ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ
13.09.2016 - 15.09.2016
Данные на: 14/11/2024
Общая информация | |
---|---|
Докладчик | Туминская Ольга Анатольевна Государственный Русский музей заведующая сектором эстетического воспитания Методического отдела 8 (812) 5954241 |
Соавторы доклада | нет |
Название доклада | Пленэрные экскурсии (опыт работы сектора эстетического воспитания ГРМ) |
Аннотация (тезисы) | Пленэрные экскурсии (опыт работы сектора эстетического воспитания ГРМ) Сектор эстетического воспитания Методического отдела Государственного Русского музея работает с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Основная задача работы классов: комплексное эстетическое развитие детей. В основу занятий в классах рисунка положены: исследования динамики интеллектуального развития Ж. Пиаже и Э. Эриксона, основные положения о методах стимулирования зоны ближайшего развития ребенка Л.С. Выготского; развитие ощущений и восприятия Л.А. Венгера, А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина; опыт работы со школьниками в музее (А.В. Губарев, Н.Л. Кульчинская, Ю.Н. Протопопов, М.Н. Семенова, Н.Н. Фомина), наиболее ценным из которых является методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в музейных залах старшего научного сотрудника ГРМ Л.П. Михеевой, изложенная в программе «Диалоги в музее» [3]. Несколько лет назад сотрудники сектора разработали цикл выездных занятий, направленных на получение опыта визуального восприятия природы и памятников архитектуры. Для детей 7-9 лет были разработаны экскурсии, которые бы затрагивали и экологическую проблематику. С 2002 г. для групп детей с родителями сотрудники сектора И.В. Бульенова и О.А. Туминская начали подготовку выездных занятий в пригороды Санкт-Петербурга: Павловск, Петергоф, Стрельну и другие. Тогда же была поставлена задача представить в экскурсионном изложении связь художественно-культурологических и экологических точек соприкосновения. Приглашенный сотрудник из РГПУ им. Герцена доктор искусствоведения Е.М. Коляда для детей нашего сектора на материале парков Гатчины осветила вопросы возраста деревьев, их сохранности, расположения, рассадки. Немаловажным компонентом эстетической программы является изучение приемов ландшафтной архитектуры. Полученный при этом опыт анализа состояния парка позволил детям выносить собственные суждения на эколого-культурологическую тему. В дальнейшем силами сотрудников сектора были подготовлены занятия по комплексам городской и парковой застройки ансамблей площади Искусств (здания и сквер), Биржевой площади (водная панорама Невы и Малой Невы), загородного парка Ульянки, ныне принадлежащего городскому микрорайону «Дачное», раскрыто понятие «райского сада» на примере монастырского сада Александро-Невской лавры и другие. На каждом занятии уделяется внимание тем особенностям ландшафтной архитектуры, которые смог использовать мастер при создании того или иного природно-архитектурного ансамбля. Связь экологического и изобразительного компонентов в занятиях на природе наряду с педагогическими, ведет к реализации и воспитательных задач. В сельских школах Ленинградской области достаточно распространено использование методических приемов шведской программы «На природе ― в любую погоду» в преподавании дисциплин экологического профиля в начальной школе. О влиянии наблюдений за растениями или явлениями природы на детскую психику, а следом и на детское творчество, написано в статье И.В. Базулиной [1]. Однако, самое яркое впечатление на тему эмоционального участия детей в отношении к природе автор статьи получила при личном знакомстве с опытом работы учителя рисования Мазирбской вспомогательной школы-интерната в Латвии Андриса Гринберга. Учитель А. Гринберг творчески дополнил задания программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского и адаптировал их для восприятия психически нездоровыми детьми. А так как эта школа находилась в пригородном районе Риги и была окружена большим садом, то рисование часто проводилось на природе. Им был проведен творческий эксперимент. «В один прекрасный день воспитанники школы-интерната вышли в сад, выбрали там себе яблоню, а потом должны будут с ней дружить минимум год. Ее надо будет рисовать в любую погоду (гуашью, сангиной, углем), за ней надо будет ухаживать (выпиливать старые ветки, удобрять землю, белить ствол и т.д.)… Но самым главным в этих отношениях должен стать третий момент: каждый ученик будет писать своей яблоне письма» [2, c. 7]. Эксперимент был успешным. В своей работе хотелось бы повторить некоторые наиболее ценные моменты общения детей с объектами природы, но это задача организации пленэрной практики будущего года. |
Сноски к тексту доклада | 1. Базулина И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом. /И.В. Базулина. //Начальная школа. 2005. № 12. С. 32–35. 2. Костенецкая Марина. Не страшно тебе, яблоня, ночью в саду?..: Статьи, очерки. Рига: Лиесма, 1989. 319с. 3. Михеева Л.П., Потапова М.В. «Диалоги в музее». Программа занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в классах эстетического воспитания ГРМ. СПб.: Лита, 2002. 85с. |
Дополнительная информация | нет |