Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы"
проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты"
Оригинал находится
на странице
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили
Гость: Анжела Кудрявцева

 

Суббота, 18 Ноябрь 2006

К.ЛАРИНА – Добрый день еще раз! У микрофона Ксения Ларина, у другого микрофона Ксения БАСИЛАШВИЛИ. Ксюша, добрый день! 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Привет! 

К.ЛАРИНА – И сегодня у нас в «Кремлевских палатах» серебряные всадники Кремля, которых представит Анжела Кудрявцева, старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля. Здравствуйте, Анжела! 

А.КУДРЯВЦЕВА – Здравствуйте! 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И вы уже слышите их топот. 

К.ЛАРИНА – Цокот. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Цокот, серебристый цокот! 

К.ЛАРИНА – Да, да. Ну, объясните все-таки людям, что мы имеем в виду? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Мы имеем в виду замечательную барочную серебряную скульптуру, которая украшала интерьер. И не только радовала глаз, но была особым памятником, памятником эпохи и памятником, если так можно сказать, может быть, даже не столько памятником, но образцом, образцом для подражания. Потому что эти серебряные всадники, первоначально обезличенные, они, конечно же, восходили к тем великим, вот, добродетелям античного мира, к знаменитому, например, подвигу Курция, который спасает свой город, бросившись… всадник на коне бросается в разверстую пасть, и таким образом предотвращает извержение вулкана в Риме и спасает всех своих соотечественников. И память об этом, она отразилась в творчестве очень многих златокузнецов. Были чеканные блюда. Ну вот, в Музее Московского Кремля хранится всадник… благодаря плакетке знаменитого мастера Петера Флетнера, мы знаем, что этот образ, он восходит к образу Курция…

К.БАСИЛАШВИЛИ – Плакетка – это… 

А.КУДРЯВЦЕВА – Плакетка – это небольшое произведение, которое используют собиратели, коллекционеры. Это медные плакетки были, оловянные и, конечно, самыми драгоценными, особенно собираемыми, были серебряные плакетки, на которых выводилось некое авторское воплощение некой идеи. Сюда могли быть перенесены рисунки великих мастеров. Известны плакетки… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Т.е. переносили на серебро, на бронзу, на разные материалы? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Переносили на серебро, на бронзу, на разные материалы, да. Так, например, Питер Флетнер немало поработал с тем, чтобы перенести рисунки Альбрехта Дюрера. И таким образом они стали широко известны, доступны. Очень многие мастера использовали впоследствии плакетку, создавали более крупное произведение. Ну, и конечно, многие мастера-плакетисты, они работали не только в миниатюрной… с миниатюрной пластикой, они работали и как монументалисты. Например, такой знаменитый мастер, как Андреас Телот из Аугсбурга, он создавал огромные серебряные полотна. Для нас, к сожалению, это не характерно, нам не известно. Но весь мир знает, что в храмах и протестантских, и католических и по сей день огромные серебряные полотна, они представляют множество и современных мастеру событий, и, конечно, обращаются к Ветхому и Новому Завету. Образы, которые должны были рождать отклик в душе того, кто… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Давайте сначала… 

К.ЛАРИНА – Ну вот, подожди. Мы сориентировали народ, как бы, люди поняли, про что будем говорить. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну хорошо. 

К.ЛАРИНА – А теперь давай поступательно. Призы, подарки. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, сначала тогда вопрос, вопрос, который мы задаем. Такой, странный немного. Я бы на него не ответила, но если подумать… Вопрос: в старинных описях посольского приказа часто встречается такое название предмета как полкан. Так вот, что такое полкан? 

К.ЛАРИНА – Замечу, что какое-то потрясающее деревянное ожерелье у Ксении Басилашвили на груди, какое-то чудо. Что это такое, Ксюш? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Что это? 

К.ЛАРИНА – Скажи, пожалуйста. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Слушай, я не знаю, здесь есть попугаи… 

А.КУДРЯВЦЕВА – Анжела, скажите, красивое? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Спасибо большое! 

К.ЛАРИНА – Просто вот, притягивает внимание! 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Но это не из музея, конечно – чтобы не возникало вопросов. 

К.ЛАРИНА – Нет? (смеется) 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Потому что у нас звучало еще Эрмитаж здесь. Нет, это не из музея. Ну, в принципе, это дерево, а не серебро. 

К.ЛАРИНА – Очень красиво. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Вот, серебро, может быть, ценилось бы больше, если б ты увидела – более ценный материал. Дерево все-таки такой, разрушаемый. Нет? Почему серебро? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Ну, разрушаемый – наверное, поэтому и настолько… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Почему серебро выбирали эти мастера? Вот, и серебряный всадник… в чем значимость материала? Может, какой-то символ в этом есть? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Прежде всего, конечно, из-за драгоценности самого материала – Вы абсолютно правы. И серебряный кувшин… в основе своей наши серебряные всадники, они восходят к кувшинам, к рукомойным кувшинам, о которых мы говорили в прошлой программе и говорили о фонтанах, и вот, продолжая эту тему, как-то она развивалась, эта тема игры с вином, с водой, с какими-то необычными событиями связанная… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Мы там, помните, говорили о кувшине, который ходил по столу… 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да, совершенно верно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Когда в него наливали вино, там какой-то механизм начинал работать. 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да, да, работал механизм лопастей, и он перемещался самостоятельно. Наши всадники не перемещались, они в принципе, конечно, в большей степени оставались настольными украшениями. Но вот то, что, например, голова коня снимается или какие-то части служат, специально рассчитанные златокузнецом таким образом, что он, как например, навинченный хвост, он очень удобен для того, чтобы использовать его как ручку. И в пасти животного есть отверстия. Например, язык, он у некоторых львов-кувшинов, он подвижен, т.е. вы можете регулировать… 

К.ЛАРИНА – Это вообще, откуда эта культура пришла к нам? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Акваманины – это достаточно ранние появились, и с античности известны нам бронзовые, и приходят они из культовых каких-то… абсолютно ранние, археологически известные нам памятники. И оставались они культовыми произведениями, и впоследствии перешли вот в такое светское… получили светское такое звучание. Но серебряные всадники, на самом деле, это не редкость и не новость. И не только для барокко. Самый известный, наверное, на сегодняшний день серебряные всадник – это изображение Карла Великого, хранящееся в Лувре. Из серебра небольшая серебряная скульптура… 

К.ЛАРИНА – Это все-таки миниатюры, вот, по своим размерам? Да? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да, она миниатюрнее, нежели то, что делает барокко. Барокко выходит за 50 см, а здесь не более 25 см. Так они и делались ранее. Но вот, барокко позволило себе большие возможности. Рынок насыщен серебром, достаточно серебра, много. И конечно, пить из серебряного кубка – это всегда здоровее, нежели из какого-то другого кубка – да простят меня коллеги, занимающиеся деревом, но даже из дерева. 

К.ЛАРИНА – А Вы пили когда-нибудь из серебряного кубка, Анджела? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да, из стакана. Не из кубка, но из стакана. 

К.ЛАРИНА – Действительно особый вкус? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Знаете, я думаю, что… ну, вода, наверное, если она постоит, приобретает некий вкус. Вкус свежести – просто свежести. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну а вот эту серебряную ложечку в детстве клали в воду. 

К.ЛАРИНА – Да, да, да, да, да. 

А.КУДРЯВЦЕВА – Обязательно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Для того, чтобы как-то все плохое уходило. 

А.КУДРЯВЦЕВА – Вообще, серебряные ложки и, на самом деле, некие мелкие предметы, на которые мы сегодня, может быть, не обращаем внимания – они кажутся утилитарными – вплоть до сегодняшнего дня изготавливают их как памятники на рождение ребенка, вот такой, памятный предмет, да? Я сказала «памятники» - конечно, памятный предмет. Например, в лапландском искусстве. И среди шведских мастеров нередко и по сегодняшний день мастер берет свои инструменты и отправляется в Лапландию, получает там заказы, и изготавливает те ложки, которые сегодня существуют, скажем, там, в той форме, в традиционной, знаменитых шумящих предметов с маленькими колечками, которые издавали перезвон. Ну, мы знаем, перезвон серебра отгоняет всяких злых духов и т.д. Отсюда, как бы, и серебряный крест, очень много церковной утвари именно из серебра происходит. Чистый металл… 

К.ЛАРИНА – Простите, а почему все-таки не золото? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А то, все-таки есть символ. 

А.КУДРЯВЦЕВА – Золото… ну, во-первых, дороже, во-вторых, серебро более пластично. И, конечно, более распространено. И потом, серебро позволят с различными сплавами… оно, если можно так сказать, более… наверное, ну, на мой взгляд, может быть, потому что я занимаюсь серебром, мне кажется, оно с художественной точки зрения имеет гораздо более широкий спектр возможностей. Ну вот, вы видите перед собой золотую вещь, да, и рядом мы поставим некую серебряную вещь. И наверное, все-таки у мастера возникает больше каких-то красок технических в обработке серебре. Серебро патинирует по-особому. Например, в Музеях Московского Кремля есть такое замечательное блюдо Генриха Маннлиха с триумфальным поездом Иосифа Прекрасного библейского… библейский персонаж хорошо известный, особенно популярный для династии Романовых. Они очень часто обращались к этому образу. Вот это возвышение от советника до государственного деятеля, который решает проблемы не одного государства, а целого региона – она очень характерна была, и очень часто обращение… кстати сказать, в Грановитой палате история Иосифа Прекрасного, она замечательно изображена псковскими мастерами – настенная живопись. И вот это блюдо мастером настолько изумительно продумано, что разница в пробе серебра позволяет… ведь мы же не всегда можем позволить себе это блюдо – огромных, роскошных размеров, метр на 93 см, вот, оно овальное… и мастер, используя различную пробу серебра, он, как бы, понимает, как будет жить этот памятник в дальнейшем. Когда начинается патинирование, то начинает патинироваться, как будто специально под кистью художника вычленяются определенные детали и части самого сюжета. Вдруг вы начинаете обращать внимание, что, скажем, на борте этого блюда в шести таких клеймах, подобных фасоли, идут три образа порока и три образа добродетели. И вот, первоначально рамочки, окружающие эти фасолины, они начинают выделяться патиной. Затем в центральном изображении появляется более рельефно… 

К.ЛАРИНА – Т.е. это несколько планов, да? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Совершенно верно. 

К.ЛАРИНА – Анжела, простите, сейчас прервемся на новости… 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да. 

К.ЛАРИНА – Потом продолжим программу «Кремлевские палаты».

НОВОСТИ

К.ЛАРИНА – Мы продолжаем программу «Кремлевские палаты». Давайте вновь вернемся к нашим серебряным всадникам – на чем мы остановились? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Ну, мы остановились на том, что серебряные всадники – златокузнецы обращались к этому образу самого всадника нередко. Надо сказать, что вообще, фигура всадника – она некая фантастическая, если так можно сказать. Она мистическая, и она очень энергетически насыщенная. И поэтому, наверное, для искусства барокко, в котором было очень много театральности, это было очень близко. Мы не знаем наверняка, точно, что послужило конкретным каким-то образом. Они изготавливались и в ренессансной традиции были известны. Но тем не менее, наверное, все-таки некий такой политический момент, он был характерным для изготовления всадников, которые сегодня хранятся в Музеях Московского Кремля. И вот таким импульсом, возможно, стала Тридцатилетняя война в Европе – с 1618 по 1648 годы. И как раз в этот момент златокузнецы начинают изготавливать скульптурные и серебряные портреты монархов европейских. И пожалуй, самым известным, самой широко популярной такой фигурой этого времени был полководец, практически выигравший эту войну со стороны протестантского лагеря. Мы, надо сказать, Россия, как раз были союзниками, самыми, наверное, надежными и верными в данном случае – это шведский король Густав II Адольф. Его называли Северным Львом за неожиданные атаки, и очень мощная армия была собрана им. И практически во времена его правления Швеция увеличивается в целых шесть раз. И таким образом, образ этого короля запечатлевается очень многими мастерами-златокузнецами. И Даниэлем Лангом, и Давидом I Швестермюллером. Они восходят к известным портретам этого короля. Он и погибает как воин – на поле сражения при Люцене, в 1632 году. И вот эти серебряные кувшины, образы Северного Льва, они становятся памятниками. Надо сказать, что ему были не чужды рыцарские традиции, и наверное, поэтому в очень многих сокровищницах и по сегодняшний день находятся эти серебряные кувшины и настольные украшения, не имеющие какого-то утилитарного назначения – действительно, просто памятный некий серебряный предмет, скульптура, великолепно выполненная. Но самым близким для нас – это, конечно же, собрание в Музее Мореходства в городе Рига. И не случайно Рига одно время была шведской провинцией, но очень известной территорией. И златокузнечные мастерские там были широкоизвестны, мастера работали успешно. Конечно же, находятся в Швеции эти памятники, и в некоторых собраниях Германии. Всего их в мире сегодня сохранилось пять. Уникальным, пожалуй, является портрет современника Густава II Адольфа, который хранится только в Музеях Московского Кремля… 

К.ЛАРИНА – Портрет, вот, серебряный? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Портрет серебряный, да, скульптурный портрет английского короля Карла I Стюарта. И вот здесь, наверное, я вас удивлю. Вообще, в творчестве златокузнецов… от творчества златокузнецов ожидать можно было всего – они люди творческие, широко образованные и много путешествующие. Надо сказать, очень остроумные и иногда очень ироничные. И в творчестве Давида I Швестермюллера известны шесть скульптурных портретов разных монархов, но ни в одном из них он не снимает голову короля, если так можно сказать. Всегда в качестве кувшина… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Еще бы! 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да, да. …снимается голова лошади. И только, вот, в 1642 году он создает скульптурный портрет английского короля, ныне здравствующего, при котором снимается голова. Может быть, он принадлежал к противникам. 

К.ЛАРИНА – Это как чернильница в «Снежной королеве». Помните, голова так… 

А.КУДРЯВЦЕВА – Совершенно верно. Да, да, да, вот тот же образ. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Слушайте, голову долой – это же ужасно! 

А.КУДРЯВЦЕВА – Голову долой! Монарх! 

К.БАСИЛАШВИЛИ – И как, его самого не лишили головы? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Нет, он находился на другой территории, которая никаким образом не… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – А, ну тогда можно. 

А.КУДРЯВЦЕВА – …никаким образом не была… надо сказать, что покупает эту скульптуру для собственной сокровищницы королева Кристина, дочь Густава II Адольфа. Но самое ужасное происходит, что предсказание – а это действительно оказалось впоследствии предсказанием – оно исполнится, и в 1649 году король будет обезглавлен. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Какой кошмар… 

А.КУДРЯВЦЕВА – Таким образом, вот некое предсказание-пророчество, вот… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну, это же говорят, что то, что изображено в произведении искусства при жизни, может стать в дальнейшем пророчеством судьбы. 

А.КУДРЯВЦЕВА – Ну, в общем… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – В это верили, наверное, в то время? 

А.КУДРЯВЦЕВА – В общем, наверное… наверное, может быть, не будет как-то так настолько мрачно смотреть – все-таки… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Ну а почему? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Ну, на самом деле, конечно, это весьма необычная ситуация. К Вашему вопросу о том, как они возникли, да, как они появились? Есть тоже разные идеи… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Подождите, у меня еще вопрос про голову. А вот головы снимали и пили, как бы, из шеи или из головы? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Вы знаете, на самом деле, действительно они служили чарками… 

К.ЛАРИНА – Булгаковщина такая… 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Да, да. Т.е. голова – это становилось чаркой? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Голова, например, льва, голова кабана, она действительно делалась настолько удобной, чтобы вам было удобно взять ее в руки. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Подождите, и при каком дворе пили из головы короля Англии… 

А.КУДРЯВЦЕВА – Не пили, к счастью 

К.БАСИЛАШВИЛИ – …английского, нет? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Не пили, к счастью. Надеюсь, что не позволяли себе этого. Хотя, ну, мы не высказывали каких-то, судя по документам, мы не высказывали каких-то особых поддержек Карлу I Стюарту, но вот его казнь, она и в России была отмечен как некое из ряда вон выходящее событие, и, конечно, это… это затронуло сердца наших монархов. 

К.ЛАРИНА – 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Как возникли, да? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Как возникли, да. Но есть такая любопытная… любопытная гипотеза у нашего коллеги, господина Бамштерка, написавшего «Настольные украшения барокко», замечательный том. И мы читаем у него о том, что в XVI столетии для развлечения публики на столе устраивались замечательные действа, в которых, вот, как раз и участвовали серебряные скульптурные изображения рыцарей, воинов, монархов. Устраивались постфактум, после сражения, в центре горы, в центре стола устанавливался особый приз. Этим призом был торт, украшенный цукатами, фруктами. Назывался он «Король храбрости». И рыцари, участники сражения, буквально разыгрывали на этом столе… 

К.ЛАРИНА – Игрушечные? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Ну, 40-50 см, конечно. Для всей публики они рассказывали о своем подвиге. Конечно, множество было бахвальства в этом, безусловно… 

К.ЛАРИНА – А кто это озвучивал, это все? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Сами рыцари. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Сами рыцари с фигурами себя, как бы? Ну, с символическими, как бы. 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да, изображая… изображая действо. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Двигая вот эти вот фигуры. 

А.КУДРЯВЦЕВА – Двигая, передвигая их, да, рассказывая… ну, таким образом, было, конечно, собственное жюри – это были дамы, приглашенные на этот пир… 

К.ЛАРИНА – Т.е. такая, игра в солдатиков такая, да? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Наверное, наверное – это очень близко. В общем, все монархи, как мы знаем, играли в оловянных солдатиков. И Петр не случайно начинает играть, а потом построит российский флот. Игра очень важна в данном случае. Но здесь взрослые люди совершенно рассказывают о своих подвигах, потом впоследствии об этих подвигах слагаются баллады. И дамы решали, чей подвиг был действительно самым по рыцарски… не только отважным, но и по рыцарски очень чистым, если можно так сказать. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Здесь все-таки, интересно, важно было искусство красноречия или искусство боя, в первую очередь? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Наверное, красноречие все-таки. 

К.ЛАРИНА – Должен быть командир – помните, Чапаев? 

А.КУДРЯВЦЕВА – (смеется) Да, да, да. Впереди, на лихом коне. Всадник. Да, фигура всадника сопровождает нас с самого-самого, наверное, детства. От этих деревянных лошадок до последних, может быть, дней. И тогда эту гору храбрости рыцарь, признанный победителем, вручает даме своего сердца. В любом случае, это было красивым и очень приятным действом, безусловно. 

К.ЛАРИНА – А вот в начале Вы перечисляли несколько имен таких, авторов этих миниатюр всадников… 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да. 

К.ЛАРИНА – А есть ли русские мастера? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Ну, среди русских работ мне неизвестны на сегодня подобные создания серебряных монархов ли, или каких-то… 

К.ЛАРИНА – Т.е. это не прижилось все равно? Да, вот, у нас? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Нет, у нас скорее всего, просто… может быть, я чего-то не знаю. Но во всяком случае, не встречалась. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – У меня еще вопрос о мистике всадника. Откуда он идет, этот миф-всадник. У нас есть Медный всадник, который, там, кстати, Петр I босиком ноги в стремена вдел – тоже это что-то значит. 

А.КУДРЯВЦЕВА – На самом деле, конечно же, фигура всадника, она известна нам с древнейших времен. Мы знаем о том, что существуют и стоят по сегодняшний день каменные всадники и, конечно, терракотовые всадники. И далеко ходить не нужно – недавно в Историческом музее была выставка из Китая. Это фантастическое действо – огромная армия, да, многомиллионная. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Китайская. 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да, китайская. Да, и тоже фигура всадника там присутствует. Вот, наверное, особая энергетика. И все-таки, наверное, фигура полководца, решающего исход сражения. Ценящего жизни солдат и приводящего их к победе. Вот, все, что то, что аккумулируется вокруг этой фигуры, наверное, и рождает обращение. И не случайно… к этому образу. Не случайно портреты многих монархов в живописи мы с вами встречаем именно конные, да? И пожалуй, и по сегодняшний день мы знаем, да, перед Историческим музеем стоит памятник Жукову. 

К.ЛАРИНА – Тоже всадник. 

А.КУДРЯВЦЕВА – И это снова всадник. 

К.ЛАРИНА – Памятник всаднику. Да, да, да. 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да, у нас сопровождает всю нашу жизнь. 

К.ЛАРИНА – Мы должны вернуться к Полканам.

РОЗЫГРЫШ ПРИЗОВ (ОТВЕТ – ПОЛКОВОДЕЦ)

К.БАСИЛАШВИЛИ – Это какой век? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Мы говорим о середине XVII столетия. Дама, которая назвала кентавра – так действительно определялись они, но несколько более раньше, и к нашей теме о XVII веке, о серебряных всадниках – я надеялась, что мы достаточно подсказали. 

К.ЛАРИНА – Но так все-таки, вот, в этом Посольском приказе, да? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да. 

К.ЛАРИНА – Это что, это все-таки что было, упрощенное название или это действительно какой-то жаргон или термин – вот полкан? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да. Просто термин. Термин, который использовался для определения того, что не… ну, скажем, по традиции он воспринимался, определенный образ: полководец, который обязательно с жезлом в руке. Например, в Музеях Московского Кремля мы можем видеть работу Генриха Маннлиха, которым вторым названием, таким, более каким-то, может быть, даже, в некоторой степени фантазийным, является Александр Македонский на коне. Да. Или «полкан» написано. Да, и таким образом, великий полководец. 

К.ЛАРИНА – Т.е. таким образом обозначались эти фигурки полководцев? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да, да. 

К.ЛАРИНА – На коне. 

А.КУДРЯВЦЕВА – Обязательно с жезлом в руке. Потому что наши всадники, которые имеют меч или саблю в руке, они имели другое название. 

К.ЛАРИНА – Какое? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Просто-напросто воин на коне. 

К.ЛАРИНА – Воин на коне. 

А.КУДРЯВЦЕВА – Воин на коне. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Анжела, под конец нашего эфира мне очень хотелось, чтобы Вы рассказали о той уникальной выставке, которая сейчас готовится, и в 2008 году откроется. Наверняка, там буду всадники, полканы… 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да, конечно. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – …так называемые – они тоже прискачут к нам. 

А.КУДРЯВЦЕВА – Безусловно. Выставка будет и из Музеев Московского Кремля в городе Аугсбурге. Аугсбург для XVII столетия – это столица златокузнечного искусства, и для нас честь и особая гордость о том, что коллеги из художественных собраний Аугсбурга обратились к нам, как к крупнейшим держателям аугсбургского серебра, и мы представим в Метрополии вот то великолепие и привезем туда множество предметов, которые вообще, впервые покинут стены Московского Кремля. И мы, скажем так, 40 процентов этой выставки построили на работах златокузнецов, которые являлись патриархами этой столицы златокузнечного искусства. Патриархами, создателями целых златокузнечных династий. И надеемся, что таким образом порадуем наших коллег и всех посетителей, которые прибудут на выставку с марта по июль месяц в город Аугсбург, в собрание художественного… художественное собрание Аугсбурга. А в это же время в Музеях Московского Кремля будет проходить выставка из художественных собраний Аугсбурга. Это будет вот такой взаимный культурный обмен, и кремлевская сокровищница вновь примет в своих стенах самые необычные предметы. И в частности, конечно же, здесь будут и великолепные алтари работы Андреаса Телота. Я уже говорила сегодня об этом великом мастере и скульпторе. И конечно, необычные, самые необычные часы. И мы хотим обязательно привезти сюда то, чем славится Аугсбург в XVIII столетии, и то, что не представлено в собраниях, в художественных собраниях в России, т.е. не представлено широко и с таким широким спектром, как дорожные сервизы, парадные сервизы, то, что связано с эмалью по серебру, по золоту, в сервизном мастерстве. 

К.ЛАРИНА – Когда откроется? 

А.КУДРЯВЦЕВА – Точно так же – с марта по июнь, т.е. одновременно сроки будут происходить. Мы гостим в Аугсбурге, Аугсбург гостит у нас. 

К.БАСИЛАШВИЛИ – Через год еще. 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да, через год. 

К.ЛАРИНА – Ну, я думаю, что мы об этом будет тоже… подробнее поговорим, если доживем. Что называется, потому что не знаешь, что завтра произойдет. 

А.КУДРЯВЦЕВА – Да. 

К.ЛАРИНА – Значит, мы на этом заканчиваем нашу сегодняшнюю программу. У нас в гостях Анжела Кудрявцева, старший научный сотрудник Музеев Московского Кремля. И завершаем мы традиционно передачу «шедеврами» от Ксении Басилашвили. Сегодня у нас такой, жирненький шедевр. Что там у нас такое? 

К.БАСИЛАШВИЛИ – (смеется) Там такой большой красивый всадник.

Имя автора этой изящной вещи само по себе вызывает какие-то романтические ассоциации. Прогулки по вечернему, празднично иллюминированному городу, в классическом саду под тяжелыми темно-зелеными кронами, а вдали успокаивающе слышны звуки вальса. Его звали Лоуренс I Биллер из Аугсбурга. Звучит по-королевски, но он не король. Он мастер, художник, ювелир. Именно Лоуренс I изготовил рукомойный гарнитур в память о венском триумфе объединенных армий Европы в борьбе против Турции. Не было еще ни фото, ни телевидения, а память о событиях важных хотелось сохранить. И такими хроникальными лентами становились произведения искусства. При том, декоративно-прикладного и вполне утилитарного – а почему бы нет? Есть, пить, умывать руки и одновременно думать, глядя на предмет, о времени, моменте в истории, которому он посвящен. Известно не только имя автора, но и точное число, когда гарнитур был представлен при царском дворе в России, и кто при этом присутствовал. 16 мая 1684 год. Где – в Грановитой палате совсем юным царям, родным братьям Ивану и Петру Алексеевичам. Доставили вещь в числе других даров с посольством Австрии. Восстановить в деталях тот майский день помогает дневник одного из послов. Он пишет о восторженной реакции юных правителей, с которой они слушали о подвиге героя Польши Яна Собесского, который выиграл битву. Между прочим, не без участия трех смоленских полков. Изображение на блюде пересказывает эпизод поражения турецкой армии. Штандарты повержены, и враг коленопреклоняется австрийскому трону. Парой к рукомойному блюду служит настольное украшение – это серебряный всадник верхом на вздыбленной лошади. Долгое время всадник был анонимным – вот она, загадка вещи. Казалось бы, портретное сходство с Яном Собесским очевидно. И наверняка, дарители на это обстоятельство указывали – посольство-то было по случаю триумфа с участия героя-поляка. Но очевидное стало таковым только в наши дни, а несколько столетий всадник считался обычным воином. И всего лишь благодаря ошибке чиновника, дьяка посольского приказа, который имя героя под всадником не записал. Возможно, забыл, не расслышал, был занят. И только в 1998 году благородное имя было восстановлено исследователями, готовившими выставку в Варшаве. Так что через века серебряный всадник Кремля открыл свое имя.

 
вверх