ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ
10.09.2018 - 12.09.2018
Данные на: 20/11/2024
Общая информация | |
---|---|
Докладчик | Новикова Галина Леонардовна ГБУК г. Москвы "Музейное объединение "Музей Москвы", отдел "Музей археологии Москвы" Начальник отдела 8 495 692 02 26 |
Соавторы доклада | - |
Название доклада | Использование научных реконструкций на выставке «Красота повседневности» |
Аннотация (тезисы) | В 2018 г. в Музее археологии Москвы открылась новая выставка – «Красота повседневности». На ней представлены археологические находки с территории Москвы и Московской области из фондов Музейного объединения «Музей Москвы». Всего экспонируется более 550 предметов, часть из которых демонстрируется впервые. В поле зрения попадает довольно протяжённый хронологический период – от нового каменного века (неолита) до XIX века. Цель выставки – показать, что такие понятия, как эргономика и дизайн, зародились ещё много веков и даже тысячелетий назад. Археологические материалы, особенно относящиеся к древним эпохам, необыкновенно трудны для восприятия неподготовленными посетителями в виду своей монохромности, фрагментарности и недостаточной репрезентативности. Из-за этого традиционная академическая демонстрация рядов «однообразных» с виду предметов, безусловно, приводит к сужению целевой аудитории. В задачи же современных музеев входит привлечение максимально широкого круга посетителей. Поэтому создатели выставки «Красота повседневности» решили дополнить подлинные археологические находки значительным количеством научных реконструкций, выполненных как в графической форме, так и в виде объёмных моделей. Для периода неолита и бронзового века характерно разнообразие способов обработки камня: отжимная ретушь, шлифование, пиление, сверление. Глядя на боевые топоры-молоты фатьяновской культуры, наши современники с трудом представляют, как первобытный мастер смог получить такие ровные и круглые отверстия. На самом деле камень сверлили, используя для этого лучковую дрель, объёмную модель которой можно увидеть на выставке. С изобретением керамики страсть к декорированию изделий получает новый импульс. Чтобы показать, как лепились и украшались остродонные неолитические сосуды, были изготовлены пластилиновые уменьшенные модели, демонстрирующие фазы кольцевого налепа и нанесения ямочно-гребенчатого орнамента на поверхность острым концом белемнита, называемого в просторечии «чёртовым пальцем». В витрине с экспонатами раннего железного века модели горшков и орнаментиров помогают понять, как получился «текстильный» или «сетчатый» орнамент на глиняной посуде дьяковской культуры. На фоне витринного показа вещей выделяются ростовые манекены, демонстрирующие реконструкции средневековой одежды, выполненные в натуральную величину на основании изучения археологических материалов. Посетители знакомятся с костюмом и со способом ношения племенных украшений замужними женщинами в XII-XIII веках, когда история Москвы только начиналась. Рядом представлен средневековый ремесленник – гончар, сидящий за ручным гончарным кругом и правящий на нём заготовку глиняного горшка. Применение научных реконструкций в экспозиционной деятельности делает более понятным показ сложного материала, увеличивая тем самым целевую аудиторию выставки. |
Сноски к тексту доклада | - |
Дополнительная информация | - |