16-17 октября 2003 года во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря проводилась ежегодная конференция "Грабаревские чтения", посвященная истории, практике и методологии научной реставрации в России. На конференции реставратором нашего музея Т.Ю. Михайловой был представлен доклад по итогам реставрации иконы "Николай Чудотворец" из фонда живописи Музеев Московского Кремля.

Икона «Николай Чудотворец» XVII века происходит из церкви Черниговских Чудотворцев. Эта икона была особо почитаема и украшена чеканной серебряной ризой. По упразднении церкви Черниговских Чудотворцев, в 1770 году, икона была перенесена в дьяконник Архангельского собора. C 60-х годов XX века образ хранится в фонде живописи Музеев Кремля.

Изображение Св. Николая дано в одной из традиционных иконографий. Оно поясное, одна рука держит Евангелие, другая предположительно поднята в благословляющем жесте. В верхнем левом углу изображение Христа, в верхнем правом - изображение Богоматери с омофором в руках.

По свидетельству архивных документов, на протяжении XIX столетия ее, вместе с другими иконами Архангельского собора, неоднократно поновляли. По состоянию на 2001 год, когда икона была передана реставратору Т.Ю. Михайловой, она остро нуждалась в реставрации, поскольку изображение находилось под слоем потемневшей олифы, живопись во многих местах была утрачена, сохранившаяся живопись кракелирована, живописные утраты и повреждения доски заделаны восковыми вставками. По стыку досок проходили две сквозные трещины, доски имели два скола в верхнем правом углу и на нижнем поле иконы слева. Мелкие утраты, выпады левкаса и красочного слоя были затонированы.

В ходе реставрации были удалены профилактические заклейки, укреплен грунт и красочный слой, выполнены два пробных раскрытия на изображении Богоматери и на кисти руки, держащей Евангелие.

Проба на изображении Богоматери выявила ее поколенное изображение в темно-розовом мафории, с омофором в руках, в облачном окружении. Туника и край чепца - темно-синие, облака - синие, белые и сине-зеленые, фон - светлая и темная охра.

Была выполнена шкала раскрытия красочного слоя на ряде участков иконы, что показало наличие живописи (записи) поверх авторского слоя. Проведены исследования органических материалов в иконе «Николай Чудотворец» методами микрохимического анализа, гистохимического анализа и тонкослойной хроматографии.

Исследования красочного слоя были выполнены заведующей лабораторией исследований Государственного НИИ Реставрации (ГосНИИР), кандидатом физико-математических наук М.М. Наумовой. Они показали наличие живописи XVII, XVIII и XIX веков. Так, например, в большей части образцов синего и зеленого цвета обнаружена берлинская лазурь - пигмент синего цвета, синтезированный лишь в XVIII веке.

На красочный слой XVII века указывают анализы 2 участков на одежде под рукой Николая Чудотворца, написанных зеленым земляным пигментом - глауконитом. К живописи XVII века можно отнести и участок одежды, где поверх железа написан зеленый камень.

Санкирь на лике богоматери - смесь дисперсной желтой охры с единичными мелкими частицами угля. Это авторский XVII век. Он отличается от санкиря на руке Николая - смеси крупных комков темно-желтой охры, угля и белил (XIX век).

Для анализа была представлена проба лакового покрытия, которую выполнила ведущий научный сотрудник ГосНИИР, кандидат культурологии В.Н. Киреева.

Проведенные работы по исследованию и реставрации иконы «Николай Чудотворец» показали, что сохранность авторского слоя живописи иконы минимальна, икона много раз была реставрирована, поновлялась, раскрывалась, тонировалась.

Полный текст доклада Т.Ю. Михайловой «Сохранность авторского слоя живописи иконы «Николай Чудотворец» будет опубликован в сборнике «Грабаревские чтения VI».

вверх