Беляев С.А. Архитектурно-литургический ансамбль Московского Кремля как уникальное явление в истории поместных церквей
Беляев С.А рассмотрел совокупность древних архитектурных памятников Московского Кремля, с точки зрения их литургической значимости. Привлекая аналогии и опираясь на исторические свидетельства, С.А. Беляев пришел к выводу об уникальности архитектурно-литургического ансамбля Московского Кремля, как единственного в мире сочетающего в себе кафедральный собор и храм предстоятелей церкви, их резиденцию, место захоронения митрополитов и патриархов, некрополь светских правителей.
Самойлова Т.Е. Княжеские изображения в росписи Архангельского собора в контексте византийской культуры
Татьяна Евгеньевна Самойлова, сотрудник Музеев Кремля свое выступление посвятила системе росписей Архангельского собора Московского Кремля – родовой усыпальницы московских великих князей и царей. Основное внимание Т.Е. сконцентрировала на той части монументальной росписи храма, которая относится к “портретной галерее” князей. Т.Е. ввела ее в контекст византийской и сербской традиции изображений правителей в интерьерах храмовых сооружений. Это позволило выявить уникальность росписей, традицией восходящих к Византии и Сербии, но имеющих ряд особенностей, присущих им в силу особой роли, которая отводилась династическому некрополю в иерархии архитектурных сооружений Соборной площади Московского Кремля и обусловленных политической ситуацией правления Ивана Грозного, при котором сложилась система росписей.
Меняйло В.А. Художественное убранство Чудовского собора Московского Кремля
Виктория Анатольевна Меняйло, сотрудник Музеев Кремля затронула интереснейшую тему, связанную с несохранившимся Чудовым мужским монастырем Московского Кремля. Уничтоженный в течение ночи в 1929 году, монастырь на протяжении всей своей истории неоднократно страдал от пожаров, его главный храм, посвященный Чуду Архангела Михаила, много раз перестраивался и менял интерьер Задача восстановления облика архитектурных сооружений этого монастыря и их интерьеров чрезвычайно осложнена, отсутствием исторических документов и графических материалов. В.А. подвергла разбору художественное убранство Чудовского собора, многие иконы которого хранятся в собрании Музеев Кремля. В монументальной живописи храма и его интерьере, В.А. выявила ряд особенностей, связанных с его ролью – собора, где крестили царских детей. Статус храма приводил к тому, что его иконы и иконостас быстро восстанавливались после пожаров и заказывались лучшим мастерам. Чрезвычайно интересны Царские врата конца XVII столетия письма Симона Ушакова, иконография которых отличается полным отсутствием в изображении евангелистов и Благовещения “исторической канвы”, т.е. воспроизведения интерьеров или мест, где происходили эти события согласно Евангелию. Не менее интересна и значима храмовая икона “Чудо Архистратига Михаила в Хонех”, средник которой окружен плотными рядами клейм (69 сюжетов), изображающими все известные по книгам Ветхого и Нового Завета деяния Архистратига Михаила.
Коварская С.Я. Ковчеги с православными святынями в Московском Кремле
Светлана Яковлевна Коварская, сотрудник Музеев Кремля рассмотрела традицию изготовления реликвариев для особо почитаемых святынь из соборов Московского Кремля. В Успенском соборе издревле хранилось множество святынь. Традиционно, в эпоху средневековья, ковчеги для них выполнялись по заказам государя и именитых бояр. Так в Благовещенский собор с 1598 по 1633 годы Борисом Годуновым и Михаилом Романовым были вложены ковчеги для мощей святых. Успенский собор для частиц: Гроба Господня, Ризы Господней, Ризы Богородицы и гвоздя с креста Распятия (выносимых для поклонения лишь раз в году) получил в XVII столетии особую раку, которая находилась в его интерьере. Столетием позже, реликвии были перенесены в алтарную часть храма и положены у Горнего места в особом киоте. В середине XVIII века для них определили новое место и, изготовив деревянную раку, переместили в Петропавловский придел Успенского собора. В Новое время в создании реликвариев прослеживается тот же порядок. Порой инициатором их переделки или создания выступало государство, как в случае с реставрацией Благовещенского собора, когда для части реликвий по решению реставрационной комиссии под руководством И.Е. Забелина, в 1893 году фабрике Постникова в Москве была заказана рака в форме древнерусской гробницы. Иногда новые раки для мощей делались по предложению и на средства частных лиц. Например, в 1901 году для бронзовой раки, хранящейся в Петропавловском приделе Успенского собора, были сделаны две серебряные крышки – по инициативе и на средства почетного гражданина Крестовникова, пожелавшего почтить память супруги. Синодальная контора, в которую обратился Крестовников, заказала их фабрике Кузьмичева.
Голованова М.П. Знамена с образом Спаса в собрании Оружейной палаты
Марина Петровна Голованова, сотрудник Музеев Кремля темой своего доклада выбрала знамена с образом Спаса Нерукотворного в собрании Оружейной палаты. Это тема исследована мало, поскольку авторы, посвящавшие свои труды знаменам (Висковатов, Яковлев, Николаев и д.р.) не выделяли её в самостоятельный вопрос. Из 180 знамен, которые хранятся в Музеях – пять - три “больших” и два “воеводских” несут этот образ. Знамя с изображением Спаса Нерукотворного в течение четырех веков было главной святыней русского войска. С ним был связан ряд воинских ритуалов. Особая роль знамени в воинской традиции, приводила к тому, что в эпоху средневековья их изготавливали в Москве в государевых мастерских, оттуда выдавали в полки. Если знамя приходило в негодность, его возвращали в казну. Новый стяг “строился” по образцу обветшавшего. Спас традиционно исполнялся в технике лицевого шитья, что характерно для наиболее почитаемых знамен.
Чугреева Н.Н. Московский Кремль и русские святые
Наталия Николаевна Чугреева сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, исследовав вопросы связи Московского Кремля с традицией почитания русских святых, пришла к выводу, что ощущение святости места, посещающее каждого христианина, зиждется на особой роли Московского Кремля во многовековой традиции почитания святых и мучеников за веру. Эта роль заключается в том, что Московский Кремль становился не только местом, где хранились, собирались и прославлялись святыни, но и местом мученичества, пастырского подвига иерархов Русской православной церкви.
О. Дмитрий Иванов. Митрополиты московские и великие князья Московские (митрополиты Алексий и Киприан и великие князья Дмитрий и Василий)
Священник Дмитрий Иванов проанализировав в своем докладе взаимоотношения иерархов Церкви и русских великих князей в XIV столетии сделал вывод о благотворном и определяющем влиянии митрополита Алексия на политические и военные успехи великого князя Дмитрия Александровича (Донского). Митрополит был не только наставником князя, но и видным дипломатом, деятельность которого способствовала стабилизации внутри и внешнеполитической обстановки на Руси. В тяжелые для государства времена деятели церкви осознавали, что объединение русских князей против общего врага должно основываться на идее борьбы за веру. Одновременно недальновидные поступки церковных иерархов в отдаленном прошлом эхом отзываются и в нашем времени. О. Дмитрий Иванов считает, отделение южной части метрополии допущенное митрополитом Киприаном, повлекло тяжелые последствия, груз которых не стал легче и в наши дни. Это событие вызвало переход в католичество жителей Литвы и Польши, подтолкнуло процесс окатоличивания населения приграничных районов, посеяло межконфессиональные распри, которые продолжаются и по сей день.