Материалы и исследования. Выпуск IIIГосударственные музеи
Московского Кремля

Материалы и исследования
Выпуск III

Искусство Москвы периода формирования Русского централизованного государства

Москва, "Искусство", 1980

 

 

 Титульный лист, редакционная коллегия, содержание, список сокращений

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

 1. В.А. Кучкин. Первые каменные постройки в кремлевском Чудовом монастыре

В 1365 году в северо-восточной части Московского Кремля митрополитом Алексеем была заложена каменная церковь Чуда архангела Михаила в Хонях. В тот год на Руси свирепствовало «моровое поветрие», и возможно, что митрополит Алексей поставил новую церковь по какому-то обету. Иногда полагают, что ей предшествовал деревянный храм, однако данных для такого заключения нет. По-видимому, сразу был возведен каменный собор. Церковь была «почата и кончана и священа» в одно лето3. Это свидетельство летописца показывает, что в XIV веке соборный храм основанного в этом месте Чудова монастыря был весьма скромным по своим размерам...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

 2. Б.Н. Флоря. Русские посольства в Италию и начало строительства Московского Кремля

История строительства Кремля при Иване III в основных своих моментах была хорошо известна уже исследователям прошлого столетия. Составители московских великокняжеских сводов отметили время окончания строительства основных участков кремлевской стены и башен, а также имена руководивших строительством мастеров. И все же с самым начальным моментом строительства связан целый ряд вопросов, которые до сих пор остаются неясными...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

 3. В.Д. Черный. Архитектурные сооружения Московского Кремля в Лицевом летописном своде XVI века

Лицевой летописный свод XVI века как исторический источник был открыт известным советским ученым А.В. Арциховским сравнительно недавно, хотя изучение этого памятника продолжается уже два столетия. В своей работе «Древнерусские миниатюры как исторический источник» А.В. Арциховский, убедительно доказав реальность изображенных там предметов материальной культуры, тем не менее скептически отнесся к изображениям архитектуры, считая, что в миниатюрах найти «реальные виды древнего Новгорода или древней Москвы нельзя». Исключения, по его мнению, составляют рисунки крепостных сооружений Кремля и наиболее известных культовых построек...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

 4. А.В. Воробьев. Реконструкция Кутафьи-башни

Начиная с 1973 года в Московском Кремле проводятся комплексные реставрационные работы, призванные обеспечить максимально длительное сохранение его памятников. Составлению единого проекта реставрации и реконструкции кремлевских сооружений предшествует их всестороннее изучение...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,9 Мб) >>

 5. О.В. Зонова. Вновь открытая икона «Сергий Радонежский» из Успенского собора Московского Кремля

В 1972 году реставратором Г.С. Батхелем было закончено раскрытие иконы «Сергий Радонежский в житии» из Успенского собора (табл. 2). В 1972—1973 годах икона была показана на выставке «Реставрация произведений искусства в Государственных музеях Московского Кремля». Теперь она экспонируется в Успенском соборе...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>

 6. Н.А. Маясова. Памятник шитья московской великокняжеской светлицы XV века

В Государственных музеях Московского Кремля хранится небольшая шитая пелена, поступившая сюда в 20-х годах нашего столетия из Государственного музейного фонда. На среднике пелены по палевой камке вышито изображение Богоматери Одигитрии, на широких каймах синей камки — изображение тринадцати поясных фигур (табл. 3)...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,9 Мб) >>

 7. В.Н. Меркелова. К реконструкции фасадов Архангельского собора

Один из выдающихся памятников древнерусского зодчества — Архангельский собор Московского Кремля, возведенный венецианским зодчим Алевизом Новым в 1505—1508 годах, — не избежал участи многих древних сооружений, дойдя до нас с утратами и наслоениями, значительно исказившими его первоначальный облик (илл. 1)...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,9 Мб) >>

 8. Е.С. Сизов. О некоторых изначальных чертах интерьера Архангельского собора

Архитектуре кремлевского Архангельского собора, некрополя московских великих и удельных князей, сооруженного по проекту итальянского зодчего Алевиза Нового в 1505—1508 годах, посвящены специальные исследования. Основное внимание в них уделяется конструктивным особенностям памятника и его наружной декорации. Конкретные черты интерьера, связанные как с местными, так и с венецианскими традициями, выявлены в последнее время в обстоятельном исследовании С.С. Подъяпольского. Тем не менее первоначальная организация интерьера собора остается недостаточно изученной. Под организацией интерьера мы понимаем не только архитектуру собора, но и убранство храма-усыпальницы...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,3 Мб) >>

 9. Г.С. Соколова. К вопросу о первоначальной росписи галереи Благовещенского собора Московского Кремля

Как известно, центральная часть Благовещенского собора была расписана в 1508 году сыном известного художника Дионисия — Феодосией «с братией»; что касается фресок галерей собора, то их принято относить к 60-м годам XVI века. Стенопись эта в течение последующих столетий подвергалась многочисленным поновлениям и искажениям. Достаточно заметить, что только в XIX веке она трижды прописывалась маслом. В 1882 году для «промывки и заправки» фресок Благовещенского собора дворцовым архитектором Шохиным был приглашен академик живописи Виктор Дормидонтович Фартусов. Исследуя стенопись собора, последний в целом ряде мест усмотрел под облупившимся слоем позднейших красок «признаки древних первоначальных расписаний». С разрешения начальника дворцовой конторы Фартусов решил очистить до этого первоначального слоя весь плафон среднего купола. Сняв несколько слоев красок разного времени, он открыл изображение Спасителя (илл. 1) высокохудожественной работы, которое приписал «по строгости рисунка, по мягкости письма, изящно-художественным формам, нежности и правильности складок» кисти Андрея Рублева. «Заправка же первоначального колера (т. е. колера Андрея Рублева.— Г.С.) принадлежит, по мнению Фартусова, ко времени великого князя Василия Ивановича», то есть к 1508 году, после того, как собор перестраивался в 1482 году при великом князе Иване III...

Скачать статью полностью в формате PDF (2,0 Мб) >>

 10. Э.П. Саликова. Настенные росписи церкви Ризоположения

Церковь Ризоположения Московского Кремля (илл. 1, 2), построенная в 1485 году, была домовой церковью русского митрополита и входила в комплекс митрополичьего двора. Возведена церковь в период невиданного ранее на Москве грандиознейшего строительства в Кремле, вызванного возросшим значением Русского государства, только что сбросившего многовековое татарское иго. Строители церкви — псковские мастера, приглашенные в Москву для выяснения причин катастрофы Успенского собора и одновременно с митрополичьей построившие в Кремле великокняжескую церковь Благовещения...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,7 Мб) >>

 11. Т.Б. Ухова. О характере преломления итальянских орнаментальных образов в русской рукописной практике

Проблема русско-итальянских связей в книжной орнаментике Древней Руси конца XV — начала XVI века, периода весьма знаменательного в истории русской культуры, давно уже привлекает внимание исследователей. На твердую почву сравнительного анализа конкретных орнаментальных форм изыскания в этой области поставлены были Н.П. Киселевым в середине 50-х годов текущего столетия. Е.В. Зацепина много лет жизни отдала тщательному изучению обширного и весьма разнохарактерного в своих формах орнаментального материала, выявляя его генезис. Е.Л. Немировский, осмысляя и уточняя выводы названных авторов в интересах изучения истоков орнаментальной ксилографии московских первопечатных изданий, привлек к сравнительному сопоставлению форм композиции, которые до него оставались вне поля зрения исследователей русской рукописной и печатной книги. Он же предложил весьма интересный свод сведений о тех исторических деятелях, чье общественное положение и личные свойства сделали их заметными представителями книжной культуры эпохи и чья заинтересованность могла оказать серьезное влияние на поиск новых путей в орнаментальном убранстве книги. К исследованию одного из центральных памятников группы рукописей, изученных Е.В. Зацепиной и Е.Л. Немировским,— «Толковых книг 16 пророков» — вернулись В.А. Кучкин и Г.В. Попов, которым удалось прочесть полустертую надпись с именем заказчика этого списка. Подвергнув критике некоторые выводы Е.В. Зацепиной, Г.В. Попов предложил свой анализ художественной природы миниатюр и орнамента рукописи, а также сходных композиций других памятников группы. В.А. Кучкин дополнил анализ Г.В. Попова интересным историческим изысканием, раскрывшим личность и социальную среду заказчика «Книги пророков» дьяка Василия Мамырева. Наконец, наши представления об орнаментальном творчестве русских мастеров в период, предшествующий началу московского книгопечатания, значительно обогатились благодаря находкам Е.Л. Немировского, обнаружившего в «Уваровском Четвероевангелии» оттиск медной гравюры, и Т.В. Диановой, которая обратила внимание на рукописные воспроизведения этого гравированного узора...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

 12. ПАМЯТИ И. И. ЦВЕТКОВА (1905—1975)

3 ноября 1975 года умер Иван Ильич Цветков, который более десяти лет возглавлял Государственные музеи Московского Кремля...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

 13. ПАМЯТИ Н. Г. НЕМИРОВА (1919—1976)

19 июня 1976 года безвременно, в возрасте 57 лет, ушел из жизни директор Государственных музеев Московского Кремля Николай Григорьевич Немиров...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

 14. Summary

V.A. KUCHKIN. THE FIRST STONE BUILDINGS IN THE KREMLIN'S MONASTERY OF THE MIRACLE

This work chronicles the development of the Miracle Monastery's architectural ensemble. Particular attention is devoted to the dating of each edifice...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

 15. Resume

V.A. KOUTCHKINE. LES PREMIERS EDIFICES DE PIERRE DU COUVENT DU MIRACLE AU KREMLIN

Le present article est consacre a 1'edification architecturale du cou-vent du miracle. Voici la chronologie des faits:...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

 16. Zusammenfassung

W. KUTSCHKIN. DIE ERSTEN STEINBAUTEN DES TSCHUDOW-KLOSTERS IM KREML

Die vorliegende Schrift behandelt die Herausbildung des Bauensembles des Tschudow-Klosters, und die chronologische Reihenfolge seiner Entstehung wird prazisiert...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

 

вверх