ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ

16.09.2014 - 18.09.2014

Данные на: 20/11/2024

Общая информация
ДокладчикПолякова Анна Владимировна
Музей Политической Истории России
экскурсовод, отдел музейной педагогики
+7921 963 82 77
Соавторы докладаПолюшкова Анастасия Александровна
Название докладаОпыт работы Детского исторического музея по проведению мастер-классов для школьников в рамках музейно-педагогических занятий и культурно-досуговых программ в «Мастерской Филипка»
Аннотация (тезисы)Сегодня, музей – это не только хранилище историко-культурного наследия и просветительское учреждение. Музей – это творческая мастерская. В апреле 1994 года был создан первый в России Детский исторический музей (ДИМ). Особое место в деятельности ДИМа занимает «Мастерская Филипка», созданная 13 лет назад. За эти годы программа получила развитие и приобрела популярность среди посетителей музея. «Мастерская Филипка» является продолжением знакомства с историей и традициями. Эти традиции трудового воспитания детей, существовавшие на протяжении веков, стремится воплотить в жизнь «Мастерская». В процессе развития этого проекта цели и задачи периодически трансформировались, однако главная цель всегда оставалась постоянной. Это знакомство с историей через приобретение навыков традиционных русских ремёсел и советских уроков труда. Историю программы «Мастерская Филипка» можно разделить на 2 этапа. В самом начале работы для проведения занятий приглашались профессиональные мастера-педагоги народных ремёсел, сотрудничество с которыми продолжалось восемь лет. В этот период «Мастерская Филипка» состояла из следующих комплексов: мастерская по макраме, росписи по глине и дереву, изготовлению бумажных солдатиков, мастерская по бисеру и коже, резьба по дереву. Занятия носили характер именно мастер-класса, когда профессиональный мастер-педагог давал детям навыки традиционного ремесла. На этом этапе «Мастерская Филипка» старалась продолжать традицию конца 19 - начала 20 веков. В том числе был позаимствован принцип раздельного воспитания. В «Мастерской Филипка» проводились тематические мастер-классы для мальчиков и девочек. Однако тенденция проведения отдельных мастер-классов постепенно потеряла свою актуальность. Новые перспективы для проекта «Мастерская Филипка» открыла семейная аудитория ДИМа: семейный клуб «Крошка-историк» и программа «День рождения в музее». Увеличение количества детей на программах вызвало потребность в новых мастерах-педагогах, поэтому методику проведения мастерских стали осваивать сотрудники ДИМа. Это привело к большему разнообразию мастер-классов. И хотя старое название осталось, сам мастер-класс как таковой трансформировался в творческое задание: сократилось время проведения, уменьшились трудоёмкость и сложность исполнения. Став творческим заданием, занятие в мастерской превратилось в часть исторического занятия в ДИМе. При этом, творческое задание не потеряло своей историчности. Любой мастер-класс соотносится и с темами занятий, и с исторической эпохой. К примеру, на занятии «Где учился Филипок» (конец 19 в.) изготавливается традиционная народная кукла из лоскутков ткани, изделия из ниток и др. На занятии «Я, бабушка и Гагарин» (середина 20 в.) изготавливается «космическая ракета» в технике оригами или макраме. Кроме того, «Мастерская Филипка» стала логичным творческим завершением праздников и программ выходного дня, которые организует ДИМ для семейной аудитории. Постоянными в течение года темами программы выходного дня являются: «День учителя», «Новый год», «Блокада и дети», «День защитника Отечества», «Книжкина неделя», «День космонавтики». В последнее воскресенье месяца проводятся несколько занятий, ориентированных на разный возраст детей, и соответствующий по тематике мастер-класс. Сегодня музейно-педагогическое пространство «Мастерская Филипка» состоит из трёх помещений: два из них для проведения мастер-классов, и одно для хранения расходных материалов. «Мастерская Филипка» оснащена ламинирующим аппаратом и жидкокристаллическим экраном с DVD-проигрывателем. Для проведения мастер-классов в «Мастерской Филипка» стоят стилизованные под старину деревянные столы и лавки. Мастер-классы стали менее трудоёмки и продолжительны по времени. Поэтому, они активно осваиваются штатными музейными педагогами. Несомненно, в результате участия в проведении мастер-классов деятельность музейных педагогов стала более разнообразной, но и более интенсивной. Перспективы развития программы напрямую связаны с теми задачами, которые ставят перед собой Детский исторический музей. Музейные педагоги в первую очередь стараются разрабатывать такие мастер-классы, которые будут по силам освоить современным детям за время, отведенное на выполнение творческого задания. Также осознается необходимость развивать тематику мастер-классов таким образом, чтобы сделанная ребенком поделка напоминала ему не только о посещении музея, но и об историческом материале в музейных программах.

вверх