25-27 сентября 2024 года состоялся XIII Всероссийский фестиваль-конференция «Кремль — детям» на тему «Историко-культурные комплексы:от истории края к истории России». С 2000 года фестиваль «Кремль — детям» является местом встречи и диалога музейных сотрудников со всей России и ближайшего зарубежья. Каждый год расширяется круг желающих стать участниками и партнерами этого мероприятия. На протяжении более 20 лет фестиваль проходил в таких городах, как Москва, Псков, Тобольск, Ростов Великий, Владимир, Великий Новгород, Санкт-Петербург, Зарайск и объединил более 70 музеев страны.
В этом году партнером Музеев Московского Кремля стало государственное бюджетное учреждение культуры Ленинградской области «Музейное агентство», которое включает в себя 26 филиалов, в том числе музеи-крепости Ивангород, Копорье, Корела (г. Приозерск), Кингисеппский историко-краеведческий музей (на территории городища Ям).
Площадкой для обмена опытом стал выставочный зал «Смольный» в городе Санкт-Петербург, где объединились более 100 музейных сотрудников из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова Великого, Зарайска, Великого Новгорода, Верхотурья, Волоколамска, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Костромы, Звенигорода, Ивангорода, Новокузнецка, Смоленска, Шлиссельбурга, Коломны, Петрозаводска, Кронштадта, Истры, Кингисеппа, Архангельска, Обнинска,Дербента, а также Республики Беларусь.
Круг вопросов для обсуждения в этом году был сформирован с учетом постановлений Министерства культуры Российской Федерации и актуальными запросами времени.Заседание первого дня конференции открыли заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Ольга Владимировна Дмитриева и директор Государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области Леся Анатольевна Колесникова. Утреннее заседание было посвящено кремлям и крепостным сооружениям, разговору о том, как историко-культурное пространство и особенности природного ландшафта используются в музейно-педагогической деятельности.
Дневное заседание прошло в формате открытой дискуссии на тему «Семейные традиции в культурно-образовательных программах». В год семьи особенно актуально поразмышлять о семье и детях не только как о целевой аудитории, но и как о тематическом содержании музейно-образовательных программ. Участниками дискуссии стали представители семнадцати музеев и музейных объединений.Каждый смог поделиться собственным методическим опытом в рамках заявленных вопросов, представить точку зрения музея на тему роли семьи в жизни каждого человека и современного общества в целом, обсудить, какие традиции семейного воспитания могут быть востребованы сегодня. В завершении первого дня состоялась презентация методического занятия для старших школьников «Смольный: педагогический квартал», в рамках которого участники конференции ознакомились с музейной экспозицией Смольного собора и поднялись на смотровую площадку колокольни. Программу провела заместитель директора «Музейного агентства» Ленинградской области Анна Денисовна Рапопорт.
Крепостивсегда строились как объекты фортификации, они были свидетелями и участниками многих военных событий. Поэтому, в преддверии 2025 года – года 80-летия победы в Великой Отечественной войне, утреннее заседание второго дня конференции было посвящено военной истории России и формам её репрезентации в работе с детской аудиторией.В докладах обсуждались проблемы восприятия военной истории, особенности подхода к её изучению на различных музейных памятниках. После окончания работы секции состоялось подведение итогов. Коллеги выразили слова благодарности в адрес организаторов конференции и предложения о дальнейшем сотрудничестве. В завершении заседания прозвучала музыкальная программа, подготовленная учениками Детской музыкальной школы Санкт-Петербурга.
Дневная программа конференции состоялась в городе Шлиссельбурге. Заведующая Музеем истории города Шлиссельбурга (филиал Музейного агентства Ленинградской области) Мария Юрьевна Валькова продемонстрировала мультимедийный контент музея, иллюстрирующий вехи истории города, рассказала о методиках работы с семейной аудиторией, а также представила варианты маршрутов для старшеклассников и студентов по городу. Совершив переправу на пароме в крепость «Орешек» (филиал Музея истории города Санкт-Петербурга), участники познакомились с методикой проведения игровых программ «Героический гарнизон» и «Путь витязя». Программу провели научный сотрудник музея Юлия Рудольфовна Дьякова и члены клуба исторической реконструкции «Вехи познания». Во время презентации была показана работа с детьми среднего школьного возраста на интерактивных и ремесленных площадках, где можно было примерить доспех, отчеканить монету, выстрелить из лука, выучить средневековый танец. У участников была возможность получить навык работы с печатным методическим материалом – квест-открыткой для детей 6-10 лет и путеводителем по крепости Орешек для учеников средней школы.
Работа второго дня завершилась в музее-заповеднике «Прорыв блокады Ленинграда». Заведующий музеем Денис Валерьевич Пылев выступил с приветственным словом коллегам и продемонстрировал специально подготовленный к конференции фильм о методической работе музея. Знакомство с программами для детской и семейной аудитории продолжилось в залах военно-исторического мемориального комплекса, в который входит одноименный музей-диорама, а также площадь около 200 га, где находятся места и знаки, хранящие память о событиях 1943 года.Многие экспонаты музея, а также специально оборудованной прилегающей территории тактильны, что особенно привлекательно для детской аудитории.
Третий день конференции состоялся на площадках «Музейного агентства» Ленинградской области в Ивангороде и Кингисеппе. Заведующая Ивангородским музеем Ирина Николаевна Миронова познакомила участников с экспозицией Музея крепостей Северо-запада в Ивангороде, рассказала о формах работы с детьми с использованием макетов и планов крепостей. На территории крепости сотрудники музея представили интерактивную программу «Легенды Ивангородской крепости» с использованием метода театрализации в работе с детскими группами. В ходе программы использовались разные локации: дворы Большого и Малого Боярших городов, подземелье с колодцами Колодезной башни, смотровая площадка Пороховой башни с видом на крепость Нарву. В Малом пороховом амбаре Ивангородской крепости состоялся методический показ выставки «Дети рисуют Билибина». Одна из тем для обсуждения на конференции была посвящена русскому стилю в литературе, искусстве и архитектуре рубежа XIX-XX веков, размышлениям о том, как он представлен в музейно-педагогической деятельности, насколько актуален разговор о «русском стиле» с новыми поколениями в многонациональной стране. Сотрудники музея провели мастер-классы по созданию коллажа в стилистике работ И.Я. Билибина и приняли участие в интеллектуальной викторине.
Заведующая Кингисеппским историко-краеведческим музеем Ирина Викторовна Грекова рассказала о разных форматах работы с семейной аудиторией в залах музея, продемонстрировала мультимедийные средства с использованием 3D-очков, показывающие историю формирования архитектурного комплекса крепости Ям. На территории городища была проведена интерактивная программа «Увидеть невидимое» с использованием метода дополненной реальности и буклетов с поисковыми заданиями.
Таким образом, в ходе конференции были заслушаны более 30 выступлений докладчиков. Была организована онлайн – трансляция мероприятия, охватившая представителей тех музеев, которые не смогли в этот раз приехать на конференцию. Музеями Московского Кремля был подготовлен и продемонстрирован видеоролик о формах методической работы отдела детских и школьных образовательных программ.
К открытию фестиваля были опубликованы тезисы всех докладов и методические разработки представителей музейного сообщества. Сборники тезисов вместе с информационными пакетами и сертификатами участника получили все гости мероприятия. Участники посетили около 15 интерактивных, театрализованных и творческих программ, ознакомившись с различными формами работы и методиками.
В дни пленарных заседаний фестиваля 25-26 сентября вниманию гостей была представлена выставка изданий для детской и семейной аудитории, подготовленная отделом детских и школьных образовательных программ Музеев Московского Кремля совместно с Государственным музеем-заповедником «Петергоф», Музейный агентством Ленинградской области и Некоммерческим партнерством «Центр развития музейного дела» (организатором фестиваля «Детские дни). На выставке было представленооколо 100 научно-популярных и методических изданий. На стенде Музеев Московского Кремля можно было ознакомиться со сборниками тезисов прошедших ранее фестивалей-конференций «Кремль – детям» (12 изданий), статьи которых знакомят читателя с богатым опытом музейных методистов и педагогов в работе с детской и семейной аудиторией. Представлены более 30 публикаций, изданные с начала 2000-х годов и написанные сотрудниками музея в рамках нескольких тематических серий: «Из истории российской государственности», «Жизнь государева двора», «Российские государи», «Секреты мастерства». Наибольший интерес вызвали методические разработки к культурно-образовательным программам, подготовленные методистами отдела детских и школьных образовательных программ (рабочие тетради, буклеты с заданиями, маршрутные листы).
Мы благодарим нашего партнера- «Музейное агентство» Ленинградской области (директор Колесникова Леся Анатольевна) за совместное проведение фестиваля-конференции, Музей истории Санкт-Петербурга (директор Кириллов Владимир Владимирович), филиал - крепость «Орешек» (директор Гриценко Дмитрий Павлович), Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда» (заведующий Денис Валерьевич Пылев), клуб исторической реконструкции «Вехи познания» за организацию методического показа интерактивных программ, Государственный музеей-заповедник «Петергоф» (Генеральный директор Ковриков Роман Валериевич), и Некоммерческое партнерство «Центр развития музейного дела» за участие в выставке музейных изданий, а так же всех участников и гостей мероприятия за желание обмениваться опытом и новыми методиками в работе с детской и семейной аудиторией.
Обсуждение на дискуссионных площадках, участие в круглых столах и мастер-классах многие годы дают специалистам из разных регионов страны возможность глубоко погрузиться в методики и разработки ведущих педагогов в области музейного дела, обсудить новые наработки и практики в образовательных проектах. Мы надеемся, что затронутые на конференции темы и обмен опытом будет способствовать появлению новых идей для работы в музейной сфере и дальнейшему сотрудничеству.