Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы" проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты" |
|
Оригинал находится на странице |
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили Гость: Елена Гагарина |
Суббота, 23 Декабрь 2006
К.ЛАРИНА – Ну, у нас сегодня торжественная программа, даже как-то и музыка по-особенному звучит – обрати внимание, Ксюш?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Да?
К.ЛАРИНА – Да, вот как-то более торжественно.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Можно повторить?
К.ЛАРИНА – Более торжественно звучат фанфары, поскольку сегодня в «Кремлевских палатах» генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Юрьевна Гагарина. Здравствуйте, Елена Юрьевна!
Е.ГАГАРИНА – Добрый день!
К.ЛАРИНА – Ну, понятно, что мы подводим итоги года календарного и строим планы на 2007 год. Из первых уст, из первых рук наши слушатели в совершенно эксклюзивном порядке узнают то, куда мы их пригласим в следующем году. А мы их пригласим обязательно, вот, Вашими молитвами, Елена Юрьевна.
Е.ГАГАРИНА – Спасибо Вам большое!
К.БАСИЛАШВИЛИ – И билетами, которые у нас есть.
К.ЛАРИНА – И билетами, да, которые у нас есть. У нас сегодня есть призы, как обычно.
К.БАСИЛАШВИЛИ – И конечно, вопрос. Кто из русских архитекторов, работавших, между прочим, при Екатерине II, планировал снести монастыри в Кремле и часть Кремлевской стены? Вот вообще – снести, и чтобы такой дворец стоял прямо на берегу Москвы-реки.
К.ЛАРИНА – Ну что же, мы ждем ваших ответов, а сейчас начнем наш разговор с Еленой Юрьевной Гагариной. Но я бы начала бы не с будущего, а все-таки попробовать подвести итог 2006 года, поскольку он был такой, наполненный событиями для Московского Кремля, для Музеев Московского Кремля. Наверное… ну, Елена Юрьевна, Вам слово – вот что бы Вы назвали все-таки главным событием? Ну, юбилей, наверное, да?
Е.ГАГАРИНА – Вы знаете, действительно, год был для нас очень тяжелый, и мы постарались для тех людей, тех зрителей, которые приходят в музей, сделать целый ряд очень интересных выставок. И наибольшим успехом у нас пользовались выставки, которые мы привозили из Дрездена и вот сейчас из Эрмитажа. Я думаю, все их помнят. Кроме того, для нас очень важным является программа реставрации памятников на территории Кремля, и все, кто был в Кремле, видели, что многие памятники стояли в лесах. Самое главное наше достижение – мы отреставрировали колокольню. Это мы сделали еще весной, и сейчас мы закончили реставрацию звонницы и Филаретовой пристройки. Сняли леса, так что теперь всю вот эту постройку, весь этот комплекс строений можно видеть чистым, красивым, отреставрированным. И теперь мы приступаем к созданию экспозиции внутри колокольни. Внутри колокольни Ивана Великого, которая будет посвящена исчезнувшей архитектуре, которая когда-то была здесь. Кроме того, мы отреставрировали часть фасадов Оружейной палаты. Мы ведем очень серьезные работы в Архангельском соборе и в Благовещенском соборе. И вот недавно мы смотрели то, что наши архитекторы сделали – они открыли фундаменты двух предыдущих соборов, которые стояли на месте Благовещенского, один из которых расписывал Андрей Рублев. Который, к сожалению, не дошел до нашего времени, не сохранился. И теперь речь идет о том, каким образом восстановить крыльца этого собора, потому что они выглядели как открытые итальянские арочные такие пространства, не было там окон, которыми закрыты они сейчас, и нам хотелось бы каким-то образом вернуть собору тот первоначальный вид, который он имел тогда, когда строился.
К.ЛАРИНА – Это возможно?
Е.ГАГАРИНА – Я думаю, что возможно. Кроме того…
К.БАСИЛАШВИЛИ – Но для этого нужно что-то будет снести, то, что сейчас есть?
Е.ГАГАРИНА – Нет, что Вы.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Нет, ничего?
Е.ГАГАРИНА – Мы никогда ничего не сносим. Кроме того, мы проводим очень серьезные работы в Архангельском соборе и будем делать новые экспозиции в пределе св. Уара и в южной пристройке Архангельского собора, посвященные тем захоронениям женским, которые находятся в подземной палате Архангельского собора, и посвященные тем монастырям, которые были снесены в 29 году. Поэтому вот это такая серьезная работа, которая будет продолжаться в следующем году.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А что там будет, если поподробней немножко? Это вот, работа над некрополем, которая сейчас ведется?
Е.ГАГАРИНА – Работа над некрополем, там будет находится такая экспозиция, посвященная некрополю и посвященная Вознесенскому монастырю. Там будет находится рака с мощами св. Евдокии, жены Дмитрия Донского, которая основала этот монастырь. Там будут находиться иконы из иконостаса, известные портреты, которые делаются, восстанавливаются по методу Никитина – великих княгинь и цариц. Ну, и т.д.
К.ЛАРИНА – Никитин – как бы, у нас он был, в гостях.
Е.ГАГАРИНА – Да.
К.ЛАРИНА – Очень интересно рассказывал о том, как это происходит – воссоздается облик.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Страшно просто иногда смотреть в эти лица.
Е.ГАГАРИНА – Что еще важного? Важным очень мы считаем то, что мы начали публиковать генеральный каталог нашего музея. Мы в этом году опубликовали три тома и на следующий год собираемся продолжать эту работу.
К.ЛАРИНА – Это впервые такой труд, да, издается?
Е.ГАГАРИНА – Да. Да, совершенно верно. До сих пор этого не было, хотя Московский Кремль – это единственный музей, который полностью опубликовал свою коллекцию, полностью сделал свою коллекцию для такого, технического использования. Мы сделали полный каталог и цифровую съемку всех экспонатов, которые у нас имеются в коллекции. Так что все это у нас есть.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Слушайте, все это уникально. Потому что многие музеи только к этому подходят.
Е.ГАГАРИНА – Да, совершенно верно. Мы эту работу уже закончили, так что вот теперь мы научный каталог будем публиковать.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Т.е. у вас любое произведение, которое находится на хранении в Музеях Московского Кремля, можно кликнуть в компьютере…
Е.ГАГАРИНА – Да.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Там, перчатка такого-то…
Е.ГАГАРИНА – Да.
К.БАСИЛАШВИЛИ – И сразу же вылезает все описание, картинка, когда поступило, что…
Е.ГАГАРИНА – Да, совершенно верно.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Это интересно очень.
К.ЛАРИНА – Мечта, мечта любого музейщика, конечно, особенно такого большого музея.
Е.ГАГАРИНА – Да.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А сколько всего экспонатов?
Е.ГАГАРИНА – Около 100 тысяч.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот, можно представить.
К.ЛАРИНА – А! А сколько вы потратили времени на составление такого каталога?
Е.ГАГАРИНА – Годы. Годы.
К.ЛАРИНА – Когда начали этим заниматься?
Е.ГАГАРИНА – Лет 10 назад.
К.ЛАРИНА – Да, это, конечно… это труд.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Здорово.
Е.ГАГАРИНА – Ну, Вы понимаете, для этого нужны не только знания, не только специалист, но для этого нужна специальная аппаратура, которую, к сожалению, не все наши музеи могут иметь, и к этому, конечно, надо стремиться, потому что это очень важная часть работы. И мы продолжаем публиковать наш каталог. На следующий год мы издадим иконостасы Успенского собора, том, посвященный иконостасам Успенского собора, и том, посвященный архитектурным деталям несохранившихся памятников, которые хранятся в нашем собрании. Их около 1000. Вот, поэтому вот такие вот важные вещи. Будем продолжать.
К.ЛАРИНА – Можно немножечко поподробнее рассказать про колокольню Ивана Великого, потому что мы про это говорили в течение года, да, о том, что там будет…
К.БАСИЛАШВИЛИ – Даже две передачи было специальных.
К.ЛАРИНА – И внутри будет музей… А подняться еще нельзя наверх, да? Когда откроется?
Е.ГАГАРИНА – Вы знаете, до тех пор, пока мы не сделали там музей, туда подняться нельзя. Но очень сложное оборудование, очень сложные инженерные работы. У нас уже готов проект, и мы на следующий год будем заниматься осуществлением этого проекта. Если в течение года нам удастся это сделать, то значит, через год мы будем приглашать туда посетителей.
К.ЛАРИНА – А по какому там принципу будут располагаться все экспонаты внутри?
Е.ГАГАРИНА – Там три уровня…
К.БАСИЛАШВИЛИ – Там, в принципе, места немного, такая, узкая ведь…
Е.ГАГАРИНА – Места немного. …три уровня, посвященные различным этапам существования Кремля.
К.ЛАРИНА – Т.е. по хронологии, да?
Е.ГАГАРИНА – По хронологии, совершенно верно.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А что было сделано? Что-то нужно было укрепить, может быть? Может быть, как-то лестницы изменить?
Е.ГАГАРИНА – Нет, изменять в памятниках ничего нельзя. Если только…
К.БАСИЛАШВИЛИ – Ничего нельзя. Нет, ну, может быть, нужно было ее… да, может быть, что-то шаталось или… Что, вообще, требовалось?
Е.ГАГАРИНА – Требовалось все, потому что реставрации серьезной в колокольне не было никогда. Прежде всего, требовалось укрепление фундамента, потому что колокольня все еще стоит на старых фундаментах XVII века, и нашей задачей – уникальных фундаментов – нашей задачей было укрепить и сохранить эти фундаменты. Кроме того, там были очень серьезные трещины на стенах, которые тоже нужно было укрепить. И различные-различные работы: там открылись новые помещения, там открылись новые лестницы, очень много того, что было заложено в силу тех или иных условий, и вплоть до того, что мы озолотили купол колокольни, что было очень сложным делом. Но знаете как, погода нам благоприятствовала, потому что в прошлом году была тоже очень мягкая осень, и тепло стояло буквально до конца декабря, если вы помните. И вот купол мы озолотили в декабре и тоже разработали совершенно новую технологию золочения при низких температурах. Так что, вот, нам удалось сделать и это при таких условиях.
К.ЛАРИНА – А там пешком надо будет подниматься?
Е.ГАГАРИНА – Пешком, да, конечно.
К.ЛАРИНА – Т.е. идешь внутри по этим лестницам, и тебя вот, еще сопровождает, вот, еще и какая-то историческая жизнь рядом, да?
Е.ГАГАРИНА – Рассказ… рассказ о Кремле на разных этапах его развития и показ памятников в трехмерном изображении с помощью новых технологий, и показ тех архитектурных деталей, которые от этих памятников сохранились в нашем собрании.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, и конечно, абсолютно новый вид?
Е.ГАГАРИНА – Конечно. Потому что…
К.ЛАРИНА – В смысле, вид с колокольни?
Е.ГАГАРИНА – Конечно, да, вид с колокольни на Москву.
К.ЛАРИНА – А Вы там были, кстати, Елена Юрьевна, наверху?
Е.ГАГАРИНА – Конечно, а как же?
К.БАСИЛАШВИЛИ – И что там открывается?
К.ЛАРИНА – Ну как?
Е.ГАГАРИНА – Вид на Москву. Вид на Москву, вид на крыши Кремлевских соборов, вид на крыши Кремлевских дворцов – это очень интересно.
К.БАСИЛАШВИЛИ – На сенат, да, тоже можно будет…
Е.ГАГАРИНА – Да, конечно.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Как раз то, что закрыто сейчас, не видно.
Е.ГАГАРИНА – На сенат нельзя будет.
К.ЛАРИНА – Вот так вот.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А!
Е.ГАГАРИНА – Потому что только в сторону Соборной площади.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А, ну хотя бы в сторону Соборной площади. Все равно. А группы большие, сколько… какая пропускаемость?
Е.ГАГАРИНА – Нет, небольшие группы, примерно одновременно там могут присутствовать три группы человек по 5-7, потому что, во-первых, там мало народу, а во-вторых, по требованию комендатуры Московского Кремля нас должен сопровождать сотрудник комендатуры в целях безопасности, поэтому вот таким образом будут организованы экскурсии.
К.ЛАРИНА – Но не раньше, чем через год, уважаемые слушатели.
Е.ГАГАРИНА – Да.
К.ЛАРИНА – И придется еще потерпеть.
Е.ГАГАРИНА – Да, ну, это большая работа. Вот, но мы стараемся делать все очень быстро. И практически за два года сделать все подготовительные работы и отремонтировать колокольню – это сроки нереальные. Но тем не менее, нам удалось.
К.ЛАРИНА – Напомним, что в гостях у нас сегодня Елена Юрьевна Гагарина. Мы прервемся на выпуск новостей, потом продолжим нашу программу.
НОВОСТИ
К.ЛАРИНА – На пейджер и sms можно отправлять вопросы к нашей гостье, Елене Юрьевне Гагариной, генеральному директору Музеев Московского Кремля, которая является сегодня нашей гостьей, в прямом эфире мы с нею разговариваем. Продолжаем это делать. Хотелось бы про выставки поговорить немножечко, Елена Юрьевна, поподробнее.
Е.ГАГАРИНА – С удовольствием.
К.ЛАРИНА – Поскольку, вот, особенно всегда интересно, когда какие-то тематические вещи открываются – то, что не в постоянной экспозиции, а то, что… на что надо успеть.
К.БАСИЛАШВИЛИ – То, что привозят.
К.ЛАРИНА – Наверняка такие планы есть, да?
Е.ГАГАРИНА – Из тех интересных выставок, которые мы будем делать на следующий год, мне хотелось бы назвать, прежде всего, выставку из императорского дворца Гугун Пекина. Выставка будет открываться в рамках проведения года Китая в России. И откроется она в марте 2007 года. Это очень интересный проект, поскольку мы сюда из Гугуна привезем очень важные предметы китайского искусства, начиная с XIV века и заканчивая 1911 годом, когда императорская власть в Китае прекратила свое существование. И выставка будет посвящена жизни в этом запретном городе и тому, как императоры проводили и личное время, и различным церемониям, которые существовали при китайском дворе и тому, как они изменялись с течением времени, на протяжении довольно длительного периода существования его. Прежде всего, нам удалось привезти знаменитые списки, которые называются «Инспекционная поездка императора Цяньлуна на юг и возвращение в Запретный город», изображающий панораму недоступного для обычных людей Запретного города, императорского дворца. Кроме того, мы будем показывать портреты китайских императоров и императриц, церемониальные костюмы и повседневные костюмы, головные уборы, троны, обувь и различные предметы, которые связаны с такой, церемониальной жизнью императора и с личной жизнью императора. Это и сосуды, сделанные из бронзы и из нефрита, и фарфоровые сосуды, это и различные предметы, которые представляют императора как ученого. И так же императора в своем кабинете, когда он занимается живописью, сочинением стихов и т.д…. медитирует и т.д. И часть выставки будет посвящена жизни императриц и их быту.
К.ЛАРИНА – А там будет какая-то экскурсионная программа? Т.е. можно чего-нибудь послушать, да?
Е.ГАГАРИНА – Обязательно. Мы к каждой выставке делаем обязательно экскурсионную программу. И делаем фильмы, которые показываются на двух мониторах, которые висят в помещении, в котором проходит выставка – это все можно посмотреть.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Дополнительная информация.
К.ЛАРИНА – А это по обмену, в Китай что-нибудь повезется из Кремля?
Е.ГАГАРИНА – В Китае мы сделали выставку, и она в скором времени закроется. Эта выставка была таким, самым главным выставочным событием года России в Китае. Открывали ее на очень высоком уровне – с нашей стороны присутствовал глава администрации президента Сергей Семенович Собянин. Вот, и теперь мы в ответ получаем выставку из дворца Гугун.
К.ЛАРИНА – Как там принималась выставка?
Е.ГАГАРИНА – Замечательно, имеет огромный успех.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А Вы были в Запретном городе?
Е.ГАГАРИНА – Да, конечно.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А вот из тех вещей, которые к нам приедут, Вы же наверняка отсматривали уже…
Е.ГАГАРИНА – Мы отобрали лучшие.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, вот что Вас поразило?
Е.ГАГАРИНА – Мы отобрали лучшие и самые интересные.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Потому что, по большому счету, это же все-таки другая культура, совершенно другая эстетика, необычная очень. Что-то… Ваши впечатления?
Е.ГАГАРИНА – Мне кажется, что для наших зрителей самыми интересными будут живопись, ширмы расписные и костюмы. Потому что церемониальные парадные китайские костюмы – это то, чего не видел никто.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Т.е. отличаются абсолютно от наших?
Е.ГАГАРИНА – Да, ничего общего.
РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ
К.ЛАРИНА – Ну что же, а мы продолжаем нашу экскурсию, такую, футуристическую экскурсию по Кремлю, поскольку мы говорим о будущем. Я напомню, что в гостях у нас Елена Юрьевна Гагарина. Еще раз напомню, что теперь уже все пейджеры свободны от ваших ответов, и мы готовы принять ваши вопросы – все, что вас интересует в Музеях Московского Кремля, какие-то планы, какие-то конкретные выставки, милости просим воспользоваться этой возможностью. Ну, мы про Китай сказали. Наверняка, там еще в планах есть немало чего, да?
К.БАСИЛАШВИЛИ – А там еще Япония, по-моему, есть.
К.ЛАРИНА – Да, давайте.
Е.ГАГАРИНА – Япония есть, но Япония у нас будет на следующий год – не в 7-м, а в 8-м году. А на следующий год будет еще очень интересная выставку, которая посвящена искусству ювелиров фирм «Картье». Она откроется 25 мая, и представляет собой такую ретроспективу лучших достижений этой фирмы, которая на протяжении всего ХХ века являлась эталоном. И мало кто помнит о том, что фирма была основана в 1847 году, и мы будем показывать не коммерческие вещи, не то, что продается в магазинах этой фирмы, а те новинки, которые на протяжении всего XIX, конца XIX и ХХ столетия являлись законодателями моды и стиля для ювелиров всего мира. Это и знаменитые часы фирмы «Картье», которые назывались «Mystery Clock», с подвешенным в воздухе механизмом и стрелками. Это знаменитые украшения черно-белых в стиле Арт Деко. Это знаменитые украшения «Тутти-Фрутти», которые сделаны на основании любви к индийскому искусству, это знаменитая китайская коллекция. И т.д. Множество таких вещей, которые фирма «Картье» сейчас покупает на аукционах, создавая свой собственный музей. Вот, лучшие вещи этого музея фирмы «Картье» мы привозим в Москву и будем показывать здесь.
К.ЛАРИНА – Это впервые?
Е.ГАГАРИНА – Да.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Что-то я даже не понимаю, как это так – механизм, который висит в воздухе.
Е.ГАГАРИНА – Придете и увидите.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Это как? Т.е. механизм отдельно, часы отдельно?
К.ЛАРИНА – Секрет фирмы «Картье», да.
Е.ГАГАРИНА – Совершенно верно.
К.ЛАРИНА – Так, а мы куда поедем, в смысле, Кремль? Тоже ведь, наверняка какие-нибудь экзотические туры? В Бразилии побывали, в Китае побывали…
Е.ГАГАРИНА – Вы знаете, в этом году мы не делаем больших выставок в Европе. У нас будет большая выставка в Японии, которая будет посвящена истории Кремля. И она откроется в мае месяце и будет проходить в трех местах в Японии. Очень большая выставка – там будет больше двухсот предметов, она будет путешествовать по трем различным городам. Что касается японской выставки, которую мы будем показывать в 8-м году, то это также очень интересная выставка, которой мы занимаемся уже на протяжении нескольких лет, поскольку переговоры с Токийским национальным музеем – это очень длинная и сложная история, и…
К.ЛАРИНА – А почему?
К.БАСИЛАШВИЛИ – В чем там дело, да?
Е.ГАГАРИНА – Потому что мы…
К.ЛАРИНА – Бюрократизм?
Е.ГАГАРИНА – Ну, во-первых. Во-вторых, достаточно японцы с большим опасением относятся к нашему климату, и…
К.БАСИЛАШВИЛИ – А что, у нас тепло стало, надо сказать.
К.ЛАРИНА – Да, да, да! (смеется)
К.БАСИЛАШВИЛИ – Все изменилось уже.
Е.ГАГАРИНА – Тем не менее, перемена климата для вещей XIV-XVII века – это серьезный вопрос и серьезная проблема.
К.ЛАРИНА – Они, наверное, вообще нечасто вывозят свои экспонаты, да, за пределы?
Е.ГАГАРИНА – Они нечасто вывозят свои экспонаты, особенно экспонаты такого достоинства, которое называется национальное сокровище. И мы хотели сделать эту выставку в рамках той программы, которая у нас существует и называется «обмен сокровищницами» мировыми. Поэтому мы берем вещи, которые раньше находились либо в сокровищницах императоров, либо являлись принадлежностью известных самурайских кланов. Поэтому выставка, которую мы будем делать, это выставка, посвященная самураям и их…
К.ЛАРИНА – Оружие будет?
К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть это культура самураев?
Е.ГАГАРИНА – Да, конечно. И оружие… Культура самураев.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Как интересно.
Е.ГАГАРИНА – И оружие, и доспехи, и театр Но, и чайная церемония…
К.ЛАРИНА – О, как интересно.
Е.ГАГАРИНА – И живопись, и различные сосуды, и все, что связано тоже с жизнью женщин при дворе самураев – все это будет показано у нас.
К.БАСИЛАШВИЛИ – И чайная церемония будет проводиться?
Е.ГАГАРИНА – И чайная церемония… нет, я думаю, что проводиться не будет, но предметы известные, предметы знаменитые, имеющие мировое значение предметы чайной церемонии будут показаны.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Во всяком случае, нас научат, как правильно… что такое правильная чайная церемония.
К.ЛАРИНА – Это, вообще, тема сегодня очень модная.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Очень популярная.
К.ЛАРИНА – Да, востребованная тема. Конечно, очень многим захочется познакомиться поподробнее и увидеть настоящее. Руками, конечно, не потрогаешь ничего, но настоящее можно увидеть.
Е.ГАГАРИНА – Да.
К.ЛАРИНА – Хорошо. Ну это вот такие, дальние уже планы. А если говорить о каких-то планах, связанных с российскими музеями – будут ли какие-нибудь выставки?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Гастроли.
К.ЛАРИНА – Гастроли чьи-нибудь? У вас.
Е.ГАГАРИНА – У нас?
К.ЛАРИНА – Да, да.
Е.ГАГАРИНА – Вы знаете, нет, гастролей не будет у нас, мы будем делать две выставки, которые, в основном, из наших собраний будут сформированы. Это выставка, посвященная царским изографам – это живописцы XVII века, которые создавали иконы при дворе первого из Романовых, и выставка, посвященная искусству времени Ивана Грозного. Это та выставка, которая делается впервые…
К.ЛАРИНА – Вот зря Вы сказали, Елена Юрьевна…
Е.ГАГАРИНА – Почему?
К.ЛАРИНА – Сейчас про библиотеку спросят сразу же. (смеется)
Е.ГАГАРИНА – Библиотека найдена, она вся выставлена в Оружейной палате – приходите, посмотрите, пожалуйста. Вот. Выставка искусства XVI века русского не делалась никогда. Поэтому я думаю, что это будет чрезвычайно интересно, и мы привезем на эту выставку замечательный экспонат, который мы очень давно хотели показать здесь – это шлем Ивана Грозного, который хранится в Швеции сейчас, в королевской палате.
К.БАСИЛАШВИЛИ – И наверное, парсуна его приедет, портрет такой древний, оттуда же?
Е.ГАГАРИНА – Парсуну мы не берем, потому что…
К.БАСИЛАШВИЛИ – Нет, не будет?
Е.ГАГАРИНА – …по отношению к этой парсуне имеется множество мнений…
К.БАСИЛАШВИЛИ – Да?
Е.ГАГАРИНА – Считается, что она…
К.БАСИЛАШВИЛИ – Что это не Грозный?
Е.ГАГАРИНА – Нет, считается, что она фальшивка XIX века, поэтому мы эту парсуну не берем.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Но это будет ваша выставка, у вас? Или это просто не на вашей территории?
Е.ГАГАРИНА – У нас. Эта выставка у нас будет.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Иван Грозный и изографы.
Е.ГАГАРИНА – Да. Это две разные.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Я поняла, да, две… Изографы – там тоже очень интересные судьбы тех людей.
Е.ГАГАРИНА – Да. Мастеров-иконописцев, которые работали при дворе русских государей в XVII веке.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Не всегда счастливые, к сожалению, были судьбы, да.
Е.ГАГАРИНА – Да. Но что делать?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Но здесь, вот, еще, наверное, важно говорить, потому что ведь не только выставками ведь живет музей, но и публикациями, изданиями, каталогами. Вот сейчас Вы говорили о том полном своде каталогов, которые издает музей…
Е.ГАГАРИНА – Да.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Но наверняка, это не все – есть и, может, более доступные издания какие-то?
Е.ГАГАРИНА – Мы очень серьезное внимание сейчас уделяем нашей издательской деятельности, и стараемся публиковать много книг для детей, много популярной литературы. И много такой литературы, которая рассказывает о различных частях нашего собрания в доступной форме. Это не научные каталоги, а это такие, небольшие книжки, которые посвящены, например, царским регалиям, трону Ивана Грозного, оружию, и т.д. и т.д. Иконам, чудотворным иконам, иконам, хранящимся в том или ином соборе. Ну, и т.д.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Т.е. такие, недорогие достаточно книги, которые можно купить и узнать что-то о вещи…
Е.ГАГАРИНА – Да. Да.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Это важно очень.
К.ЛАРИНА – А вот на электронных носителях?
Е.ГАГАРИНА – На электронных носителях мы делаем детские программы, и мы начали издавать наши фильмы, которые мы делаем к выставкам. Так что их тоже можно будет приобретать.
К.ЛАРИНА – Еще, конечно же – я же смотрю на вопросы, там есть… наверное, этот вопрос задам в конце программы, а так, есть много вопросов, касающихся различных программ экскурсионных, лекторий, занятий для детей. Мы в течение года об этом много говорили, но, поскольку это пользуется, как я понимаю, большим спросом, и не всегда можно попасть на такого рода программы детские.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Просто не знают иногда, как.
К.ЛАРИНА – Да. Наверняка вы собираетесь каким-то образом расширять, если это, конечно, возможно, да?
Е.ГАГАРИНА – Да, конечно. В этом году мы делаем новых семь циклов лекций, а также продолжаем те программы, которые были… лекционные программы, которые были начаты в 2006 году. И среди них постоянные посетители нашего лектория знают такую тему, в которой рассказывают о последних исследованиях и последних открытиях, которые происходят на территории Кремля. Затем, у нас есть такая тема, как «Загадки старинных символов». Ее проводят научные сотрудники Алмазного фонда. И она состоит из двух циклов, посвященных знаменитым мировым сокровищницам и миру самоцветов. Это «Коронные ценности в мировых сокровищницах» и «Драгоценный камень в ювелирном искусстве». У нас есть очень интересная тема и популярная уже в течение долгого времени, которой занимается научный сотрудник, старший научный сотрудник нашего музея, Татьяна Мунтян, хранитель Фаберже. Ее лекции называются «Мир Фаберже» и посвящены истории этой прославленной фирмы и тем знаменитым шедеврам, которые хранятся и у нас, и в других собраниях. Кроме того, мы открываем новый цикл – это «Парадный церемониал в Московском Кремле», который расскажет о ярких и самобытных традициях царских пиров, охоты, домашней жизни…
К.ЛАРИНА – А чего-нибудь покажут? Покажут?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Там гуся выносят. Вот мы…
Е.ГАГАРИНА – (смеется)
К.ЛАРИНА – Да, да, да, нам рассказывали, да! Это так интересно! Туда вообще невозможно попасть. Наверное, записываться чуть ли не за год.
Е.ГАГАРИНА – Вы знаете…
К.ЛАРИНА – Там, где костюмы можно померить, да?
Е.ГАГАРИНА – Там, где костюмы можно померить – это детские экскурсии, да, конечно.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Взрослым не дают. Взрослые хуже!
Е.ГАГАРИНА – Но я должна сказать, что наши лектории работают как в будние дни, так и по выходным, и мы продаем билеты в кассах нашего музея в виде абонементов на целый год и на разовые лекции, если таковые вас заинтересуют. Лектории наш расположен в здании Оружейной палаты, поэтому милости просим.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Т.е. просто так же у Кутафьи башни покупаете, да?
Е.ГАГАРИНА – Или в нашем туристическом бюро.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А какие-нибудь телефоны сейчас сложно назвать?
Е.ГАГАРИНА – Пожалуйста. Всю информацию можно получить по телефону 203-41-15.
К.ЛАРИНА – И школьники тоже могут по этому…
Е.ГАГАРИНА – Конечно.
К.ЛАРИНА – …телефону записаться на какие-то экскурсии, вот, школьные?
Е.ГАГАРИНА – Да.
К.ЛАРИНА – Наши слушатели возвращают нас к вопросу, который мы задавали – про Баженова.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Да.
К.ЛАРИНА – И как-то требуют объяснений – а почему он решил пойти на подобный шаг, спрашивают они.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Потому что он был архитектором…
К.ЛАРИНА – Хотел все снести!
К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, вот таким… даже он что-то успел снести – часть Кремлевской стены.
Е.ГАГАРИНА – Да, совершенно верно.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Но Екатерина вовремя остановилась, поняла, что имидж ее может быть сильно подпорчен здесь, на российской арене, и решила этот проект не проводить, и отдала все в руки Казакова Матвея, и поэтому все осталось на своих местах.
Е.ГАГАРИНА – Поэтому был построен сенат.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. Но почему – потому что он был таким, фантазийным архитектором, который мыслил глобально.
Е.ГАГАРИНА – И я должна сказать, что модель Большого Кремлевского дворца, которую он собирался построить, она выполнена в дереве, она до сих пор существует, она огромная.
К.ЛАРИНА – Ее можно увидеть, да?
Е.ГАГАРИНА – Очень красивая, ее можно увидеть, она находится в музее Архитектуры.
К.БАСИЛАШВИЛИ – И там, по-моему, можно даже части вынимать – да, комнаты…
Е.ГАГАРИНА – Да, да, да, совершенно верно.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот такую выставку, может быть, тоже как-нибудь в перспективе вам устроить.
Е.ГАГАРИНА – У нас часть этой модели мы показывали, когда делали выставку по истории Кремля в Бонне и затем в Берлине – это было два года назад. Мы часть этой модели привозили, но целиком ее показать достаточно сложно, потому что она огромная.
К.ЛАРИНА – Вопрос от Екатерины Михайловны, нашей слушательницы: «Простите, если я что-то путаю, но я слышала информацию о подготовке программы по Кремля на DVD-носителях, где происходит реконструкция повременная всех сооружений, пейзажей и т.д. Где можно найти эту программу?» Ну, мы даже по этому поводу встречались.
К.БАСИЛАШВИЛИ – 3D-реконструкция, так называемая.
К.ЛАРИНА – Да, да, да, да.
Е.ГАГАРИНА – Эта программа существует, но мы… она не продается, она будет демонстрироваться на экскурсии в колокольню, о которой мы уже вели сегодня речь.
К.ЛАРИНА – Это, по-моему, немцы делали, да?
Е.ГАГАРИНА – Это немцы совместно с нами делали. Специально, вот, для той выставки, которую мы делали в Бонне, на выставке по истории Кремля.
К.ЛАРИНА – Т.е. вот здесь вот, в колокольне, можно будет ознакомиться с этим уникальным проектом…
Е.ГАГАРИНА – Да, совершенно верно.
К.ЛАРИНА – …действительно уникальный, потому что как я поняла из рассказа наших немецких коллег, которые к нам тогда приходили на эту же передачу…
Е.ГАГАРИНА – Абсолютно.
К.ЛАРИНА – Т.е. можно просто вот такое погружение во время, вот такая машина времени. Да?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Даже такая музыка медитативная звучит, да, и все меняется на твоих глазах.
Е.ГАГАРИНА – Абсолютно.
К.ЛАРИНА – В трехмерное пространство, т.е. абсолютно точная реконструкция – вообще, как интересно.
Е.ГАГАРИНА – Да. Дело в том, что Кремль перестраивался всегда, там всегда что-то сносилось, что-то новое возникало.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Всегда на Кремль были виды.
Е.ГАГАРИНА – Да, и… но следы этого оставались, поэтому археологические раскопки и работы реставраторов, которые занимаются архитектурой, помогают нам восстанавливать облик Кремля практически в любую эпоху.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Еще, вот, безумно интересно, мне кажется – ваши сотрудничество с коллекционерами. Вот эти выставки совместные. Были нумизматы.
Е.ГАГАРИНА – Да.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Сейчас любители открыток.
Е.ГАГАРИНА – Филокартисты.
К.ЛАРИНА – Хорошее слово!
К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. Что в будущем еще?
Е.ГАГАРИНА – Вы знаете, пока в будущем мы ничего такого не планируем, но это может возникнуть в любой момент. В любом момент кто-то к нам может прийти и предложить интересную идею – мы с удовольствием ее поддержим.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, какой-то обмен при этом происходит вещей? Т.е., я имею в виду, односторонний обмен, да, что что-то в музей…
К.ЛАРИНА – …приходит.
К.БАСИЛАШВИЛИ – …коллекционеры приносят?
Е.ГАГАРИНА – Обычно коллекционеры нам что-нибудь дарят.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, вот это вот самое главное.
Е.ГАГАРИНА – И это очень приятно.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Это самое главное.
Е.ГАГАРИНА – Нет, самое главное – это показать, какие замечательные коллекции у нас есть.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А вот о последней выставке, кстати, может быть, Вы расскажете более подробно? Мы еще ее представляли только до открытия, а вот теперь она открылась. Это «Старинные открытки с видами Кремля».
Е.ГАГАРИНА – Да. Здесь вы также можете увидеть Кремль таким, каким он был на протяжении, ну, не всего своего существования, но определенные эпохи, и как бы, окунуться в дух того, как воспринимали Кремль в XIX веке. Кроме того, там действительно можно очень приятно провести время – там можно сфотографироваться, можно…
К.БАСИЛАШВИЛИ – А, сфотографироваться тоже можно?
Е.ГАГАРИНА – Да. Можно послать свои фотографии тут же, можно послать поздравление из здания… из того места, где сейчас выставка проходит. И можно посмотреть различные еще мультимедийные программы, которые рассказывают об этом.
К.ЛАРИНА – Ну, и вот, под финал вопросы, которые я оставила – они все связаны с режимом работы Музеев Кремля, вот, в праздничные дни и в каникулы. Может быть, скажете? Там есть какие-нибудь особые дни, когда он не работает? Или все в нормальном режиме происходит?
Е.ГАГАРИНА – Пока что у нас никаких особых дней нет, но Вы знаете, что в Кремле всегда может возникнуть какая-то ситуация, когда он закроется не по…
К.ЛАРИНА – Не по вашей вине.
Е.ГАГАРИНА – Не по нашей вине. Да. Надеюсь, этого не будет.
К.ЛАРИНА – Там какой-нибудь Новый год будут встречать все на Красной площади. Потом еще, наверняка…
К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну не Соборной же!
Е.ГАГАРИНА – Ну, Красная площадь к нам не имеет отношения. Не на Соборной.
К.ЛАРИНА – …мероприятие. Т.е. в выходные дни вы работаете?
Е.ГАГАРИНА – Пока что в выходные дни в обычном режиме, да, мы работаем, Кремль закрыт только по четвергам. Ну, собственно говоря, и все.
К.ЛАРИНА – Ну, потому что у нас же сейчас официальные каникулы объявлены…
Е.ГАГАРИНА – Да, билеты продаются.
К.ЛАРИНА – Вот в эти дни вы работаете?
Е.ГАГАРИНА – Билеты продаются, сотрудники музеев готовы вас принять…
К.ЛАРИНА – Принять. Хорошо.
Е.ГАГАРИНА – …показать, рассказать, проводить, поэтому пожалуйста.
К.БАСИЛАШВИЛИ – И выставки все открыты?
Е.ГАГАРИНА – Выставки открыты.
К.ЛАРИНА – Ну, что остается только поздравить весь коллектив Музеев Московского Кремля с наступающим Новым годом и Елену Юрьевну лично – рада, что, вот, в…
Е.ГАГАРИНА – Спасибо большое!
К.ЛАРИНА – …что Вы у нас, вот… под конец года у нас появились. Как открывали цикл, да? Ну вот, мы сейчас календарный год закрываем, но продолжаем цикл передач «Кремлевские палаты».
К.БАСИЛАШВИЛИ – Потому что много интересного очень впереди.
К.ЛАРИНА – Да, да, поводов масса. Один Китай чего стоит и Япония – о чем мы говорим! Огромное Вам спасибо! Удачи и еще раз с наступающим Новым годом.
Е.ГАГАРИНА – Вам большое спасибо, с наступающим праздником – счастья всем Вашим близким.
К.ЛАРИНА – Спасибо, и Вам тоже!
Е.ГАГАРИНА – Спасибо!