Государственный историко-культурный
музей-заповедник "Московский Кремль"
Материалы и исследования
Выпуск IX
Декоративно-прикладное искусство
Москва, 1993
Титульный лист, редакционная коллегия, содержание, список сокращений
Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>
1. И.А. Стерлигова. "Потир Юрия Долгорукого" из Оружейной палаты Московского Кремля
Слова В.Н. Лазарева о необходимости "положить конец бесплодным и нудным разговорам об "автохтонности", "самозарождении" древнерусской культуры и, наконец, всерьез заняться изучением ее реальных истоков и широких международных связей" и сегодня как нельзя лучше определяют задачу, стоящую перед исследователями малых форм русского домонгольского искусства, в частности, художественного металла. Памятники эти при всей, казалось бы, широкой известности, изучены совершенно недостаточно. Среди них и так называемый "Потир Юрия Долгорукого" из Оружейной палаты Московского Кремля...
Скачать статью полностью в формате PDF (2,7 Мб) >>
2. Ю.А. Осипов. Эмалевые дробницы саккоса митрополита Алексея
Исследователям древнерусской культуры хорошо известен памятник, хранившийся в Патриаршей ризнице, затем в Чудовом монастыре, а в наше время занимающий достойное место в экспозиции Оружейной палаты Московского Кремля, - саккос митрополита Алексея (1354-1378). Не раз отмечалось стилевое единство всех изобразительных элементов памятника, вместе с тем оставались открытыми вопросы, касающиеся точной датировки и иконографии дробниц, украшающих саккос (ил. 1). Одно из первых упоминаний о саккосе мы находим в "Указателе Патриаршей ризницы" второй половины XIX в.: "В лето 1364 года сделан был сей саккос на память святого мученика Димитрия, повелением митрополита Московского и Всея Руси Чудотворца Алексия, шит по таусиной камке, кресты и углы с золотом, меж их дробницы серебряные чеканные, позолоченные, оплечье и зарукавье и подольник низан жемчугом мелким, а на сторонах вышиты слова летописи, подложен тафтою зеленою, восемь пуговиц серебряных"...
Скачать статью полностью в формате PDF (2,3 Мб) >>
3. Е.В. Шакурова. К вопросу об атрибуции оклада напрестольного Евангелия последней четверти XVII века
В области практического изучения богатейшего наследия русской художественной культуры XVII в. проблема атрибуции произведений древнерусского прикладного искусства является весьма сложной и многоаспектной. Она включает в себя не только определение места и времени создания того или иного памятника, исследование его стилистических и художественных особенностей, но и выявление имен создателей. Следует отметить, что творчество мастеров-серебряников пока не привлекло к себе в должной мере внимания специалистов.
Золотые и серебряные изделия XVII в., в отличие от более ранних памятников, часто имеют надписи с указанием имени вкладчика или владельца, даты создания и места первоначального нахождения. Как правило, эти надписи выполняют одновременно и декоративную функцию...
Скачать статью полностью в формате PDF (2,1 Мб) >>
4. И. Д. Костина. Московский серебряник Иван Семенов Щеткин и мастера его круга
Имена русских серебряников первой половины XVIII в. в большинстве случаев либо скрыты под именными клеймами в виде монограмм, либо встречаются в полном виде в архивных документах, но не идентифицированы с клеймами на изделиях. Расшифровка клейма мастера всегда требует большой осторожности. Для полной уверенности в ее правильности недостаточно простого совпадения букв монограммы с инициалами мастера, - как правило, необходимы дополнительные сведения и сопоставления. Выявлению имен группы не известных ранее мастеров-серебряников первой половины XVIII в. на основе сопоставления данных документальных источников с именными клеймами на изделиях и посвящена настоящая работа. Она основана на материалах датированного 1724 г. дела "О чистке золотой и серебряной посуды, находившейся в Казенной палате Московского Кремля, ко дню коронации Екатерины I". В этой работе приняли участие сорок золотарей (позолотчиков) и более двадцати серебряников...
Скачать статью полностью в формате PDF (2,0 Мб) >>
5. С.Я. Коварская. Изображение памятников архитектуры на серебряных изделиях XIX века из собрания Музеев Кремля
В Музеях Кремля хранится небольшая коллекция серебряных изделий XIX в., на которых запечатлен архитектурный облик Москвы, Петербурга и других русских городов. Это серебряные столовые сервизы, чайная и кофейная посуда, табакерки и ювелирные украшения...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>
6. Н.Э. Сиселина. Английское серебро эпохи Ренессанса в собрании Оружейной палаты. Состав и художественные особенности коллекции
В обширном собрании западноевропейского прикладного искусства, хранящемся в Оружейной палате, значительное место занимает крупнейшая в мире коллекция английского художественного серебра XVI-XVII вв., насчитывающая более ста предметов. Все они относятся к 1557-1663 гг. Подобного собрания нет даже в самой Англии, где почти все серебро этого времени погибло в 40-е гг. XVII в., во времена буржуазной революции и гражданской войны. Уникальность его состоит в разнообразии видов и форм изделий, отличающихся высоким художественным уровнем и выполненных в одном центре - Лондоне. Среди них есть единственные в своем роде произведения, поскольку большинство представленных в коллекции изделий являются дипломатическими дарами, привезенными английскими послами и торговыми агентами московским государям в XVI-XVII столетиях. Естественно, что в число даров включались только лучшие произведения мастеров серебряного дела...
Скачать статью полностью в формате PDF (1,0 Мб) >>
7. Г. А. Маркова. Античные мотивы в декоре английского серебра из коллекции Оружейной палаты
Современные историки искусства европейских серебряников все чаще и убежденнее заявляют в своих трудах и выступлениях о чрезвычайной важности изучения кремлевских коллекций художественного серебра. Совершенно очевидно это и в отношении уникального собрания английского серебра времени поздних Тюдоров - ранних Стюартов, хранящегося в Оружейной палате...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
8. Е.В. Тихомирова. Чешское огнестрельное оружие в собрании Музеев Кремля
Коллекция чешского огнестрельного оружия, хранящаяся в Музеях Кремля, имеет большое историко-художественное и культурное значение. В ее составе оружие, выполненное в период расцвета чешского оружейного производства в XVII - первой половине XVIII в. Собрание насчитывает девяносто два образца охотничьих ружей и пистолетов с кремневыми и колесцовыми замками различных систем, разнообразных форм и очертаний. Часть из них отражает поиски новых конструктивных усовершенствований. Это продукция основных оружейных центров Чехии - Праги и Карлсбада (Карлови Вари), а также предприятий в городах Теплице, Хебе, Лейтми-ритце (Литомиржеце), Хохене на Эльбе, Тешине. В собрании представлены изделия шестнадцати чешских мастеров, среди них произведения известных оружейников Западной Европы того времени - П. Позера, И. Деплана, Л. Бехера, династии Петеров и других...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,7 Мб) >>