Музеи Московского Кремля совместно c "Эхо Москвы" проводят каждую неделю программу "Кремлёвские палаты" |
|
Оригинал находится на странице |
Ведущие: Ксения Ларина, Ксения Басилашвили Гость: Ольга Мельникова |
Суббота, 13 Ноября 2004
К.ЛАРИНА: Еще раз здравствуйте! Действительно программа «Кремлевские палаты». Я приветствую в студии Ксению Басилашвили. Ксюша, добрый день!
К.БАСИЛАШВИЛИ: Добрый день!
К.ЛАРИНА: Сегодня тема нашей передачи очень красивая – «Царский выезд». И наша гостья Ольга Мельникова – старший научный сотрудник, хранитель Фонда конюшенной казны Оружейной палаты. Здравствуйте, уважаемая Ольга!
О.МЕЛЬНИКОВА: Здравствуйте!
К.ЛАРИНА: Ну, для начала мы должны рассказать, что мы сегодня дарим нашим слушателям, да, Ксюша?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. Наши слушатели получат разнообразные призы и подарки. Это путеводители по соборам и храмам музеев Кремля и также путеводители по стенам и башням музеев Кремля. Эти призы нам любезно предоставил музей-заповедник Московский Кремль совместно с издательством «Арт-курьер», за что им большое спасибо. А кроме того в качестве главного, такого интригующего подарка …
К.ЛАРИНА: С отдельным вопросом.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, с отдельным вопросом. Мы разыграем книгу Татьяны Дмитриевны Пановой, которая была у нас в эфире. Книга называется «Клады Кремля».
К.ЛАРИНА: То, что уже нашли.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, то, что уже нашли. Кое-что можно увидеть в экспозициях, что-то так и осталось в Фондах. Здесь подробный рассказ, подробные истории, как это все искали, кто прятал. Почти детективный случай.
К.ЛАРИНА: Ну, эту книжку мы уже разыграем во второй части программы, зададим вам вопрос, на который вы ответите по телефону. А сейчас, наверное, для тех, кто будет отправлять свои ответы на пейджер, уже можно вопрос предложить. Да, Ксюш?!
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. Вопрос для тех, кто хочет получить путеводитель и совершить такие экскурсии по Кремлю самостоятельно или с помощью вот этой книжки. Итак, кто виноват в том, что вожжа под хвост попала?
К.ЛАРИНА: Хороший вопрос для программы «Говорим по-русски», да?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, в общем, да.
К.ЛАРИНА: Есть однозначный ответ? Или можно предложить там варианты?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Есть однозначный ответ. Но можно предложить один синоним, но мы его тоже примем.
К.ЛАРИНА: Вопрос, связанный с лошадьми, наверное?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, вопрос, конечно, связан с лошадьми и с некоторым представлением того, как раньше совершали выезд тот самый. Ну, возможно, какое-то представление сложится во время нашей программы. Но мы будем ответ держать в тайне.
К.ЛАРИНА: Ольга, не проговоритесь во время интервью, чтобы не ответили раньше времени на этот вопрос сами. Пусть наши слушатели думают, кто же виноват в том, что вожжа под хвост попала. Пожалуйста, 974-2222, для абонента «Эхо Москвы», присылайте ваши ответы. Ну, и перед тем, как начать наш разговор о царских выездах, я все-таки еще один наш традиционный вопрос задам Ольге. Ваш любимый экспонат в вашем ведомстве. Есть? Сейчас, конечно же, вы скажите, что все экспонаты любимые, но все равно есть кое-что.
О.МЕЛЬНИКОВА: Это, конечно, так и есть. Но вот я закрываю глаза и представляю, что вхожу в Оружейной палате в зал конюшенной казны. И, конечно же, первым делом я иду к седлу царя Михаила Федоровича, к золотому седлу. Если можно было бы еще ярче его осветить, не только сверху, но и сбоку, и смотреть на него вблизи, совсем прижавшись носом к стеклу, мы бы увидели, какое это прекрасное произведение искусства. Оно оббито прекрасной итальянской тканью, петельчатым аксанитом, где шелковые алые нити переплетаются с золотой нитью.
К.ЛАРИНА: Поэтому золотое называется, да?
О.МЕЛЬНИКОВА: Не только поэтому. Оно оправлено золотом. И золотую оправу для него делала целая группа кремлевских ювелиров. Они украсили оправу отдельными изумрудами и алмазами и расписали цветными эмалями. А золотую цепь царь сам выдал для украшения седла из государевой шкатулы, т.е. из своих личных драгоценностей.
К.ЛАРИНА: Это седло, наверное, предназначено для парадных выездов?
О.МЕЛЬНИКОВА: Да, конечно. И изготовлению этих вещей придавалось огромное значение. И огромное ведомство в Кремле, конюшенный приказ, занималось организацией выездов, изготовлением и хранением конских уборов и всем конским хозяйством.
К.ЛАРИНА: Ну, подробный рассказ об этом позже. А сейчас шедевр, который выбрала Ксения.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, поскольку ты все время хочешь услышать о том, чем же занимались маленькие жители Кремля, и как организовывалась их жизнь в этом официальном учреждении, я, с помощью нашей гостьи, Ольги Борисовны, обратила внимание на маленькое-маленькое седло.
К.ЛАРИНА: Детское.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. Оно хранится в фондах, я его не видела, мне о нем рассказали. Но я попыталась его представить. Итак, это рассказ о детском седле, которое принадлежало 13-летнему Алексею Михайловичу, будущему царю.
До вступления на престол остается 3 года. А пока будущий царь Алексей Михайлович пребывает в беззаботном состоянии маленького царевича. Ему делают подарки, длится детство. Ему всего 13 лет. И хотя страной он только учится управлять, многие необходимые для взрослого царя функции знает уже в этом возрасте. Прямая выправка и навыки держать себя в седле при всем честном народе воспитываются с детства раннего. Правда, царевичу еще опасались давать коня большого – мог он сбросить ребенка. И в конюшне специально держали маленького карликового скакуна: для маленького наездника – маленькая лошадка. Размеры коня царевича выяснили по слишком компактному седлу – такое возможно было натянуть только на спину уж очень не большой лошадки. Седло было выполнено в 1642 году, сохранилось до нашего времени и находится в Фондах Оружейной палаты Кремля. Царевич седлом активно пользовался и выезжал на нем – бархат сидения довольно сильно протерся. Хоть седло и детское, хозяина его ни с кем не спутаешь – на этом конном обмундировании даже простые детали выполнены с большой выдумкой. Гвоздики, которыми прибили ткань, украшены шляпками в виде игрушечных цветочков. Красноречивее всего говорит о принадлежности этой вещи будущему правителю русский герб в окружении льва и единорога – так отмечали только царскую власть.
К.ЛАРИНА: Ну, что, возвращаемся мы к царским выездам. Во-первых, куда выезжали? Или все это в пределах Кремля происходило?
О.МЕЛЬНИКОВА: Выезжали как раз за пределы Кремля. Именно поэтому такое важное значение предавалось сокровищах конюшенной казны. Царских лошадей в драгоценных уборах видели все поданные, все жители, от мала до велика, сбегались посмотреть на эти зрелища. У каждого царского похода или объезда были названия. Названия по тем местам, куда он отправлялся. И, глядя на карту современной разросшейся Москвы, мы убеждаемся, что практически царь путешествовал по Москве нынешней. Чаще всего это были богомольные походы и объезды: монастыри, например, Новоспасский монастырь, ну, самый центр Москвы; Николо-Угрешский монастырь. Ну, и самые дальние из богомольных традиционных походов – Троице-Сергиев монастырь. Этот поход обставлялся с особой торжественностью и пышностью. Были походы в загородные дворцы. Летом, со всем семейством царь выезжал на Воробьевы горы, например, в село Дворцовое Воробьево. Или в Коломенское, Преображенское, Измайлово, - все это были места царских походов, забав, летнего отдыха, охоты и т.д.
К.ЛАРИНА: А большие кортежи по численности? Сколько там лошадей, людей?
О.МЕЛЬНИКОВА: Да, это было очень важное дело – наглядно показать всем подданным, насколько богато и могущественно государство. И специально ведомство в Кремле – разрядный приказ – занимался составлением списков, кто, как и когда должен царя сопровождать.
К.ЛАРИНА: Это служба протокола по нынешнему времени.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Ты понимаешь, откуда идут традиции?! Традиции, в общем-то, оттуда, что выезд должен быть шикарен.
О.МЕЛЬНИКОВА: Первыми из ворот Кремля выходили стройные ряды войск…
К.ЛАРИНА: Пешие?
О.МЕЛЬНИКОВА: И пешие, и конные. Затем дворяне, стольники, царская свита, которая сопровождала царя во всех походах. Это было несколько десятков человек, которые менялись по несколько месяцев: стольники и дворяне зимние и летние.
К.ЛАРИНА: А женщины были среди этих приближенных?
О.МЕЛЬНИКОВА: Нет, царский поезд – это исключительно мужчины. Проходила длинная процессия: сначала войска, потом множество служителей, дворяне, бояре, стольники.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Откуда выходили? Из каких ворот?
О.МЕЛЬНИКОВА: В основном, из Спасских ворот Кремля в торжественных случаях. Затем…
К.ЛАРИНА: А дети? Про детское седло Ксюша рассказывала. Дети принимали участие в этих походах?
О.МЕЛЬНИКОВА: Затем вели царских выводных лошадей. Царь ехал сам верхом на лошади или в карете. Следом за ним тянулся очень длинный обоз. Так как это был поход, везли множество дорожных принадлежностей, масса всех кремлевских служителей.
К.ЛАРИНА: А повара?
О.МЕЛЬНИКОВА: И повара, конечно, которые обслуживали всю жизнь царя в походе. Царица, маленькие царевны и царевичи ехали отдельно. Через некоторое время, когда уже царский поезд проехал, появлялся поезд царицы со своими телохранителями и множеством женщин, которые служили во дворце: постельницы, мастерицы кремлевские.
К.ЛАРИНА: Они в седле сидели?
О.МЕЛЬНИКОВА: Знаете, в это трудно поверить, но сохранились записки иностранных путешественников, которые с изумлением описывали дам в шляпах с лентами, которые сидели в седлах по-мужски.
К.ЛАРИНА: По-мужски?
О.МЕЛЬНИКОВА: Да. Это были мастерицы царицы. И мне не хотелось верить этим словам, потому что мало ли, что там написали иностранные путешественники, может, приврали. Но и в архивных документах я нашла материалы о том, что выдать седла под верх, т.е. для верховой езды, и выдавали из конюшенного приказа для постельниц, мастериц и всей свиты царицы.
К.ЛАРИНА: А не помните, Ольга Борисовна, когда появились специальные костюмы для верховой езды в России? Я имею в виду, конечно, женщин, прежде всего. Потому что, как я понимаю, о чем вы рассказываете, это было в платьях.
О.МЕЛЬНИКОВА: Да. Трудно нам это себе вообразить, потому что ни костюмов этих не сохранилось, ни даже их изображений, ни документов о них. Даже когда читаешь документы о царском платье, о платье царя, которое выдавалось ему, и в котором шли за ним в поход. Там целые списки предметов повторялись примерно. Там не описывается покрой этих одежд, там только названия: кафтаны, фирезии, шапки, рукавицы и их какой ткани они сшиты.
К.ЛАРИНА: Ну, а что касается возможных стихийных бедствий в виде дождей и сквозняков. Вот здесь были какие-то специальные приспособления, где укрывались во время похода?
О.МЕЛЬНИКОВА: В карету прятались. И встречала я документы о том, как мастера конюшенного приказа по царскому указу царя Алексея Михайловича шили специальные покрывала для защиты царских лошадей на время дождя.
К.ЛАРИНА: Такие попоны, да?
О.МЕЛЬНИКОВА: Да-да.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Накидки такие. Не будем их называть, потому что у нас именно с этим связан вопрос как раз следующий. Вот. Я даже знаю, что касается платьев таких специальных выездных, наверное, действительно, как вы сказали, не сохранилось ни документов, ни описаний, зато сохранилось обмундирование, ну, я так его называю, лошадиное. Конечно, это поразительно, потому что что-то давно уже ушло и, в общем, там совсем не нужно нам на лошади. Я так понимаю, что лошадь производила впечатление на простых людей не меньше, чем царь. Царская лошадь, она уже несла такой статус высокий в своем образе.
К.ЛАРИНА: А чем поражала воображение?
О.МЕЛЬНИКОВА: Поражали и сами лошади. Породистые, красивые.
К.ЛАРИНА: Я про лошадей хотела отдельно поговорить. Это вопрос наверняка подробнее мы сможем обсудить, у нас будет время в следующей части. А вот именно про убранство.
О.МЕЛЬНИКОВА: И лошадиная сбруя, и все украшения. Кони во время царского выезда, когда этого требовал церемониал, были в большом наряде. Это означало, что на них были седла, оббитые дорогой тканью и окованные серебром или золотом с драгоценными камнями; что узды у них были оправные, т.е. унизанные металлическими, золотыми или серебряными, пластинами с самоцветами, рубинами, изумрудами и бирюзой.
К.ЛАРИНА: А стремена?
О.МЕЛЬНИКОВА: Стремена на царских лошадях были и из стали, и из железа. Но часто их оковывали с внешней стороны серебром или золотом, тоже украшали драгоценностями. «Царские лошади сияли, затмевая блеск утреннего солнца», - как писал один иностранный путешественник, увидевший эту процессию. А украшения лошадей просто и рассчитаны были на то, чтобы поразить и изумить зрителя. Таковые источники о России 17 века, что самые непосредственные и восторженные отзывы оставили иностранцы, которые были в России. Больше всего их поражали из конских украшений серебряные гремячие цепи, которые спускались на бока лошади, гремели, звенели. Эта цепь так была искусно свита, что кажется, будто это какие-то серебряные ленты.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Это как ткань, абсолютно. Я вот подошла, посмотрела в витрину, я думала, что это висит ткань, так красиво задрапированная. Оказалось, кованое серебро.
О.МЕЛЬНИКОВА: Но громкий металлический шум и звон, который сопровождал процессию, убеждал всех, что это не шелковые ткани, это настоящие царские церемониальные гремячие цепи.
К.ЛАРИНА: Напомним, что в гостях у нас сегодня Ольга Мельникова – старший научный сотрудник музеев Кремля, хранитель Фонда конюшенной казны Оружейной палаты. Мы продолжим наше путешествие вместе с царскими выездами, примем участие в царских походах чуть позже. После новостей мы разыграем следующую книгу, я объявлю наших победителей, которые правильно ответили на наш вопрос по пейджеру. И продолжим наш разговор в студии «Эха Москвы».
НОВОСТИ, РЕКЛАМА.
К.ЛАРИНА: Я напомню, что в гостях у нас сегодня Ольга Мельникова – старший научный сотрудник музеев Кремля, хранитель Фонда конюшенной казны Оружейной палаты. Мы спрашивали у вас, уважаемые друзья, кто виноват в том, что вожжа под хвост попала. Или, как писал Григорий Горин в пьесе «Обыкновенное чудо»: «Шлея под мантию попала».
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да.
К.ЛАРИНА: Правильный ответ: кучер. Очень простой ответ. И, может быть, Ольга нам объяснит, каким образом это происходило. В чем его вина состояла? В том, что неправильно управлял?
О.МЕЛЬНИКОВА: В том, что плохо правил лошадью. Загвоздка этого вопроса в том, что вожжи и шлеи были только у кучера и у лошади, которая везла за собой повозку. Но таких предметов сбруи у всадника, наездника не было. У всадника были поводья, и не было, конечно, никакой шлеи.
К.ЛАРИНА: Угу. Наши слушатели, которые выигрывают путеводители по музеям Кремля: Тамара, телефон 423, Ирина -132, Елена – 162, а также Ирина из Санкт-Петербурга, 117, и Сергей из Нижнего Новгорода, телефон 17. Теперь вы должны задать следующий вопрос для того, чтобы вы выиграли эксклюзивный приз. Но уже по тел: 203-1922. Ксюша, давай этот вопрос зададим.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Вопрос. Победитель, ответивший на него, получит книгу о кладах Кремля. Вот как звучит наш вопрос: как назывались старинные покрывала, которые клали на седло. И чтобы немножко облегчить вам ответ, я перечислю вам варианты: чепрак, плат, намет, чалдар.
К.ЛАРИНА: Выбирайте. Тел: 203-1922. И буквально через пару минут, после того, как Ксюша представит нам основные события за Кремлевской стеной, мы примем телефонный звонок.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Дорогие друзья, используйте редкий шанс и, кто не успел, посетите все-таки выставку «Сокровища Французской короны» в Кремле, потому что именно сегодня последний день работы этой выставки и последняя возможность увидеть шедевры из знаменитой коллекции резных сосудов Людовика XIV. Выставка пока еще работает в Успенской звоннице Кремля. До 17 часов она открыта на вход. Стоимость билетов 50 рублей, и 30 - для пенсионеров и школьников. А тем, кто хочет просто прогуляться про территории Кремля, необходимо теперь приобретать аудиогид за 220 рублей. НО я думаю, что дешевле просто будет заказать экскурсию заранее. Например, по телефону: 203-03-49. Тогда это обойдется уже в 70 рублей для взрослых и совершенно бесплатно для школьников, студентов, пенсионеров. Подробная информация об экскурсиях, лекциях, выставках, а также расписание наших эфиров про музеи Кремля вы найдете на сайте музея в Интернете. Так что не забывайте заглядывать по адресу: www.kreml.ru. Концерты классической музыки состоятся в кремлевских музеях через неделю. В субботу, 20 ноября, в Оружейной палате выступят степендианты фонда Владимира Спивакова. А 22 ноября в Патриаршем дворце слушайте русские духовные песнопения в исполнении вокального мужского ансамбля «Благовест».
К.ЛАРИНА: Ольга Борисовна, может быть, что-нибудь добавите, что касается вашего ведомства, у вас там есть отдельные экскурсии?
О.МЕЛЬНИКОВА: По Оружейной?
К.ЛАРИНА: Именно то, что связано с конюшнями, с царскими выездами, то, о чем мы сегодня говорим. Есть ли отдельные экскурсии на эту тему?
О.МЕЛЬНИКОВА: Нет, к сожалению, таких экскурсий нет. Но оба зала, где размешается конюшенная казна, седельная, санная и экипажи, входят в экскурсию по Оружейной палате.
К.ЛАРИНА: Угу.
О.МЕЛЬНИКОВА: Это два зала Оружейной палаты.
К.ЛАРИНА: Ну, что же, спасибо. Теперь мы должны правильный ответ принять. Мы спрашивали вас, как назывались старинные покрывала, которые клали на седло: чепрак, намет, чалдар или плат. 203-1922 – телефон прямого эфира. Я надеюсь, что мы сейчас прямо сразу и угадаем, и победитель получит уникальную книжку про кремлевские клады. Алло, здравствуйте! Пожалуйста.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Я думаю, что это плат.
К.ЛАРИНА: Нет, не угадали, не попали. Пожалуйста, еще:203-1922. Алло, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте! Это чепрак?
К.ЛАРИНА: Нет, тоже не попали. Да-а-а… Вопрос сложным оказался. Еще разочек: 203-1922. Пожалуйста. Алло, здравствуйте!
СЛУШАТЕЛЬ: Алло, здравствуйте! Я знаю, что это намет, я посмотрела в словаре Даля.
К.ЛАРИНА: Совершенно правильно. Как зовут вас?
СЛУШАТЕЛЬ: Анна.
К.ЛАРИНА: Анна, спасибо вам. Вы у нас победитель, получаете книгу про кремлевские клады, оставьте нам, пожалуйста, свой телефон. И, наверное, стоит спросить Ольгу Борисовну: все остальное: чепрак, плат, чалдар, - это все какие-нибудь выдуманные слова? Или, на самом деле, реальные какие-то вещи? Что это такое?
О.МЕЛЬНИКОВА: Это реальные вещи. И мне очень приятно, что слушательница не методом исключения к этому правильному ответу, а посмотрела в словарь Даля. Но, к сожалению, даже в словаре Даля нельзя найти объяснения предметов конского снаряжения, которые были в конюшенной казне до Петровского времени. Я перечислила совершенно реальные виды конских покрывал, которые посетитель Оружейной палаты сможет узнать в зале. Прямоугольный плат стелился под полевое седло, арчак с пуховой подушкой. Чепрак тоже клался под седло, закрывая круп коня. Чалдар закрывал бока, спину и грудь. Ну, а намет - единственное покрывало, которое и выкраивалось так, что имело форму седла, его можно было надеть на седло. Это была очень нарядная попона, которую набрасывали на коня в ожидании похода или во время него.
К.ЛАРИНА: Ну, что ж. У нас есть возможность ответить на ваши вопросы, друзья, поскольку пейджер свободен от ваших ответов. Теперь он для ваших вопросов предназначен. 974-2222, для абонента «Эхо Москвы». Все о царских лошадях, все о конюшнях, все о конском снаряжении и, конечно же, об одежде человеческой. Пожалуйста, присылайте вопросы нашей гостье. Про лошадей мы хотели бы, чтобы у нас было побольше времени. Ольга Борисовна, вот откуда лошади были: специальные конюшни? Что за виды лошадей? Они специально выращивались? Вот об этом расскажите.
О.МЕЛЬНИКОВА: Конечно, в Кремле действительно были, прямо на том месте, где сейчас находится музей Оружейной палаты, было вот это огромное дворцовое ведомство Конюшенный приказ, в котором в царствование Алексея Михайловича было до 700 служителей. Эта цифра огромная, если сравнить с другими приказами, где были по 100-150 служащих. И это было неудивительно, потому что конское хозяйство было огромным. И прямо в Кремле была конюшня Санникова, где находились скаковые лошади и лошади упряжные для использования их в повозках, в санях. И за пределами Кремля, конечно, были и конюшни, и колымажные дворы, и луга, где пасли царских лошадей. И, конечно, приказу принадлежали большие государственные территории.
К.ЛАРИНА: А породы?
О.МЕЛЬНИКОВА: Самые лучшие породы лошадей, которые были достойны нести царя и его приближенных, или послов, например, для въезда на аудиенцию. Это были агамаки. И конюшня так и называлась – агамачья. Агамак – это было собирательное название для коней московских пород.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Арабские скакуны, так я понимаю?
О.МЕЛЬНИКОВА: Не обязательно арабские скакуны, хотя были и арабские. Привозили агамаков и из Турции, и из Персии. Это были восточные, сухие, небольшие, стройные, красивые лошади.
К.ЛАРИНА: А цвет имел значение, окрас?
К.БАСИЛАШВИЛИ: В яблоках, например?
О.МЕЛЬНИКОВА: Ну, вот паровые лошади были только на время траурной процессии. А так гнедые, серые, в яблоках, белые лошади были.
К.ЛАРИНА: А красили лошадей?
О.МЕЛЬНИКОВА: Красили. Бывало, что и красили.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А в какие цвета?
К.ЛАРИНА: Российского флага.
О.МЕЛЬНИКОВА: Ну, к сожалению, снова приходится не очень надежным источникам доверять, иностранным путешественникам.
К.ЛАРИНА: Шпионам.
О.МЕЛЬНИКОВА: Может, он не взаправду сказал. Но однажды я встретила польского путешественника.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Поляк мог.
О.МЕЛЬНИКОВА: Что лошади были белые, а гривы и хвосты их были покрашены в ярко-красный цвет.
К.ЛАРИНА: Ты хотела что-то, Ксюша, я все время тебя перебиваю.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да. У меня просто был вопрос, связанный с простой жизнью. А жизнь в городе и стране замирала, когда царский поезд выезжал из Кремля?
К.ЛАРИНА: Перекрывали дороги?
К.БАСИЛАШВИЛИ: Да, перекрывали ли дороги, убирали ли людей. Или жизнь шла своим чередом?
О.МЕЛЬНИКОВА: Вы совершенно правильно задали такой вопрос. Действительно жизнь замирала, потому что государь, выезжающий за пределы Кремля, где его видят, собственно, не многие люди, это было государственное событие. И недоброжелатели писали, что людей сгоняли, не давали им работать. Другие считали, что все в едином порыве мчались увидеть редкое замечательное зрелище.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А зимнее и летнее обмундирование, чем отличались друг от друга? Потому что я полагаю, что на лошади зимой, беру наши зимы, долго не проездишь. Мне кажется, что летом – одно дело. Мне кажется, что летом-то удобнее как раз. Или наоборот?
О.МЕЛЬНИКОВА: К летним выездам приходилось больше готовиться, потому что перед тем, как проедет длинная процессия, царский поезд, нужно было вызывать специальных служителей проверять дороги, делать мостовые деревянные в нужных местах. Зимний поезд – совсем другое – гладкий, наезженные, прекрасные дороги. И поездка в санях, конечно, была одним из удовольствий. И такая поездка тоже выглядела очень красиво. Сани устилали полстью – огромным покрывалом, расшитым жемчугом, золотом и серебром. К дугам подвешивали лисьи хвосты у лошадей.
К.БАСИЛАШВИЛИ: А зачем это?
К.ЛАРИНА: Для красоты.
О.МЕЛЬНИКОВА: Да. И так же тщательно следили за тем, кто сопровождает царя в летнем походе, кто сидит с ним в одной карете, достойный по чести.
К.ЛАРИНА: Вот Дмитрий спрашивает: «Были ли специальные маленькие лошади для детей?» И Анна спрашивает: « Кто давал уроки верховой езды? И где они проходили?»
О.МЕЛЬНИКОВА: Маленькие лошадки были, но трудно сказать, каких они были пород.
К.ЛАРИНА: Пони какие-нибудь?!
О.МЕЛЬНИКОВА: Ну, нет, не пони. В документах 17 века написано: маленькие карликовые лошадки. Ну, вообще, лошади были не большие, не крупные. Об этом можно заключить и по размерам той конской сбруи, которая сохранилась.
К.ЛАРИНА: А что касается уроков верховой езды?
О.МЕЛЬНИКОВА: А что касается уроков верховой езды, то мы говорим же, в основном, о допетровской России. Это было покрыто тайной мрака для всех. Потому что это была частная жизнь государя. Именно царские конюшни не допускали никого и никогда. Единственное исключение могу вспомнить – голландского путешественника, участника посольства, который и привез вот в гамаках поводе лошадей царю в подарок. Он привез и мази, и лекарства, чтобы лошадей лечить. Его, в виде исключения, пустили на царскую конюшню.
К.ЛАРИНА: И что он рассказал?
О.МЕЛЬНИКОВА: Но в это время там не проходило уроков верховой езды, к сожалению. И он увидел лишь этих лошадей, спрашивал, смотрел, как ухаживают, моют: летом – холодной водой, зимой – горячей, с мылом, и они сияют, как зеркала. Ему были показаны и разные приемы верховой езды, то, на что были способны, но это совсем не походило на ту выездку, которая известна нам, европейская.
К.ЛАРИНА: Ну, что же мы будем завершать нашу сегодняшнюю программу, которая посвящена царским выездам. А вот нет ли таких идей, Ольга Борисовна, чтобы в настоящее время возродить вот эти царские выезды? Не знаете?
О.МЕЛЬНИКОВА: Ну, мне, как хранителю музейной коллекции даже страшно подумать о том, что хрупкую реликвию, седло 17 столетия, можно использовать вот так.
К.ЛАРИНА: Ну, можно же сделать дубликат, некое такое театрализованное представление просто красивое, на территории Кремля.
О.МЕЛЬНИКОВА: Но сейчас это возрождается в некоторой степени. Уже и в Кремле можно видеть репетиции, и проходят такие конные…
К.БАСИЛАШВИЛИ: парады.
О.МЕЛЬНИКОВА: Не могу назвать их парадами, но очень красивые зрелища под музыку, с участием Кремлевского полка.
К.ЛАРИНА: Угу. Так что вполне возможно, что мы еще увидим тех самых лошадей.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Ну, хотелось бы. Пока мы видим только черные машины с мигалками.
К.ЛАРИНА: Да, нам сейчас Ольга Борисовна сказала, что все конюшни заменены гаражами.
О.МЕЛЬНИКОВА: Да, конечно. Это произошло совершенно естественным образом, в силу технического прогресса, еще до революции.
К.ЛАРИНА: А когда автомобили стали сменять лошадей? Ведь об этом тоже можно сделать отдельную программу! Первый царский автомобиль.
К.БАСИЛАШВИЛИ: Это Роллс-Ройс.
К.ЛАРИНА: Спасибо нашей гостье – Ольге Мельниковой – старшему научному сотруднику, хранителю Фонда конюшенной казны Оружейной палаты. Спасибо вам огромное. До встречи здесь, в передаче «Кремлевские палаты».