Материалы и исследования. Выпуск XIXФедеральное государственное учреждение культуры
"Государственный историко-культурный
музей-заповедник "Московский Кремль"

Материалы и исследования
Выпуск XIX

Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры

Москва 2008

 

Титульный лист, содержание, от редакционной коллегии

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

1. А.М.ЛИДОВ. О константинопольском прототипе царского храма

Более ста лет назад выдающийся исследователь московской древности И.Е. Забелин прозорливо заметил: "Царский московский дворец в XVII столетии уподоблялся во многом своим древним идеалам — дворцам библейским и особенно константинопольскому, как более близкому по времени и по обычаям. Его великолепие изумляло современников, а многие из них, пораженные блеском золота и красок, богатством, торжественностью, несказанным сиянием и блистанием всего окружавшего, иногда видели даже более, чем было на самом деле". Наш предшественник, с его непосредственным переживанием исторического явления как живого целого, еще не раздробленного до уровня отдельных артефактов, выразил главное — указал на доминирующий образ-архетип, лежащий в основе замысла Московского Кремля. Он задумывался как некая пространственная икона и земное воплощение Небесного града, который, согласно древней традиции, состоял из священных дворцов и храмов, не только взаимосвязанных в единой структуре, но и трансформирующихся, естественно перетекающих один в другой. В этой глобальной идее справедливо искать истоки множества конкретных проектов, осуществленных в Кремле на протяжении столетий. Как кажется, мы всё еще стоим в начале большого и многообещающего пути, который в силу разных причин оказался невостребо-ванным в науке прошлого века...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,7 Мб) >>

2. А.С. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ. Традиции ктиторской иконографии в убранстве Благовещенского собора

Древняя византийская традиция вотивных, ктиторских и надгробных изображений, известная на Руси по крайней мере с XI в., претерпела серьезные изменения в русском искусстве позднего Средневековья. Анализ сохранившихся памятников позволяет говорить об отказе русских вкладчиков XVI—XVII столетий от портрета как свидетельства о заказе произведения и об ограничении его использования при оформлении погребения ктитора. Эта русская или, точнее, московская модель, принципиально отличающаяся от византийской традиции и от ситуации в других землях поствизантийского культурного пространства, реализовалась уже в 1502 г. во фресках Рождественского собора Ферапонтова монастыря. В ферапонтовском соборе классический ктиторский портрет, обычно отображавший молитву узкой группы лиц - заказчика или его семейства, - заменен ярким образом коллективного, "всемирного" моления человеческого рода...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,7 Мб) >>

3. В.М. СОРОКАТЫЙ. "Сердце царево в руце Божией": тема небесного заступничества государю в художественном убран стве Благовещенского собора при Иване IV

От времени царствования Ивана IV до нас дошло немало икон патронального ему Иоанна Предтечи. Их число сопоставимо с числом икон Алексея Человека Божия, небесного покровителя Алексея Михайловича Романова, оставшихся от долгого периода его правления. Очевидно, созданию произведений, в которых находила выражение тема Божьего благоволения государю, при первом русском царе стало уделяться несравненно больше внимания, чем когда-либо раньше. Особенно значительное место этой теме принадлежало в настенной живописи кремлевского Благовещенского собора и в иконах, созданных для него вскоре после венчания Ивана IV на царство, точнее - после пожара, опустошившего этот собор в июне 1547 г. Роль идеи богоустановленности власти московских великих князей и ее интерпретация в иконографической программе росписи данного храма подробно рассмотрена в литературе. Что касается икон из домового храма русских государей, то воплощение этой идеи находят обычно лишь в тех из них, на которых изображены великие князья и цари, а также соименные им святые. При такой оценке подобные иконы оказываются лишь дополнением иконостаса в его обычном составе...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

4. М.А. МАХАНЬКО. Росписи придела Василия Кесарийского в Благовещенском соборе и образ вселенского святителя в русском искусстве позднего Средневековья

Придел Василия Кесарийского (Великого) в Благовещенском соборе Московского Кремля до сих пор остается загадкой. Это касается как датировок и истории создания его убранства, так и символического значения придела в ансамбле великокняжеского и царского домового храма. Предметом данной работы стал житийный цикл святителя Василия Кесарийского (Великого) в диаконнике Благовещенского собора Московского Кремля, его программа, а также иконографические образцы композиций. Нам показалось необходимым сопоставить его с другими циклами Жития святого Василия Великого в русском искусстве XVI в., прежде всего в сохранившихся житийных иконах, большинство из которых еще не опубликованы и заслуживают специального исследования. Про-деланная работа, на наш взгляд, позволит не только представить своеобразие иконографической программы росписей придела, но и включить этот памятник в круг произведений, раскрывающих различные грани образа вселенского святителя и отца Церкви в культуре Московского царства...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,1 Мб) >>

5. В.Д. САРАБЬЯНОВ. Росписи середины XVI века в трапезной церкви Пафнутиева Боровского монастыря

Росписи трапезной церкви Пафнутиева Боровского монастыря сохранились в объеме двухэтажной северной паперти и в настоящее время полностью покрывают стены и своды ее интерьера. Однако, несмотря на свою древность и хорошую сохранность, этот небольшой ансамбль никогда не становился предметом специального исследования. Трапезная церковь Рождества Христова, возведенная в 1511 г., является едва ли не самым древним примером подобного рода сооружений, получивших широкое распространение в монастырском строительстве XVIв. Паперть имеет двухэтажную структуру. Нижний уровень, соответствующий цокольному этажу трапезной церкви, представляет собой крыльцо, которое состоит из двух западных ячеек, перекрытых крестовыми сводами, и лестничного подъема, ведущего на второй этаж. В свою очередь, второй этаж состоит из двух рядов ячеек (по четыре в каждом ряду), перекрытых крестовыми сводами и идущих по линии восток — запад вдоль фасада церкви (ил. 1). В северо-западном углу паперти, над крыльцом, расположен лестничный подъем на третий этаж, являвшийся, видимо, входом на колокольню или звонницу, которая, согласно реконструкции С.С. Подъяпольского, была надстроена над папертью в 1523 г., но в XVII столетии полностью перестроена. Паперть имела открытую аркаду, опирающуюся на тонкие изысканной формы восьмигранные колонны (ил. 2). Но в XVII в., при постройке новой высокой колокольни, открытые пролеты были заложены, и внешние колонны оказались окруженными поздней обкладкой, а паперть превратилась в закрытое двухэтажное помещение. Таким образом, «северная паперть, первоначально открытая в обоих ярусах, дошла до нас почти целиком, но она оказалась полностью скрытой снаружи, будучи включена в массив ныне существующей колокольни второй половины XVII в., и сейчас доступен для обозрения лишь ее интерьер»...

Скачать статью полностью в формате PDF (5,8 Мб) >>

6. А.И. ЯКОВЛЕВА. Праздничный ряд иконостаса Благовещенского собора: состав и происхождение

Иконы праздничного ряда, находящиеся в центральном иконостасе Благовещенского собора, по праву считаются жемчужиной кремлевской коллекции. Четырнадцать древних икон рублевской эпохи с изображением событий новозаветной истории - "Благовещение", "Рождество", "Сретение", "Крещение", "Преображение", "Воскрешение Лазаря", "Вход в Иерусалим", "Тайная вечеря", "Распятие", "Положение во гроб", "Сошествие во ад", "Вознесение", "Сошествие Святого Духа", "Успение Богоматери" (так они размещены в ныне существующем иконостасе 1894—1896 гг.) — представляют собой древнейший из сохранившихся праздничных чинов кремлевских соборов. Этот чин является более полным по составу сюжетов, чем распространенные "двунадесятые праздники"...

Скачать статью полностью в формате PDF (6,4 Мб) >>

7. Л.А. ЩЕННИКОВА. Почитание "Владимирской" и "Тихвинской" икон Богоматери в Московском Кремле в XVI столетии

В эпоху царя Ивана IV Васильевича и митрополитов Макария и Афанасия прославление древней святыни Русской земли — чудотворной иконы "Богоматерь Владимирская" (ил. 1) — получило значение важнейшего государственного дела, укрепляющего союз Церкви и царской власти, соединяющего имена и события давних лет и текущих дней в единое целое — идеальный образ Святой Руси. В этом глава Русской митрополии и государь следовали богоугодным деяниям своих предшественников и прародителей — митрополитов Киприана, Фотия и Варлаама, великих князей Василия I Дмитриевича и Василия III Ивановича, поновлявших и богато украшавших чудотворный образ...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,7 Мб) >>

8. Л.А. ЩЕННИКОВА. Иконы-пядницы "Богоматерь Владимирская" в Благовещенском и Успенском соборах: к истории почитания чудотворного образа в Московском Кремле

Создание списков чудотворных икон было связано с периодами их особого прославления. Первые "копии" святыни Владимиро-Суздальской земли — "Богоматери Владимирской" — появились после ее принесения в 1395 г. в Москву, когда по молитвам москвичей перед древним образом свершилось чудесное избавление города от нашествия Тамерлана (Темир-Аксака). В память об этом событии был установлен праздник в честь чудотворной иконы. Видимо, тогда "Богоматерь Владимирская", по благословению митрополита Киприана и усердию великого московского князя Василия Дмитриевича, была украшена. Через несколько лет древняя икона вновь оказалась во Владимире; здесь в 1410 г. она была "ограблена" воинами татарского царевича Талычи, "одравшими" ее золотой оклад. Пострадавшую икону вскоре принесли в Москву для поновления. Митрополит Фотий, находившийся во время нападения ордынцев во Владимире и чудом спасшийся от их преследования, в благодарность за свое спасение, а также по своему духовному долгу украсил "Богородицу Владимирскую" новым золотым окладом. Снятый с чудотворной иконы предшествующий золотой оклад (с "Деисусом" на верхнем поле), пострадавший от ограбления, перенесли на икону-список, созданную, по всей вероятности, именно для этой цели и поставленную в Успенском соборе Московского Кремля. На протяжении XV столетия древняя святыня пребывала то в Москве, то во Владимире. В периоды ее отсутствия в Успенских соборах Москвы и Владимира почитались заменявшие чудот-ворный оригинал точные списки "в меру и подобие": рублевский список — во Владимире, список в старом золотом окладе с "Деисусом — в Москве...

Скачать статью полностью в формате PDF (2,6 Мб) >>

9. Л.М. ВОРОНЦОВА. Списки икон Благовещенского собора в ризнице Троице-Сергиева монастыря

Предметом статьи является группа икон-пядниц в драгоценных окладах второй половины XVI столетия из собрания Троице-Сергиева монастыря, ис-токи иконографии которых восходят к древним памятникам Благовещенского собора Московского Кремля. До начала XVIII в. иконы находились в Троицком соборе монастыря, затем часть из них была перемещена в монастырскую ризницу. С 1920 г. иконы хранятся в Сергиево-Посадском государственном музее - заповеднике. В создании и поставлении этих драгоценных икон-пядниц именно в Троицком монастыре можно проследить определенную закономерность...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,7 Мб) >>

10. И.А. СТЕРЛИГОВА. Одежды святой иконы в Древней Руси (по описям Благовещенского собора и другим письменным источникам)

Изучение моленного образа как комплексного произведения литургичес-кого искусства — одна из важнейших задач современной медиевистики. Обращение к ней в связи с историей Благовещенского собора неслучайно: старейшие описи царского храма и связанной с ним царской образной палаты дают нам ценный материал для реконструкции убранства древнерусских икон. Большую, если не определяющую роль в нем играли различные пелены и покровы, шитые золотом, серебром и шелками. Византийские и ранние древнерусские тканые утвари икон практически не сохранились. Представление об их былом богатстве и разнообразии можно составить по изображениям поклонения иконам в средневековой живописи и письменным источникам, на которых, в основном, построена наша работа...

Скачать статью полностью в формате PDF (2,2 Мб) >>

11. Н.В. ЖИЛИНА. Коруна с иконы "Богоматерь Боголюбская" (стилистика и технология филиграни, назначение)

Золотая городчатая "коруна", происходящая из Благовещенского собора, в XII—XIII вв. входила в состав накладных украшений к иконе "Богоматерь Боголюбская" (ил. 1). Эта икона была уменьшенным списком известной иконы Богоматери из Боголюбова, созданной во Владимиро-Суздальской земле около 1158 г. (ныне в Княгинином монастыре г. Владимир). Есть основания полагать, что убор иконы, от которого в ризнице Благовещенского собора сохранились отдельные части, складывался во Владимиро - Суздальской земле и состоял из родовых реликвий владимирских князей. В число этих реликвий могли входить и детали княжеского убора...

Скачать статью полностью в формате PDF (2,0 Мб) >>

12. С.В. ЗВЕРЕВ. Золотые и позолоченные монеты — привески к почитаемым иконам в храмах Московского Кремля

Сохранившиеся описи и хозяйственные документы храмов и монастырей Московского Кремля среди различных ценных "прикладов" к почитаемым иконам упоминают золотые и позолоченные монеты. Эта область использования иностранных и русских монет до недавнего времени не привлекала внимания исследователей. Изучение сведений о золотых монетах во вкладных и кормовых книгах было начато И.В. Ширяковым. Он сделал важный вывод об индифферентном отношении Церкви к национальной принадлежности жертвуемых монет. Например, в начале XVII в. в Кирилло-Белозерском монастыре у иконы святого Кирилла в качестве привески отмечен "золотой болшой крестовой португалской". Основным изображением этой массивной золотой монеты был крупный латинский крест. И все же, несмотря на «крыж», монета несколько десятилетий оставалась привеской к одной из самых почитаемых икон монастыря...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

13. Е.А. МОРШАКОВА. О драгоценных мощевиках второй половины XV века из Благовещенского собора

Несмотря на длительную историю изучения домовой церкви московских правителей, многие мощевики, хранившиеся в ней, никогда не были предметом самостоятельного исследования. Хотя уже в XIX столетии в общих работах, посвященных Кремлю, уделялось особое внимание собранию святынь Благовещенского собора, а в вышедшем в 1911 г. первом издании, специально посвященном этому храму, его собрание мощей и святынь было оценено как крупнейшее в России. Начиная с середины ХХ столетия, некоторым мощевикам посвящали даже отдельные исследования. Однако эти особые священные предметы рассматривались или как исторические источники, или как произведения декоративно-прикладного искусства и художественного ремесла, и лишь в последние годы предпринимались попытки изучения этих памятников в связи с их назначением, использованием в церковной жизни русского Средневековья...

Скачать статью полностью в формате PDF (2,0 Мб) >>

14. С.Г. ЗЮЗЕВА. Ковчег с изображением святого Димитрия Солунского. Типология, иконография, стиль

В Музеях Московского Кремля хранится замечательное произведение позднесредневекового русского искусства — серебряный ковчег для мира святого Димитрия Солунского1, который является редким типом в серии реликвариев этого святого как по форме (овальной и выпуклой), так и по композиции на оборотной стороне (ил. 1, 2). Здесь в технике резьбы по металлу воспроизведены те художественные особенности пластики, рисунка, композиционного решения, которые известны по произведениям живописи, но слабо изучены в других видах искусства...

Скачать статью полностью в формате PDF (2,4 Мб) >>

15. С.П. ОРЛЕНКО. Водосвятная чаша из Благовещенского собора

Благовещенский собор в Московском Кремле изначально возводился как дворцовый храм. Статус домового храма московских государей оказывал огромное влияние на характер его убранства, богатство церковной казны и собрания священных реликвий, формируя уникальный комплекс памятников материальной и духовной культуры. Значимой частью церковной казны являются священные сосуды. На протяжении столетий единственным драгоценным сосудом для освящения воды в Благовещенском оставалась водосвятная чаша, ныне хранящаяся в собрании Музеев Московского Кремля (ил. 1)...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,3 Мб) >>

16. С.Г. ЗЮЗЕВА. Два благословенных креста из Благовещенского собора

В Музеях Московского Кремля хранятся еще не привлекавшие внимание исследователей два благословенных креста, выполненные в 1652—1654 гг. Это вклады царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны в приделы Благовещенского собора. Восьмиконечный серебряный крест 1652/1653 г. происходит из придела Собора Богоматери (ил. 1). С лицевой стороны на нем помещено Распятие с черепом Адама в подножии, по сторонам изображены четыре предстоящих — Богоматерь, Лонгин Сотник, Иоанн Богослов и Мария Магдалина, в верхнем перекрестье — два ангела. На рукояти вкладная надпись: ПОВЕЛЕНИЕМЪ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ВСЕА РУСИ САМОДЕРЖЦА И ЕВО БЛАГОВЕРНЫЕ ЦАРИЦЫ И ВЕЛИКИЕ КНЯГИНИ МАРЬИ ИЛЬИНИЧНЫ ЗДЕЛАН СЕИ КРЕСТЪ В СОБОРНУЮ ЦЕРКОВ БЛГО- ВЕЩЕНИЯ ПРЕСТВИ БОГОРОДИЦЫ ЧТО У ГОСУДАРЯ НА СЕНИ В ПРЕДЕЛ СОБОРА ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ЛЕТА 7161 1652/1653. На оборотной стороне креста резные надписи о вложенных мощах: МОЩИ СВЯТАГА ИОАННА АРХИЕПИСКОПА НОВГОРОЦКАГО / МОЩИ СВЯТАГА МОИСЕА АРХИЕПИСКОПА НОВГОРОДЦАГО / МОЩИ ПРЕПОДОБНАГО АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА НОВГОРОДЦКАГО / МОЩИ ПРЕПОДОБНАГО АЛЕКСАНДРА СВИРСКАГО / МОЩИ ПРЕПОДОБНАГО ЕФРЕМА НОВОТОРЖСКАГО...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

17. М.И. АНТЫПКО. Изображения на умбонах врат Благовещенского собора

Северные и западные врата ведут из галерей в основное пространство Благовещенского собора. Они украшены в технике золотой наводки: на железную основу с внешней стороны набита орнаментированная рама, образующая филенки, закрытые пластинами с изображениями. На пластинах представлены Благовещение, ветхозаветные пророчества о Боговоплощении и эллинские мудрецы. На западных вратах рама выполнена из плоских планок, а на северных — из валиков, причем стыки валиков закрыты круглыми бляшками — умбонами, на которых также имеются изображения, которые и станут предметом данной статьи...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,6 Мб) >>

18. А.Л. БАТАЛОВ. О датировке белокаменной резьбы на южной паперти и крыльце Благовещенского собора

В истории Благовещенского собора Московского Кремля существует немало проблем, являющихся предметом научной полемики на протяжении многих десятилетий его изучения. Одна из них связана с датировкой резных деталей южной галереи и южной паперти. Особенности белокаменной резьбы в южных помещениях Благовещенского собора ставят ее на особое место в истории итальянизирующего декора на Руси в XV-XVI вв. Отличаясь от памятников итальянской архитектурной декорации в Кремле, декоративные детали южной паперти и южного крыльца остаются достаточно локальным явлением в русской архитектуре концаXV - начала XVI в. Существующие представления об их датировке основаны на априорном убеждении исследователей в том, что резная итальянизирующая орнаментация связана исключительно с деятельностью итальянских архитекторов в Москве последней четверти XV - первой трети XVI в. В то же время, находки последних лет свидетельствуют о существовании итальянизирующей резьбы в архитектуре грозненского периода. Также известно, что традиции итальянского декора укореняются в этот период в книжном и декоративно-прикладном искусстве. В связи с этим создание реальной картины истории ренессансной орнаментации в русской архитектуре XVI в. приобретает особую актуальность. Однако решение этого вопроса осложняется из-за отсутствия датировок ключевых памятников. Так, достоверно известно, что ренессансная архитектурная керамика существует в грозненский период в Москве, где применяется при перестройке кремлевского великокняжеского дворца после пожара 1547 г., и в Старице, где занимает значительное место в формировании облика собора Бориса и Глеба (1558-1561). Уничтожение в разное время кремлевских палат и собора в Старице позволяют лишь фрагментарно судить об особенностях их архитектуры. Наибольшую полемическую заостренность вопрос о существовании итальянизирующей резьбы в середине - второй половине XVI столетия приобретает при обсуждении датировки памятников Александровой слободы. В связи с этим орнаментация южных помещений Благовещенского собора, составляющая значительный по составу сохранившийся ансамбль, приобретает значение ключевого памятника. Вопрос его датировки может иметь решающее значение для формирования представлений о развитии резного архитектурного декора в XVI столетии. Этим и определяется необходимость его выделения в качестве отдельной темы в изучении архитектуры Благовещенского собора...

Скачать статью полностью в формате PDF (3,8 Мб) >>

19. Г.С. ЕВДОКИМОВ. К истории построек Казенного двора в Московском Кремле

Как известно, на рубеже XV-XVI вв. в Московском Кремле были проведены большие строительные работы, значительно изменившие его внешний облик. На протяжении двух десятков лет по заказу Ивана III были сооружены кремлевские стены и башни, Благовещенский собор, несколько обширных корпусов Великокняжеского дворца, в том числе и Грановитая палата с сенями, Архангельский собор, церкви Рождества Иоанна Предтечи на Бору и Иоанна Лествичника "под колоколы". Начало этих грандиозных работ пришлось на середину 1480-х гг. В первую очередь были возведены имевшие наибольшее практическое значение постройки - кремлевские стены и башни и каменные здания для хранения Великокняжеской казны...

Скачать статью полностью в формате PDF (2,9 Мб) >>

20. М.Б. ПЛЮХАНОВА. Образы символического перемещения Церкви в Италии и России в XV веке

Зоя Палеолог, дочь последнего деспота Мореи Фомы и племянница пос-леднего византийского императора Константина, выехала на Русь для брака с русским властителем летом 1472 г. Отправление Зои-Софьи в Россию оказы-вается мало отраженным в итальянских письменных документах. Это, однако, следует связывать не с пренебрежительным отношением Римского престола, а с тем обстоятельством, что воспитатель Зои, идеолог этого брака и всей восточной политики Рима в то время — кардинал Виссарион, он же — патриарх Константинопольский — был вынужден уехать из Рима во Францию по делам организации крестового похода незадолго до обручения Софьи, в апреле 1471 г., так что речи, которые должны были бы прозвучать при обручении Софьи и ее отъезде, скорее всего, не были составлены. Неясное по содержанию, видимо, не вполне продуманное торжество, что-то вроде заочного обручения Софьи с русским государем, было устроено в соборе Святого Петра 1 июня 1472 г. Папа Сикст VI выделил ей значительное приданое и дал прощальную аудиенцию 21 июня 1472 г. Города Италии были призваны в папском бреве принимать ее с почестями и церемониями...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

21. Е.М. САЕНКОВА. "Крест царя Константина" в кремлевских богослужениях второй половины XVII - начала XVIII века

Долгожданная святыня, "Крест царя Константина" был принесен из Ватопедского монастыря в Москву при царе Алексее Михайловиче в 1655 г. Все перипетии его приобретения были изложены еще в работах исследователей XIX века. История реликвии рассмотрена в ряде статей Б.Л. Фонкича.

Известно, что "Крест царя Константина" находился в ризнице Благовещенского собора, но иногда выдавался на богослужения в другие кремлевские церкви. Существуют сведения о том, что его приносили в придворный храм Воскресения Христова. Источники сообщают также о присутствии святыни на богослужениях Успенского собора и участии в крестных ходах. Рассмотрим эти сообщения...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

22. И.Я. КАЧАЛОВА. Благовещенский протопоп — духовник великого государя

Вопрос о духовничестве в России вообще и царских духовниках в частности достаточно полно был разработан исследователями XIX — начала XX в. Существуют капитальные исследования С.И. Смирнова, архимандрита Леонида (Кавелина) и Н.Д. Извекова. Отдельные статьи были посвящены наиболее выдающимся деятелям — Сильвестру, Стефану Вонифатьеву, Андрею Савиновичу Посникову (Савину)...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

23. Е.В. ИСАЕВА. Книжное собрание Благовещенского собора

Среди знаменитых памятников Благовещенского собора, хранящихся се-годня в Музеях Московского Кремля, есть одно собрание, о существовании которого до настоящего времени не было известно. Это — книжное собрание царского храма. Его судьба сложилась таким образом, что оно не сохранило своей целостности, и в силу этого, а также других обстоятельств, до сих пор не привлекало к себе внимания. В многочисленных публикациях о Благовещенском соборе мы нашли лишь несколько упоминаний о его библиотеке или отдельных книжных памятниках, приводимых авторами, как правило, в обзоре других коллекций храма1. Этот комплекс, исторически сложившийся в московском Благовещенском соборе и непосредственно связанный с его жизнью, по художественной значимости скромнее других выдающихся кремлевских коллекций, но по значению в системе богослужебных предметов храма занимает очень важное место. Исследование и введение в научный оборот этого собрания само по себе представляется немаловажным, оно необходимо и в контексте изучения полного историко-культурного комплекса памятников, хранившихся некогда в Благовещенском соборе и обеспечивавших его повседневную жизнь...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,2 Мб) >>

24. Б.Н. МОРОЗОВ. Библиoтeка-aрxив гoсудaрeвыx пeвчиx дьяков конца XVI — первой половины XVII века

Повседневную жизнь царской семьи, тесно связанную с главным кремлевским дворцовым храмом — Благовещенским собором, — неизменно сопровождало хоровое пение. Для проведения ежедневных богослужений, а также и других обрядов и церемоний, например, исполнения многолетий и славословий на торжественных встречах и трапезах, в составе Государева двора существовал специальный хор государевых певчих дьяков. Он был создан, вероятно, в период правления первых московских князей, но о его составе и деятельности сохранились сведения только со времен Ивана Грозного — любителя церковного пения. Иногда он пел вместе со своими певчими дьяками и сам составил, согласно записям в позднейших рукописях, несколько певческих произведений — стихиры в честь митрополита Петра и "Владимирской" иконы Богоматери, тропарь князю Михаилу Черниговскому. Известно, что его сын, "царь-богомолец" Федор Иванович, проводил большей частью свое время на церковных службах...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,7 Мб) >>

25. И.Я. КАЧАЛОВА. Реставрация Благовещенского собора 1882-1896 годов (по архивным материалам)

Работы, проведенные в Благовещенском соборе в конце XIX в. и связанные с раскрытием древней живописи храма, в значительной степени изменили его облик. Они заслуживают внимательного рассмотрения. Материалы этих работ хранятся в РГАДА и составляют четыре объемистых тома. Кроме этого в Отделе письменных источников ГИМ, в фонде И.Е. Забелина, имеется большое дело, посвященное реставрации стенописи собора...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

26. Л.В. ИВАНОВА. Итоги реставрации тезоименной иконы царя Алексея Михайловича

К выставке "Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле" была завершена реставрация иконы "Алексей Человек Божий" — тезоименного образа царя Алексея Михайловича, созданного для иконостаса Благовещенского собора. Были проведены восстановительные работы по возвращению памятнику первоначального облика, каким он был в середине XVII в. За три столетия существования икона претерпела значительные изменения...

Скачать статью полностью в формате PDF (2,0 Мб) >>

ПАМЯТИ НАТАЛИИ АНДРЕЕВНЫ МАЯСОВОЙ (1919-2005)

27. Г.И. ВЗДОРНОВ. Наталия Андреевна Маясова - легенда российской музейной жизни

Жизнь ученого менее всего напоминает тихую, размеренно-неторопливую жизнь обыкновенного человека. Жажда поиска, открытия и обнародования предметов его интереса наполняют биографию ученого до тех пор, пока он не утрачивает живого отношения к искусству и науке. Таким ученым была и Наталия Андреевна Маясова, сохранявшая это драгоценное качество до самой кончины. Она любила жизнь и науку, охотно общалась с музейными работниками и общественными деятелями, бесстрашно боролась с любыми покушениями на музейно-государственную собственность, огорчалась неудачами и разочарованиями, опекала молодых ученых и не мыслила себя отдельно от двух музеев, которым посвятила всю свою жизнь: Сергиево-Посадского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и Музеев Московского Кремля...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,0 Мб) >>

28. И.А. СТЕРЛИГОВА, Л.А. ЩЕННИКОВА. Вспоминаем с любовью

РСборник посвящен памяти Наталии Андреевны Маясовой (1 мая 1919 - 9 июля 2005) - известного исследователя древнерусского искусства, замечательного музейного деятеля, много сделавшего для изучения Благовещенского собора.

Переехав в 1962 г. в Москву из Загорска, где она в течение десяти лет была заместителем директора Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника по научной работе, Н.А. Маясова стала первым хранителем Благовещенского собора. Ей предстояло разобрать и систематизировать сотни икон и предметов древней церковной утвари, многие из которых были тогда "беспаспортными", сделать их описания, дать атрибуции. Первоочередной задачей тех лет являлось создание экспозиции в соборе, незадолго до этого ставшего общедоступным музеем. Тогда Наталья Андреевна совместно с сотрудниками отдела "Памятники Кремля" Г.С. Соколовой и О.В. Зоновой создала замечательную выставку икон из кремлевских храмов, располагавшуюся на южной галерее Благовещенского собора. В течение многих лет выставка радовала посетителей музея и имела большое научное значение для специалистов. Другое важное событие тех лет - профилактическая реставрация вынутых из иконостаса деисусных и праздничных икон, связанных с именами Феофана Грека и Андрея Рублева. В 1965 г., благодаря приглашениям Н.А. Маясовой, многие специалисты имели возможность увидеть вблизи эти выдающиеся творения. В том же году Наталия Андреевна подготовила обстоятельный доклад "К вопросу о составе и расположении станковой живописи в древнем Благовещенском соборе". Этот материал, частично опубликованный в сборнике в честь Н.Н. Воронина в 1966 г., стал фундаментом исследований собора, продолженных затем сотрудниками музея...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,3 Мб) >>

29. СПИСОК ТРУДОВ НАТАЛИИ АНДРЕЕВНЫ МАЯСОВОЙ

1953

Материальная культура русского Севера в конце XIX — начале XX века (Каргополь- ская экспедиция 1950 года) // Историко-бытовые экспедиции. 1949—1950. М., 1953. С. 92—140. (Тр. ГИМ; 23). [Совместно с Н.Р. Левинсоном.]

1955

Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник: Краткие сообщения. Загорск, 1955. Вып. 1. 28 с. [Совместно с другими.]...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

30. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

вверх