ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ
16.09.2014 - 18.09.2014
Данные на: 20/11/2024
Общая информация | |
---|---|
Докладчик | Рахчеева Мария Витальевна Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева зав.сектором рекламы 8-903-685-10-44 |
Название доклада | Опыт создания комплексного интерактивного пространства в естественно-научном музее |
Аннотация (тезисы) | Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева имеет большой опыт в создании и проведении интерактивных занятий и выставок. Своеобразной «визитной карточкой» музея стала игра-квест «Семейный лабиринт», которая позволяет в игровой форме познакомиться с экспозицией музея, пообщаться с научным консультантом, а также самостоятельно своими руками изучить некоторые из музейных экспонатов. С первых дней своего существования эта программа дала нам понять, что посетители музея нуждаются в интерактивном пространстве, где они смогут не просто посмотреть на музейные экспонаты, но и подробнее изучить их самостоятельно, сделать научные выводы и открытия. В результате в 1997 году была создана первая в музее интерактивная экспозиция «Комната открытий», где посетителям была предоставлена возможность самостоятельно изучить все представленные предметы и взять их в руки. В этой экспозиции мы применили принцип «мозаичности»- когда нет единого сюжетного рассказа, а каждый раздел является самостоятельным и не связан напрямую с другими разделами экспозиции. Однако сохраняется общий принцип подачи информации – рассказ строился на вопросах и многочисленных заданиях из различных разделов биологии. В 2008 году ее сменила новая интерактивная экспозиция «Смотри в оба!», которая работает в музее и в настоящее время. Она посвящена одной единственной теме – зрению человека и животных и имеет довольно линейный сюжет, который по мере своего развития позволяет узнать все больше о том, как мы видим мир. Долгое время эта экспозиция работала лишь в одном режиме – проведение занятия для групп. Поскольку работа в данной экспозиции была ограничена лишь одной формой занятий, то это не позволяло всем посетителям получить доступ в данную экспозицию. В связи с этим было принято решение создать в музее интерактивное пространство, которое бы позволяло работать с группой, но также было доступно для свободного посещения индивидуальным посетителям. В 2010 году музей начал работу по созданию такого пространства, которое получило название «Лаборатория «Прозрачная наука». Цель экспозиции - вовлечь людей, независимо от их возраста, происхождения и уровня образования, в процесс познания биологических законов, развитие интереса к инновациям и стимулирование к собственному творческому поиску в этом направлении, вызвать интерес публики к научному методу исследований в области биологических наук. При этом были поставлены следующие задачи: 1) создание интерактивного пространства, которое бы позволяло посетителям не только узнавать биологические факты и законы, но и проводить самим научные эксперименты; 2) обеспечить в лаборатории возможность работы в нескольких режимах – организованным группам школьников, работа с педагогом в выходные дни для индивидуальных посетителей, самостоятельно изучение; 3) сделать универсальное пространство, которое можно было легко модифицировать и менять в нем блоки; 4) создать современную интерактивную биологическую лабораторию, где каждый смог бы почувствовать себя ученым. Лаборатория «Прозрачная наука» построена по принципу «мозаики» - здесь нет общей темы и единого сюжета. Тематики, которые раскрываются в ней, были выбраны авторами таким образом, чтобы они не пересекались с теми, которые уже раскрываются в постоянной экспозиции Биологического музея, но при этом пересекались бы со школьной программой. Таким образом, в лаборатории представлены следующие разделы: «Строение клетки и микроскопия», «Лабораторные животные», «Цвет в природе», «Покровы растений и животных», «Анатомия и физиология человека - кожа и ее производные, движение и суставы». Отсутствие единого сюжета позволяет посетителям начать изучение экспозиции «Лаборатории» с той темы, которая им наиболее интересна, и продолжить ее исследование в любом порядке, который им наиболее удобен. При планировании «Лаборатории» мы поставили перед собой задачу создать такое пространство, которое бы позволяло освоить основные методы биологического исследования: сравнение, наблюдение, эксперимент и анализ результатов. Такое решение диктовалось тем, что сегодня в школах на уроках биологии делается акцент на проведении научно-исследовательских проектов, однако зачастую материальная база не позволяет осуществить эти проекты непосредственно в школе. Поэтому созданное нами интерактивное пространство создавалось в помощь учителям биологии, которое бы отвечало современным образовательным стандартам. Материал каждой из тематик «Лаборатории» представлен различными способами - здесь есть как натуральные экспонаты (чучела и скелеты животных, влажные препараты, гербарий, объемная сушка и пр., часть этих экспонатов доступна для самостоятельного изучения посетителями), интерактивные модели (модель устьица растений, анатомические модели), микроскопы и бинокуляры (в том числе и цифровые), динамические конструкции (в разделе «Покровы животных»), мультимедийные комплексы (интерактивная панель, мониторы). Отдельно в экспозиции занимают место аквариумы с живыми лабораторными животными, где можно понаблюдать и познакомиться с живыми обитателями лаборатории: аксолотлем, шпорцевыми лягушками, рыбками данио, а также узнать, какую роль они сыграли в науке. Для самых любознательных мы разработали несколько интересных, но в то же время безопасных, опытов, которые можно провести самостоятельно (опыты с крахмалом, пигментами растений и т.д.). Описание методики проведения опыта представлены в виде комиксов, что позволяет посетителю любого возраста и уровня подготовки освоить технику проведения эксперимента. Для проведения занятий с организованными группами специально для «Прозрачной науки» была изготовлена мебель (столы и стулья) особой конфигурации, которые позволяют комфортно разместиться двадцати ученикам. Каждое рабочее место обеспечено микроскопической техникой (микроскопом или бинокуляром). Таким образом, техническое оснащение «Лаборатории» позволяет проводить музейные занятия на современном уровне, а также дает возможность увидеть некоторые биологические процессы в реальном времени. Подобное решение позволяет не только проводить здесь самые различные музейные занятия, но создавать новые занятия по самым различным биологическим тематикам |