Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы" проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты" |
|
Оригинал находится на странице |
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили Гость: Татьяна Мунтян |
Суббота, 4 Декабря 2004
К.ЛАРИНА – Ну, что, мы начинаем нашу программу, я приветствую в студии Ксению Басилашвили, Ксюша, добрый день еще раз.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Добрый день.
К.ЛАРИНА – Не только Фаберже сегодня у нас в эфире будет. И в гостях у нас сегодня Татьяна Мунтян, старший научный сотрудник. Хранитель коллекции Фаберже и… Как раз вот не только Фаберже, и русского ювелирного искусства 19-20 столетия. Здравствуйте, Татьяна.
Т.МУНТЯН – Здравствуйте.
К.ЛАРИНА – Что мы сегодня отдаем людям, Ксюш?
К.БАСИЛАШВИЛИ – У нас сегодня много очень подарков для тех, кто дозвонится до нас оп телефону и ответит в прямом эфире на вопрос нашей радиостанции. Этот человек получит сразу же в одни руки два подарка. Это видеокассета, посвященная искусству Карла Фаберже и его мастерских, видеокассету нам предоставили музеи Кремля. И книга, такой альбом, автор Джон Буфф, издательство «Белый город», альбом «Фаберже», где действительно очень хорошие иллюстрации вы можете найти, работы Фаберже разные, и не только те, которые хранятся в музеях Кремля, но и произведения из частных коллекций тоже. Вот такой вот, шикарный, я бы действительно сказала, альбом, очень дорогой, получит тот, кто дозвонится к нам по телефону. А ответивший на вопрос на пейджер, получит альбомы, не менее замечательные…
К.ЛАРИНА – Какие красивые!
К.БАСИЛАШВИЛИ – Не менее замечательные, которые знакомят вас с, скажем так, с творческими мастерскими Карла Фаберже. Это эскизы работ, которые потом уже выходили в широкое производство, и которыми пользовалась русская интеллигенция, русское дворянство, скажем так, 19-го…
Т.МУНТЯН – И купечество.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, и купечество, Татьяна добавляет. Татьяна автор, составитель. Автор статьи, Один из авторов этого каталога. Я напомню, что выставка проходила эта в музее акварели Андрияки, именно музей акварели Сергея Андрияки я благодарю за предоставление этого подарка.
К.ЛАРИНА – Что мы должны сделать для того, чтобы получить?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Нужно ответить на вопрос. Вот сейчас напряженно начинайте над ним думать. Итак, в мастерских Фаберже тоже, конечно, и полы мыли и убирались, но это так… немножко вас путаю. И руки мыли. Итак, в мастерских Фаберже практичные немцы покупали грязную воду. Ответьте, пожалуйста, для чего? Что они искали в этой мутной водице? Итак, еще раз повторяю вопрос: в матерских Фаберже практичные немцы покупали грязную воду. Для чего? Что они искали в этой мутной водице?
К.ЛАРИНА – Дай посмотреть ответ. Правильно я подумала, или нет…
К.БАСИЛАШВИЛИ – Я думаю, что…
К.ЛАРИНА – Ну, конечно. Да.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Да?
К.ЛАРИНА – Пожалуйста, 974-22-22 для абонента «Эхо Москвы», пришлите нам, пожалуйста, правильные ответы, если вам повезет вы получите вот этот замечательный альбом, про который Ксюша говорила. Ну и на этот же вопрос мы будем отвечать по телефону?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, на этот же вопрос.
К.ЛАРИНА – После выпуска новостей. Поскольку мы поздновато начали, давайте, мы сейчас с шедеврами быстренько разберемся. Что нам сделать? Ксюш, давай я тогда тебя, что ли запущу сразу, потому, что у нас уже… Да?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Хорошо.
К.ЛАРИНА – Ты мне тогда скажи, про что ты рассказываешь.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Я рассказываю про один из пасхальных подарков мастерских Карла Фаберже. Это яйцо называется «Московский Кремль».
К.ЛАРИНА – Ну, а про свои любимые шедевры нам Татьяна расскажет уже во второй части программы после выпуска новостей.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Это изящное произведение – узелок на память. Тонкое напоминание о приятной поездке. В одном шедевре целая история. Пасхальное яйцо «Московский Кремль» выполнено в честь визита Николая Второго в Москву во время страстной и пасхальной недели 1903 года. Поездка символичная в глазах народа - примирение со старушкой Москвой. Ведь первопрестольной Николай опасался и повод был. Трагедия на Ходынском поле, тысячи погибших. От коронации 1896 года остался осадок, мало сказать неприятный. Многие в последовавших в ходе празднеств событий видели знак свыше. Символ грядущих несчастий и шаткого трона под новым царем. От этих черных воспоминаний ни намеков в шедевре фирмы «Фаберже». Пасхальный подарок должен был рождать только светлые образы. И именно на это, возбуждение исключительно положительных эмоций, направлена каждая деталь ювелирного изделия. Все предназначено для внимательного разглядывания. Этот Кремль помещается на ладони. Загляни в крошечное застекленное окошко яйца-собора, возвышающегося над башенками. Внутри не пустота. Там копия убранства Успенского собора. Все, как полагается. И иконостас, и фрески, и царский трон. Не забыли и о государственных символах. Им тоже нашлось место на ювелирном изделии. Гербы, российский и московский, на копии Спасской башни. Религиозные символы тоже есть. В киотах над воротами миниатюрная эмалевая икона Богоматерь Казанская и Христос Вседержитель. Татьяна Мунтян справедливо называет этот шедевр Фаберже символом власти и духовности. Все в одном. К собору ведет лестница. Взгляни и вспомни о мире нематериальном. Но, в первую очередь, эта вещица должна была провоцировать хорошее настроение царя и придворный мастер знал как это сделать. Имел, как говорится, подход к сердцу правителя. А повод нашелся в прессе. Газеты писали, что во время московского визита Николай Второй восхитился литургией в храме и даже поинтересовался, кто авто. Так вот, те самые пасхальные гимны композитора Кастальского и начинали звучать, при повороте золотого ключика. Какие мысли посещали императора рядом с этой драгоценной игрушкой, какую Москву он вспоминал под звуки музыкального механизма, праздничную или радостную или необузданную и драматичную – не знает никто.
К.ЛАРИНА – Ну, что приглашение от Ксении Басилашвили, а потом продолжим нашу встречу и подробнее поговорим с нашей гостьей, с Татьяной Мунтян, старшим научным сотрудником, хранителем коллекции Фаберже и русского ювелирного искусства 19-20 столетия
К.БАСИЛАШВИЛИ – Из Кремля и не только. Таковы сегодня новости. Пресс-служба музея сообщает, что 9 декабря, уже совсем скоро, в Эрмитаже, в Петербурге откроется выставка «Награды России». Она организована совместно с музеями Кремля и в экспозиции все основные разновидности наградных знаков, орденская одежда, нагрудное оружие империи Российской. Итак, это Петербург, «Эрмитаж», выставка орденов из собрания музеев Кремля. Открытие 9 декабря, а продлится выставка до начала апреля. Кроме того, уже в Москве в рамках ярмарки интеллектуальной литературы «Non fiction» в ЦДХ вы сможете найти и стенд музее Кремля, где издательство музея-заповедника представляет свою печатную продукцию. На стенде, по издательским ценам, что не мало важно, то есть дешевле, можно приобрести и серию путеводителей, и иллюстрированные монографии, посвященные государственным регалиям, соборам и дворцам Кремля, каталоги крупнейших выставок, проходивших в этом музее, а так же уникальный альбом «Искусство русских ювелиров». Что интересно, среди авторов этой книги есть и наш гость. Крупнейший специалист по ювелирному искусству Татьяна Мунтян.
Т.МУНТЯН – Спасибо.
К.ЛАРИНА – Татьяна, ну, ваш любимый шедевр? А то Ксения рассказала про шедевр, а у вас, наверняка есть любимое что-нибудь в вашей коллекции?
Т.МУНТЯН – Да. Мое любимое произведение это драгоценный цветок Фаберже, одуванчик, который музей приобрел сравнительно недавно, 10 лет назад. Я сама участвовала в его приобретении. Может быть, поэтому я его так люблю. Ну и потому, что это удивительное, уникальное, вдохновенное произведение Фаберже. Одуванчик, как будто сорван и вставлен в вазочку из горного хрусталя, обточенную так искусно, что кажется, что кажется, будто в ней вода. Стебелек у цветка золотой. Листья нефритовые. Тончайшие серебряные тычинки и вот на них укреплен натуральный цветочный пух. Каким-то, только ему ведомым способом, Фаберже собрал настоящий пух одуванчиков, собрал в пучки и затем укрепил на тончайших серебряных тычинках. А сверху еще, как будто бы, вот, разбросал мелкие алмазные розы, которые сияют среди натурального пушка, подобно утренней росе.
К.ЛАРИНА – Его можно увидеть где-нибудь?
Т.МУНТЯН – Его можно увидеть в витрине номер 20 Оружейной палаты, рядом с другими шедеврами Фаберже, с императорскими пасхальными яйцами, еще с одним цветком «Анютины глазки», это подарок Николая Второго супруге Александре Федоровне.
К.ЛАРИНА – Видите, в массовом сознании Фаберже в основном ассоциируется с яйцами, а на самом деле много чего он успел натворить в своей жизни, ювелирной. Вот, чтобы вы еще назвали из его произведений?
Т.МУНТЯН – Дело в том, что существует такое понятие «феномен Фаберже» и ведь Фаберже сумел сделать то, чего, в общем, мало кому удалось на рубеже 19-20 века. Он в своем творчестве объял абсолютно все виды и жанры ювелирного серебряного и камнерезного деломастерства. То есть, не было такого направления в ювелирном деле, в котором бы он не оставил своих образцов. То есть, серебро он делал. И подобные изделия вы тоже можете увидеть в Оружейной палате. Это была роскошная серебряная утварь, настольные композиции, оправы для хрустальных графинов, ваз и так далее. Он делал изысканные дамские и мужские украшения. Колье, серьги, сотуары, броши. И тоже виртуозно и великолепно. Причем броши были ценой и в рубль и в три рубля, и в сто тысяч рублей. То есть, он широкий спектр делал драгоценностей для разных социальных слоев. Ну, и, конечно, наиболее Фаберже прославился в создании, так называемых, обже де фантази. То есть это не утилитарные предметы, это именно произведения его вдохновенной фантазии. И к ним мы, безусловно, относим и его драгоценные цветы и маленькие фигурки животных и людей, выточенные из самоцветных камней. И, безусловно, шедевры Фаберже, пасхальные яйца тоже относятся вот к таким обже-де-арт, то есть предметам искусства ювелирного.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А это уникальные изобретения Фаберже, вот такие пасхальные яйца с сюрпризами, с музыкальными механизмами, или так раньше работали тоже другие мастерские?
Т.МУНТЯН – Нет, безусловно, это не его изобретение. Традиция пасхальных яиц с сюрпризами, она давняя. И ни для кого не секрет, что на создание первого пасхального императорского яйца Фаберже, яйца, которое теперь вернулось в Россию, мы должны к счастью, это сказать, с которого, собственно, и началась знаменитая пасхальная серия, так вот, на создание этого яйца Фаберже вдохновила старинное французское яйцо 18 века. Белое из слоновой кости, с золотой корочкой внутри, в корочке была корона, в короне был перстень. Когда-то это яйцо европейские родственники подарили отцу и матери нашей императрицы Марии Федоровне, жене Александра Третьего, которая, как известно, в девичестве был датская принцесса Дагмара. И вот, Александр Третий, заказывая Фаберже первое яйцо решил напомнить своей любимой жене, душке Минни, как он ее называл, об ее родине Дании. Но Фаберже копировать старинное яйцо из датского королевского собрания не стал. Он вообще никогда рабски и слепо не копировал. Все его… Хотя и был художником эпохи историзма, эклектизма. Эклектика, значит выбирать. Но, никогда не копируя слепо, Фаберже создавал собственные оригинальные вариации древних прототипов. Известно, что это яйцо он сильно видоизменил, и оно так понравилось Марии Федоровне, что 32 года подряд царская семья давала Фаберже этот почетный заказ.
К.ЛАРИНА – А какие самые ранние работы его есть в вашей коллекции?
Т.МУНТЯН – В нашей коллекции есть несколько ранних ювелирных изделий, серебра, а самое ранней яйцо и единственное пасхальное яйцо, заказанное Александром Первым, было сделано в мастерской Михаила Перхина, это главный ювелир Фаберже, в 1891 году.
К.ЛАРИНА – А у него есть ученики? Были?
Т.МУНТЯН – У Фаберже? Собственно, все мастера, которые работали на его фирме и художники, и ювелиры, они в какой-то степени были его учениками. Безусловно. Вот Михаил Перхин из глубинки российской, деревня Окуловская Шуйской волости, русский Север. Пришел в Петербург…
К.ЛАРИНА – Левша такой, да?
Т.МУНТЯН – Был мальчишкой, поступил… Стал подмастерьем, потом вырос в главного мастера фирмы, в главного ювелира придворной мастерской. И фирма Фаберже для многих мастеров была вот таким, своеобразным ювелирным университетом, где они обучались, обучение шло наглядно, на примере. Подмастерья учились у мастеров и так вот вырастали в настоящих мэтров ювелирного дела. Так и Перхин. Его судьба очень показательна. Фаберже Карл Густавович обладал даром удивительным, отбирать, выбирать лучших мастеров. И на его фирме работали до 500 человек, это, включая все специальности. Были замечательные художники, замечательные ювелиры, постоянные, приглашенные для временных заказов. Достаточно сказать, с кем фирма Фаберже сотрудничала по временным заказам. Это лучшие художественные силы России. Это художники, архитекторы, братья Александр и Леонтий Бенуа, это Валентин Серов, это академик скульптуры Бах. Это академик живописи Крыжицкий. Вот, все они вместе создавали тот удивительный феномен, который называется стиль Фаберже.
К.ЛАРИНА – А начинается все с эскизов, с рисунка. Да?
Т.МУНТЯН – Безусловно, любое ювелирное произведение, столь такого мощного предприятия, как Фаберже, конечно, начиналось с эскиза. Благо, что у него было прекрасное ателье художников-композиторов. Так называли дизайнеров, составлявших композиции для ювелирных произведений. Помимо вышеназванные вот таких великих художников и архитекторов, у Фаберже был свой постоянный штат мастеров. Все они были в основном выпускники училища технического рисования барона Штиглица. Это была отличная школа художественного и технического дизайна. И затем, приходили на фирму Фаберже. Но и сам Карл Густавович всегда участвовал в составлении, в обсуждении эскизов. Ничто, так сказать, не ускользало от его внимательного взора. Он и сам, собственно. Был рисовальщик. А в ранний период фирмы, художественную политику, во многом, определял его брат, Агафон. К сожалению, он рано умер. Но масса других мастеров, художников, продолжало эту традицию.
К.ЛАРИНА – А такое понятие, как импровизация входит в список профессиональных навыков мастеров ювелирного дела?
Т.МУНТЯН – Ну, безусловно, потому, что, например, создавался эскиз, это можно увидеть в книжке эскизов, которую получат счастливчики сегодня. Тщательно составленный эскиз произведения, а на нем пометки Фаберже: «Заменить. Мне кажется будет лучше, если хрусталь заменить на камень». То есть, эскиз дорабатывался, что-то включалось новое. И в создании вещи это была… хоть и следовала проекту, но, конечно, элементы импровизации, развития всегда имела. Может быть, поэтому нам так и нравятся эти вещи. Видно, что они сделаны строго, со вкусом, технически правильно. Но в них есть какая-то легкость, чувство, совершенно особый русский шарм.
К.ЛАРИНА – Вдохновение.
Т.МУНТЯН – Русская легкость, вдохновение. Это, между прочим, даже западные авторы отмечают. Они видят, что вещь и Фаберже похожи. Безусловно, на ювелирную традицию Европы. В конце концов был некий единый мощный стиль, историзм. Но все равно они очень русские. Очень легкие, вдохновенные, поэтичные. И западная публика это чувствует и видит. И может быть потому, поэтому произведения Фаберже им нравятся чем-то вот своим особенным русским. Хотя в это время работал и Бушерон, и Картье, и Тиффани, и масса других мастеров ювелиров, но мир любил Фаберже и самые богатые, знатные люди своего времени читали обязательным иметь какую-то вещичку Фаберже. Это было знаком определенного отличия. Принадлежности к особому кругу избранных.
К.ЛАРИНА – Ну, что? Наверное нам стоит уже с победителями разобраться. Давай, Ксюш, еще раз вопрос повтори. Тем более, что про каталог мы так уже подробно рассказали, хочется его уже получить нашим слушателям.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Итак. Внимание вопрос: В мастерских Фаберже практичные немцы покупали грязную воду. Для чего? Что они искали в этой мутной водичке?
К.ЛАРИНА – Татьяна, возьмите, пожалуйста, наушники. 203-19-22 телефон прямого эфира. Сейчас у нас будет главный приз, вы получите целых два подарка. О которых Ксюша сказала. Ну и чуть позже мы объявим победителей. Которые нам отвечали на пейджер.
Т.МУНТЯН – Что я должна делать?
К.ЛАРИНА – Ничего. Просто услышать правильный или не правильный ответ и, конечно же, прокомментировать вопрос, которые мы вам задавали. 203-19-22, Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Добрый день
К.ЛАРИНА – Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Ювелирные отходы собираются как на специальные приспособления на столе и под столом, так же они собираются в воду. Когда мастер моет руки, у него из папиллярных рисуночков высыпаются, там, остатки металлов.
К.ЛАРИНА – Совершенно верно. Все правильно вы нам рассказали. Как вас зовут?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Оля.
К.ЛАРИНА – Вы из Москвы?
СЛУШАТЕЛЬНИЦА – Да.
К.ЛАРИНА – Оля, оставляйте свой телефон, не кладите трубку, вы получаете две книги, Ксюша еще раз скажи какие.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Оля дала развернутый ответ и она получит в подарок книгу, альбом Фаберже. Издательство «Белый город» и видеокассету, так же посвященную работам мастерских Карла Фаберже.
К.ЛАРИНА – И всего того, что рассказала Ольга, меня только один вопрос интересует. А почему именно немцы отличались этим? Покупали бочками, вы говорили Татьяна, эту воду мутную.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Чтобы искать частицы драгоценных металлов.
Т.МУНТЯН – Дело в том, что я сама прочла об этом в мемуарах дочери руководителя ювелирного отделения московской фабрики Фаберже. Она жила в Екатеринбурге, кстати, было ей почти 100 лет. Вот, она оставила удивительные мемуары. Она и пишет о том, что мы, дети, бегали во дворе фабрики и видели, приезжающих с бочками немцев. И кричали – немцы за водой приехали. То есть, практичные немцы, это самая практичная, наверное, часть московского населения, приезжали и забирали воду на фирме, чтобы искать там частицы драгоценных металлов. Ну, надо сказать, немцы работали и бухгалтерами на фирме Фаберже. Хорошо считали деньги, думаю именно поэтому.
К.БАСИЛАШВИЛИ – А не оттуда ли пошла поговорка эта, что-то искать в мутной воде?
К.ЛАРИНА – Рыбку.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Да.
Т.МУНТЯН – В данном случае золоту рыбку они искали.
К.ЛАРИНА – Уважаемый друзья. У вас есть возможность задать вопросы Татьяне Мунтян, напомню номер пейджера 974-22-22 для «Эхо Москвы». Поскольку тем наша сегодня «Не только Фаберже», вот какие-то имена уже были названы в нашем эфире, Татьяна, кого бы вы еще назвали из выдающихся ювелиров?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Русских.
Т.МУНТЯН – Ну, имя им легион, русским ювелирам. Но сейчас, наверное, у всех на слуху имя, название выдающейся русской фирмы Карл Эдуард Болин. Вот так совершенно несправедливо эта фирма оказалась в тени Карла Фаберже. И этому есть объяснение. Она делала в основном эксклюзивные драгоценности и в основном для августейших особ. А именно эти драгоценности в первую очередь были уничтожены большевиками в 20-е годы.
К.БАСИЛАШВИЛИ – То есть, это что? Кольца…
К.ЛАРИНА – Как уничтожены? Почему он не продали их? Зачем их уничтожать-то…
Т.МУНТЯН – Вы знаете, к сожалению, некоторые драгоценности были проданы целиком, но это малая часть, а в основном, крупные камни вынимали, а оправы уничтожали, превращали в слитки. Это были коронные ценности империи и продажа их, конечно, была связана с определенными трудностями, сложностями, юридического порядка тоже. Поэтому, проще было продать, как бы анонимные камни и анонимные металлы. Так боролись с голодом с разрухой. Потом, когда нужно было осуществлять коллективизацию с индустриализацией опять обращались, к сожалению, к культурным ценностям страны и продавали их.
К.ЛАРИНА – Ксюша, ты хотела?
К.БАСИЛАШВИЛИ – У меня вопрос такой, связанный с Карлом Фаебрже и другими мастерами. Вот, на рынке, существовавшем в 19-20 веке, почему вот среди специалистов, искусствоведов упорно бытует такое мнение, я его слышала не раз, что Фаберже в общем, при все его популярности нисколько не выше тех мастеров, которые существовали рядом с ним, других мастерских.
К.ЛАРИНА – Профессионально ты имеешь в виду?
К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, профессионально, эстетически. Даже многие говорят, что эстетические качества произведений Карла Фаберже. Несмотря на всю их популярность, на популярность этого имени уступают другим мастерским. Вот, чем можно объяснить такое мнение?
Т.МУНТЯН – Я совершенно не согласна и я уже говорила о том, что стиль одним человеком не создается. Стиль создается поколениями художников. Большими группами, я вам называла уже имена Бенуа, и Серова, и Крыжицкого и прочих. И эти люди не могли создавать эстетически, как вы понимаете, неполноценные произведения. Это не верно. Стиль Фаберже был откликом на культурные потребности своей эпохи. Какова была эпоха, таков был и стиль произведений. Но, ведь его выделяли и тогда среди других мастеров. Значит, он чем-то нравился, значит, он чем-то был интереснее. И, я думаю, причины были, во многом. Покупатель, приходивший к Фаберже, мог найти все. И по цене разнообразное, и по стилистике, и по жанру. Может быть, за это его и любили и любят сейчас. Ведь, произведения фирмы Болин могли купить очень состоятельные люди. Это были драгоценности, как сейчас говорят, от кутюр. А у Фаберже вы находили все. А любили его еще не потому, что там можно было за 3 рубля 50 копеек купить золотую брошку, но потому, что Фаберже декларировал и это было так – любая вещь, будь ее цена 1 рубль, делается с должной тщательностью и прочностью. То есть, качество не зависело от цены.
К.ЛАРИНА – Александр Владимирович спрашивает: «Что вам известно о похищении клейм фирмы Фаберже и появлении многочисленных подделок?»
Т.МУНТЯН – О похищении клейм мне ровным счетом ничего не известно.
К.ЛАРИНА – Но подделки были, и есть, наверняка.
Т.МУНТЯН – Подделки были и начались они после того, как фирма закрылась, как производство. А рынок, особенно американский, хотел произведений придворного ювелира, да еще принадлежавшие царской семье. А спрос рождает предложение. Да, есть упоминание, что подлинные клейма были переданы еще в 20-е годы и делали на западе произведения с подлинными клеймами, но всему должны быть архивные документальные подтверждения. А то, что подделок много – это факт и сейчас подделать клеймо вообще не представляет никаких проблем, с развитиями новых компьютерных технологий. Ведь, даже то, что Фаберже подделывают, подделывают много и подделки продаются за огромные деньги, говорит о том, что он нужен, он популярен, он востребован. Ну, хочу сказать, что востребованы и другие фирмы. Про фирму «Болин» мы уже сказали, но были и замечательные московские фирмы. «Хлебников» и «Овчинников», фирмы. Но эти фирмы больше обращались к русской национальной традиции. Они работали в так называемом, оригинальном русском стиле. Это роскошные ковши, братины, чаши, с эмалью по скани, украшенные в традиционных русских техниках. А Фаберже делал, опять таки, повторюсь, все. Любой стиль вы могли найти себе и любой жанр.
К.ЛАРИНА – Вопрос от Марии, даже не вопрос, а реплика. Читаю, вот то, что написано: «Я знаю от своей мамы. – пишет Мария, - что вовсе не Карл Фаберже считался эталоном хорошего вкуса, а такие ювелиры, как например, Лорье».
Т.МУНТЯН – Да, фирма «Лорье» была замечательная, основанная еще в 71-ом году, в Москве. Фаберже чуть позже в Москве открылся. Да, произведения фирмы «Лорье» великолепны, виртуозны, наш музей комплектует свою коллекцию произведениями фирмы. Но хочу ответить Марии, что в 1912 году, два сотрудника фирмы Фаберже основали торговый дом «Лорье», то есть, практически фирма «Лорье» была взята Фаберже под контроль. И тогда…
К.БАСИЛАШВИЛИ – Отпочкование.
Т.МУНТЯН – Ну, как сейчас говорят, дочерняя фирма. И, кстати, и «Лорье», и «Фаберже» находились буквально в одном здании эти фирмы. Буквально стенка в стенку в доме на углу Кузнецкого и Неглинки. И «Лорье» 10-х годов, как-то специалистами связывается с Фаберже. А именно, это взлет фирмы «Лорье».
К.ЛАРИНА – Татьяна, не секрет, что у каждой вещи, конечно же, есть своя история, особенно у вещи, которая живет несколько десятилетий, а то и веков. Вот, вы могли бы сейчас вспомнить какую-то историю, которая связана с каким-то экспонатом. Вот, вашей коллекции? Историю ее путешествий, скажем так. Возвращения в Россию.
Т.МУНТЯН – Вы знаете, удивительная история случилась 15 лет назад, в Москве ремонтировали старый дом на Солянке. Дом на границе уже Хитрова рынка что называется, хотя когда-то это была усадьба Свиньина. Знакомца Пушкина, писателя, путешественника. Ну, потом это был обычный дом, сдаваемый внаймы. И его реставрировал в начале 90-х, разбивали перекрытия и вдруг, рабочие-строители наткнулись на две коробочки. Старые, проржавевшие, завернутые в полуистлевшую театральную афишу. По-моему, это «Ревизор» был Гоголя, если я правильно помню. На коробочках было написано «конфекты солодовые». Ударили ботинком, крышка отскочила, потому, что сильно заржавела и вдруг оттуда вспыхнули бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины. Так два рабочих строителя нашли клад драгоценностей фирмы «Фаберже». В основном вещи были из платины, клейм на них не было, платину в России не клеймили, официально она драгоценным металлом не считалась. Но Фаберже, как продвинутый мастер, с ней уже много работал. Но, что поразительно, почему их атрибутировали как Фаберже, эти драгоценности, потому что к каждой вещи был приложен товарный ярлычок, ценник с надписью Фаберже, с процарапанным учетным номером бухгалтерским. Этот номер мы обнаружили на каждой драгоценности. Часть клада, 13 произведений, поступила в Оружейную палату, и с тех пор они публиковались нами неоднократно, были почти на всех зарубежных выставках. И так получилось, то теперь в Оружейной палате, в музеях Кремля, самый крупный, именно целостный комплекс ювелирных украшений от Фаберже. Там броши, кольца, серьги, сотуары, подвески. И это было событие вообще в музейной жизни и в изучении фирмы Фаберже, потому, что с украшениями Фаберже та же история случилась, как с украшениями от Болин. Они страдали в первую очередь. Эти маленькие хрупкие драгоценности. Многие просто вывезли. Ну, как было бежать эмигранту? Что можно было спрятать? Да, брошь, подвеску, кулон. Их либо вывезли, либо разобрали, уничтожили, как случилось с украшениями из коронных ценностей от Фаберже. Вот, и эти драгоценности вернулись в Оружейную палату. Неоднократно выставляются. Удивительная история. Мы искали, кто их спрятал. Были разные версии. Домом владел сахарный король Харитоненко. Богатейший человек, но он там не жил и сначала мы думали, может быть, отдал кому-то спрятать, в смуту. А потом, вот, обнаружилось, что примерно и в этой же квартире, на этом же этаже жил один из директоров товарищества «Карл Фаберже» в Москве, Аверкиев. Он то и спрятал в смутные годы драгоценности. Он потом был арестован ОГПУ, исчез, сгинул…
К.ЛАРИНА – Потомки остались его?
Т.МУНТЯН – Нет. Он был абсолютно одинокий человек. Поэтому и о кладе он умолчал и так никто и не знал. И вот, 70 лет драгоценности лежали в перекрытиях, чтобы попасть в Оружейную палату. Удивительная судьба.
К.ЛАРИНА – У вас есть шанс, уважаемые друзья, еще в Москве кое-что найти можно. А что рабочие? Как себя чувствуют? Надеюсь, они уже больше не рабочие?
Т.МУНТЯН – Рабочие честно сдали клад государству.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Главное, если вы найдете клад, несите его сразу же в Кремль, в Оружейную палату.
Т.МУНТЯН – Нет, нет. Существуют, наверное, разные… какие-то юридические пути, но вообще…
К.БАСИЛАШВИЛИ – Но с нацелом именно…
Т.МУНТЯН – Да, да.
К.ЛАРИНА – Значит, мы сейчас передаем слово Сергею Бунтману, который расскажет свою тайную историю, а я задам последний вопрос Татьяне, по какому телефону, как можно связаться с вами. "У меня есть возможная работа Фаберже", – пишет нам Людмила.
К.БАСИЛАШВИЛИ – Это, наверное, за эфиром, может быть?
К.ЛАРИНА – Ну, естественно, нет, какой-то есть у вас, какой-то контакт можно с вами наладить?
Т.МУНТЯН – Безусловно. Работает закупочная комиссия музеев Кремля, мы отсматриваем вещи у населения. И, если вещь музейного уровня, мы с удовольствием пополняем свою коллекцию. Телефон 202-17-54.
К.ЛАРИНА – Спасибо. Это Татьяна Мунтян, старший научный сотрудник, хранитель коллекции Фаберже и русского ювелирного искусства 19-20 столетия. Ну, я надеюсь, не последний раз мы видимся. Очень интересно рассказываете. Если у вас будет еще для нас минутка – приходите. Будет очень приятно.