ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ
13.09.2016 - 15.09.2016
Данные на: 22/12/2024
Общая информация | |
---|---|
Докладчик | Бартенева Инна Юрьевна ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования" доцент 89203884738 |
Название доклада | Технология бинарного музейного занятия (из опыта работы Костромской области) |
Аннотация (тезисы) | В Костромской области выстроена система взаимодействия образовательных организаций с Костромским музеем-заповедником, включая районные филиалы, а также Музеем природы Костромской области. Взаимодействие проходит с образовательными организациями всех уровней: дошкольные, общеобразовательные, средние профессиональные, высшие. Формы проведения занятий в музее достаточно разнообразные: экскурсии с интерактивными элементами, мастер-классы (включая мастер-классы как с костромскими художниками и мастерами, так и с современными художниками Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга), игры, квесты, путешествия по маршрутам (литературным, историческим), «музей в чемодане» и др. В 2015/2016 учебном году на основе межведомственного взаимодействия Департамента культуры и Департамента образования и науки Костромской области начала работу пилотная площадка «Музейная педагогика в образовательной среде Костромской области в условиях взаимодействия образовательных организаций с музеями Костромской области». В ходе работы площадки были выработаны основные подходы к деятельности, которые направлены на реализацию урочной, внеурочной и внеклассной работы, а также открывают возможности для работы дополнительного образования в музейном пространстве региона. Одним из основных подходов проведения учебных занятий и внеурочных мероприятий является бинарная музейная технология, которая основана совместном проведении музейного занятия учителем и научным сотрудником музея. Так, например, на уроке литературы, посвященному стихотворению Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», урок в музее проводили учитель литературы и старший научный сотрудник музея. В библиотеке музея предварительно создавалась образовательная среда, включавшая картины 19 века на тему жизни крестьянских детей. В ходе урока учитель и сотрудник музея использовали диалоговый метод предъявления нового материала, беседу, организацию исследовательской и групповой работы детей. Урок полностью соответствовал требованиям ФГОС. Подобные уроки прошли по русскому языку, истории, мировой художественной культуре, изобразительному искусству, природоведению и биологии. Особенностью проведения бинарного музейного урока является подготовка к уроку со стороны учителя и специалиста музея. На сегодняшний день выработаны основные подходы к подготовке и организации занятия. Алгоритм действий: согласование между учителем и специалистом музея темы урока (внеурочного, внеклассного мероприятия); определение и согласование целей, задач урока; отбор и согласование содержания урока: школьного, музейного компонента; подбор экспонатов, организация образовательной среды (если занятие проходит не на действующей экспозиции, создание мини-экспозиции): продумывание и согласование рефлексии, выход на домашнее задание; оформление и согласование технологической карты урока. Не менее плодотворным стало взаимодействие эстетического отделения гимназии №15 города Костромы с музеем природы Костромской области. Педагоги дополнительного образования организовали в каникулярное время пленэр для учащихся художественной школы на базе музея, который проходил в системе технологии бинарного музейного урока. Преимущества использования технологии бинарного музейного занятия заключаются в следующем: педагог образовательной организации знает особенности своего детского коллектива и способен предусмотреть нюансы проведения занятия. педагог образовательной организации обладает более точными знаниями по предмету и знает особенности, которые необходимо учитывать при отборе материала занятия; педагог образовательной организации выстраивает занятия с требованиями ФГОС; специалист музея обладает более высоким уровнем знания экспозиций музея. специалист музея может не только качественно подобрать необходимые экспонаты в соответствии с целями и задачами занятий, но и более точно и широко осветить вопросы, связанные с экспонатами. специалист музея может дать точные ответы на вопросы детей и молодежи, связанные с музейной средой, в которую погружаются обучающиеся. Бинарные музейные уроки способствуют более глубокому и интенсивному усвоению знаний, формированию навыков и умений, нравственно-эстетическому развитию обучающихся. |