Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гость: Ирина Бобровницкая

 

Суббота, 1 Октября 2005

К. ЛАРИНА – Ну, что, приветствую в студии мою коллегу и тезку Ксению, Ксению Басилашвилли. Ксюша, привет. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Добрый день. 

К. ЛАРИНА – И сегодня у нас в гостях Ирина Бобровницкая, заведующая сектором художественного металла музеев московского Кремля. Ирина, здравствуйте. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Здравствуйте. 

К. ЛАРИНА – Премудрая двоица, царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, так называется выставка, которая открылась в Кремле, и это главная тема нашего сегодняшнего разговора. Перед тем, как мы собственно начать нашу экскурсию по выставке, давайте сначала скажем о призах, Ксюш. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Да, обязательно. У нас сегодня призы, которые идут во след выставки. Это книги. И сопровождают выставку, и одновременно являются самостоятельным богато иллюстрированным, откомментированным изданием, погружающим нас в эти события, когда Алексей Михайлович и патриарх Никон были еще, в общем, в дружбе до той ссоры, которая привела к ссылке Никона, к лишению его всего его статуса. Это книги «Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон», я думаю, сейчас Ирина Акимовна, которая является одним из составителей, сейчас подробно расскажет. 

К. ЛАРИНА – А можно мне посмотреть-то пока? 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Конечно, конечно. 

К. ЛАРИНА – Пожалуйста, Ирина Акимовна. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Мне придется все-таки похвалить и себя и коллектив авторов, потому что нам всем кажется, что книга получилась. Это действительно книга, потому что необычно расположены иллюстрации в этом издании, они, ну как строятся каталоги, большая картинка и сопроводительный текст, а мы постарались тексты статей разнообразить отдельными картинками, которые иллюстрируют вещи, представленные на выставке, а сам каталог, он помещен уже в конце книги в черно-белом варианте, а самые эффектные вещи разбивают текст. Значит, как мы построили каталог. Мы эту книгу тоже построили как книгу, то есть мы ее построили по отдельным разделам, которые отражают определенные этапы в становлении Никона, в биографии Алексея Михайловича, и, наконец, те деяния, которые были свершены в правление Алексея Михайловича и Никона, когда он занимал патриарший престол, то есть с 1652 по 1658 год. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Я хочу особо отметить, каким языком доступным изложено, действительно для тех, кто не считает себя специалистом в исторической науке, потому что ведь… 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Увлекательно. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Увлекательно, да. Потому что ведь объем знаний и сведений колоссальный. Действительно, эти две фигуры, они всегда привлекали внимание, огромное количество материала существует, и вот как это уложить в одну тему, вот это, по-моему, особое искусство, поэтому я завидую тем, кто получает такую книгу, тем более, что и собственным экземпляр тоже отдаю. Надеюсь, что потом мне подарят. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – А я хочу сразу сказать спасибо Ксении, потому что говорить о достоинствах качественных книг, конечно, не дело авторов, а дело читателей. 

К. ЛАРИНА – «Стройные ряды стрельцов прорезали толпу, стоящую на площади, оттеснив народ, образовали широкий проход от золотой палаты до собора, тогда в сопровождении почетной свиты золотой палаты тихо и благочинно проследовал Алексей Михайлович. Войдя в собор, он приложился к древним иконам и гробам похороненных здесь святителей, затем начался торжественным молебен, посвященный святой Троице». Как здорово! Как кино смотришь. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Да, это текст, посвященный венчанию на царство Алексея Михайловича. Итак, вопрос: В личной молельне у Алексея Михайловича, так же как и любого другого русского царя находился чтимый предмет, который всегда напоминал ему о его росте при рождении. Что это был за предмет? 

К. ЛАРИНА – Ну а сейчас мы должны уже перейти непосредственно к шедеврам, да, Ксюш. Наверно, стоит сначала Ирину Акимовну спросить, что ее привлекает больше всего в этой выставке, какой предмет, какой экспонат? 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Ой, там очень много предметов, я думала, что я не буду на сей раз на этот вопрос отвечать. 

К. ЛАРИНА – А как же! 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Ну, хорошо, я тогда буду традиционно. Я поскольку все-таки специалист по ювелирному русскому, древнерусскому, то я опять отдам свои пристрастия памятнику, который там представлен, именно произведение древнерусского эмальерного искусства. Это чаша, золотая чаша. Вот представьте себе чашу, не просто кругленькую, а стенки которой расчеканены долами, их в России называли ложками, такими своеобразными лепестками. Каждый лепесток украшен эмалевым узором, то есть буквально вы вышли на весенний луг, который весь пестр от цветов, - такое впечатление производит эта чаша. То есть она сама в форме цветка и еще каждый его лепесток это просто весенний луг. По венцу идет надпись, надпись, которая свидетельствует о том, что чаша была подарена патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу. Мы предполагаем, что это было по случаю интронизации патриарха, то есть его поставления на патриарший престол, это было где-то между 52 годом и 53, там такая несколько размытая датировка, на этой чаше. Вот такая вот великолепная чаша, но у нее история, ну что рассказать, что дальше было? 

К. ЛАРИНА – Ну давайте, давайте, конечно. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Просто история не закончилась на подарке от Никона Алексею Михайловичу. Чаша была в казне, была очень хороша, находилась в казне, и преемники Алексея Михайловича, это было время правления его сыновей, малолетних царей Петра Первого и Ивана Алексеевича, его брата, он был постарше, но был слаб головою, как писали летописи, поэтому был отстранен от управления делами, а Петр был отстранен в силу своего малолетства. Так вот в 1686 году реально Россией управляла их сестра, царевна Софья Алексеевна. У нее был фаворит, любимый человек, Василий Васильевич Голицын, замечательный русский князь. И вот этому князю, за то, что он, В.В.Голицын заключил Вечный Мир с Польшей в 1686 году, была подарена эта великолепная чаша из царской казны, мы не фантазируем, об этом свидетельствует надпись, еще одна надпись, которая есть на этой чаше, на ее обороте. Но после того как была свергнута Софья, Петр убирает свою сестру от управления делами, он сам становится во главе государства, полетел ее фаворит В.В.Голицын. Он был арестован, было конфисковано все его имущество, и великолепная золотая чаша вернулась опять в царскую казну. А сейчас она в коллекции Оружейной Палаты, а сейчас на нашей выставке. 

К. БАСИЛАШВИЛИ - Ничто не пропадет из сказанного здесь. 

К. ЛАРИНА – Ну а у тебя что? 

К. БАСИЛАШВИЛИ - Ксюш, у меня потрясающая вещь, на самом деле это потрет, потрет кота, представляешь, такой кот, я тебе сейчас покажу. Ирина Акимовна, на какой странице его можно найти? Страница 75. 

К. ЛАРИНА – Наверно, большое изображение. 

К. БАСИЛАШВИЛИ - Да, большое изображение кота, и мне как-то, когда я посмотрела на портрет кота Алексея Михайловича, мне сразу показалось, что на самом-то деле это потрет самого Алексея Михайловича. Посмотри. 

К. ЛАРИНА – Ух, ты. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – И я оказалась права, я не прочитала надпись под портретом, а оказывается, художник подписал: "Правдивый портрет Алексея Михайловича". 

К. ЛАРИНА – Слушайте, ну потрясающе, а взгляд какой! 

К. БАСИЛАШВИЛИ – А, по-моему, через кота художник показал характер самого царя. 

К. ЛАРИНА – А самое главное, что это не в рост кот с его хвостами и лапами, а это его лицо этого кота. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Да, да. И лицо это очень необычно. 

К. ЛАРИНА – Лик, да, лик. Ну вот сейчас Ксюша подробнее об этом расскажет. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Одного взгляда на этот рисунок достаточно, чтобы понять, у Алексея Михайловича был очень не простой характер, да и в справедливости данного Алексею Романову современниками прозвища «Тишайший» засомневаешься. Ни одно из дошедших до нас изображений не доносит индивидуальности. На портретах и иконах персональные черты размыты общей благообразностью, но недостаток сведений отлично восполняет другой документ – животные копируют своих хозяев. Это известный факт, поэтому ничего удивительного в том, что именно рисованный портрет домашнего любимца, кота Алексея Михайловича, дает дополнительную информацию о том, каким на самом деле был его хозяин государь. Представленный на кремлевской выставке эстамп, один из трех известных, выполнен художником Венцелем Холлером, о самом зверюге знаем не много – просто кот, без имени, не породистый, обычный полосатый, каких много, но дикий, это точно. По всему видно, кот, как и хозяин, умел за себя постоять, кошачий лик суров и не располагает к уютному поглаживанию, взгляд гипнотизирует, сведенные к переносице глаза не отпускают зрителя, острота усов обжигает, уши как рога разъяренного корридой быка, готового просто пронзить обидчика. Воспроизводить истинное лицо правителя художники тогда не решались, на Руси в 17 веке лишь комплиментарные портреты – парсуны были в чести, но использовать эзопов язык, изображением кота передавая характер великого князя Московского, никто европейскому мастеру запретить не мог. А может, сам кот как раз был тишайшим созданием, согревавшим длинными зимами ноги своему вспыльчивому хозяину, того и гляди, заговорит, ни дать, ни взять, булгаковский Бегемот глядит на нас с гравюры 17 века. 

К. ЛАРИНА – Да, действительно шедевр. Я еще раз вблизи посмотрела на этого кота и вообще я как-то не помню таких прецедентов. Вообще есть еще известные портреты животных царских? 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Того времени, по-моему, нет. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Портретов нет, а то, что наши правители любили животных, информация об этом есть. 

К. ЛАРИНА – Ну, это понятно. Но вообще сам факт такого портрета абсолютно очеловеченного. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Вы знаете, и Никон тоже очень любил котов, и кот ходил за Никоном постоянно, это уже, правда, документальное свидетельство, не изо, не изобразительное искусство. 

К. ЛАРИНА – Ну, давайте, теперь начнем нашу экскурсию по выставке, все-таки царь Алексей Михайлович и патриарх Никон - премудрая двоица, в чем смысл именно такого двойного представления? Как вы продумывали драматургию этой выставки, Ирина Акимовна? Это двойной портрет? 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Да. Драматургия, всякие коллизии, они уже в самой исторической ситуации, действительно были две такие персоны, которые познакомились, подружились, царь Алексей Михайлович просто голову потерял, так ему понравился Никон. Он называл его «возлюбленным любимцем», он называл его «наставником души телес», он называл его «солнцем, сияющим на небе». Такие эпитеты царь давал патриарху. Но проходит время, сначала охлаждение между ними, потом ссора, потом вражда, вражда очень сильная и все заканчивается, Никон слетает с той верхушки иерархической церковной лестницы, на которой он находился, он оказывается простым монахом в монастыре, и это всем хорошо известно. Но вот мне кажется, даже люди, которые не очень хорошо помнят все эпизоды русской истории 17 века, как только называют эти два имени, патриарх Никон и Алексей Михайлович, вот эта ситуация вражды, она как бы сразу возникает в памяти, потому что следом идет еще одно слово, очень страшное для русской церкви, для русской истории - раскол. Считается, что раскол обязательно связан с той церковной реформой, которую проводил патриарх Никон. Я хочу его защитить. Патриарх Никон действительно начал ту церковную реформу, но раскол, кровавый результат этой реформы, не Никон, не Никон чинил расправу над раскольниками, все это произошло гораздо позже. Но, тем не менее, в уме как-то соотнесено понятие раскола, церковной реформы Никона, и мы, когда мы приступили к этой выставке, ну естественно, она была инспирирована тем, что 2005 год – это юбилей патриарха Никона, 400 лет со дня его рождения, мы вспомнили и о втором юбилее, о том, что 360 лет назад венчался на царство Алексей Михайлович, вот значит родилась такая идея показать одного и другого и эта идея тоже не новая, и музейщики этой идеей интересовались, до нас было сделано несколько выставок, выставка была «Выстриг» в Ново-Иерусалимском монастыре, подобная выставка, посвященная Алексею Михайловичу и патриарху Никону, была в ГИМе, Государственном историческом музее, какое-то время назад. Проводятся конференции, издаются монографии, и основное внимание было сосредоточено всегда на этапе вражды, потому что здесь есть коллизия, здесь интрига, и это интересно. 

К. ЛАРИНА – На этом самом интересном месте мы прервемся, вернемся в нашу сегодняшнюю жизнь, к новостям, потом продолжим программу «Кремлевские палаты». 

НОВОСТИ. 

К. ЛАРИНА – Ну а мы возвращаемся к нашему вопросу: в личной молельне у Алексея Михайловича, так же как и у любого другого русского царя находился чтимый предмет, который всегда напоминал ему о его росте при рождении. Правильный ответ на этот вопрос: "Мерная икона". 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Позвольте, я прокомментирую, действительно она называлась мерной, потому что один из дозвонившихся сказал, что в рост, на Руси говорили в меру роста, вот отсюда название этой иконы, мерная. Еще в 16 веке при дворе Ивана Грозного, то есть еще при Рюриковиче, родился такой обычай: в меру роста…

К. ЛАРИНА – А кто первый? 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – У нас в Оружейной палате одна из ранних икон – это икона Ивана Ивановича, того самого сына Ивана Грозного, который по легенде, будет убит самим царем, ранен точнее царем и вот от этого он умер. 

К. ЛАРИНА – То есть рождается младенец, после этого по его размеру… 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Совершенно верно. Рождается младенец, младенца измеряют и потом такую вырезают доску, совершенно такого размера, причем в отличие от всех других икон эта икона узкая, вот она еще необычна по своей конфигурации, значит, узенькая, а на иконе изображался всегда патрональный святой, то есть тот святой, в честь которого назывался ребенок, и который становился на всю жизнь небесным покровителем. 

К. ЛАРИНА – И это стало традицией? 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Это стало традицией, да, со времен Грозного это стало традицией, традиция дожила до конца 17 века. У нас в Кремле есть несколько таких мерных икон, повторяю, что одна из самых ранних – это икона Ивана Ивановича 1554 года, размер чуть больше 50 сантиметров, в основном средний размер всех этих мерных икон, мальчиков, где-то 50 сантиметров. Были и мерные иконы наших царевен. Они у нас тоже есть, но они не в экспозиции. 

К. ЛАРИНА – А так по мере роста больше не делали каждый год до совершеннолетия? 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Нет-нет, так больше не делали. Эта чтимая икона находилась в личной молельне царя, а когда он умирал, переносилась в Архангельский собор на его гроб. То есть считается, что она и после смерти продолжала сопровождать царя.

К. ЛАРИНА – А вот смотрите, есть же такая традиция, раз уж мы говорим так подробно о младенцах, на первый зуб дарить серебряную ложку. Может этот как-то связано? Наверняка. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Ну уж не знаю, ведь какая еще традиция, сохранившаяся до наших дней - стригут волосики у малыша. 

К. ЛАРИНА – Да, локоны. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Но ведь она же тоже такая старая, сейчас на выставке есть медальон с волосами Алексея Михайловича. 

К. ЛАРИНА – Да что вы! 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Да. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – То есть младенца? 

К. ЛАРИНА – Локон сохранился? 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Сохранился, сохранились волосики. Вы знаете трудно сказать все-таки младенца или нет, но волосики сохранились и он вот традиционно, он в царской казне традиционно находился, и он традиционно приписывался как медальон с волосами Алексея Михайловича, наверно, все-таки младенца. 

К. ЛАРИНА – Ну, у младенцев волос-то не бывает, на самом деле это всегда делают в год-полтора, когда есть уже локоны. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Нет-нет, некоторые младенцы очень волосатые. 

К. ЛАРИНА – Так, давайте. У нас не передача «Мамочки-мамаши». 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Ладно. Так что есть такой вот медальон. У нас в коллекции медальоны всех Романовых аж до самого последнего Николая Второго, вот такая великолепная коллекция медальонов. 

К. ЛАРИНА – Вот смотрите, Алексей Михайлович у нас практически с самого детства представлен на этой выставке, а если говорить о Никоне? 

К. БАСИЛАШВИЛИ – У Никона судьба такая потрясающая, вот я почитала книгу. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – К сожалению, потому что Никон не был царским отпрыском, а был совсем простым мальчиком, он родился в крестьянской семье в мордовском селе недалеко от Нижнего Новгорода, и все складывалось как-то не очень хорошо у Никона. Никон ведь это его монашеское имя, а звали его Никита, и даже фамилия у него была, Минов, Никита Минов. У Никиты очень рано умерла мама, отец женился второй раз, он был нелюбимым пасынком в семье, и мальчик убегает, вот такая независимость характера проявлялась у мальчика с детства, он убегает, убегает в один из монастырей недалеко находящихся, но правда он и не инок еще, он еще и не думает о том, что он посвятит свою жизнь Богу, но тем не менее он там живет какой-то период времени, до него доходят слухи, о том, что у него очень болен отец, и Никита, движимый, видимо, чувством, что необходимо заботиться о родителях, возвращается в дом, ухаживает за отцом, а потом судьба складывается как обычно, наверно, у любого русского человека, он женится, но поскольку мысли о Боге его не оставляют, он становится сначала белым священником и получает даже приход в Москве. В Москве он белый священник в одном из московских храмов. 

К. ЛАРИНА – Что такое белый священник? 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Ну это значит, он служит в приходе. То есть у него приход и к нему приходят… 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Не монах. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Не монах. Он имеет право жениться, он имеет право вести светскую жизнь нормальную. Но вот судьба вновь неблагосклонна к нему, у него умирают друг за другом трое детей, тогда Никон решает, что это тот самый момент, когда он должен совершенно отрешиться от всего земного и мирского, но развод в древности запрещен, надо уговорить жену сделать то же самое, то есть принять постриг, ему удалось это сделать, жена принимает постриг в одном из московских монастырей, а Никон уходит к некоему Елиазару, вот это вот человек, с которого мы начинаем нашу выставку. Уходит к Елиазару, это был монах, подвижник, Соловецкий монах и подвижник, который еще в 1620 году организовал небольшой скит на уединенном острове Анзер в Белом море и человек, который прославился такой подвижнической жизнью, таким аскетизмом и за эти свои духовные подвиги снискал себе популярность и славу в Москве, и, почему мы начинаем выставку именно с этого человека, это просто, понимаете, какая-то мистика своеобразная. Но он оказался в начале судеб одного и другого нашего героя, он связал одного и другого еще задолго, до того как пересеклись, до того как буквально пересеклись жизненные пути и Алексея Михайловича и патриарха Никона. Итак, начнем с Алексея Михайловича, это было немножко пораньше. Итак, анзерский монах приезжает в Москву по делам своим, Михаил Федорович, а тогда он был русским царем, то есть отец Алексея Михайловича, а тогда еще не было Алексея Михайловича, Михаил Федорович, наслышанный о таком подвижничестве Елиазара, высказывает желание с ним познакомиться, знакомится и обращается к нему с просьбой помолиться о даровании царской семье наследника, не было тогда у Михаила Федоровича и его жены Евдокии Лукьяновны сыновей, пустовал трон, не было наследника, это же просто страшная ситуация в семье, и Елиазар предсказывает Михаилу Федоровичу рождение наследника и предсказание сбывается, в 1629 году у Михаила Федоровича рождается сын Алексей, будущий царь Алексей Михайлович, поэтому Царь Алексей Михайлович считался «вымоленным чадом» святого Елиазара. Елиазара канонизировали. 

К. ЛАРИНА – Сколько маме было лет, когда Алексей Михайлович родился? 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Евдокии, вы знаете, мне трудно сказать, давайте лучше папе посчитаем сколько, совсем немного. Папе наверно было около 30. Да, он в 1613 году, шестнадцатилетним приходит к власти. 32 года было папе. Ну а маме было наверно меньше, да, мама помоложе была. Тогда не было такой традиции, что жена вдруг на много лет может быть старше. 

К. ЛАРИНА – Я вас сбила этим вопросом, извините. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Да, да. Вот это вот одна сторона отношения Елиазара к одному из наших героев. «Вымоленное чадо» Елиазара. А я продолжаю, итак Никон, решив постричься, приходит к Елиазару, это был 1636 год и у него принимает постриг с именем Никон, Никон – это был один из святых середины 3 века, он пострадал, конечно, – за веру и вот в честь него принимает свой постриг Никита Минов, который с тех пор известен, как Никон. 

К. ЛАРИНА – Ирина Акимовна, давайте все-таки вернемся к той интриге, которую мы бросили перед новостями. В чем все-таки была причина этого конфликта, который стал ссорой на всю жить. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Но ведь конфликт это не тема нашей выставки, я начала говорить о том, что конфликт всегда был привлекателен и притягателен. 

К. ЛАРИНА – Ну а в чем оно разошлись? 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Почему они разошлись? Вы знаете, до сих пор ученые ломают копья по этому поводу, пишутся монографии, собираются конференции, и размышляют люди над этим. И я думаю, одного ответа такого однозначного на этот вопрос не будет, потому что ситуация была очень сложная. Ситуация была провоцирована личными качествами каждого из них, одного и второго героя нашего. Алексей Михайлович, почему он так назвал трогательно, «возлюбленным любимцем» я сказала, вот так он назвал трогательно Никона, когда он не был еще патриархом. Это был 1646 год. Царь год как царь, он в 1645 году венчался на царство, а Никон в это время приезжает в Москву по делам своего монастыря, он был игуменом среднерусского монастыря. Алексей Михайлович сам высказывает желание познакомиться с этим очень необычным человеком, и вот с 1646 года начинается вот эта дружба, очень сильная и активная дружба между царем и патриархом, причем инициатором был царь. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Ну, можно сказать, что они власть не поделили. Вот если в общем. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Ну это потом. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Две сильные личности, две влиятельные личности, такие харизматики, даже внешне они были, по-моему, такого высокого роста, мощные и конечно поле властвования … 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Ну, сначала все складывалось очень благополучно. 

К. ЛАРИНА – А Никон с таким же обожанием относился к Алексею Михайловичу? 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – А трудно сказать. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – Алексей был младше, да? 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Да, конечно. Я и хотела сказать, что началось все очень-очень благополучно, потому что Алексею было всего лишь 18 лет. И историки пишут о том, что по своим качествам Алексей Михайлович был склонен к тому, чтобы у него было взрослый наставник, он был человеком в то время еще неоперившимся, не сложившимся. И ему очень хотелось, чтобы у него был кто-то, кто бы его вел, и Никон эту роль мог сыграть великолепно, потому что это человек был незаурядный. 

К. ЛАРИНА – Роль духовного пастыря, да? 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Да, да, Никону было уже под 40, то есть он был намного старше. К тому же Алексей Михайлович потерял отца, то есть не было отца, и Никон просто сыграл роль такую не просто наставника, а буквально отца. Есть данные о том, что Алексей Михайлович был готов его почитать как своего родного отца. Вот это одна из причин сближения. А что касается их охлаждения, да, действительно, Ксения сказала, что одна из причин, конечно, была та, что Никон став патриархом, то есть, заняв самую высокую ступеньку на иерархической лестнице, Никон посчитал делом своей жизни возвеличивание престижа церкви, то есть он считал, что роль церкви должна быть первенствующей и, самой главное, Никон считал, что необходимо иметь такое очень сильное теократическое государство с сильной церковной властью, где все будет подчинено церковным распорядкам, церковной жизни, церковным службам, ведь его службы продолжались по несколько часов, что вызывало активное раздражение у окружения Алексея Михайловича, бояре жаловались, что они уставали, им надоедало стоять в длительных многочисленных службах в кремлевских храмах, да вот у Никона была такая идея – поставить церковь выше, чем светская власть. А со временем из юного царя, может быть, конечно, мягкого сначала, присматривающегося к ситуации, где-то лет через 8 к 1658 году, а это как раз год конфликта между царем и патриархом, царь становится уже очень самостоятельным, а опека Никона, он продолжал ощущать себя чуть ли не первым человеком в государстве, опека Никона ему была, наверное, уже в тягость, и сначала он откровенно не ссорится с Никоном, он сначала показывает Никону свое охлаждение, которое проявлялось. Царь не всегда стал посещать службы, которые вел Никон в Кремле, и вот наверно Никону тут и подумать, что происходит, немножко умерить своей темперамент, свой напор, свои амбиции на самом деле, но Никон продолжал гнуть свою линию, свою палку, что церковь должна быть государственной силой. 

К. ЛАРИНА – Что сделал Алексей Михайлович? 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Что сделал Алексей Михайлович? На очень важную службу, которая в июле 1658 года должна была быть проведена в Успенском соборе, он просто на нее не пришел, хотя царь всегда должен находиться на этой службе. Никон не понял, спросил, в чем дело, ответа не получил. Никон заупрямился, он был и вспыльчивым, и человеком очень неровным, и человеком, которому невозможно было что-либо указать, что он неправильно делает, человеком упрямым, но вот тут ему блажь ударила в голову, и он стал снимать все свои облачения и говорит, что я ухожу, я вот такой обиженный, я больше не буду у вас тут патриархом. Народ вопит: "Да как же так!" - а Никон ушел, он действительно ушел к себе на подворье своего Ново-Иерусалимского монастыря Воскресенского, но он ведь не совсем до конца обиделся, он ждал, что сейчас прибежит царь, если не сам, то кто-то из его близких людей и станет его уговаривать вернуться на патриаршество, а царь не приходил и даже весточки никакой не дал. Прошло 3 дня, тогда обиженный Никон уезжает совсем, он уезжает в Истру, в свою резиденцию, в свой Воскресенский монастырь, ждет там каких-то предложений от царя, а предложения не поступают, и тогда начинается конфликт, такая ссора, ссора не ссора, вроде бы не ссорились ни у кого на глазах, и, тем не менее, начинается конфликт, который продолжался до 1666 года, Никон не возвращается на патриарший стол, он не ведет службы, при том он от патриаршего сана официально не отрекается, более того, когда к нему обратились и сказали, что если службу вы не служите, то необходимо избрать патриарха, нового патриарха для России, а Никон отвечает: "Нет, это невозможно, потому что патриарх, это будет очень сильное злодейство, если будет при мне, при живом избран новый патриарх", - тогда царь, что бы разрешить эту ситуацию, очень сложную, решает созвать собор и пригласить на него вселенских патриархов, поскольку они были очень авторитетны в то время и собор, и русские иерархи и вселенские выносят приговор обвинительный Никону, приговор, который заключался в том, что они ругают его за самовольный уход с патриаршего престола, за то, что он возводил хулу на царя, а хулил он царя, сохранилось эпистолярное наследие Никона, где он достаточно сурово высказывался по поводу царя. Можно я процитирую одно выражение абсолютно потрясающее: «Я и плюю, и сморкаюсь на Алексея Михайловича». Даже такие словечки известны. 

К. ЛАРИНА – Божий человек, а! 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Да, вот, но очень разгневан был, что царь не стал его упрашивать. И кончается все тем, что собор лишает Никона сана патриаршего, Никон простым монахом возвращается в один из монастырей. 

К. ЛАРИНА – То есть разжаловали. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Разжаловали, да. Сначала в Ферапонтов, потом в Кирилло-Белозерский. Так история заканчивается. Вот опять вы увели меня от идеи нашей выставки. 

К. ЛАРИНА – Очень интересно. А в итоге Алексей Федорович не покаялся перед смертью. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Вы знаете, ведь когда все это случилось, и Никона отправили простым монахом в Ферапонтов монастырь, царь прислал ближнего боярина, чтобы Никон благословил его и его семейство тем не менее. Никон категорически отказался это сделать, очень он был обижен на царя. Вот вы знаете, очень интересно сам собор проходил, вообще очень колоритны все события этого времени. Собор, огромное количество иерархов сидит, Никона приводят на суд, он выступает в роли подсудимого, ему не предлагают кресла, то есть не предлагают удобного кресла, ему прелагают сесть где-то в уголочке, Никон отказывается, и он простоял несколько часов и ни один день во время этих судебных заседаний. Алексей Михайлович, между прочим, любил он все-таки патриарха Никона, был как-то особенно настроен, Алексей Михайлович, который сидел, когда вошел патриарх, и должен был сидеть, потому что он был главой собора, Алексей Михайлович встал, когда узнал, что патриарх Никон будет стоять, и тоже стоял во время судебного разбирательства, это все-таки знак уважения к человеку. 

К. ЛАРИНА – И все-таки это сомнительно. Все-таки это гражданская казнь у него на глазах состоялась, можно конечно стоя ее переждать, не думаю, что это такой знак уважения, это уже какое-то изощренное издевательство. Это как королева Елизавета, которая встала, когда Марии Стюарт отрубали голову. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Ксения, вы знаете, как-то по-другому это воспринимается. Это воспринимается все-таки как какой-то знак покаяния царя. 

К. ЛАРИНА – Я выдумываю, конечно. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Трудно, конечно, сказать, потому что мы где-то домысливаем ситуацию этих событий, но хочется верить, что это был знаком покаяния. 

К. ЛАРИНА – Финал истории какой? 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Финал истории: умирает Алексей Михайлович в 1676 году, причем он несколько писем посылает Никону. 

К. ЛАРИНА – Все-таки. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Да он пишет ему письма, он шлет ему и провизию в монастырь, и он пытается сделать более удобным его там пребывание, но не прощает, прощение он ему все-таки не дарует. К власти приходит Федор Алексеевич в 1676 году. Окружение Федора Алексеевича начинает давить на царя, начинает ему внушать мысли о том, что необходимо простить Никона, вернуть в Москву, и Федор Алексеевич, он был человеком очень набожным и, наверно, для него это было дико, что глава русской церкви до сих пор находится где-то очень далеко, он идет на это, он прощает Никона, и в 1681 году Никона возвращают в Москву, но, к сожалению, он уже был очень старым и больным человеком, он не доезжает до Москвы, он умирает по дороге. Федор Алексеевич добивается у вселенских патриархов разрешения вернуть Никону сан патриарший и поминать его как патриарха. 

К. ЛАРИНА – То есть реабилитировать. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ - Реабилитировать. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – И он даже сам нес гроб его. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Нес гроб, да. И вот эта икона, которая у нас заканчивает эту выставку, свидетельствует о примирении царской семьи и Никона, поэтому наша выставка она все-таки заканчивается апофеозом, она все-таки заканчивается на такой высокой ноте. 

К. ЛАРИНА – Короче говоря, все, что сопровождало это драматическую историю, все это вы увидите на выставке. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Выставка, она как раз дает понять, что же это было такое, время дружбы, и как можно было от такого общения полезного для государства прийти к таким отношениям. 

К. ЛАРИНА – После такого рассказа нужно просто бежать на эту выставку, потому что мы теперь все знаем, теперь хочется увидеть это все своими глазами. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Можно я завершу? 

К. ЛАРИНА – Давайте. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ – Ксюша Басилашвили уже сказала, а я просто завершу. Действительно, выставка показывает эти идеи все-все, эти коллизии, она показывает то, что церковь должна заниматься своими делами, а государство своими и вот всякое согласие обеих властей приносит пользу государству – это главная идея выставки. 

К. ЛАРИНА – Ирина Акимовна Бобровницкая, заведующая сектором художественного металла музеев Московского Кремля провела для нас потрясающую совершенно радиоэкскурсию по выставке, которая называется «Премудрая двоица: царь Алексей Михайлович и патриарх Никон». До какого числа она работает, просили уточнить наши радиослушатели. 

И.БОБРОВНИЦКАЯ - Где-то до января. 

К. ЛАРИНА – А, то есть успевают. 

К. БАСИЛАШВИЛИ – До двадцатых чисел января. 

К. ЛАРИНА – Прекрасно, прекрасно. Большое спасибо, до встречи в передаче «Кремлевские палаты».

 
вверх