ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ
13.09.2016 - 15.09.2016
Данные на: 22/12/2024
Общая информация | |
---|---|
Докладчик | Новиченков Николай Николаевич ГБУК СО "Верхотурский государственный историко-архитектурный музей-заповедник" директор (34389)2-21-70 |
Соавторы доклада | - |
Название доклада | Патриотическое воспитание школьников музейными средствами: специфика и актуальность. |
Аннотация (тезисы) | Патриотическое воспитание школьников музейными средствами: специфика и актуальность. Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Н.М. Карамзин События 90х годов ХХ века и начало 2000ных годов явно показали снижение воспитательного воздействия российской культуры и образования как важнейших факторов патриотизма. Постепенная утрата традиционных духовных ценностей негативно сказывалась на отношении подрастающего поколения к социальным институтам и государству. На протяжении всего времени различные философы заявляли об отсутствии национальной идеи и смысла существования нового постсоветского государства. В свою очередь события последних двух-трех лет во многом изменили наше сознание и мироощущение. Мы четко поняли, что навязываемые нам толерантным и мультикультурным Западом ценности не являются таковыми для большинства россиян. Воссоединение Крыма с Россией, Сочинская Олимпиада, юбилей Великой Победы и другие события подняли настоящую волну патриотизма. Недаром в феврале 2016 года Президент В.В. Путин заявил на встрече с активом «клуба лидеров про продвижению инициатив бизнеса», что «не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Многие задачи гражданского и патриотического воспитания позволяют решить музейное пространство. Практически любое мероприятие музея-заповедника связано с патриотическим воспитанием: будь это торжественное вручение паспортов в залах музея-заповедника, работа с «музейными классами», выпускной бал на кремлевской площади, детская научно-практическая конференция, полеты радиоуправляемых моделей самолетов II Мировой войны над стенами и башнями Верхотурского кремля… Почему именно школа должна стать основным местом приложения наших усилий? Связь музеев и школы достаточно очевидна. Для школы – это решение ряда проблем, связанных с обновлением образования. Споры о путях этого обновления идут с конца 80х – начала 90х годов прошлого века. Сейчас достаточно очевидно, что инновационный процесс в образовании тесно связан с исследовательской деятельностью. Именно музеи могут играть значительную роль в предоставлении школьникам возможности проявлять исследовательскую, поисковую активность. Интерактивное обучение, о котором так много говорят в последнее время, есть освоение опыта во взаимодействии. Уже стала расхожей цитата: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь». Такое обучение не вписывается в рамки классно-урочной системы, которая до сих пор преобладает в нашей школе. Музей может увеличить образовательное пространство, позволяя школьникам развивать свои универсальные учебные действия, реализовать личностные качества, демонстрировать невостребованные в учебном процессе способности, которые содействуют формированию новых компетентностей. Если говорить на уровне рядового педагога – то это возможное решение проблемы поддержания интереса к своему предмету, что в современных условиях имеет немаловажное значение. Сворачивание существовавших с конца 90х годов ХХ века в школах Свердловской области так называемого национально-регионального компонента значительно сузило возможности для взаимодействия их с музеями. В то же время документами Министерства культуры и Министерства образования Свердловской области в 2016 году введено бесплатное посещение музеев лицами до 18 лет. Причем, речь идет только о посещении, а не об экскурсионных программах, что до сих пор до конца не осознали как педагоги, так и родители учащихся. Сотрудники музея, особенно имеющие педагогический опыт, считают, что введение обязательного посещения и составление графиков и отчетов, о чем прописано в циркуляре Министерства образования Свердловской области, могут вместо увеличения посещаемости музеев иметь прямо противоположный эффект. В настоящее время музей-заповедник работает с тремя «музейными» классами по разработанным сотрудниками программам. Кроме того заповедник привлекает большое количество волонтеров из школ для участия в массовых мероприятиях. Методы и средства, применяемые сотрудниками музея-заповедника при работе со школьниками, направлены на все составляющие патриотического воспитания: 1. Героико-патриотическое воспитание, ориентированное на распространение знаний о знаменательных исторических датах, воспитании гордости за деяния героических предков. Это, например, тематические мероприятия, посвященные датам военной истории, театрализованные выступления на городских праздниках, где привлекается большое количество волонтеров (День Победы, День памяти и скорби, День защитника Отечества и т.д.), широкомасштабные постановки из истории Верхотурья («Смена воеводы» и др.), исторические миниатюры на Троицу, Масленицу… Это запись воспоминаний о родственниках – участниках Великой Отечественной войны, участниках боевых действий в «горячих точках», работа в семейных архивах, подготовка к участию в акции «Бессметный полк»… 2. Национально-патриотическое воспитание, формирующее чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждающее чувство гордости за свой народ. Эта работа с «музейными» классами по программам «Моя малая родина», «Путешествие по Верхотурскому кремлю»…, подготовка исследовательских проектов по истории родного края и выступление на научно-исследовательских конференциях, участие в акции «Бессмертный полк»… 3. Гражданское воспитание – формирующее правовую культуру, четкую гражданскую позицию, готовность к сознательному и добровольному служению своему народу, т.е. формирование таких качеств личности, как чувство достоинства, социальной справедливости и ответственности, культуры межнационального общения. Это торжественное вручение первых паспортов гражданина РФ в залах исторической экспозиции, выпускные балы на кремлевской площади, песни и танцы народов СССР в тематическом мероприятии «Рожденные в СССР» («Ночь музеев-2015) и многое другое. В конечном итоге , деятельность музея по патриотическому воспитанию учащихся в тесной связи со школой, становится важнейшим средством связи обучения и воспитания с жизнью помогает усвоению школьниками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности. |
Сноски к тексту доклада | - |
Дополнительная информация | - |