Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гости: Лариса Пешехонова, Ирина Качалова

 

Суббота, 23 Апреля 2005

К.ЛАРИНА – Я говорю добрый день моей коллеге Ксении Басилашвили, Ксюша, привет… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Привет! 

К.ЛАРИНА – Ну, давай представим сразу наших гостей сегодняшних… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – С удовольствием! Я представляю Ирину Яковлевну Качалову заведующую отделом музеи соборы московского Кремля и Ларису Николаевну Пешехонову, куратора выставки «Новые поступления в музеи московского Кремля». Вот об этой выставке мы и будем сегодня говорить, она открылась накануне и уже с сегодняшнего дня доступна для посетителей. Ну, и мы также будем исследовать такую проблему: откуда приходят шедевры в музеи – от частных лиц и вплоть до Президента России Владимира Владимировича Путина; там тоже его приношение имеется, на выставке. 

К.ЛАРИНА – Добрый день, уважаемые гости… 

И.КАЧАЛОВА – Добрый день! 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Добрый день! 

К.ЛАРИНА – Ну, а теперь еще одна традиция: в начале программы мы задаем один и тот же вопрос нашим гостям: ваш любимый экспонат, кто начнет? Ирина Яковлевна, пожалуйста. 

И.КАЧАЛОВА – Я скажу действительно о моем любимом экспонате на этой выставке. Вот, в нашем музее есть один такой нетрадиционный источник поступлений – это археологические раскопки, куда поступают вещи в фонд археологии и в фонд, замечательный фонд фрагментов архитектурных. А вот два года назад, во время строительных работ на церкви Всположения под перекрытиями поздних галерей были обнаружены фрески, о которых вообще было ничего никогда не известно. Там обнаружены были фрагменты орнаментов, фрагменты одной композиции – видимо, деисус… Но вот на лопатке между этими двумя пряслами была написана фигура святого монаха, преподобного, в рост, в полуобороте к деисусу, и вот эту фигуру удалось расчистить до пояса. Все фрески были законсервированы, отреставрированы, если кто-то откроет, они будут в лучшем состоянии. А вот эту фигуру было принято решение снять. Ее сняли со стены, смонтировали на другую основу, превратили в станковое произведение и приняли на постоянное хранение в музей. Это фреска конца XVI века. XVI века вообще фресок в России сохранилось, ну, по-моему, меньше 5 ансамблей. То есть, для исследователей это огромная находка. И сохранность этой фрески – хотя она выглядит довольно скромно – вот, просто для специалиста она гораздо лучше, чем сохранность большинства фресок в наших соборах, потому что вскоре, после того, как ее написали, вот ее закрыли. И никто ее не трогал – не мыли, не чистили, не поновляли, поэтому это очень интересная вещь.

К.ЛАРИНА – Ларис, а вы что расскажете? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Ну, на нашей выставке много очень интересных экспонатов, и некоторые из них имеют удивительно любопытные истории поступления, принадлежности; но я бы хотела назвать один из предметов, который поступил к нам достаточно традиционным образом, это закупка музеев Кремля 1999-го года, это великолепный образец стиля ампир, французская мануфактура де Годи, сделан он в начале XIX-го века, причем в интервал в такой небольшой, с 1804 по 1807 год. И эта мануфактура, она находилась под покровительством императрицы Жозефины. И роскошные вещи, полный комплект сервиза «тет-а-тет» - это две чашки, сливочник, сахарница, чайник… 

К.ЛАРИНА – «Тет-а-тет» – это на двоих, буквально? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – «Тет-а-тет» – это на двоих, буквально да, с глазу на глаз, он находится в идеальном совершенно состоянии, полной комплектности и выполнен с удивительно красивой моделировкой формы, рельефов, и на мой взгляд, он является просто эталоном стиля ампир. 

К.ЛАРИНА – Что туда входит еще раз, кроме двух чашек? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Значит, поднос, две чашки, сахарница, сливочник и чайник. Вот, пожалуй, это вещь, которая… ну очень яркая, очень красивая и роскошная одновременно, и репрезентативная, и такая, сдержанная, элегантная. 

К.ЛАРИНА – Ну, теперь слово Ксении Басилашвили, про что ты рассказываешь, Ксюш? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А у меня тоже элегантная вещь, но она относится к другим несколько временам, судя по всему, была она найдена в каких-то раскопках, либо археологических, профессиональных, либо «черные» искатели нашли эту вещь, но, во всяком случае, она появилась в витрине на выставке музеев Кремля в Успенском соборе, и я ее, вот, попыталась рассмотреть и насладиться ее красотой. Удивительная такая вещь: ковшик и ложечка. 



Не годы – столетия пролежал в земле этот шедевр, и прекрасно сохранился. Серебряный ковш и ложка были переданы в музей в 2000-м году, а точнее, приобретены. В музеи Кремля ковшик и ложка поступили через закупочную комиссию. Необычные вещи в кремлевской коллекции: ведь примеров византийского искусства в кремлевских витринах практически не было до появления на первый взгляд вполне скромного набора. Но шарма добавляет как минимум возраст и мастерство исполнения. Ковшик и ложечка вполне могли пролежать под землей срок, способный смутить человеческий разум. В то время культ Диониса и раннехристианское учение с настойчивостью перетекали друг в друга. Что можно наблюдать на орнаменте ковша? Фигуры замерли в движении по кругу. Ритм поддерживается и сочетанием серебра с позолотой. Пан пляшет, размахивая посохом, молодой сатир в прыжке со свирелью, над головой сплетаются грозди винограда – лоза уже и христианский символ. Специалисты отмечают, что подобные предметы, близкие по форме и стилистике, находятся в Эрмитаже, в Лувре, в музее Пти-Пале в Париже, а также в Британском музее и в Швейцарии – в крупнейших собраниях. Работа мастера признается виртуозной: на ручке ковша – рельефное изображение Геракла и цапель, ложка тоже украшена; литая головка лебедя завершает образ. Интересна форма ложки: ее можно повесить на борт ковша. Таким образом, современным специалистам из прошлого пришла подсказка: эти вещи всегда существовали в комплекте. 



К.ЛАРИНА –Ну вот смотрите, здесь идут у нас ответы наших слушателей на вопрос – какое женское украшение было самым распространенным и демократичным в домонгольской Руси, т.е. до XIII века, как уточнила Ирина Яковлевна. Здесь у нас ответы какие? Головной обруч, бусы, кокошник, височные кольца… что еще? Серьги… это все неправильно. А давайте мы сориентируем наших слушателей, направим их в правильное русло, как-нибудь подскажем. Ирина Яковлевна, может попробуете? 

И.КАЧАЛОВА – Ну, вот те предметы, которые назывались – это, как правило, все-таки предметы, которые делались, там, из серебряных сплавов, это предметы достаточно дорогие. А вот это было их очень дешевого, широко распространенного материала. И я не знаю, была ли женщина или девочка, которая не носила бы вот этот предмет постоянно. 

К.ЛАРИНА – Так, давайте скажем материал хотя бы, и на этом ограничимся. Это будет нашей подсказкой. Из чего? Скажите! 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Ну давайте, да. 

К.ЛАРИНА – Конечно. Скажите! 

И.КАЧАЛОВА – Это стекло. 

К.ЛАРИНА – Все. Это стекло. Ищите. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Его на всю жизнь одевали, пока, скажем, не разобьется? 

И.КАЧАЛОВА – Пока не разобьется. 

К.БАСИЛАШВИЛИ –Понятно. 

К.ЛАРИНА – Ксюш, здесь очень много вопросов, уже какие сутки к нам идут, по поводу работы кремлевских музеев в праздничные дни и во время репетиций парадов. Мы должны на этот вопрос обязательно ответить, если не сейчас, то подготовиться, специально сделать какое-то заявление, да? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да… обязательно… Ксюша, это будет – я вчера специально уточняла в пресс-службе музеев Кремля. Но дело в том, что еще даже пока администрация музейная… 

К.ЛАРИНА – Не знают. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – …не знает, как они будут работать, все это станет известно уже ближе к делу, и на следующей неделе, я надеюсь, такая информация появится. 

К.ЛАРИНА – Ну, что же, мы делаем паузу на новости, потом продолжим нашу передачу «Кремлевские палаты». 



НОВОСТИ 



К.ЛАРИНА – И наше традиционное путешествие по кремлевским музеям вместе с Ксенией Басилашвили. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – С удовольствием беру вас за руки и провожу за кремлевские стены. И отмечаю, что активная подготовка к юбилею музеев Кремля ведется не только в выставочном деле, но и в деле издательском. Как стало известно нашей радиостанции из эксклюзивных источников в Кремле, в течение года в свет будет выпущено издание первых томов полного сводного каталога собраний музея. Уникальный проект, впервые представляющий комплексно богатейшие собрания будет безусловно полезен специалистам и интересен любителям истории и искусства; тексты сопровождают иллюстративные материалы. И уже совсем скоро, в июне, в книжных магазинах Москвы, России, и, конечно, в библиотеках появится научный каталог икон из Вознесенского монастыря московского Кремля. Ну, а сегодня большая делегация музеев Кремля, во главе с директором Еленой Гагариной вылетает в далекую Бразилию, где 26 апреля в городе Сан-Паоло откроется выставка экспонатов кремлевской коллекции. Выставка с шедеврами Оружейной палаты, Алмазного фонда и сокровищниц Кремля продлится 2 месяца в Музее бразильского искусства. Организаторы выставки подчеркивают, что для Бразилии это громадное событие, многие шедевры в этой стране впервые, в том числе пасхальные подарки фирмы Фаберже. 

К.ЛАРИНА – Ну, я хочу сказать, что наша радиостанция тоже представляет свой самый лучший экспонат на этой выставке в лице Ксении Басилашвили… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Я пока еще не экспонат! 

К.ЛАРИНА – Так что про Бразилию Ксюша нам отдельно расскажет, когда вернется, обязательно… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И оттуда тоже обязательно что-то… репортажи будут идти… 

К.ЛАРИНА – Да…да… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А 30 числа мы будем… бразильский карнавал устроим уже, на радиостанции… 

К.ЛАРИНА – В «Кремлевских палатах»… Да? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да. 

К.ЛАРИНА – Ну что ж, мы возвращаемся к нашей программе, еще раз представим участников сегодняшней передачи: Лариса Пешехонова, куратор выставки, и Ирина Качалова, заведующая отделом музеи-соборы. «Новые поступления в музеи Московского Кремля», так называется эта выставка, и давайте уже мы о ней уже все-таки поговорим, а то как-то мы занимаемся все больше ожерельями, да, наших женщин… Ну что, давайте про выставку немножечко расскажем, что это такое… Во-первых, она открыта уже, скажите, или открывается? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Выставка уже открыта, и она будет открыта до 10 августа 2005 года, это достаточно длительный срок, чтоб успеть ее посмотреть, она стоит того, безусловно. Она очень красивая. Сделан прекрасный дизайн нашим экспозиционером Еленой Тарасовой и Еленой Михайловой; у нее получился какой-то свой светлый образ, и для любого, пожалуй, посетителя там найдутся какие-то свои любимые вещи, а не только те, которые мы назвали с Ириной Яковлевной. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, я бы хотела отметить, что действительно это так, я для себя лично отметила табакерки и вот такую мелкую пластику – табакерки, какие-то маленькие стульчики, вот, то, что можно было поставить на стол, и дама могла украсить ими свой интерьер, вот этими вещами. Их там несколько разного времени – и XIX век, по-моему, и XVIII тоже, и начало XX века. Мне интересно, как эти вещи поступают в Кремль, вот в частности эти табакерки с эмалевой такой… с росписью по эмали. 

И.КАЧАЛОВА – Ну, вот, я… табакерки как раз уже такие, из более ранней коллекции, мы немножко взяли более ранних вещей, чтобы ввести новые вещи в контекст нашего собрания. Но эту выставку вообще… у нее такое довольно тяжелое название – да, мемориальность, древность, искусство исполнения – это те принципы комплектования, которые заложены еще в указе Александра I от 1806 года. А я бы назвала ее «Дамским счастьем». Потому что, вот, при входе сразу стоят эти роскошные платья, зонтики из кружева, из страусовых перьев, и, там, вообще Бог весть из чего. Так вот, обычно начинается с того, что кто-то предлагает закупить какую-то вещь в Кремль. Все-таки основная часть… 

К.ЛАРИНА – Это частные лица какие-то? 

И.КАЧАЛОВА – Частные лица. Иногда это бывают организации, иногда это бывает через салоны. И это самый сложный момент, потому что хранитель соответствующей, профильной коллекции смотрит эти вещи. Если считает возможным закупку, то вещи принимаются на временное хранение в музей, и в очень короткий срок нужно провести огромную работу. По, во-первых, проверке этих вещей на чистоту – они не должны быть украдены, они должны быть абсолютно… их происхождение должно быть чистым и ясным…значит, мы обращаемся… 

К.ЛАРИНА – Для этого нужно… Целый набор документов нужен? 

И.КАЧАЛОВА – Мы обращаемся в Министерство культуры, в Интерпол, в разные организации, это подтверждается. Во-вторых, хранитель должен сделать атрибуцию вещи и объяснить, почему эта вещь нужна нашей коллекции. Ну, вот, мы закупили эту огромную коллекцию парадных платьев, зонтов и прочих украшений, перчаток герцогини Лихтенбергской. Это была замечательная семья, которая на протяжении десятилетий ничего не выбрасывала. Это мечта музейщиков. Плюс еще фотографический альбом… 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Это семья династии рода Романовых. 

И.КАЧАЛОВА – Да, они входили в династию Романовых, причастны к ней… И еще альбом с кусочками тканей, которые они на протяжении 30 лет закупали, вот, для своей семьи. То есть, это… и в очень короткий срок, вот, Светлана Мелехина и Ирочка Пармузина подтвердили, что это действительно коллекция связана с герцогиней Лихтенбергской, с ее семьей, очень интересно вот это все сделали… после этого представляется все на фондо-закупочную комиссию, и решается вопрос о закупке. Решается вопрос о средствах. Надо сказать, что самые большие закупки – вот и серебряный ковшик, о котором говорила Ксения, и золотые кольца, – самые дорогие вещи мы покупаем через министерство культуры, которое прилагает все усилия для того, чтобы национальное достояние попало в музей. После этого уже вещи занимают место либо в экспозиции, либо в фондах, они работают на выставках, участвуют; и вторым путем являются… вторым путем поступления, вот, источником, являются тоже традиционные дары. Да. 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Ну, наши дарители, конечно, многочисленны – это и частные лица, и организации, и как здесь… 

К.ЛАРИНА – И Владимир Владимирович Путин? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – И как здесь было сказано… 

К.ЛАРИНА – Ну скажите, что он подарил! 

Л. ПЕШЕХОНОВА – …совершенно справедливо, это Владимир Владимирович Путин.

К.ЛАРИНА – Что подарил? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Значит, Владимир Владимирович Путин преподнес музею роскошный парадный гарнитур холодного оружия, который мастера Златоуста сделали к его 50-летию. И он стоит в довольно большой витрине, очень экспозиционно выразителен. И в ряду наших дарителей мне хотелось бы назвать нашего партнера, акционерную компанию «Алросо», благодаря поддержке которой этот проект был, в частности, реализован, и не только этот, но и еще другой в 2001 году, «Алмазы России»; эти наши замечательные художники современные, оружейники, медальеры, ювелиры – это антиквар и коллекционер Федор Шавырин, это дочь великого архидьякона Константина Васильевича Розова и многие другие; к сожалению, эфирное время не позволяет перечислить… им всем мы выражаем огромную благодарность… 

К.ЛАРИНА – Но подождите, вот все-таки поподробнее: вот вы сказали про замечательную коллекцию оружия, которую подарил вам президент России. Что бы вы еще отметили вот из таких вот даров? Потому что вы дарителей-то назвали, а вот дары бы еще назвали, которые они вам дарят… 

Л. ПЕШЕХОНОВА – А дары, дары следующие: ну, во-первых, группа медалей современных, которые я не буду по, так сказать, перечислять чисто по предметам конкретно – вот, это можно увидеть в нашей экспозиции – опять-таки, это вещи ювелирной работы XIX – начала XX века фирмы «Оловянишникова и сыновей»: это великолепная редкая панагель в стиле «модерн» и небольшое эмалированное пасхальное яйцо, и более крупное, такое, необычное по своей форме тоже пасхальное яйцо фирмы Хлебникова – это как раз подарки акционерной компании «Алроса». Ну и в ряду ювелирных украшений мы можем видеть тоже редкие довольно вещи, например, карандашик эмалированный очень такой красивой опаловой эмалью фирмы «Гау», который преподнес нам Федор Шавырин. В свое время эта фирма была очень известна, популярна, знаменита, но украшение его работа не сохранилось, и практически это единственная вещь, которая сейчас представлена в музеях – это вот этот небольшой карандашик в футляре. А потом, Ирина Яковлевна говорила о подлинности вещей, о сложности, как бы, определения подлинности предмета; и, вот, например, когда вещь приходит к нам в подлинном футляре, это, конечно, особой ценностью обладает. Ну, например, многие вещи – они не имеют клейм, платиновые вещи не клеймили, платина не входила в разряд драгоценных металлов, и если вещь пришла в своем родном футляре, то это, конечно, аргумент в пользу ее абсолютной аутентичности и подлинности. 

К.ЛАРИНА – Вот пока Лариса говорила, я тут листала этот самый каталог, который наши слушатели получат в подарок, и обнаружила здесь как раз таки ту самую коллекцию холодного оружия, презентационного оружия к 50-летию президента Путина, да? И увидела замечательный этот сервиз «тет-а-тет», о котором мы говорили в начале программы, это, конечно потрясающее совершенно, уникальное явление. Тут поднос-то на таких лапках, да? как будто это лапки… 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Конечно. Конечно. 

И.КАЧАЛОВА – Им никогда не пользовались. Он в идеальной сохранности… да… 

К.ЛАРИНА – Ничего не наливали туда? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Нет. 

И.КАЧАЛОВА – Он и был такой вот… был украшением. 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Репрезентативная вещь, вещь знаковая. 

К.ЛАРИНА – А что… а что такое… вот понятно – внутри позолота, да, внутри чашечки, это понятно, украшения позолоченные, а вот что за материал белый, это что, фарфор? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – А это бисквит так называемый, это неглазурованный фарфор. 

К.ЛАРИНА – Фарфор… 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Но внутри вещь имеет вот это покрытие глазурованное, ну, обратите внимание вот на этот сливочник, который хорошо виден на картинке… 

К.ЛАРИНА – Вот этот вот… 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Да, а позолота совершенно изумительной сохранности. Ну, и конечно, эта вещь просто украшала интерьер, это такой символ, это знак… 

К.ЛАРИНА – Мне нравится, что вот у этого сливочника… сливочник он называется, да? у него ручка в форме лебедя… да? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Это традиционные мотивы стиля модерн. 

К.ЛАРИНА – Так, опять все ушли… 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Есть еще несколько… есть еще несколько сюжетов на выставке, которые приоткрывают для нас ушедшую жизнь Москвы и характеры той эпохи. Ну, например, часы, которые принадлежали Федору Шаляпину, и вот сюжет с тем, как они попали в музеи московского Кремля. Тоже, по-моему, очень интересный… 

К.ЛАРИНА – Давайте сейчас… 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Действительно карманные шаляпинские… их тоже можно увидеть на экспозиции. 

К.ЛАРИНА – Давайте мы сейчас паузу сделаем, потом вернемся к часам, для того, чтобы определиться с победителями… Здесь огромное количество разных украшений перечисляют наши слушатели. Если бы сейчас вот с вашей помощью бы такую бы пробежку сделали по украшениям, это было бы очень интересно, уважаемые гости, Ирина Яковлевна и Лариса. Вот смотрите: височные кольца – что это такое? Давайте, мы объясним. 

И.КАЧАЛОВА – Височные кольца – это довольно крупное украшение, причем распространенное в домонгольской Руси, при этом каждое племя – вятичи, радимичи, поляне, вот, жившие там, где сейчас Киев, древляне – они имели височные кольца своей формы. Поэтому для археологов, которые, вот, находят эти вещи, становится совершенно ясно, кто жил вот на этой территории. 

К.ЛАРИНА – Это головной убор считается все-таки? Это же на голову надевается? 

И.КАЧАЛОВА – Они подвешивались на длинных цепях к головному убору, так же, как и колты, они не вдевались в уши, а вот они висели рядом с лицом. 

К.ЛАРИНА – А были ли какие-нибудь украшения на ноги, поскольку здесь наши слушатели пытались ответить так: «Стеклянный браслет на ногу». 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Как в Индии…Как в Индии. 

И.КАЧАЛОВА – Я не знаю таких. Были перстни стеклянные, у нас есть даже византийский стеклянный перстень, фрагмент, и западноевропейский из последних раскопок. Но вот самое роскошное украшение – это колт, это тоже такие очень тяжелые, они подвешивались, но это уже украшение боярское, вот какое-то такое, да… 

К.ЛАРИНА – Богатое… 

И.КАЧАЛОВА – А стеклянный браслет – это то, что носила каждая женщина, широкое производство их было и в Киеве, и в Смоленске, и в Новгороде, и в Полоцке; в Москве не было, Москва была маленькая в домонгольской Руси. И их очень много в раскопках, всегда битые; они бывают синие, зеленые, желтые, витые, цветные, многоцветные – то есть, это очень разнообразный материал… 

К.ЛАРИНА – Дальше поехали: то, что касается нательных крестов – вот насколько они вообще считаются… считались ли они украшениями? 

И.КАЧАЛОВА – Нательный крест – это не украшение, никогда в жизни нательный крест… дама, которая отправлялась на бал прикрепляла крест, видимо, к корсажу, к платью изнутри… 

К.ЛАРИНА – Т.е. его не было видно никогда… 

И.КАЧАЛОВА – Т.е. крест никогда не носили открытым. Иногда кресты бывают в погребениях христианских, но далеко не всегда. 

К.ЛАРИНА – Медальоны, мониста, ожерелья какие у нас в ту пору были? 

И.КАЧАЛОВА – Были бусы, тоже стеклянные были… 

К.ЛАРИНА – Стеклянные. 

И.КАЧАЛОВА – Были бусы каменные, широко распространен был янтарь, и в Москве было производство янтарное… 

К.ЛАРИНА – А вообще зеркальце в качестве принадлежности дамского туалета когда появилось на Руси? 

И.КАЧАЛОВА – На Руси… вообще были такие вот просто полированные бронзовые зеркала, они известны с глубокой древности… 

К.ЛАРИНА – Ну, это многофункциональная вещь… 

И.КАЧАЛОВА – Но вот, честно говоря, в русских раскопках я не помню зеркал, может быть, я просто плохо знаю материал. 

К.ЛАРИНА – Пуговицы еще здесь есть. 

И.КАЧАЛОВА – Ну, пуговицы были костяные и на дорогих одеждах… кстати, вот все платья, которые у нас парадные стоят, они все без пуговиц. Потому что пуговицы были драгоценные, и их срезали и перешивали на новую одежду; и из этой же коллекции происходит кокошник, тоже принадлежность, вот, парадного в русском стиле наряда. Это тоже суконный такой или бархатный кусочек ткани, потому что все украшения с него были срезаны и использованы как-то позже. 

К.ЛАРИНА – И еще один вид украшений, Ирина Яковлевна… вот, подвески, кулоны, медальоны, вот они в качестве украшений когда появились? Бусы – это бусы, это понятно, а вот именно вот кулоны? 

И.КАЧАЛОВА – Мониста были из монет тоже делались, но это было реже… находка, а вот кулоны и подвески и все я знаю, все-таки, по более позднему материалу, и они довольно широко представлены на этой выставке… 

К.ЛАРИНА – Может, Лариса добавит к украшениям к женским, что бы вы отметили? На выставке… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – На выставке? Там очень красивые есть вещи… 

Л. ПЕШЕХОНОВА – На выставке, да, есть чрезвычайно красивые, эффектные вещи, есть «трансформеры», которые, так сказать, из одного элемента украшения можно, так сказать, собрать крупное украшение, то есть вещи такой, достаточно сложной конструкции, очень эффектные, и из одного украшения можно сделать что-то такое, более сдержанное, такое, ну, для дневного варианта, и более что-то роскошное для вечернего. Есть украшения с редкими настоящими жемчужинами. Вот, одна из брошей в виде геральдической лилии – это как раз коллекция рубежа XIX – начала ХХ века, с очень красивым жемчугом. Есть серьги с крупными белыми жемчужинами, и тоже речь идет не о выращенном жемчуге, а о настоящем, натуральном, который чрезвычайно ценился. И… 

К.ЛАРИНА – Вот, броши, кулоны еще вот здесь вот у вас в каталоге, да? 

Л. ПЕШЕХОНОВА –Да, и броши… вот, как раз ту лилию, о которой мы с Вами говорили, и она имеется и в виду. 

К.ЛАРИНА – Это бриллианты здесь, камни? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Это камни здесь… 

К.ЛАРИНА – Да? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Да. Все бриллианты. Вот та брошь, которую Вы видите, в виде такой… в виде женского лица… 

К.ЛАРИНА – Женская головка, да? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – …там, с такой сложной витиеватой такой прической орнаментальной, это брошь в стиле модерн фирмы Фаберже, это как раз… произведения в стиле модерн у фирмы Фаберже встречаются не так часто – они отдавали предпочтение все-таки более таким, классическим стилям – и в этом смысле эта брошь, конечно, очень и очень интересна. Она является замечательным образцом стиля модерн вообще. 

К.ЛАРИНА – А вот те самые колты, о которых Вы говорили… 

И.КАЧАЛОВА – Да… 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Да, а вот те самые колты XII века, и рядом Вы видите ковш IV- начала V века. Конечно, подобного рода находки – это чрезвычайная редкость. Вот, например, аналогичный этому ковшу предмет пришел к нам – это кувшин, античный – пришел к нам в 1928 году. В верховьях реки Суджи производились раскопки, и в могиле одного князя варварских племен был найден клад, и вот один предмет можно сейчас видеть в экспозиции Оружейной палаты. Вы представляете, какой интервал времени? И вот только буквально недавно мы смогли закупить вот этот предмет. Ну, соответственно, и древнерусские колты XII века. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но мне кажется, что будет несправедливым не упомянуть, что на выставке, помимо таких драгоценных предметов представлены два предмета, которые, казалось бы, никакой такой ценности в себе не несут, и меня, например, крайне удивило, когда я в витрине увидала обрывки газет и банки – обычные, вот, банки, в которых мы, там, консервируем… 

И.КАЧАЛОВА – Да, я тоже хотела сказать об этом – это привлечет большое внимание… 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Это детективная история… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Что это такое? 

И.КАЧАЛОВА – Это клад золотых монет, 4,5 кг, который был найден во время строительства на Знаменке. И к большому… 

К.ЛАРИНА – Это в каком году? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – В 94-м. 

И.КАЧАЛОВА – В 94-м. 

К.ЛАРИНА – Так это совсем недавно! 

И.КАЧАЛОВА – Ну да, ну да… 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Т.е. совсем недавно, на Знаменке. 

И.КАЧАЛОВА – И самое главное, что нашедшие, вот, его рабочие, они как-то сразу… они были отец и сын – они ничего не сказали своим сотрудникам, потому что это могло бы разделиться, а вот прямо целиком побежали на Петровку. И, к счастью, Петровка вызвала нашего нумизмата Сергея Зверева. Поэтому все это дошло до нас, вот, неприкосновенно. 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Прямо в банках. 

И.КАЧАЛОВА – Завернутым в газету октября 42-го года. Т.е. это некто… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Во время войны человек прятал. 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Да, во время войны. 

И.КАЧАЛОВА – …какой-то спекулянт, который во время войны… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Почему спекулянт? 

И.КАЧАЛОВА – А кто еще во время войны собирал такое количество золотых монет от Николая I до Николая II… 

Л. ПЕШЕХОНОВА – 552 штуки. 

И.КАЧАЛОВА – И как предполагает, вот, Сергей Зверев – а он замечательный специалист – что там есть и советские монеты, потому что после революции Западная Европа не брала советскую… хотя рубль был конвертируемый, советский, первое время – их не брали. И тогда старыми чеканами чеканили царскую монету – советское правительство – и ей расплачивалось. И что вот там, возможно, есть такие, небрежно напечатанные монеты, которые, вот – в дальнейшем, видимо, Сергей будет этим еще заниматься – мы узнаем что-то еще интересное. И вот так… 

К.ЛАРИНА – Рабочим, рабочим дали денег-то? 

И.КАЧАЛОВА – Рабочие получили, да… 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Да, музей Кремля заплатил рабочим… 

И.КАЧАЛОВА – …свою четверть… 

Л. ПЕШЕХОНОВА – …приличную такую сумму, и они остались очень довольны. 

И.КАЧАЛОВА – Они получили больше, чем если бы это разошлось, пошло бы на черный рынок, был бы какой-то риск. А так, они вот… А мы, вот, выставили эти банки из-под кефира, эти обрывки газет – вот всю эту обстановку. Это, кстати, как говорит тот же самый Сергей, первый клад вот советского времени в Москве. 

К.ЛАРИНА – Итак, выставка, о которой мы говорим, называется «Новые поступления в музеи московского Кремля», и до какого она работает? До августа. 

Л. ПЕШЕХОНОВА – До 10 августа. 

К.ЛАРИНА – Можно приходить. Или тоже нужно на нее записываться, как у вас? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Нет, записываться не нужно. 

И.КАЧАЛОВА – На выставку можно купить билет… 

К.ЛАРИНА – Можно купить билет и пройти, да? 

И.КАЧАЛОВА – И пройти, да. 

К.ЛАРИНА – Здесь я хочу еще одно украшение, если можно так назвать, упомянуть, с помощью нашей слушательницы Веры Борисовны, она называет еще «флакон для духов». А вот эти вещи когда появились? 

И.КАЧАЛОВА – Ну, Вы знаете, я думаю, что как раз колты – это ведь сосудики, они же полые внутри… 

К.ЛАРИНА – Да что Вы! 

И.КАЧАЛОВА – Вот они могли для чего-то такого использоваться. 

К.ЛАРИНА – Для каких-то благовоний, да? 

И.КАЧАЛОВА – Да, а флакон для духов в качестве украшения – это… 

К.ЛАРИНА – Позже? 

И.КАЧАЛОВА – Как-то я не припоминаю, да. 

К.ЛАРИНА – Лариса, а Вы чего показывали, скажите? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Ирина Яковлевна сказала о колтах, ну, они состоят из двух… 

К.ЛАРИНА – Пластин? 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Да, из двух деталей. Они, собственно, разъемные. И когда их раскрываешь, вот туда вовнутрь кладется нечто – ну, какая-нибудь ткань, пропитанная благовониями, потом эти колты закрываются и вот этот фимиам благоуханный распространяется. Очень оригинальная, как бы, система, вообще. 

К.ЛАРИНА – Вот это прообраз нынешней парфюмерии, я так понимаю, да? Ну что, мы должны уже заканчивать нашу программу. Это «Кремлевские палаты», напомню еще раз, что сегодня у нас гостили Лариса Пешехонова и Ирина Качалова. Выставка «Новые поступления в музеи московского Кремля» открыта, ждет посетителей, до августа, в течение всего лета вы можете туда попасть. Спасибо вам огромное, всегда рада вас видеть! Спасибо! 

Л. ПЕШЕХОНОВА – Спасибо!

 
вверх