Новые АтрибуцииГосударственные музеи
Московского Кремля

Материалы и исследования
Выпуск V

Новые атрибуции

Москва, "Искусство", 1987

 

 

Титульный лист, редакционная коллегия, содержание, список сокращений

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

1. Л.А. Щенникова. Запрестольная икона Успенского собора с изображением "Богоматери корсунской"

Запрестольная выносная икона Успенского собора Московского Кремля с образом благословляющего Христа Вседержителя на лицевой стороне и Богоматери с младенцем на оборотной принадлежит к числу малоизученных памятников древней иконописи (ил. 1). Видимо, из-за недостаточной сохранности живописи она еще не была предметом специального исследования. Краткие замечания об изображении Богоматери встречаются в работах 1920-х гг. Так, А.И. Анисимов первый увидел в иконе византийский памятник "эпохи переходной к XIV веку". У И. Э. Грабаря мы находим замечание об исполнении иконы "если не византийцем, то суздальцем". В каталоге "Памятники византийского искусства V-XV веков в Государственной Оружейной палате" повторена датировка А.И. Анисимова. В каталоге "Искусство Византии в собраниях СССР" икона отнесена к византийской живописи конца XIII в...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>

2. Н.А. Маясова. Памятники шитья с именем Геннадия

В Музеях Кремля хранится сударь с композицией "Се агнец". Под изображением на среднике сударя золотной нитью полууставом в две строки вышита надпись: "ЛЕТ 7019 [1511 г. — Н.М.] МЦА ИЮНА СРЯЖЕН СЕИ СУДАРЬ ПРИ ВЕЛИ//КОМЪ КНЗИ ВАСИЛИИ ИВАНОВИЧИ ВСЕЯ РУСИ СОРУЖЕНИЕМ ГЕНАДИА" (ил. 1). То же имя значится во вкладной надписи, шитой золотом по кайме хоругви с изображением Рождества Богородицы, хранящейся во Владимиро-Суздальском музее: "СОРУЖНИЕ ЯЕТ 7020 [1512 г. - Н. М.] // ЕНАДИЕ" (ил. 2)...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

3. И.А. Бобровницкая. Два памятника русского ювелирного искусства XV века

В обширных музейных собраниях нашей страны изделия русского ювелирного искусства, датируемые XV в., встречаются не часто. Поэтому каждый сохранившийся памятник представляет большой интерес для исследователя. Такими редкими произведениями являются и серебряные кадила из коллекции Музеев Кремля, которым посвящена настоящая статья...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,7 Мб) >>

4. О.А. Белоброва. Латинская надпись на фроловских воротах московского кремля и ее судьба в древнерусской письменности

Среди нелетописных источников, отразивших участие итальянских зодчих в строительстве Московского Кремля, особое место занимают редкие эпиграфические памятники. Это резные надписи на каменных плитах, укрепленных над проездной частью бывших Фроловских ворот нынешней Спасской башни Кремля, одна на русском, другая на латинском языке. Обе эти надписи давно введены в научный оборот и неоднократно публиковались, хотя их воспроизведения нельзя признать сколько-нибудь удовлетворительными. Известны издания транскрибированного текста надписей в середине XIX в. в труде И.М. Снегирева, в начале XX в. - в книге С.П. Бартенева, в статьях К.А. Хрептовича-Бутенева и А.В. Орешникова, В.К. Трутовского. В советский период оба текста были включены в "Библиографию русских надписей" академика А.С. Орлова; наиболее точная передача транскрибированного текста содержится в известном своде В.Б. Гиршберга, а также в книге Е.В. Федоровой...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

5. И.М. Соколова. Резная икона "Снятие со креста"

Резная икона "Снятие со креста" - один из выдающихся памятников древнерусской пластики в коллекции Музеев Кремля (ил. 1). Она не раз публиковалась, в 1973 г. была экспонирована на выставке русской деревянной скульптуры в Париже, однако до сих пор не имеет обоснованной атрибуции и датировки. Этим вопросам и посвящена настоящая работа...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

6. В.Д. Черный. Некоторые особенности обозначения исторической среды в миниатюрах лицевого летописного свода XVI века (география, топография, архитектура)

Для летописей, к которым в период средневековья относились как к «политическим документам», проблема исторической достоверности имела особый смысл. В лицевых летописях в силу их своеобразия - сочетания письменного и "живописного повествования" - историческая среда и сами события обретают конкретные очертания. Причем в обозначении исторической среды миниатюра обладает большими возможностями, чем текст. Если в тексте, как правило, только называется место, где происходят события, то в миниатюре должно быть изображено, как оно выглядело...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

7. М.П. Кудрявцев. Проект царских палат кремля в аксонометрическом чертеже XVII века

Для изучения различных этапов развития и совершенствования архитектурного ансамбля Кремля необходимо постоянно возвращаться и к самим сохранившимся древним зданиям и к документам, касающимся их. Особый интерес представляют древние планы XVI - XVII вв., одному из которых посвящена статья. Это известный аксонометрический план Кремля под названием «Кремлена Градъ», который датируется в настоящее время началом XVII в. (ил. 1)...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>

8. И. И. Вишневская. Группа предметов парадного конского убранства иранской работы XVI - XVII веков из собрания Музеев Кремля

В собрании Государственных музеев Московского Кремля хранится небольшая коллекция предметов парадного конского убранства иранской работы XVI - XVII вв. - два седла, две оголови и паперсть (нагрудная часть конского убора). Седла и одна из оголовей уже были объектами внимания исследователей, вторая оголовь ранее не публиковалась...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

9. Л. П. Кириллова. Новая атрибуция двух маленьких экипажей конца XVII века

В статье предлагается новая атрибуция двух маленьких экипажей, находящихся в экспозиции Оружейной палаты. Один из них зимний, другой летний. Подобные экипажи XVII в. вообще очень редки, их нет ни в одном другом музее нашей страны. Зимний экипаж сохраняет древнюю традиционную форму (ил. 1). Кузов его, обтянутый красной кожей, имеет строгий и четкий силуэт, прямолинейные очертания. У летнего экипажа кузов, обитый серо-голубой кожей, суживается книзу, передняя и задняя стенки изогнуты в нижней части (ил. 2). В художественном оформлении обоих возков использованы различные приемы украшения. Обивку их покрывает тисненый рельефный позолоченный узор из крупных цветов и плодов, переплетающихся стеблей и листьев. В орнаментальную композицию введены изображения животных, орлов, экзотических птиц и грациозных фигурок путти. В характере узора обивки экипажей (и в форме летней каретки) сказались особенности стиля барокко. Кузовы возков орнаментированы также мелкими и крупными медными «пупчатыми» гвоздиками. В окна вставлена слюда, скрепленная узкими полосками олова, украшенными оловянными гвоздиками с декоративными шляпками и ажурными накладками в виде звездочек и двуглавых орлов, создающими впечатление кружева (ил. 3). Декоративное убранство дополняет внутренняя обивка из алой тафты, которая при солнечном освещении создает радужную игру бликов. Колеса и полозья возков окрашены суриком...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

10. А.В. Гращенков. Две мемориальные плиты из древних монастырей Московского Кремля

Во время разборки ранее не исследовавшегося фонда архитектурных деталей Государственных музеев Московского Кремля в числе прочих находок наше внимание привлекли две белокаменные мемориальные плиты с надписями конца XVII в. и начала XVIII в...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

11. И.Д. Костина. Ранние произведения серебряника Якова Семенова Масленникова

В коллекции русского серебра XVIII в. Музеев Кремля находятся пять произведений, отмеченных именным клеймом с буквами "ЯСМ" в шестиугольнике (ил. 1). Это овальное блюдо 1748 г. с кувшином-рукомоем, стакан 1749 г., невысокий напольный подсвечник с неясной последней цифрой в годовом клейме 1740-х гг. и сахарница 1749 г. с несохранившейся крышкой...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

12. A.M. Терехова. Новое о мануфактуре серебряного дела Василия Матвеева Кункина

Факт появления в Москве мануфактуры золотого и серебряного дела, организованной в середине XVIII в. купцом первой гильдии Василием Матвеевичем Кункиным, отметила в 1947 г. Т.Г. Гольдберг. Использованный в статье интересный архивный материал позволил автору рассмотреть причины возникновения мануфактуры и некоторые моменты ее развития, а также дать анализ отдельных юридических аспектов взаимоотношений между мануфактурой Кункина, Серебряным цехом и Серебряным рядом в Москве. При этом автор отмечал, что новые сведения, почерпнутые в архивных документах, не могут быть подтверждены вещевым материалом. Дело в том, что Т.Г. Гольдберг не было известно именное клеймо В.М. Кункина, а следовательно, и изделия его мануфактуры. Клеймо В.М. Кункина впервые было опубликовано в 1967 г. коллективом авторов в книге "Русское золотое и серебряное дело XV - XX веков", в разделе "Указатель клейм"...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

13. Н.С. Владимирская. Художественная керамика XVIII века из Алевизова рва на Красной площади

В 1977 г. во время земляных работ на Васильевском спуске Красной площади, в 50 ж к северу от Москворецкой башни, где проходил Алевизов ров, был вскрыт мощный пласт отходов и полуфабрикатов керамической продукции XVIII в., указывающих на существование в непосредственной близости к Московскому Кремлю крупного центра гончарного производства. По техническим причинам изучить стратиграфию грунтов на участке работ не удалось, были изъяты лишь отдельные образцы керамических изделий - посуда, светильники, игрушки, статуэтки, - отобранные из завала производственных отходов...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

14. T.М. Соколова, К.А. Орлова. Карточный столик с набором

Во многих музеях Советского Союза хранятся образцы русской наборной мебели середины XVIII - начала XIX в. Обычно они украшены геометрическим и растительным орнаментом, набранным различными породами дерева...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

15. Л.М. Фролова. Настольное украшение олимпийского сервиза

Создание специального праздничного декора банкетного стола в западноевропейском прикладном искусстве занимает особое место и связано с детально разработанной еще в начале XVIII столетия церемонией обедов, приемов, банкетов. На протяжении XVIII в. украшение стола проходит эволюцию от отдельных случайных предметов до больших групп, насчитывающих подчас несколько сот предметов. Наиболее интересные решения настольного украшения представлены в искусстве стиля классицизм во Франции XIX в. В выдумке состязались серебряники, мастера бронзового и фарфорового дела, мраморщики...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

16. Памяти А.М. Тереховой (1938-1985).

С глубокой скорбью коллектив Государственных музеев Московского Кремля проводил в последний путь одного из лучших своих специалистов - Аллу Михайловну Терехову. Недолгий жизненный путь ее был неразрывно связан с Оружейной палатой, изучению, хранению и популяризации памятников которой она отдала много сил и любви...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>

вверх