ИНФОРМАЦИЯ О РЕГИСТРАЦИИ ДОКЛАДОВ
07.09.2022 - 09.09.2022
Данные на: 14/11/2024
Общая информация | |
---|---|
Докладчик | Хрибар Сергей Феликсович Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева старший научный сотрудник 8-499-255-45-14, 8-903-559-28-21 |
Соавторы доклада | Ю. А. Алексеев |
Название доклада | Сказка — ложь? Природа в цикле видеороликов «БиоСказки» |
Аннотация (тезисы) | Слушать истории любят все. Некоторым нравится не только доверять, но и проверять. Проект Биологического музея «БиоСказки» адресован и тем, и другим. Это цикл коротких видеороликов о животных и растениях как сказочных героях. Мы рассказываем малоизвестные сказки и легенды разных народов, а также авторские произведения (рассказы и сказки М. Пришвина, В. Бианки, Ю. Коваля и др.). Обсуждаются и народные поверья о живой природе, а также животные и растения как символы. В любом случае, выбираются истории о живых существах. Идея этого междисциплинарного (что свойственно нашему музею) цикла возникла при подготовке к Ночи искусств в 2021 г. Ролики еженедельно публикуются на странице музея в ВК и на музейном ютуб-канале. У каждого выпуска от 1500 до 30 000 просмотров. В каждом ролике ведущий демонстрирует чучела, влажные препараты, гербарии и т.п., сообщает научные факты и рассказывает сказку. Или, рассказав сказку, даёт ей научный комментарий. При этом объясняется, как в сказке отражены морфологические, биологические или экологические особенности того или иного живого организма. Например, выясняется, откуда взялось поверье, что жабы происходят из земли, а лягушки из воды. Оказывается, это связано с местами зимовок. Или становится понятно, почему в славянской сказке скандальная чета превратилась в чёрных дятлов — сами птицы (хоть и примерные супруги) противно кричат. Рассказывая истории, мы постарались быть понятными как юным слушателям (начиная с пятилетнего возраста), так и их родителям, бабушкам и дедушкам — всем, кто хочет больше узнать о живой природе. При этом у «БиоСказок» есть и воспитательный посыл, многие выпуски заканчиваются коротким и ненавязчивым moralité. Так, енот из фольклора североамериканских индейцев обманул рака, а мы будем осторожны и не позволим себя обманывать. А ненецкая сказка о том, как мать неблагодарных детей стала кукушкой, говорит сама за себя. Сказка — повод узнать новое о живой природе, а живая природа дает пищу для морально-философских размышлений (хотя это, конечно, ценнее взрослым). Сказка — отнюдь не только развлечение, но и отражение знаний и представлений об окружающем мире. И если на экскурсиях чаще используется информация из научных работ и учебников, то «БиоСказки» дают возможность взглянуть на природу с другого ракурса. При этом далеко не всё сказочное — вымысел, многое правда, и рассказчик, опираясь на научные факты, не столько разоблачает мифы, сколько, наоборот, объясняет, почему в сказке говорится так. Наконец, междисциплинарность способствует комплексному пониманию окружающего мира без жёсткого деления на школьные предметы. Кроме того, современное городское поколение детей зачастую оторвано как от природы, так и от сказок, а «БиоСказки» эти пробелы частично восполняют. |