Государственные музеи
Московского Кремля
Материалы и исследования
Выпуск II
Советский художник, Москва, 1976
Титульный лист, редакционная коллегия, содержание, список сокращений
Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,7 Мб) >>
1. С.О. ШМИДТ. Первое упоминание об Оружейной палате и миниатюры Царственной книги
Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля в официальной летописи связано с событиями 1547 года - года начала «Московского царства» и «смятения» в Москве, крупнейшего из городских восстаний XVI столетия...
Скачать статью полностью в формате PDF (1,8 Мб) >>
2. М. Н. ЛАРЧЕНКО. Новые данные о мастерах-оружейниках Оружейной палаты первой половины XVII века
Русское вооружение XVII в., в значительном количестве сохранившееся в музейных собраниях, в основном представлено образцами, изготовленными в мастерских Оружейной палаты. Но до сих пор наши сведения об оружейниках, работавших в кремлевских мастерских, очень скудны. Мы не имеем достаточно полного списка. В единственный "Указатель мастеров..." В. Железнова включены не только оружейники, но и мастера других специальностей, связанных с металлическим и горным делом. Всего поименовано 1267 мастеров, в том числе - 250 оружейников, из которых только 47 работали в первой половине XVII в. в Оружейной палате. Время деятельности многих мастеров указано неточно. Автор иногда ограничивает его одним годом, а в некоторых случаях целым веком. Не всегда правильно названы специальности оружейников...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>
3. Н. А. МАЯСОВА. Кремлевские "светлицы" при Ирине Годуновой
В XVI в., наряду с другими художественными мастерскими Кремля, продолжали развиваться и шитьевые светлицы. Однако после их расцвета при царице Анастасии Романовне, в годы опричнины наступил определенный спад в их работе. Вероятно, сказались как постоянные разъезды Грозного между Москвой и Александровой слободой, так и частая смена непосредственных руководительниц шитьевых мастерских - цариц с особенностями их судеб и характеров. В 60-70-е гг. XVI в. из светлиц выходят, в основном, не произведения с лицевыми изображениями, а роскошные пелены, покровы и облачения, украшенные орнаментальным шитьем, жемчугом, камнями и золото-серебряными дробницами. Новый подъем изобразительного шитья в кремлевских светлицах наблюдается с конца 70-х гг. Лучшие произведения последней четверти XVI в. связаны с именем царицы Ирины - супруги Федора Ивановича...
Скачать статью полностью в формате PDF (2,7 Мб) >>
4. Е. С. СИЗОВ. К атрибуции княжеского цикла в росписях Архангельского собора
Так называемый "портретный" цикл настенных росписей Архангельского собора Московского Кремля - самая значительная в древнерусской живописи галерея изображений исторических деятелей. Есть своя логика в том, что Архангельский собор - усыпальница московских великих и удельных князей и царей - стал тем местом, куда словно возвращались из небытия многочисленные представители московского правящего рода и их державные предки. Среди росписей собора галерея "портретов" представляет собой один из самых больших тематических циклов. Изображения князей размещены так, что зритель, входя в собор, сразу же встречается с ними: они окружают его со всех сторон...
Скачать статью полностью в формате PDF (2,1 Мб) >>
Скачать Приложения полностью в формате PDF (3,5 Мб) >>
5. В.Г. Брюсова. О времени написания икон Архангельского собора
Иконостас Архангельского собора в настоящее время состоит из четырех ярусов: местного, праздничного, деисусного и пророческого. Композицию иконостаса венчает "Распятие" с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Местный ряд включает в себя иконы разновременного происхождения XIV-XVII вв. В литературе высказывалось мнение, что иконы праздничного, деисусного и пророческого чинов были написаны вновь в 1680-1681 гг. Об этом говорится, например, в описании Архангельского собора А.Лебедева: "В 1680-1681 гг. ...делан новый величественный иконостас, с новыми во всех 4-х поясах греческого пошиба иконами, написанными Дорофеем Ермолаевым... кроме некоторых, оставленных от прежних иконостасов". Этот взгляд разделяет другой исследователь А.Д. Недумов: "Настоящий иконостас устроен повелением царя Федора Алексеевича в 1680-1681 гг. и с тех пор не подвергался существенным изменениям". Эта же дата указывается в наше время М.А. Ильиным, называющим, однако, имя другого иконописца-исполнителя работы: "Иконостас собора был заменен новым в 1680-1681 годах. Художник А. Золотарев написал иконы с применением светотени, перспективы и объемного изображения фигур. Однако живопись икон Золотарева не отличается высоким качеством; их красочная гамма однообразна и скучна"...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
6. И.Я. Качалова. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора
Первые сведения об иконостасе Успенского собора Московского Кремля относятся к 1481 г., когда по заказу ростовского архиепископа Вассиана художники Дионисий, Тимофей, Ярец и Коня написали "деисус... чюдно вельми и с праздники и с пророкы". Этот иконостас не сохранился и известен лишь по описям Успенского собора начала XVII в., 1627 и 1638 гг. Он состоял из 21 иконы деисусного чина, 25 праздничных икон, 15 пророческих и 21 праотеческой. Между иконами праотеческого чина на деревянных "столицах" были размещены 43 херувима и серафима. В состав деисусного чина входили традиционные для иконостасов XV-XVI вв. изображения святителей (упоминается Леонтий Ростовский) и столпников (Даниил и Никита). Иконы трех нижних ярусов были покрыты серебряными басменными окладами, иконы праотеческого чина и деревянные тябла - "немецким железом", причем описи отмечали ветхость этих окладов...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
7. А.И.Романенко. Один из этапов строительства Патриарших палат
Архитектурный ансамбль Соборной площади Московского Кремля с северной стороны замыкается зданием бывших Патриарших палат - памятником гражданской и церковной архитектуры XVII в. На протяжении первой половины XVII столетия в этой части Кремля трижды велись большие строительные работы (при патриархах Филарете, Иосифе и Никоне). Причины, их вызывавшие, различны: разорение в "смутное время", пожары, вкусы нового владельца...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
8. И.А. Бобровницкая. Серебряный панагиар из Успенского собора
Панагиар, поступивший в 1928 г. в Оружейную палату из Успенского собора Московского Кремля, почти не привлекал внимание исследователей, и сведения о нем в специальной литературе крайне скудны. Об этом панагиаре вскользь упоминает в своей статье "Мастер-ювелир XV в." Ю. Дмитриев в связи с исследованием новгородского панагиара 1435 г. Считая московский папагиар памятником XVII в., описание его дает И.Е. Забелин в работе "О металлическом производстве в России в XVII веке". В рукописной описи Оружейной палаты 1923 г. панагиар также датируется XVII в. М.М. Постникова уточняет эту датировку последней четвертью XVII в. ...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>
9. М.М. Постникова-Лосева. Два памятника русско-сербских связей
В собрании Государственных музеев Московского Кремля и в собрании Государственного ордена Ленина Исторического музея имеются два золотых стакана с крышками, богато отделанные эмалью и драгоценными камнями...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>
10. А.М. Терехова. Новые данные о произведениях петербургского серебряника Ивара Буха
В настоящей статье публикуются новые архивные материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве древних актов, позволяющие дополнить сведения об известном петербургском мастере И.В. Бухе и уточнить атрибуцию нескольких его произведений...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
11. Л.М. Гаврилова. Произведение французского ювелира Жана Жоржа в собрании оружейной палаты
Среди ювелирных изделий французской работы в собрании Оружейной палаты находится золотая табакерка с чеканным портретом императрицы Елизаветы Петровны на крышке. Первой и единственной ее публикацией является альбом А. Прахова, посвященный петербургской выставке предметов искусства 1904 г. По имеющимся на ней клеймам Прахов определил табакерку как произведение французского ювелира Жана Жоржа 1749-1750 гг. Знаком этих лет для парижских серебряных изделий была буква i под короной. Однако данная датировка не соответствует времени деятельности ювелира, получившего звание мастера лишь в 1752 г. При внимательном рассмотрении табакерки в клейме под короной была обнаружена не буква i, как считал Прахов, a R, являющаяся годовым знаком 1757-1758 гг. Это позволяет передатировать произведение...
Скачать статью полностью в формате PDF (1,0 Мб) >>
12. Г.А. Маркова. О влиянии рисунков и гравюр Альбрехта Дюрера на формы и декор немецкого художественного серебра
Живописец, гравер, рисовальщик, теоретик искусства, удивительно разносторонний художник - Дюрер одновременно работал во многих областях искусства. Его деятельность оказала решительное влияние на все художественное творчество и художественное производство Германии эпохи Возрождения. Существен вклад Альбрехта Дюрера в немецкое декоративное и прикладное искусство, в том числе в одну из главных его отраслей - золотое и серебряное дело...
Скачать статью полностью в формате PDF (1,6 Мб) >>
13. Л. П. Кириллова. К атрибуции экипажа французской работы XVIII века
В настоящей статье предлагаются некоторые уточнения атрибуции одной из карет XVIII в. собрания Государственной Оружейной палаты...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>
14. В. И. Маркова. Гобелены из серии "История Дон Кихота» в собрании Оружейной палаты
В Оружейной палате хранится восемьдесят шпалерных ковров. Среди них шесть гобеленов - произведений Парижской мануфактуры королевской меблировки, известной больше под названием Гобеленовой мануфактуры (по имени первого владельца помещений, где она находилась). В наши дни каждый гобелен - большая редкость, а наличие группы ковров из одной и той же серии еще более увеличивает их значимость. Принадлежащие Оружейной палате четыре гобелена XVIII в. из серии "История Дон Кихота" по картинам Шарля Антуана Куапеля (1694-1752 гг.) представляют значительный интерес. В XVIII столетии эта серия по декоративной выразительности, композиции, цвету, технике исполнения считалась лучшей среди всех произведений мануфактуры...
Скачать статью полностью в формате PDF (1,0 Мб) >>
15. И. Менцхаузен (Дрезден). Старинные европейские коллекции (сравнительный анализ)
Около 425 лет назад, в 1547 году, впервые была упомянута Московская Оружейная палата. Однако академик Б.А. Рыбаков предполагает, что она была основана уже в 1511 году в связи с учреждением службы великокняжеского хранителя оружия. Несмотря на абсолютную уникальность этого собрания, как по объему, так и по характеру, представляется целесообразным сопоставить его с другими европейскими коллекциями, возникшими в тот же исторический период...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>
16. В. Г. Брюсова. Назарий Истомин (материалы к биографии)
Назарий Истомин, видный иконописец первой половины XVII в., начинает свою творческую деятельность как художник строгановской школы, а в 20-х гг. становится одним из ведущих государственных мастеров. Первый период его творчества представлен группой подписных произведений, второй нашел отражение в документах иконного цеха Патриаршего приказа и Оружейной палаты...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>
17. А.М. Мишукова, И.А. Родимцева. О научно-реставрационной деятельности Федора Яковлевича Мишукова в Государственной Оружейной палате
Имя Федора Яковлевича Мишукова - исследователя, художника, реставратора и педагога, связано с самыми истоками советского музейного и реставрационного дела, наряду с именами таких выдающихся деятелей русской культуры, как Игорь Эммануилович Грабарь и Алексей Викторович Щусев. Оно неотделимо от одной из самых сложных и вместе с тем самых ярких страниц в истории советского музееведения - периода становления Государственной Оружейной палаты как советского музея...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>
18. Л. А. Харламова. Научно-популяризаторская работа в Музеях Московского Кремля в 1960-1974 гг.
В апреле 1960 года Государственные Музеи Московского Кремля были переданы в ведение Министерства культуры СССР. В связи с этим их деятельность перестроилась, был создан Отдел научной пропаганды. В задачу Отдела входит популяризация богатейших художественных, собраний Московского Кремля и его памятников, в которых ярко и образно нашла свое отражение многовековая история нашей страны. Рассказ о создании выдающихся произведений мастеров прошлого имеет не только познавательное, но и важное воспитательное значение. Главная цель лекций, экскурсий, бесед, проводимых научными сотрудниками,- пробуждать у слушателей высокие патриотические чувства, любовь к бесценному историческому и художественному наследию. Анализ памятников искусства основывается на принципах марксистско-ленинской эстетики, использует достижения советской исторической науки, научного атеизма. Работа в стенах Московского Кремля требует от сотрудников особой ответственности, высокой профессиональной подготовки...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>
19. Хроника. Экспозиции и выставки (1962-1974 гг.). Частичная реэкспозиция Оружейной палаты
Зал № 6, - раздел "Государственные регалии" (автор Чернуха Э.П., художник Перельман А. М.). 1966 - 1972 гг.
Зал № 2, разделы "Драгоценный камень в русском ювелирном искусстве"; "Московская эмаль XVII в." (авторы Донова К.В., Писарская Л.В., художник Перельман А. М.); "Наградные ковши" (автор Писарская Л. В., художник Перельман А. М.). 1967 г. ...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>
20. Памяти Н.В. Гордеева (1905-1973 гг)
Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>