Материалы и исследования. Выпуск XVIII. Декоративно-прикладное искусство Западной ЕвропыФедеральное государственное учреждение культуры
"Государственный историко-культурный
музей-заповедник "Московский Кремль"

Материалы и исследования
Выпуск XVIII

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы

Москва, ИПП "КУНА", 2006

 

 

Титульный лист, содержание, от редакционной коллегии

Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

1. М.К. Павлович. Галина Анатольевна Маркова. Этапы работы в Музеях Московского Кремля

Середина 1950-х гг. для Советского Союза - период больших перемен. Страна постепенно “оттаивала” после десятилетий сурового сталинского режима и страшных испытаний Великой Отечественной войны, пересматривались дела “врагов народа”, безвинно пострадавших в 1930-х - начале 1950-х гг., многие из них возвращались в свои семьи. Наступало время большей свободы и открытости, расширялись связи с другими государствами. Перемены затронули и Московский Кремль...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,7 Мб) >>

2. Н.В. РАШКОВАН. Галина Анатольевна Маркова - исследователь западноевропейского серебра. Список трудов Г.А. Марковой

Судьба Галины Анатольевны Марковой - исследователя западноевропейского серебра - неразрывно связана с Оружейной палатой. После окончания университета она поступила в музей и на протяжении многих десятилетий неизменно дарит ему свою любовь и талант ученого, имя которого известно и уважаемо не только в отечественном, но и в зарубежном искусствознании...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

3. Г.А. МАРКОВА. Кунсткамеры Еропы и Большая Государева шкатула в Московском Кремле

Мода как частное проявление стиля жизни, подобно последнему, определяется в конечном счете потребностью времени и служит удовлетворению запросов общества своей эпохи. Мода бывает на все. Во второй половине XVI в. Европу севернее Альп вслед за Италией охватила “мода на музеи”. Старинные протомузеи - сокровищницы - вышли из-под сводов тайных хранилищ, где драгоценности прятали в тяжелых кованых сундуках, и заняли специально для них устроенные полки, шкафы, шкатулки в потайных комнатах бургов и дворцов (ил. 1). При дворах светских владык всех уровней создавались “кабинеты редкостей”, “сокровищницы искусств и природы”. Ранней объединяющей их формой стали кунсткамеры - этот своеобразный универсум знаний о мире. Их собрания содержали наряду с художественными изделиями различные примечательные продукты природы, ее “странности и курьезы”, а также разного рода “чудеса”, - включая “чудеса науки и ручного труда человека, объединяя естественно научные приборы, печатную графику и умопомрачительные по сложности и виртуозности исполнения предметы художественного ремесла, то есть все Mirabilien und Kunststticke”...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>

4. Г.А. МАРКОВА. Серебряные горы и “птица Орел” в сокровищнице Кремля

Эти диковинные произведения немецких серебряников - горы-курильницы и сосуд в виде орла - появились в Москве почти четыреста лет тому назад (ил. 1-3). Две одинаковые горы и “птица” были куплены в Архангельске - главном русском морском порту и единственном, куда с конца XVI в. приходили многочисленные иностранные торговые корабли. Известно, что из всего поступавшего в Россию немедленно производился отбор лучших товаров для царского двора – “про государев обиход”...

Скачать статью полностью в формате PDF (2,1 Мб) >>

5. Л. ЗЕЛИГ. Посольские дары аугсбургской работы от кайзера Леопольда I царям Ивану и Петру Алексеевичам

Государственная Оружейная палата Московского Кремля располагает уникальным по количеству и качеству собранием серебряных изделий крупных размеров. В Москву они попадали, как правило, в качестве даров послов европейских держав в результате сложного круговорота подарков и ответных даров. Дипломатическим подаркам, изучению которых исследователь Г.А. Маркова посвятила добрых три с половиной десятилетия, уделяется пристальное внимание в первую очередь исходя из соображений методологии, так как благодаря точным сведениям, касающимся обстоятельств вручения дара, можно установить датировку изготовления серебряных памятников. Но более существенным является то, что эти предметы дают возможность составить уникальное представление о вкусах и предпочтениях как дарителей, так и тех, кому они предназначались, особенно в течение XVII столетия...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,9 Мб) >>

6. Л.М. ВОРОНЦОВА. Аугсбургское серебро из ризницы Троице-Сергиева монастыря

Троице-Сергиева лавра прославлена уникальным собранием христианских реликвий, предметов церковного обихода, икон и книг, рукописей и документов. Гораздо менее известны хранившиеся в монастыре произведения европейского искусства, в том числе художественного серебра. В настоящее время изделия европейских златокузнецов из ризницы Троице-Сергиевой лавры входят в состав коллекций Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,9 Мб) >>

7. Н. АНГЕРМАНН, А. МАРТЕНС. Гамбург и Москва в XVII веке: связи в области серебряного дела

Уже само название этой статьи, несомненно, вызовет у многих читателей мысли о собрании гамбургского серебра в Оружейной палате Московского Кремля. Большинство входящих в него изделий были созданы в XVII в., когда серебряное дело, или, как мы обычно говорим в Германии, Goldschmiedekunst (искусство златокузнецов), переживало в Гамбурге период расцвета. Тогда в городе на Эльбе в многочисленных мастерских создавались произведения высокого класса, отразившие развитие искусства от позднего ренессанса до позднего барокко. В собрании гамбургского серебра в Московском Кремле, включающем более трехсот предметов и являющемся крупнейшим в мире, имеются и выдающиеся произведения, созданные знаменитыми мастерами Гамбурга: Якобом Моресом Старшим (Jacob Mores der Altere), Дирихом Утермарке (Dirich Utermarke) и Петером Ором Старшим (Peter Ohr der Altere). Ядро гамбургского собрания составляют, как известно, произведения, привезенные в Москву в качестве посольских даров от королей Дании и Швеции...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>

8. И.А. ИВАНОВ. Дары ганзейского посольства в Москву 1603 года

Третьего апреля 1603 г. в Золотой палате Московского Кремля состоялась торжественная аудиенция, в ходе которой думный дьяк Посольского приказа Афанасий Иванович Власьев представил царю Борису Годунову и его сыну царевичу Федору Борисовичу дары, доставленные в Москву ганзейским посольством. Речь шла о девятнадцати кубках, общий вес которых превышал 63 кг серебром. Как известно, в посольском обычае Московского двора сосуществовали “поминки” двух разновидностей: официальные (от отправителя посольства) и персональные (вручаемые как бы от самих послов). И те и другие встречаются среди ганзейских подарков: первые представлены двенадцатью зооморфными кубками и двумя кубками с фигурками Венеры и Фортуны на крышках; группу “частных” даров составляют пять кубков (Kopff): три были переданы послами Любека, а два - Штральзунда (см. Приложение)...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>

9. У. ТИМАНН. Плакетки и отливки нюрнбергских златокузнецов в Москве

В июле 2001 г. двум участницам исследовательского проекта по изучению златокузнечного искусства - доктору К. Теббе и доктору У. Тиманн - представилась возможность провести углубленный анализ изделий этого города, находящихся в фондах Оружейной палаты Московского Кремля - самой богатой и уникальной по качеству коллекции мировых шедевров такого рода. В течение двух с половиной недель при поддержке гостеприимных московских коллег удалось проанализировать и обработать большой объем материалов, существенно обогативших научный проект неожиданными открытиями из истории златокузнечного искусства Нюрнберга. Иными словами, были проведены исследования, которые впервые стали доступны зарубежным искусствоведам. Особо хотелось бы отметить неоценимую заслугу госпожи Галины Марковой, которая еще на стадии переговоров на самых разных уровнях выступала в защиту этого проекта. Именно госпожа Маркова подвигла автора статьи на то, чтобы сосредоточиться на вопросах художественного литья на примере московских работ...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,5 Мб) >>

10. Б. ШЮБЕЛЬ. Кубок для царского двора и компания странствующих златокузнецов (о нюрнбергской династии мастеров Рётенбек)

В Оружейной палате Московского Кремля есть выпуклый кубок из Нюрнберга (инв. № М3-255/1-2), клеймо мастера на нем свидетельствует о том, что это - работа ювелира династии Рётенбек (ил. 1, 2). Клеймо мастера в виде щитка с тремя расположенными друг над другом ромбами является одновременно и гербом семейства, который представляет собой три красных ромба на белом поле в разделенном на три части щите...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>

11. К.ТЕББЕ. Ход времени. Вечный календарь Иоганна Георга Меттеля из Нюрнберга

Началась эта история с преступления. Это не было крупным преступлением, скорее, банальной кражей известного во всем городе мелкого воришки. В начале XVIII в. у нюрнбергского юриста Иоганна Йобста Гедера Иоганн Георг Гасслер, волочильщик, украл из кармана сюртука "доску для записей из слоновой кости". В делах городского совета Нюрнберга за 1714 г. есть следующее свидетельство об этом происшествии доктора Иоганна Йобста Гедера: некий Иоганн Георг Гасслер, "...волочильщик по профессии, украл из заднего кармана (сюртука. - К. Т.) доску для записей из слоновой кости, в зеленом бархате и обитую серебром, а Ева Кат[арина] Мессерин, а также Штадлерин, белошвейка, видели это..."...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,9 Мб) >>

12. У. ВАЙНХОЛЬД. Портрет Петра Великого в Музее "Зеленые своды" (соперничество эмалей Георга Фридриха Динглингера с масляной живописью и их влияние на русский эмалевый портрет)

Петр Великий (1672-1725), возвращаясь из Карлсбада после курса лечения, заночевал в крепости Кенигштейн, а вечером 17 ноября 1712 г. прибыл в составе российского посольства в Дрезден. Это был третий визит русского царя в столицу Саксонии. Август Сильный находился в отъезде, и к всеобщему удивлению царь пожелал квартировать в доме придворного ювелира Иоганна Мельхиора Динглингера. Дело близилось к восьми вечера, так что едва-едва удалось принять надлежащие меры, дабы не вызвать неудовольствие высокого гостя. Покои царя в течение всего его пребывания с 17 по 25 ноября охраняли двенадцать стражников во главе с унтер-офицером. Петр во время предыдущего приезда в Дрезден 22 октября 1711 г. уже бывал у Динглингера, в "знаменитом на весь мир доме на Фрауенгассе (в который были вхожи короли, кайзеры и великие князья, почитавшие за большой plaisir подивиться на искусные изделия мастера и лицезреть великого художника за работой)". Прошлый визит оставил у Петра неизгладимое впечатление. Теперь же царю, который страстно интересовался любыми техническими новинками, представилась возможность внимательно рассмотреть мастерскую художника и его великолепное собрание драгоценных камней и металлов, а заодно в деталях ознакомиться с великим множеством различных инструментов для их обработки...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>

13. Н.Э. АБРАМОВА. Голландское и английское миниатюрное серебро

Модели или миниатюрные изделия из металла известны со времен античности. В Египте находили миниатюрную бронзовую посуду, отлитые из золота папирусные кораблики; на территории Британии были обнаружены римские игрушки из железа. Вероятно, большинство таких изделий являлись вотивными подношениями, но нельзя исключить их использования и в декоративных целях.

Отношение к миниатюрным копиям предметов быта как к игрушке, забаве, становится характерным для Европы лишь ближе к XVI столетию. Под понятием "игрушка" в это время подразумевалась любая маленькая, примерно до десяти сантиметров, вещь. Серебряные игрушки точно копировали изделия обычных размеров, как из серебра, так и из других металлов. Они изготовлялись в виде разнообразных предметов, начиная от столовой посуды и кончая тщательно исполненной мебелью. Мода на мелкую пластику из серебра зародилась в конце XVI в. в Германии и перешла затем в Голландию, где достигла своего расцвета в XVII-XVIII вв....

Скачать статью полностью в формате PDF (2,4 Мб) >>

14. Н.А. ЗУБАНОВА. Английская рюмочная передача в собрании отдела Драгоценных металлов Государственного Исторического музея

В отделе Драгоценных металлов Государственного Исторического музея среди бесценных вещей хранится очень интересный экспонат. Этот предмет представляет собой серебряную, внутри позолоченную вазу в форме широкой большой полусферической чаши на круглом поддоне (ил. 1). Верхний край чаши вырезан восемью лопастями, на него же наложена полоса литого орнамента в виде стилизованных листьев. Тулово делится чеканными узкими и широкими полосами на шестнадцать частей. На широких в технике плоской чеканки и канфарения помещены изображения птиц, растений, людей, выполненные в стиле "шинуазри". Чуть ниже полосы накладного литого орнамента помещены клейма: пробирное г. Лондон (изображение головы леопарда), пробы металла (изображение идущего влево льва), годовое, соответствующее 1685-1686 гг., а также клеймо мастера: R с точкой внизу, заключенные в фигурный щиток (ил. 2). Принимая во внимание эту информацию, можно сказать, что предмет был изготовлен в Лондоне в 1685-1686 гг., предположительно мастером Александром Руде (Alexander Roode). Учитывая выемчатый край серебряной вазы, можно предположить, что данный предмет мог использоваться как рюмочная передача...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

15. И.А. ЗАГОРОДНЯЯ. Дипломатические дары из Литвы и Речи Посполитой. Типология и новые атрибуции

Установление дипломатических отношений между Киевской Русью и Польшей в 960-х гг. происходило в период формирования территорий двух государств. Вопрос о границе между ними на протяжении семи столетий решался и на поле брани, и путем мирных переговоров. Они имели разные результаты, но неизменно положительным итогом официальных визитов литовских, а затем и польско-литовских миссий Москву в конце XV-XVII вв. было пополнение великокняжеской и царской сокровищницы. Посольские книги по связям России с Польшей, Приходные книги Казенного приказа, Описи Казны и Конюшенного приказа, мемуары участников посольств содержат сведения о поступлениях в кремлевскую сокровищницу в качестве подарков от правителей и дипломатов самых разнообразных предметов...

Скачать статью полностью в формате PDF (2,2 Мб) >>

16. А.Г. КУДРЯВЦЕВА. Собрание шведского серебра XVII-XX столетий в Оружейной палате. Каталог

В огромном собрании западноевропейского серебра, принадлежащем Музеям Московского Кремля, изделия шведских златокузнецов составляют весьма скромную часть - шестьдесят три предмета. Однако типологическое разнообразие коллекции, художественный уровень произведений, а также имена их создателей - лучших мастеров Швеции - позволяют высоко оценить ее качество и место среди аналогичных собраний мира. В коллекцию входят памятники XVII-XX столетий, отражающие ключевые этапы в развитии шведского златокузнечного искусства и дающие представление об особенностях и этапах формирования национальной школы. Своеобразие коллекции изделий шведских мастеров XVII в., включающей сорок восемь предметов, состоит в том, что здесь собраны довольно ранние произведения, в основном столичных и знаменитых провинциальных златокузнецов, создавших национальную школу. В кремлевской сокровищнице хранятся как традиционные для шведского златоделия предметы - кружки и стаканы, подсвечники и подарочные блюда, - так и уникальные произведения, например знаменитый судок для специй с фигурой дракона и две одиннадцатигранные четвертины (фляги) (кат. № 12, 1, 2)...

Скачать статью (часть 1) полностью в формате PDF (7,3 Мб) >>

Скачать статью (часть 2) полностью в формате PDF (7,4 Мб) >>

17. С. СИЛЬВЕРСТОЛПЕ. Стаканы из дара посольства Карла XII 1699 года. Сравнительный анализ

Двенадцать гладких стаканов с крышками, посланные Карлом XII в ноябре 1699 г. царю Петру, восемь из которых по-прежнему хранятся в кремлевской Оружейной палате, на сегодняшний день относятся к числу наиболее известных и высоко ценимых серебряных предметов, созданных в Швеции. Они знакомы каждому, кто хоть немного интересовался историей шведской серебряной пластики, и большинство знатоков серебра этой страны отдали бы им одно из первых мест в перечне любимых изделий. Свою роль здесь, несомненно, играет специфика национального вкуса. Стаканы отвечают представлению шведов об их национальном своеобразии, краеугольным камнем в котором является наследие карлинской эпохи. Они являют собой символ восхитительной простоты, холодной мужественности и величия. В этих стаканах можно увидеть отражение личности самого Карла XII и, вместе с тем, это изделия, ставшие образцом для всего последующего творчества шведских златокузнецов...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,6 Мб) >>

18. М.Н. ЛОПАТО. Собрание художественного серебра князей Юсуповых в Эрмитаже

Художественная коллекция князей Юсуповых известна любителям искусства и специалистам с давних пор. Она размещалась главным образом в залах московского дома в Трехсвятительском переулке и в подмосковном Архангельском. Значительная часть собрания была перевезена владельцами в Петербург и восхищала гостей в роскошных домах Юсуповых на Английской набережной, затем на Фонтанке и Мойке, Литейном. Невском, на даче в Царском Селе...

Скачать статью полностью в формате PDF (2,4 Мб) >>

19. И.В. ГОРБАТОВА. К вопросу о так называемой "аптекарской посуде Петра Великого"

В 1875 г. по предписанию министра Высочайшего двора Оружейная палата Московского Кремля стала обладательницей очень эффектной стеклянной стопы с крышкой, переданной в ее коллекцию из Московского Воспитательного дома. Этот памятник хранился в Музее, не имелось никаких сведений о месте его производства и связанных с ним событиях. Следует отметить, что, как правило, Опись Оружейной палаты фиксировала имеющиеся пометы, если они относились к выдающимся историческим личностям или интересным ситуациям, даже в том случае, если информация эта была сомнительна. Так, например, в собрании стекла Музеев Московского Кремля хранится ряд кубков, зарегистрированных Описью 1884 г. как личное имущество Петра I, хотя ничто не указывает на это, кроме заздравной надписи "Виват царь Петр Алексеевич". К числу таких же привлекательных сведений относится пометка "Первого российского изделия при Петре Великом", с которой пришла в собрание изящная рюмка, выполненная на самом деле в Европе, на севере Германии или Франции. Отсутствие каких-либо помет при крайне примечательном памятнике, украшенном титулатурой государя и государственным гербом, свидетельствует о том, что атрибуция не уточнялась вплоть до начала XX столетия...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

20. Ю.А. БУТОВЧЕНКО. Тканевый декор итальянских празднеств XV века

Музеи Московского Кремля обладают богатейшей коллекцией итальянского художественного текстиля, которую составляют различные предметы церковного и светского назначения, выполненные из драгоценных тканей. Благодаря тому, что эти ткани представлены именно в виде завершенных предметов, а не отдельных разрозненных фрагментов, имеется редкая возможность раскрыть их облик и оценить его в полном объеме. Существенно дополняют картину различные русские документальные источники, позволяющие не только атрибуировать многие памятники, но и говорить об особенностях их бытования в русских землях. Наиболее ранние изделия в коллекции датируются первой половиной XVI столетия, хотя известно, что поступать на Русь итальянский текстиль начал в XV в., - это было связано с установлением дипломатических связей с итальянскими государствами...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

21. М.П. ГОЛОВАНОВА. Западноевропейские шпалеры XVI-XIX веков в собрании Оружейной палаты

Оружейная палата хранит немало памятников западноевропейского искусства: драгоценные ткани, западноевропейское оружие, она известна своим собранием западноевропейского серебра, которое по праву считается одной из лучших мировых коллекций. Однако немногие посетители и даже историки искусства знают, что, кроме этих исторических комплексов, в музее хранится и собрание западно-европейских шпалер. Небольшое по объему (около пятидесяти памятников), оно не может быть поставлено в ряд со знаменитыми собраниями музеев мира, однако в его составе немало интересных и редких шпалер, выполненных как в ведущих центрах ткачества - Фландрии и Франции, так и в Италии, Англии, Испании. Хронологические рамки собрания охватывают период с XVI по XIX столетие...

Скачать статью полностью в формате PDF (2,3 Мб) >>

22. В.Р. НОВОСЕЛОВ. Надписи на западноевропейском клинковом оружии XI-XVIII веков из собрания Музеев Московского Кремля

Изучение надписей и клейм является одной из интереснейших областей современного оружиеведения. Прочтение и трактовка символических изображений и девизов на западноевропейском клинковом оружии Средних веков и раннего Нового времени дает весьма широкую информацию и позволяет не только уточнить атрибуцию ряда материальных памятников, но и проникнуть в ментальность человека, носящего оружие или изготавливающего его...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,8 Мб) >>

23. Л.П. КИРИЛЛОВА. Новые данные о подготовке и обучении мастеров каретного дела в России XVII века

Экипажи, как правило, связываются с понятием великолепных памятников искусства и истории, выдающихся творений мастеров прошлого. До нас дошел большой ряд имен их замечательных создателей. Настоящая статья посвящена исследованию проблемы подготовки кадров мастеров каретного дела России в XVII столетии. В литературе этот вопрос практически не поднимался. Он подвергался ретуши, видимо, в связи с тем, что долго существовала ошибочная точка зрения о появлении в России налаженного экипажного производства лишь в XVIII в. Переосмысление этого было сделано нами в работе "К истории Конюшенного приказа" и во вступительной статье к каталогу "Экипажи XVI-XVIII вв. в собрании Оружейной палаты". Отметим, что достаточно серьезно изучен вопрос, как обучались живописцы и иконописцы, готовились мастера злато серебряного дела, резчики по дереву. Но почти никто из исследователей не рассматривал их как возможных исполнителей экипажей. Однако процесс создания таких монументальных произведений был сложным коллективным творением. Колымаги, кареты, коляски и возки - в XVII в. средства передвижения господствующего класса - в большинстве своем являлись тем видом художественного творчества, в котором органично соединились архитектура, живопись, скульптура и прикладное искусство. В замысловатом конструктивно-техническом решении экипажей нашла отражение интеллектуальная устремленность мысли...

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

24. С.В. ЗВЕРЕВ. Прусская "монетная" кружка конца XVII века

Для европейских мастеров XV-XX вв. было традиционным использование монет и медалей в качестве важного элемента декора серебряной утвари. В собрании Оружейной палаты, включающем обширную коллекцию западноевропейского прикладного искусства, хранится несколько образцов таких "монетных" кружек, кубков и четвертин. В основном они украшены крупными красивыми серебряными монетами - талерами, чеканка которых с XVI в. велась во многих государствах Европы. Разнообразные изображения и надписи на монетах позволяли европейским мастерам-серебряникам наполнять свои произведения необходимой геральдикой и символикой, использовать "язык" нумизматики для выражения собственных идей или пожеланий заказчика...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,7 Мб) >>

25. М.А. САРЫЧЕВА. Традиции европейской медали и творчество скульптора В.А. Похалецкого

Медальерное искусство прошло долгий и сложный путь развития. Со времен императора Адриана (117-138) медаль переживала периоды как забвения, так и необычайной популярности. После заката Римской империи медальерные традиции перешли в Византию. Символично, что первой медалью европейского Возрождения считается работа Пизанелло в честь посещения византийским императором Иоанном VIII Палеологом Феррары в 1438 г. Это стало началом медальерного искусства Нового времени, распространившегося к концу XVII в. по всей Европе и заимствовавшего основные композиционные и семантические приемы античности...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,7 Мб) >>

26. Ю.Н. ЗВЕЗДИНА. Настольные часы английского мастера Томаса Уолверстона в собрании Музеев Московского Кремля

Музеи Московского Кремля обладают замечательной коллекцией западноевропейских часов, созданных с XVI по XX в. в разных странах - Германии, Франции, Англии и других. Это собрание не самое крупное в стране, но особо значительное потому, что включает интереснейшие памятники, нередко происходящие из имущества русских царей и патриархов. Мы предлагаем рассмотреть памятник, который прежде не становился предметом специального исследования - настольные часы в виде храма работы английского мастера Томаса Уолверстона (Thomas Wolverstone). Сейчас их можно видеть в экспозиции, расположенной в Патриаршем дворце, в витрине с западноевропейскими часами. По инвентарным записям они датируются концом XVII - началом XVIII в...

Скачать статью полностью в формате PDF (2,8 Мб) >>

27. Н.В. ДАНИЛОВА. Немецкий шкаф XVII века из музея "Патриарший дворец"

Художественная мебель в музее "Патриарший дворец" представлена двадцатью пятью экспонатами русской и европейской работы, датированных, преимущественно, концом XVII - началом XVIII столетий. В данной статье будет рассмотрен редкий для российских музеев образец мебельного искусства Европы, значащийся в инвентарных книгах музея как шкаф (буфет) немецкой работы XVII в. Подобно многим предметам мебели, находящимся в экспозиции Патриаршего дворца, он поступил из музея "Дом боярина XVII в.", входившего с 1924 г. в музей Объединенных искусств, созданный после Октябрьской революции. До 1917 г. шкаф находился в первой экспозиции этого музея, основанного по распоряжению императора Александра II в год его коронования и называвшегося "Дом бояр Романовых". История музея и комплектование его экспозиции подробно рассматриваются в статье Г.К. Щуцкой. Путеводители XIX в. по музею "Дом бояр Романовых", как и путеводители по Оружейной палате, упоминают о стоящей в залах старинной мебели, однако, кроме констатации наличия этих предметов, они не содержат иной уточняющей информации. Приведенные выше документы (музейные описи) - единственные источники информации о поступлении и перемещении изучаемого предмета мебели с последней четверти XIX в. до 1920-х гг. Более ранних сведений обнаружить не удалось...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,3 Мб) >>

28. С.Я. КОВАРСКАЯ. Реставрация и восстановление аугсбургской серебряной мебели конца XVII - первой трети XVIII века придворным фабрикантом Николаем Даниловым Полтавцевым

ММногое из наследия московских серебряников не дошло до нашего времени, поэтому такое большое значение имеют архивные документы. Они являются еще одним, дополнительным источником изучения истории художественного золотого и серебряного дела и составляют неотъемлемую часть духовного и культурного наследия России. Документы Российского государственного архива древних актов помогли нам расшифровать не вошедшее в указатель клеим 1983 г. клеймо мастера на произведениях из серебра, хранящихся в Оружейной палате, и открыть имя Николая Данилова Полтавцева, московского мастер ювелира, придворного фабриканта церковной утвари. Он работал в Кремлевском дворце в 1840-1850-е гг., умер в 1865 г...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,7 Мб) >>

29. С.Н. НЕБОРСКАЯ. Колыбель великого князя Александра Павловича. Использование английской техники стальной огранки тульскими златокузнецами

Тема художественных изделий тульских оружейников и в том числе украшенных стальными гранеными "алмазами" привлекла внимание историков и искусствоведов около ста лет тому назад. Впервые об этих изделиях как об особом явлении было сказано в журнале "Старые годы". В 1960-1970-е гг. вновь проявился интерес исследователей к замечательным произведениям тульских златокуз нецов. В сборнике "Русское декоративное искусство XVIII в." Н.Р. Левинсон публикует некоторые выдающиеся изделия, а также дает общее представление об уникальном и до сих пор еще не опубликованном предмете, украшенном "стальными алмазами" - колыбели великого князя Александра Павловича. Многие из художественных изделий русских оружейников, в основном находящиеся в Государственном Эрмитаже, известны по книге М.Д. Малченко "Тульские златокузнецы". Предметы мебели, украшенные алмазной гранью из Павловского дворца-музея, были опубликованы в 1980-е гг...

Скачать статью полностью в формате PDF (1,0 Мб) >>

30. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>

31. СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>

вверх