ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ
16.09.2014 - 18.09.2014
Данные на: 20/11/2024
Общая информация | |
---|---|
Докладчик | Павлова Мария Александровна Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник старший научный сотрудник 8-920-645-4962 8 (4942) 51-43-90 |
Название доклада | Детская навигация в музее |
Аннотация (тезисы) | Музей сегодня всё чаще рассматривается не как место получения знаний, а как место проведения активного культурно-познавательного досуга. Изменился и музейный посетитель: всё чаще на выставках можно увидеть родителей с детьми и одиночных туристов. Традиционные по характеру презентации произведений выставки больше интересны для специалистов, либо требуют пояснений музейных сотрудников, но такая выставка малодоступна для самостоятельного понимания большей части неподготовленной музейной аудитории. Поэтому экспозиция должна строиться таким образом, так сопровождаться пояснительными материалами, что бы на выставке было интересно разным категориям посетителей (возрастным, профессиональным, организованным и «индивидуалам» и т.п.). Современные тенденции развития экспозиционного искусства характеризуются сложностью сценарных решений, наличием информационных составляющих и привлечением современных технических средств. Чтобы посетитель «не потерялся» в этом многообразии важную роль в построении выставки играет экспликация. В музеях под экспликацией понимается краткий текст, который знакомит зрителей с характером экспозиции в зале, с содержанием, иконографией, историей выставленных произведений, с биографией и творческим обликом представленного художника. Музейная экспликация должна ориентироваться на различную музейную аудиторию, учитывать интересы и специалистов, и неподготовленных обывателей и родителей с детьми. Часто родитель, не обладающий специальными знаниями, попадает в сложную ситуацию объяснения ребёнку представленных на выставке экспонатов, поэтому важно дать семье возможность совместных действий в понимании и восприятии увиденного на выставке. Обычная музейная «взрослая» экспликация (аннотация, пояснение, этикетка) мало подходит для понимания ребёнком. Взрослую экспозицию можно адаптировать к детскому восприятию через детскую этикетку. Когда ребёнок видит такую этикетку на экспозиции – он понимает что он - желанный гость, его здесь ждут и о нём думают. В России идея создания детских музейных этикеток принадлежит организаторам Фестиваля детских музейных программ в Санкт-Петербурге. В 2011 году в экспозициях 17 петербургских музеев появилось более 70 оригинальных детских этикеток. И сейчас уже многие, в том числе региональные музеи, стали на своих экспозициях размещать детскую навигацию. Текст детской этикетки может быть от лица самого экспоната или от лица какого-либо персонажа. Образ этого героя на детской этикетке должен быть доступным для ребёнка. Например, младшие дети в этой роли чаще всего предпочитают видеть животных с антропоморфическими признаками, проявивших себя положительно в знакомых им сказках; средние дошкольники – животных, сказочных человечков, детей-ровесников; старшие – чаще просто наиболее занимательного и находчивого, наиболее веселого персонажа. Текст этикетки должен быть хорошо структурирован, быть небольшим. Можно даже «поиграть» буквами и цветом. Меньше дидактики, а больше диалога и игры, ведь игра – ведущая деятельность ребёнка, и поэтому в идеале этикетка должна быть причастна к стихии игры. Она может содержать вопросы или задания типа: "Найди…", "Сравни…", "Выбери…", "Отгадай…", "Подумай, почему…" и пр. Дети мыслят образами, а значит, этикетка должна апеллировать к образному восприятию, то есть мало текста – много рисунков, которые всё поясняют. Благодаря такому этикетажу осмотр экспозиции превращается в увлекательную и одновременно серьезную игру, которая будет интересна и взрослым, и детям. Если на музейной выставке и взрослый, и ребенок найдут для себя интересное занятие, если они почувствуют себя комфортно и уверенно, то тогда такая экспозиция будет удовлетворять потребность семейного посетителя в активном культурно-познавательном отдыхе, станет социально необходимой и конкурентно-способной в сфере досуга. |