинскими числились, и это огромное полотнище с иконописными композициями, под которыми молебен совершали, то есть это даже такая более высокая идея, символика.
К.ЛАРИНА – А как вообще во времени менялся дизайн, внешний вид, символика, как это все происходило, от чего это зависело?
М.ГОЛОВАНОВА – Ну, конечно, это зависело и от менталитета, который существовал. Если знамена 16-17 века – это знамена с иконописными композициями, которые были понятны, в общем-то, в то время, то очень меняется символика знамен с созданием новой армии Петром, и эти знамена тоже делались в Оружейной палате теми же живописцами.
К.ЛАРИНА – Ну, давайте, какое-нибудь одно знамя петровских времен представим поподробнее. Как это можно на радио сделать? Можно его описать?
М.ГОЛОВАНОВА – В 1699 году Петр собирает даточных людей, уже для новой армии, для них делают новые знамена, на полотнищах ротных знамен, они были разных цветов, для каждого полка, на них уже поместили пальмовые ветви, символ воинской славы, на них било изображено облако, из которого выходит рука с мечом карающим, и на них поместили изображение Андреевского знака, знака первого ордена, который к тому времени уже существовал в России, и руководил работами по изготовлению этих знамен в Оружейной палате, собственно, кавалер этого ордена, единственный в то время, Федр Головин, адмирал.
К.ЛАРИНА – А лики Христа, они часто бывали на знаменах?
М.ГОЛОВАНОВА – Это были такие особые знамена, в 17 веке – да, у нас хранятся полотнища, на которых есть изображения Спаса нерукотворного. И, конечно, самое известное знамя с таким изображением, это знамя, которое связано опять же с именем Ивана Грозного, знамя, которое было под Казанью с русскими войсками, об этом сказано в летописи, о том, что развернули христианские знамена с образом Спасителя.
К.ЛАРИНА – А вот к таким символичным вещам, как знамена, штандарты, должны ли быть приложены какие-то документа, паспорта с биографией…
М.ГОЛОВАНОВА – Такая практика появилась уже гораздо позднее. Ну, например, в советское время такая практика существовала, что к самому знамени прилагалась такая грамота специальная. Наша коллекция, сложившаяся исторически, основная ее часть это знамена 17 века, они делались по указу государя, но, к сожалению, этих указов я не видела, просто, в документах о работе над знаменем, там сказано, что по указу государя.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А указы не сохранились?
М.ГОЛОВАНОВА – Вот самого текста я не видела. Имя государя на знамени написано.
К.ЛАРИНА – А существовали ли знамена, которые в одном единственном экземпляре?
М.ГОЛОВАНОВА – Да, конечно, эти знамена делались в единственном экземпляре, для больших полков, они так и назывались «Большие полки», в документах 19 века эти знамена даже названы «Великих государей большие полковые знамена». А большой полк, это был объединенный полк, который объединял полки разных видов, огромные такие корпуса, и вот для них делались огромные такие знамена.
К.ЛАРИНА – Мы, кстати, говорим про полотнища, но есть же еще и древко, там тоже наверняка тоже своя история, свои традиции.
М.ГОЛОВАНОВА – Возможно самой древней частью знамени и является древко, на котором крепили какой-то символ, ну, возможно, сначала это были знаки, которые просто сигнальными какими-то служили, и некоторые документы сохранили значение знамени, как можно было ориентироваться, следить за состоянием битвы, для расположения центра войска. И поскольку это полотнища древние были огромны, когда уже появились эти христианские изображения, то понятно, почему летописи говорят «Наволочить стяг», вот, такой пятиметровый, например, это была целая процедура, конечно, и иногда не успевало войско построиться к бою, не успевало поставить этот стяг, слова летописи здесь отражают действительную ситуацию.
К.ЛАРИНА – Мы сейчас слушаем новости, а потом продолжим нашу экскурсию.
НОВОСТИ
К.БАСИЛАШВИЛИ – Меня зовут Ксения Басилашвили. Я сейчас продолжу путешествие по музеям Кремля. На этот раз мы отправимся в Испанию, поскольку музей на месте не сидит, и 27 марта в музее Гуггенхайма в Бильбао открывается выставка «Россия», продолжение того проекта, который был в Нью-Йорке, но там немножко изменилась концепция, теперь из музеев Московского Кремля представлено около 25 вещей, в том числе икона Преображения и саккос патриарха Адриана, так что кто поедет в Испанию, не забудьте зайти, заехать в Бильбао. В прошлые выходные, как мне только что сообщили, в музее было рекордное число посетителей на выставке новой. За 2 выходных дня выставку посетило 6 400 человек, вы можете увеличить это число собой, поскольку выставка «Российские императоры и Оружейная палата» работает, продлится она до 4 октября и она развернулась сразу в двух залах, это тоже новое интересное событие для музеев Кремля, в Одностолпной, недавно отреставрированной палате и Успенской звоннице. Напомню, что выходной день музеев Московского Кремля – это четверг, а так он работает ежедневно с 10 утра добро пожаловать к Кутафьей башне, там приобретаете билеты и проходите на Соборную площадь и смотрите там два этих выставочных залах.
К.ЛАРИНА – До Алексея Михайловича не было трехцветных флагов, Марин?
М.ГОЛОВАНОВА – Флагов? Дело в том, что само слово флаг, термин этот, появляется у нас только при Петре I. Они пришел к нам из голландского языка и связан этот термин с морским делом, с теми знаками, которые на кораблях размещались. Самого термина не было, а флаги, конечно, отличаются от знамен тем, что, происходя из морского оснащения, такого флаг не всегда имеет древко. Он может располагаться на шнуре, крепиться на флагштоке специальном.
К.ЛАРИНА – Хоругви делали?
М.ГОЛОВАНОВА – Нет, хоругви еще одна ипостась знамени. Хотя знаменем можно называть очень широкий круг вещей и будет понятно. А сейчас, конечно, мы знаем флаги в основном, каждое государство должно иметь свой флаг, который означает его на международной арене и очень много сейчас всяких справочников выходит по флагам российским.
К.ЛАРИНА – Расскажите нам поподробнее о том, как Алексей Михайлович решил шить из материи трех цветов первые флаги, как пришла ему в голову такая идея?
М.ГОЛОВАНОВА – Это произошло в 1668 году. Сохранился такой документ о строительстве первого российского корабля. Задумав плавать по каспийскому морю, Алексей Михайлович пригласил голландцев, которые строили корабль с гордым названием «Орел», и для этого корабля потребовались флаги. Голландцы спросили, какие флаги должны быть, потому что, они сказали, какого государства корабль, такого и знамя должно быть на корабле и велели передать белую, синюю и красную ткань для того, чтобы заготовить флаги на этот корабль. К сожалению, сам корабль не сохранился и какие были на нем флаги тоже неизвестно, как располагались эти цвета. Предполагается, что, может быть, это было полотнище с крестом в центре, сочетание цветов, былого, синего, красного присутствовало. Вообще, мы уже начали говорить о цветах, и то самое древнее знамя, которое у нас сохранилось, Великий стяг, его центральная часть тоже синего цвета, имеет еще откос белого цвета, есть еще, как документы называют эти цвета, брусничные, кайма у него, а архангел изображен алый. Это все связано с символикой христианской, с той традицией, которая в иконописи в то время существовала, и смысловые значения уходят в ту пору.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Может быть, подробнее немного о символе?
М.ГОЛОВАНОВА – Мне, честно говоря, хотелось бы вернуться все-таки к истории нашей коллекции, рассказать о том, что началась коллекция еще при царе, а продолжились собирания нашей коллекции, те самые императоры, которым посвящена наша сегодняшняя выставка в нашем музее и в XIX веке, когда, как мы считаем, был основан музей, именно на территории Кремля, самые древние знамена, о которых сведения поступали из различных мест, по распоряжению императоров тоже поступали в хранилище Оружейной палаты.
К.БАСИЛАШВИЛИ – У вас ведь есть уникальные совершенно знамена, которые мы не можем видеть или видим крайне редко. Легендарное знамя Пожарского.
М.ГОЛОВАНОВА – Да, сейчас оно представлено на выставке.
К.ЛАРИНА – А чего вы его прячете-то?
М.ГОЛОВАНОВА – Сохранилось только фрагментарно само полотнище.
К.ЛАРИНА – То есть этот фрагмент там хранится в особых условиях?
М.ГОЛОВАНОВА – Оно было отреставрировано в середине XX века и хранится у нас на специальном планшете, закреплено. Там изумительная живопись, там тоже сюжет, конечно, христианский. Там изображен покровитель небесного воинства Архангел Михаил и предводитель земного войска Иисус Навин, который привел еврейский народ к городу Иерихону, стены этого города тоже изображены на этом полотнище, как бы два вождя таких, небесный покровитель и земной. Их изображения развевались над тем войском, которое вокруг этого знамени собиралось тогда. И конечно, это была и помощь тем, кто шел воевать за правое дело и какое-то покровительство тем, кто под этим знаменем располагался.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Нельзя еще, наверное, забывать, что в Оружейной палате хранятся не только знамена русских войск, но и знамена, захваченные как трофеи.
К.ЛАРИНА – Это тоже интересно.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Есть ведь?
М.ГОЛОВАНОВА – Да, в XIX веке к нам поступали трофейные знамена. Были знамена польских и венгерских войск, и был специальный Трофейный зал в экспозиции музея, которые предварял зал с регалиями российских царей. Позднее эти знамена были частично переданы, и сейчас у нас трофейных знамен очень немного осталось.
К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть в Польшу, например, передали?
М.ГОЛОВАНОВА – Обратно передали, да.
К.ЛАРИНА – Как благородно.
М.ГОЛОВАНОВА – В XX веке, в советское время.
К.ЛАРИНА – А наши знамена лежат в каких-нибудь музеях?
М.ГОЛОВАНОВА – Огромная коллекция русских знамен хранится в Стокгольме, это тоже все трофейные знамена, которые Шведы хранят с середины XVII века.
К.ЛАРИНА – Не возвращают?
М.ГОЛОВАНОВА – Они изучают эти знамена.
К.ЛАРИНА – Нам тоже хотелось бы поизучать.
М.ГОЛОВАНОВА - У них огромное количество собраний трофеев, которые как государственное собрание, они их еще в XVII веке стали рисовать, поскольку, к сожалению, век знамени не очень долгий, и часто сохраняются только в рисунках изображения каких-то знамен. А у нас действительно сохранились знамена, связанные с такими узловыми этапами нашей истории.
К.ЛАРИНА – А шведские знамена у нас есть?
М.ГОЛОВАНОВА – Нет. Вообще, у нас на территории Кремля хранилась коллекция шведских трофеев после всех событий времен начала XVIII века, петровского времени, и было специальное помещение сделано для этих трофеев., но, к сожалению, в 1737 году был очень сильный пожар в Кремле и эта коллекция погибла. У нас сейчас на выставке можно увидеть отдельные предметы, это барабан, а вот от знамен сохранились наверши с вензелями королей шведских.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А где было место этого гигантского знамени, которое выносили на поле битвы? Кто его держал?
К.ЛАРИНА – Знаменосец.
М.ГОЛОВАНОВА – Да. Причем специально отбирали.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Его же надо было специально охранять.
К.ЛАРИНА – Нет, он должен быть сильный человек, чтобы такое держать.
К.БАСИЛАШВИЛИ – 5 метров в длину.
М.ГОЛОВАНОВА – Вообще назначали, конечно, нескольких знаменосцев и поэтому даже специальные конструкции придумывали, например, тяжелые хоругви их тоже носят на специальном древке, которое имеет 3 опоры и такие же специальные древки были также сделаны и для государственного знамени, тоже можно сейчас на выставке увидеть государственное знамя, которое было сделано к коронации императора Николая II в 1896 году, и конструкция этого древка была такой особой, 3 человека назначалось для того, чтобы нести в процессии это знамя, но оно считалось регалией и входило в состав регалий Российских императоров с середины XVIII века.
К.БАСИЛАШВИЛИ – И где находился этот человек? Идет бой, где место этого человека? Оно было или он как-то хаотически перемещался? Я просто представить не могу.
М.ГОЛОВАНОВА – Скорее такие огромные полотнища находились где-то в центре, может быть, и на возвышенном месте, где находилось центральное руководство.
К.ЛАРИНА – А где знамена нацистские?
М.ГОЛОВАНОВА – Они хранятся в музее вооруженных сил.
К.ЛАРИНА – То есть они в Москве, все, которые фигурируют на хронике.
М.ГОЛОВАНОВА – Да.
К.ЛАРИНА – Что это за традиция хранить знамена поверженного врага? Что-то в этом наверняка есть, какие-то свои законы.
М.ГОЛОВАНОВА – Особенно в европейских странах, там эти трофеи помещали в храмы и они служили как бы…
К.ЛАРИНА – Трофеи в храме?
М.ГОЛОВАНОВА – Да. Знамена хранились в храме, в Стокгольме в частности. Был храм, где они хранились, конечно, это не способствовало их сохранности. А в России не было такой традиции у нас, хотя, конечно. добыть знамя неприятеля было подвигом и охранить свое знамя тоже был подвиг. Неслучайно ведь появились в уставе воинском специальные статьи, что потеря знамени означает расформирование в последствии полка.
К.ЛАРИНА – Это мы знаем по более близкой истории Второй Мировой Войны.
К.БАСИЛАШВИЛИ – И были такие случаи?
К.ЛАРИНА – Есть примета. Это как погоны с тебя срывают. Я вспоминаю кадры из фильма «Живые и мертвые», когда там из-под Бреста вышло несколько человек, там один из героев снимает гимнастерку и вокруг него знамя, которое он вынес.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Мне кажется, это как-то жестоко, в конце концов.
К.ЛАРИНА – Это традиция. Это то, что не принадлежит ни коим образом, ни к политическому устройству страны, да, Марин?
М.ГОЛОВАНОВА – Знамя – это символ чести и славы и действительно регалия, которую нужно было беречь больше жизни.
К.ЛАРИНА – У меня еще один вопрос, раз уж мы и про знамена Времен Второй Войны вспомнили. Знамена Белой Гвардии существуют у нас где-нибудь в России?
М.ГОЛОВАНОВА – Я думаю, что да. У нас достаточно большой фонд знамен, в разных музеях хранится. Если наша коллекция не очень большая, она уникальная, и это самые древние знамена, то другие коллекции – это собрание Государственного Эрмитажа, это собрание Исторического музея, это собрание уже более позднего времени музея Революции, музея Современной истории и музея Вооруженных сил, я думаю, там есть какие-то знамена, которые с этим связаны.
К.ЛАРИНА – С гражданской войной. Не только красные знамена.
М.ГОЛОВАНОВА – Да.
К.ЛАРИНА – И еще вопрос. Возвращаясь опять-таки к различным модификациям знамен, ведь существуют боевые знамена, о которых мы сегодня в основном говорим, а государственные знамена, знамя как символ государственности, чем они отличаются и когда они в России появились?
М.ГОЛОВАНОВА – В 1742 году в Кремле проходила коронация императрицы Елизаветы Петровны, к ее коронации было указано «потребно иметь быть знамя».
К.ЛАРИНА – До этого не было?
М.ГОЛОВАНОВА – В церемонии коронационной нет. И в число регалий было включено 3 символа: государственный меч, его тоже на выставке у нас можно увидеть, государственная печать и государственное знамя. Это знамя хранится у нас в музее. На нем на атласном полотнище, золотом, желтого цвета, помещено изображение полного Российского герба. Это знамя является самым геральдическим предметом из всех коронационных регалий, оно представляет всю Россию, всю ее огромную территорию.
К.ЛАРИНА – Как символ государства именно, да?
М.ГОЛОВАНОВА – Да. И сделано оно было по образцу военных штандартов, которые в те времена существовали, по размеру, по оформлению, он имеет бахрому серебряную, но это знамя такой особый статус имело, оно использовалось только во время коронационных церемоний, оно прослужило, кстати, 100 лет. Мы говорили о том, какое отношение оно имело к воинским знаменам?
К.ЛАРИНА – Да.
М.ГОЛОВАНОВА – Видимо, сама структура империи, сам титул императора не мог не вызвать появления такого символа России. Конечно, все предпосылки для создания такого символа еще в Петровское время появились, Петр сам уделял большое значение знаменам и известен штандарт Петра, на котором российский орел изображен. Петр был венчан на царствие как царь еще, а коронацию проводил он уже для того, чтобы короновать уже свою супругу, и, конечно, свой титул утвердить и продемонстрировать его, но те люди, которые готовили коронацию Екатерины I, они же участвовали в коронации Елизаветы Петровны, дочери Петра, поэтому, возможно, эта идея была воплощена уже позднее.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Мы много говорим о флагах, о знаменах, но при этом о материи ни слова не сказали, интересно, что это? Бархат, шелк? Имел ли значение материал, тоже может быть, символ какой-то в этом был.
М.ГОЛОВАНОВА – Да, удивительно, эти огромные полотнища древних замен делались из легкой шелковой ткани…
К.ЛАРИНА - Поэтому можно было пятиметровые развернуть, не сложно.
М.ГОЛОВАНОВА – И эту ткань расписывали, конечно, специальная технология была, живописцы очень тщательно ее расписывали, также, как иконы расписывают. А позднее уже использовали более плотные, более тяжелые ткани. Традиция бархатных знамен появилась, наверное, уже в XX веке. Все они были очень дороги, бархат тоже делают из шелка, он тоже был очень дорог. Видимо, свойства флага таковы, что он должен развеваться на ветру и из легких тканей, как правило, делают флаги, а знамена, которые делались из бархата, предназначались больше для того, чтобы быть символом.
К.ЛАРИНА – Для церемоний.
М.ГОЛОВАНОВА – Да.
К.БАСИЛАШВИЛИ – И еще один вопрос. Мне просто будет жалко, если наши радиослушатели не узнают еще об одной уникальной вещи, раритете - знамени Ермака, правда, увидеть его тоже нельзя, увы, но хранится в Кремле.
К.ЛАРИНА – Но оно есть.
М.ГОЛОВАНОВА – Да. Его изображение опубликовано в каталоге этой выставки. Это знамя тоже поступило к нам при императоре Николае I, также как и знамя Пожарского. Это был период, когда собирали древние знамена в Оружейной палате. На нем та же самая композиция изображена, явление Архангела Михаила и Иисуса Навина.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Когда оно использовалось?
М.ГОЛОВАНОВА – К сожалению, точных данных о его участии в походе Ермака нет, а традиция его названия существует до XIX века, видимо, очень в XIX веке российскую историю любили и такие символы, может быть, создавали. Дело в том, что в нашем музее сейчас проходит программа создания каталогов собраний ,и началась работа над каталогом собрания знамен тоже, попытаемся выяснить про каждое знамя доподлинно.
К.ЛАРИНА – Жизнь, история каждого знамени будет.
М.ГОЛОВАНОВА – Да. Постараемся выяснить к изданию этого каталога.
К.ЛАРИНА – Мы должны уже заканчивать, поскольку у нас еще есть время для рубрики Ксении Басилашвили. Ксюш, у тебя там что?
К.БАСИЛАШВИЛИ – А у меня не о знамени. У меня речь пойдет о подарке, подарке Петра I своей дочери.
К.ЛАРИНА – А мы благодарим нашу гостью Марину Голованову и напомним, что это была программа «Кремлевские палаты». Спасибо, Марина.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Кто из нас знает, что такое царский подарок? Дорогая вещь с барского плеча, воплотившаяся мечта представляется, почему-то, большой золотой поднос с рассыпанными на нем жемчугом и рубинами, но это воображение. А в реальности найти царский подарок можно в собрании Оружейной палаты и предмет этот, между прочим, весьма скромный. В одной из витрин новой юбилейной выставки вы найдете маленький детский кошелечек. Его оформление напоминает рыбью чешую. Такой эффект создает аппликация из маленьких тонких кусков кожи на шелке. Носить его нужно было на обычном шнурке. Так и сегодня малышам в школу на шею вешают ключи или мобильные телефоны, на веревочке, чтобы не потеряли. Этот серебристый складной кошелек подарил своей дочке, будущей императрице Елизавете Петровне Петр I, во всяком случае, таково предание или легенда. Говорят, император почти постоянно пребывавший в разъездах часто посылал дочери письма и подарки, одним из которых возможно, явился этот кошелек. В 1813 году по приказу действительного тайного советника Валуева, главноначальсвующего над мастерской и оружейной палатой сенатора, он был передан в Оружейную палату, предмет напоминает нам о другом Петре, прежде всего о любящем отце.