ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ
10.09.2018 - 12.09.2018
Данные на: 20/11/2024
Общая информация | |
---|---|
Докладчик | Матвеева Зоя Дмитриевна Российский НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Научный сотрудник +7 (495) 686-13-19 +7 (495) 686-13-24 |
Название доклада | Историческая реконструкция в культурно-образовательной деятельности музеев: условность и достоверность |
Аннотация (тезисы) | Историческая реконструкция – попытка воссоздать историческую действительность здесь и сейчас. Цель исторической реконструкции - актуализация ценностной системы культуры, приобщение, к данной ценностной системе тех, кто попадает в сферу действия данной реконструкции. Всякая историческая реконструкция рискует воспроизвести не историческую действительность, как она есть, – точнее, конечно, какова она была, – а таковой, каковой она представляется теми, кто совершает данную реконструкцию, и, вполне может быть, «реконструированная» подобным образом, не имеющей никакого отношения к исторической действительности; создавая тем самым лишь симулякр (копию, подменяющую оригинал) этой «истории», исторической действительности. Реконструкция в условиях музея должна максимально точно отражать реалии прошлого, то есть быть второй реальностью. Создание ярких образов больше характерно для театральной постановки, но не для музея. В музее царит подлинный музейный предмет, именно за этой подлинностью приходят люди. Если в работе с посетителями прибегают к помощи копий, то это должны быть действительно копии, а не реплики на тему музейного экспоната. Конечно, полностью воссоздавать вторую реальность в музее не нужно. Ведь каждая реконструкция имеет ту или иную степень условности. И эта степень будет зависеть от степени изученности данного материала и от задач, стоящих перед данной реконструкцией. При работе с посетителем очень важно определить цель и то понимание, как нужно преподнести исторический материал, чтобы не сформировать ложных представлений. Поскольку метод научной реконструкции способен в значительной степени повлиять на мировосприятие человека. В целом, метод исторической реконструкции как метод работы с посетителями, несомненно, сможет привлечь к музейной экспозиции повышенный интерес, в первую очередь молодежи, что послужит важным фактором ее патриотического воспитания, прививания населению исторической грамотности и поможет решить проблемы культурно-исторической идентификации. |