Государственный историко-культурный
музей-заповедник "Московский Кремль"
Материалы и исследования
Выпуск XI
Русская художественная культура XV-XVI веков
Москва, 1998
Титульный лист, редакционная коллегия, содержание, список сокращений
Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
1. Архимандрит Макарий (Веретенников). Макарьевские соборы 1547 и 1549 годов и их значение
Канонизация святых - это радость Церкви о своих чадах, которые своими подвигами осуществили Евангельские идеалы и по своей кончине предстоят Престолу Творца Вседержителя. Молитвенное общение со святыми объединяет воедино Церковь земную и небесную.
Самое раннее упоминание о прославлении святых на Руси относится к Киевскому периоду. За два года до кончины преподобного Феодосия Печерского (f 1074) произошла канонизация блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба, в котором участвовал и сам преподобный игумен. В Лаврентьевской летописи подробно говорится об этом первом в истории Русской Церкви прославлении святых. Несомненно, перед этим тогдашний Киевский Митрополит Георгий обращался за благословением в Константинополь к Византийскому Патриарху Иоанну VIII (1064-1075). По крайней мере так поступил Митрополит Феогност (1328-1352) перед канонизацией Святителя Петра (f 1326), Митрополита Московского...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>
2. Ю.А. Пятницкий. Московский Кремль и греко-русские связи XVI-XVII веков
Московский Кремль занимает особое место в русской истории и культуре. В течение многих столетий он был политическим центром страны, резиденцией правителей Московского государства. В то же время Кремль - исторически сложившееся собрание памятников древнерусского, византийского, поствизантийского, западноевропейского и восточного искусства. Соборы и дворцовые молельни содержали наиболее чтимые святыни Русской земли, как в подлинниках, так и в точнейших списках. В Кремле хранилось значительное количество произведений византийского и поствизантийского (т.е. созданных уже после падения Константинополя в 1453 г.) искусства...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,9 Мб) >>
3. Л.А. Щенникова. "Владимирская" чудотворная икона в памятниках русской письменности XVI века
"Владимирская" икона Богоматери - одно из величайших творений византийского искусства начала XII в. - имеет совершенно особое значение для духовной жизни, истории и культуры России. Выдающиеся художественные особенности этой иконы, с предельной полнотой выражающие глубину духовного содержания образа, на протяжении многих веков оказывали сильнейшее влияние на русских художников, на сложение и развитие стиля древнерусской живописи. Столь же исключительное место занимает "Владимирская" икона и в судьбе нашего Отечества - как древнейший чудотворный образ, главная святыня, палладиум Русской Церкви и государственности...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,7 Мб) >>
4. Э.П. Саликова. Сложение иконографии иллюстрации кондака "Взбранной воеводе" в древнерусской живописи
В 626 г. к Акафисту Богородице - знаменитому произведению византийской гимнографии начала VI в., посвященному прославлению Богоматери и таинства воплощения, было написано новое вступление - кондак "Взбранной воеводе", который в русских богослужебных книгах и на иконах обозначался как кондак 1. В греческом оригинале это вступление представляет собой "победную песнь", в которой византийская столица благодарит Богоматерь за помощь в защите от врагов а также молит оградить ее от всех будущих бед. В древней синаксарной "Повести о неседальном", сопровождающей исполнение Акафиста в пятую неделю Великого поста, описывается легендарное чудо спасения Царьграда от осады персов и аваров в 626 г., как полагали византийцы, заступничеством Богоматери, и именно с ним связывается установление самой торжественной службы. Впоследствии к этой памяти были присоединены воспоминания о чудесном спасении византийской столицы от арабов при императоре Константине Погонате в 674-677 гг. и при императоре Льве Исавре в 717 г., когда по стенам города носили "честной крест" и чудотворную икону Богоматери Одигитрии...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,9 Мб) >>
5. Э.П. Саликова. Сложение иконографии "Похвала Богоматери" в русском искусстве XV-XVI веков
В XV в. в русской живописи наблюдается особый интерес к иллюстрированию богородичных гимнов. От этого времени до нас дошли такие композиции, как "Собор Богоматери", "О тебе радуется", "Похвала Богоматери". Развитию иконографии последнего сюжета и посвящается настоящая работа...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>
6. Н.В. Шмардина. Галицкая икона "Похвала Богоматери"
Среди открытий, сделанных украинскими реставраторами в последние два десятилетия, значительный интерес для исследователей средневекового искусства представляет икона "Похвала Богоматери", поступившая во Львовскую картинную галерею из Пятницкой церкви г. Буска на Львовщине. О ее относительной древности и почитании можно судить по пяти разновременным (с XVII по XX вв.) слоям записей, перемежаемым перелевкаской и прослойками темных олиф и лаков. После того, как в 1975 г. в реставрационной мастерской галереи было произведено удаление и частичное расслоение с переслоением на новую основу поздних записей, открылась живопись уникальной сохранности, тогда же ориентировочно датированная первой половиной XVI в...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>
7. Э.К. Гусева. Московские и смоленские иконы "Богоматери Одигитрии" и сложение общерусской иконографии "Одигитрии Смоленской" в XV - начале XVI века
Среди древнейших почитаемых на Руси богородичных икон одной из важнейшей считается "Одигитрия Смоленская". Ее ранняя история основывается на предании согласно которому икона была привезена на Русь в 1046 г. греческой царицей -Анной, дочерью императора Константина Порфирородного, выданной за черниговского князя Всеволода Ярославича. По наследству икона перешла к сыну Всеволода Владимиру Мономаху, который перенес святыню в Смоленск и поставил в главном Успенском соборе, построенном в 1101 г. Константинопольская тала известна под именем "Смоленской Одигитрии" образ "Смоленской Одигитрии" прославился в 1237 г. при нашествии Батыева войска. Это событие отражено в знаменитой "Повести о Меркурии Смоленском" дошедшей в большом числе списков (около 80). Текст Повести входит в состав Миней Четьих, ранние его списки датируются 1530-1550 гг. В составе макарьевских Великих Миней "Повесть" помещена в Успенском и Царском списке, существуют также и летописные редакции "Повести"...
Скачать статью полностью в формате PDF (1,7 Мб) >>
8. И.А. Журавлева. Образ Александра Свирского с житием и чудесами из Успенского собора Московского Кремля
В группе икон из Музеев Московского Кремля, переданных в 1971 г. реставраторам Всероссийского производственного научно-реставрационного комбината для проведения профилактических работ, была икона из Успенского собора, по документам ошибочно проходившая как "Николай Чудотворец" XIX в. Укрепив красочный слой иконы, реставратор Г.С. Батхель сделал пробное раскрытие части лика святого в среднике и одного клейма, которое позволило установить что на иконе изображен новгородский чудотворец Александр Свирский с многочисленными клеймами жития...
Скачать первую часть статьи в формате PDF (1,7 Мб) >>
Скачать вторую часть статьи в формате PDF (0,9 Мб) >>
9. Н.Ю. Маркина. О двух памятниках времени Ивана Грозного из Успенского собора Московского Кремля
Иконы времени Ивана Грозного, происходящие из соборов Московского Кремля, выделяются среди памятников других эпох особенно крупным размером, усложненностью содержания и стиля, чрезмерной насыщенностью изобразительными элементами. Эти произведения сохраняют в себе атмосферу придворного этикета, дух церемониальности. К ним следует отнести ряд икон из Благовещенского собора - "Богоматерь Тихвинская, со сценами чудес", "Четырехчастная", "Спас Смоленский", иконостасы верхних приделов собора; из Архангельского собора - "Благовещение Устюжское"; из Успенского - "Богоматерь Боголюбская с житием Зосимы и Савватия Соловецких", а также две парные иконы, которые в историографической традиции принято называть "Страсти Господни в евангельских притчах" и "Обновление храма Христа Бога нашего Воскресения". Двум последним и посвящена настоящая работа...
Скачать статью полностью в формате PDF (2,1 Мб) >>
10. Л.И. Лифшиц. Тема "Вход в дом Премудрости" в росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря
Ансамбль росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря не только один из наиболее полно сохранившихся, но и один из наиболее исследованных памятников древнерусской монументальной живописи. Большинство этих исследований, какой бы проблематики они ни касались: техники и технологии, истории и культуры эпохи Дионисия, иконографии и стилистики живописи методов реставрации, происхождения пигментов и проч. - отличаются высоко профессиональным уровнем...
Скачать статью полностью в формате PDF (1,3 Мб) >>
11. Т.С. Борисова. Евангелие Иоанна Ульянова (к вопросу о происхождении орнамента старопечатного типа)
Мотивы, которые характерны для орнамента старопечатного типа, в декоре Евангелия (БАН, Арх., 1209), происходящего из Антониево - Сийского монастыря и являющегося вкладом Иоанна Ульянова, были отмечены впервые А.Н. Свириным. Исследователь датировал рукопись началом XVI в. Он также определил сходство отмеченных орнаментальных мотивов двух заставок Евангелия и композиции одной из них (л. 11, 218) и заставок Книги пророков, созданной в Москве в 1489. (РГБ, ф. 173, № 20, л. 36, 72), и Слов Григория Богослова (РГБ, ф. 304, , л. 112, 288), датированных им началом XVI в. Это позволило автору предположительно к Москве отнести и Евангелие Иоанна Ульянова...
Скачать статью полностью в формате PDF (1,6 Мб) >>
12. А. Л. Баталов. О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове относится к таким памятникам московского каменного зодчества XVI столетия, история которых, не смотря на многолетний интерес ученых, продолжает таить немало загадок и противоречий. На протяжении почти всего существования нашей науки храм пользовался неизменным вниманием исследователей. Это объясняется тем, что он занимает особое место в сложившейся еще в первых работах по истории московского зодчества концепции одной из линий развития архитектуры XVI в., приведшей к созданию собора Покрова на Рву. Концепция сложения типа многопридельного храма была построена на принципе эволюционного развития, сформулированном еще Ф.И. Буслаевым: "Откуда бы ни взялся башенный стиль Василия Блаженного, стиль этот должен был выработаться у нас исторически, последовательного". С 1860-х гг. по наши дни исследователи часто руководствуются убеждением м, что, во-первых, все изменения, происходившие не только в декоре, но и в объемно-пространственной композиции, заложены в первоначальной основе; во-вторых, развитие происходит постепенно, путем эволюции, при наличии промежуточных форм; в-третьих, это эволюция от простейших и рациональных форм к сложным и декоративным...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,9 Мб) >>
13. А.К. Левыкин. Оружейная палата в XVI столетии
Оружейная палата - один из известнейших в мире музеев, в собраниях которого хранятся уникальные памятники русского, западноевропейского, восточного ювелирного искусства, оружейного мастерства, ткани, иконы, государственные регалии России. Однако начальные страницы истории этой сокровищницы остаются неисследованными. Более того, до сих пор не существует единого мнения- чем же являлась Оружейная палата в XVI-XVII вв. Г.Л. Малицкий, автор одной из наиболее значительных работ, посвященных ее истории, рассматривал ружейную палату как часть государевой казны, ставшей основой будущего музея. По мнению И.Е. Забелина, Оружейная палата была настоящей академией художеств средневековой России. В схеме приказной системы России XVI-XVII вв., составленной А.К. Леонтьевым, палата оказалась в составе малозначительных военных приказов. Наиболее полно деятельность Оружейного приказа была представлена в работах Ю.В. Арсеньева. В статьях же Н.В. Гордеева и М.Н. Ларченко перед нами разворачивается деятельность палаты, прежде всего, как придворной оружейной мастерской...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,7 Мб) >>
14. Г.А. Маркова. Об употреблении европейского художественного серебра в Московской Руси XVI века
Вопрос об употреблении европейского художественного серебра может занять свое место как частный случай среди проблем взаимодействия русской культуры XV-XVI вв. с инокультурой. Хотя рассматривается явление как бы исключительно из сферы материальной, подразумевается, однако, и связь его с культурой духовной, потому что имеются в виду обязанные этому явлению расширение знаний о жизни и обычаях других народов, определенный обмен информацией, заключенной в самих предметах, развитие новых понятий и художественных вкусов. Известно ведь, что духовные ценности существуют в том или ином материализованном виде...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,7 Мб) >>
15. Список трудов Г.А.Марковой
Скачать полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
16. Список сокращений