Федеральное государственное учреждение культуры
"Государственный историко-культурный
музей-заповедник "Московский Кремль"
Материалы и исследования
Выпуск XX
Выпуск XX
Москва, 2010
Титульный лист, содержание, от составителей
Вошедшие в сборник статьи посвящены художественным памятникам Московского Кремля. Это древние иконы, скульптурное убранство храмов, серебряные изделия, ткани, резьба по дереву и другое. Многие страницы сборника рассказывают об истории Кремля и кремлевских музеев, а также о последних археологических находках. Статьи, подготовленные сотрудниками Музеев Московского Кремля, адресованы историкам, археологам, искусствоведам, литературоведам, музейным работникам, а также всем, интересующимся историей России и произведениями искусства, хранящимися в Кремле.
ИЗУЧЕНИЕ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ И ПАМЯТНИКОВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
1. Л.А. ЩЕННИКОВА. Иконы Богоматери Владимирской в храмах Московского Кремля в XIV-XIX веках
Икона Богоматери с младенцем Христом (ил. 1-3), привезенная из Константинополя в Киев, вероятно, в 1130 г., а в конце XIV в. оказавшаяся в Московском Кремле, является выдающимся произведением византийского искусства и одновременно - одной из самых великих святынь России. В течение XV-XX столетий с нее были сделаны сотни списков, многие из которых также почитались как чудотворные. Изучение этой древней иконы и ее списков, относящихся к ней летописных сообщений и сказаний, начатое еще в XIX в., в последние десятилетия активизировалось, появилось много новых публикаций. Данная статья посвящена краткому обзору наиболее значительных исторических событий из московского периода в жизни чудотворного образа и тех икон Богоматери Владимирской, которые были созданы в Москве и предназначались для почитания в кремлевских храмах...
2. Ю.Н. ЗВЕЗДИНА. Скульптурные мотивы Ренессанса в кремлевском Архангельском соборе и итальянской живописи (интерпретация смыслового строя)
Ренессансные мастера в начале XVI в. украсили храм Архангела Михаила в Московском Кремле скульптурными мотивами, составившими его неповторимую выразительность (ил. 1). В первую очередь, это пластично разработанные детали, видные сразу и издалека - огромные раковины в закомарах и капители пилястр. Кроме того, это и детали интерьера, особая пространственная зона, формируемая скульптурным оформлением ниши горнего места в алтарной части собора.
Мы предлагаем взглянуть на скульптурные детали Архангельского собора непривычным образом - сквозь призму итальянской религиозной живописи XV - начала XVI в., содержащей аналогичные элементы. Мастера Возрождения нередко обыгрывали скульптурные детали в живописи так, что они получали особое смысловое звучание, мягко вторящее содержанию картины. Более того, активное использование в живописи архитектурных элементов и скульптурного декора позволяло сформировать композиционное пространство, образующее определенный акцент в восприятии представленной сцены и персонажей...
3. Р.И. КЛЕВЦОВА. Икона "Богоматерь Владимирская, с предстоящим преподобным Пафнутием Боровским" и ее вкладчик соловецкий старец Александр Булатников
Среди более чем ста семидесяти икон соловецкого собрания в Музеях Московского Кремля число тех, что содержат вкладные надписи, крайне невелико, хотя большую часть собрания - сто десять - составляют иконы-пядницы хорошего письма, в основном московского, часто в драгоценных окладах, и это характеризует их как вкладные. Ряд икон второй половины XVI-XVII вв. в недорогих окладах имеют надписи, заключающие в себе молитвенную память: "Молится Алексей Кузнецов" ("Богоматерь Владимирская", вторая половина XV в.), "Молится семы образом Трофим (?) Афанасьев (?)"("Святой Антипий", начало XVI в. (?)). Краткая владельческая пометка на иконе "Спас" концаXVI в.: "Роман Матвеев ...ского монастыря" - адресует нас к давно затерявшемуся во времени неведомому иноку. К группе вкладчиков икон в драгоценных окладах, которые, в большинстве своем, отличаются и высокими художественными достоинствами, в качестве примера можно отнести "московской службы строителя соборного старца" Иринарха Тарбеева. По его желанию после смерти в монастырскую казну был передан трехчастный поясной "Деисус" в серебряном чеканном окладе 1668 г. К одной из лучших богородичных гощниц относится образ Богоматери Владимирской 1560-1580-х гг. в серебряном позолоченном окладе с владельческой надписью на обороте иконы: "ОБРАЗ ВЛАДЫКИ ФЕЛАФЕЯ" - вклад соловецкого старца Филофея, бывшего епископа Рязанского и Муромского, будущего старца Троице-Сергиева монастыря...
4. О.А. ЦИЦИНОВА. Иконы святого Алексея человека Божия в жизни царя Алексея Михайловича
Алексей человек Божий, один из почитаемых восточнохристианских святых, был известен на Руси с конца XI в. Однако, как отмечалось исследователями, рассматривавшими историю культа преподобного, "почитание святого было особенно заметным в царствование Алексея Михайловича, небесным покровителем которого был Алексей человек Божий". Именно за период чуть менее пятидесяти лет - с 1629 по 1676 г., и особенно после воцарения Алексея Михайловича в 1645 г., было создано наибольшее число образов преподобного. До XVII в. изображения Алексея человека Божия большей частью встречаются либо во фресковых композициях храмовых росписей, либо среди других патрональных святых, как правило, на полях икон. Особое почитание Алексея человека Божиего было связано с Новгородом, где в храмовых росписях встречаются одни из ранних его изображений в древнерусском искусстве...
5. С.П. ОРЛЕНКО. О рукомойном приборе в посольском обычае XVI-XVII веков
Впервые об обычае "омовения рук" московским государем после прикосновения иностранных послов мы узнаем из сочинения Сигизмунда Герберштейна, опубликованного в середине XVI в.: "Государь сидел с непокрытой головой на более высоком [и почетном] месте у стены, на которой сверкало изображение какого-то святого, справа от него на скамье лежала шапка-колпак, а слева - палка [с крестом], (т. е.) посох, и таз с двумя рукомойниками, поверх которых было положено полотенце. Говорят, что, подавая руку послу римской веры, государь считает, что подает ее человеку оскверненному и нечистому, а потому, отпустив его, тотчас моет руки". Автор не скрывал, что узнал об этой "традиции" с чужих слов, но сомнению это известие не подверг, поместив в раздел своей книги "Как принимают и обходятся (там) с послами"...
6. М.П. ГОЛОВАНОВА. Знамя царя Алексея Михайловича: задачи изучения
Задача каталогизации собраний давно стала актуальной в музейном сообществе. В Музеях Московского Кремля накоплен достаточный опыт издания каталогов, как тематических, так и каталогов собрания музея. В планы вошел и каталог коллекции знамен. Изучение этой коллекции, как нам представляется, имеет свои особенности. Так, она почти не пополнялась в XX в. Основная ее часть - русские военные знамена XVII в. - была опубликована в специальном томе Описи Московской Оружейной палаты в 1884 г. с атрибуционными данными, которые в настоящее время зафиксированы в музейных учетных записях. Эти атрибуции являются основными для исследователей, которые обращаются к памятникам коллекции, однако многие данные нуждаются в уточнении или дополнительном обосновании.
Данная работа посвящена истории изучения одного из самых значимых знамен собрания Оружейной палаты - знамени царя Алексея Михайловича, датированного 1653 г. (ил. 1). Учитывая значение знамени в XVII в., рассматриваемый памятник, являясь воинским символом, святыней, по названию связан не с конкретным войсковым формированием, но с именем правящего монарха, первым лицом государства...
7. И.И. ВИШНЕВСКАЯ. Привозные драгоценные ткани в собрании Музеев Московского Кремля
Драгоценными русский человек XVI-XVII вв. называл узорные, затканные золотными нитями шелковые ткани. Известно, что до начала XVIII в. в России не существовало налаженного выпуска подобных тканей, и все потребности русского общества в художественном текстиле удовлетворялись за счет тех образцов, которые привозили иностранные послы и купцы из западных и восточных стран.
Уникальная коллекция драгоценных тканей из самых известных мировых центров ткачества собрана в Музеях Московского Кремля. Отличительной особенностью коллекции является наличие в ней образцов высокого художественного уровня. Кроме того, привозные ткани дошли до нашего времени не в виде отдельных фрагментов, а как главная составляющая часть бесценных вещественных памятников русской истории и культуры XIV-XVII вв. ...
8. М.В. МАРТЫНОВА. Двойной трон царей Ивана и Петра Алексеевичей
К числу редких и весьма необычных памятников, хранящихся в коллекции Музеев Кремля, принадлежит двойной серебряный трон (ил. 1). Его появление связано с определенными историческими реалиями конца XVII столетия. Напомним, что после смерти Федора Алексеевича, старшего сына царя Алексея Михайловича, претендентами на престол оказались два его брата - пятнадцатилетний Иван, слабый, больной, "главой скорбный", как характеризовали его современники, и десятилетний Петр. Первоначально государем был объявлен Петр, о чем свидетельствует датированное 27 апреля 1682 г. "Воззвание всероссийского патриарха Иоакима ко всем государственным чинам и к народу: о единодушном избрании... российскому престолу преемника". Однако это решение встретило активное сопротивление сторонников Ивана, прежде всего Милославских, родственников со стороны его матери, во главе с царевной Софьей Алексеевной. Воспользовавшись недовольством стрельцов своим положением, они с их помощью жестоко расправились с ближайшим окружением царицы Натальи Кирилловны. Многие видные бояре были казнены, в том числе ее родной брат. Сторонниками Софьи было предложено венчать на царство одновременно двух братьев. Двадцать девятого мая 1682 г. был подписан акт "О совокупном восшествии на всероссийский престол государей царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича и о вручении, за малолетством их, управления государственными делами сестре их царевне Софии Алексеевне". Как говорилось в этом документе, "великая Государыня благоверная Царевна и Великая Княжна София Алексеевна, по многом отрицании, к прошению братии своей Великих Государей и... господина святейшаго Иоакима, Патриарха Московского и всея Руси... и всяких чинов всенароднаго множества людей милостиво призирая, и желая Российское царствие... соблюдаемо быти во всяком богоугодном устроении, правление восприяти изволила". Совершенно очевидно, что именно данная историческая ситуация привела к появлению столь необычного "государева места"...
9. В.Р. НОВОСЁЛОВ. Мемориальная шпага из собрания Музеев Московского Кремля: попытка интерпретации
В собрании оружия Музеев Московского Кремля находится поступившая в 1810 г. в составе Санкт-Петербургской Рюсткамеры шпага в ножнах (ил. 1). Составителем описи холодного оружия Московской Оружейной палаты Л.П. Яковлевым она была атрибутирована как шпага XVII в. Типологически она относится к разряду так называемых валлонских шпаг - широко распространенному в Западной Европе кавалерийскому клинковому оружию, сохранявшему свою популярность на протяжении почти столетия, со второй половины XVII до середины XVIII в. Отличительной чертой валлонских шпаг является железный эфес, как правило, имеющий несколько боковых защитных дужек и кольцо для большого пальца руки...
10. И.М. СОКОЛОВА. Новое имя в истории украинской мелкой пластики конца XVII - начала XVIII века
Украинская сакральная мелкая пластика XVII-XVIII вв. представлена в основном резными крестами. Исследователи отмечали почти полную анонимность этих произведений. Надписи, выполненные резчиком прямо в дереве и содержащие его имя и дату, чрезвычайно редки, в отличие от надписей на серебряных оправах крестов, увековечивших имена вкладчиков. О.Т. Степанова, в 1920-е гг. обследовавшая более трехсот пятидесяти памятников мелкой деревянной резьбы в нескольких музейных собраниях левобережной Украины, приводит лишь два имени резчиков: мастера Мануила и иеродиакона Софрония Ходаковского. В работе В.И. Свенцицкой 1939 г., посвященной резным крестам Западной Украины, в основном Галиции, приведены шесть имен резчиков XVII - начала XVIII в. О.С. Сергий, работающая в настоящее время над обширным каталогом резных крестов из собрания Киево-Печерского историко-культурного заповедника, добавила к этому еще одну подпись мастера, вырезавшего на кресте дату (1700) и свои инициалы: Л.М. ...
11. Л.М. ГАВРИЛОВА. Высшие европейские ордена из коллекции Оружейной палаты в ряду символов императорской власти
Использование орденских ритуалов Европы в сакрализации императорской власти в России, в преобразовании русского государства по европейскому подобию, в создании европейской придворной культуры, а также отношение российских монархов к награждениям высшими европейскими орденами до сих пор не были предметом специального изучения в исторической литературе. В предлагаемой работе ставится задача определить роль высших европейских наград в придании имперского облика власти русскому самодержавию на примере изучения знаков высших европейских орденов из коллекции Оружейной палаты...
12. С.Я. КОВАРСКАЯ. Придворный фабрикант Н.Д. Полтавцев и его работы в Московском Кремле
В музеях и частных коллекциях России редко можно увидеть произведения московского мастера Николая Данилова Полтавцева - ювелира и придворного фабриканта церковной утвари. Он жил в Басманной части, в Токмаковом переулке, имел фабрику в собственном доме. В 1865 г. он был похоронен на кладбище Алексеевского женского монастыря, переведенного в эту часть города Москвы в 1837 г. Со второй четверти XIX в. фабрика Николая Данилова Полтавцева принимала участие в создании и реставрации исторических памятников прикладного искусства на территории Московского Кремля, в Большом Кремлевском дворце и Оружейной палате...
13. Ю.Н. УВАРОВА. Драгоценный складень 1853 года из собрания Музеев Московского Кремля и его вкладчик П.С. Строганов
В 1928 г. из ризницы Троице-Сергиевой лавры в собрание Оружейной палаты поступил серебряный золоченый трехстворчатый складень, сооруженный, согласно надписи на нем, в 1863 г. Он украшен жемчугом и драгоценными камнями, имеет нарядное оглавие и резные изображения образов Спаса и Богоматери на створках (ил. 1). Складень являлся ковчегом для части Животворящего Креста - в его срединной створке помещен топазовый крест, под которым находятся частицы священной реликвии. Драгоценный ковчег был вложен П.С. Строгановым в Троице-Сергиеву лавру (год пожертвования точно не известен). Памятник поступил в собрание Оружейной палаты в сложное время, когда в советских музеях создавались списки произведений искусства для передачи их на продажу в объединение "Антиквариат". В "черные списки" предметов, изымавшихся из музейных коллекций, часто попадали мемориальные вещи из частных фамильных сокровищниц и культовые произведения. Видимо, руководство Оружейной палаты и, прежде всего, директор Д.Д. Иванов уже тогда понимали уникальность этой вещи и сумели сохранить складень в музейном собрании...
14. Т.Н. МУНТЯН. "Фигуры-портреты" фирмы Карла Фаберже
По свидетельству Ф.П. Бирбаума, главного мастера фирмы К. Фаберже, камнерезное дело до 1908 г. играло второстепенную роль в производстве знаменитого предприятия. По мере роста популярности разнообразных произведений из самоцветов камни выдвигались на первый план, что побудило Карла Густавовича открыть собственную мастерскую скульптуры по камню. Производство заключалось в "вытачивании художественных предметов из твердых каменных пород (нефрит, орлец)" и помещалось на первом этаже каменного трехэтажного дворового флигеля по адресу: Английский проспект, дом 44. В мастерской были установлены десять электромоторов, четырнадцать станков для обработки камней и изделий, один наждачный круг и один горн. Фаберже удалось собрать великолепных камнерезов (перед войной в мастерской работали тридцать специалистов), разработать новые, неожиданные виды продукции и во всем блеске представить миру многоцветное богатство сибирских, алтайских и уральских недр...
15. С.В. ЗВЕРЕВ. Китайские золотые слитки начала XX века из собрания Музеев Московского Кремля
В нумизматической коллекции Оружейной палаты хранится группа золотых китайских слитков в виде небольших прямоугольных брусков со скругленными углами. На поверхности слитков оттиснуты различные клейма с иероглифами, указывающие на качество металла, мастерскую, торговую фирму.
Золото в Китае практически не участвовало в денежном обращении, но уже с эпохи Чжаньго (V-III в. до н. э.) его свободно продавали и покупали как товар. Основной сферой использования золота было сохранение сбережений и обеспечение при торговых сделках. Золотые слитки становились сырьем для ювелирных украшений. По обычаю, использовали металл самой высокой пробы. Поэтому часто на слитках ставили клеймо с иероглифами цзучи ("чистое золото"). Золотые изделия в Китае не принято носить как украшения. Для этого традиционно служили нефритовые, жемчужные, костяные изделия. Золотые вещи хранили как сокровище, а продавали и покупали по весу. Часто небольшие золотые слитки вместо ювелирных изделий преподносили в качестве подарка к важному событию в китайской семье - свадьбе, рождению сына и тому подобное. Слитки служили пожеланием благополучия, счастья, богатства, увеличения числа сыновей, роста карьеры...
16. М.А. САРЫЧЕВА. Авторская медальерная пластика XX века в собрании Музеев Московского Кремля
В середине XX в. во всем мире получает распространение авторская медальерная пластика - медали, отлитые малым тиражом или в единственном экземпляре, а затем доработанные художником вручную. Каждому такому произведению придается неповторимый вид. В последние десятилетия многие мастера отказались от меморативных канонов этого вида искусства и начали использовать разнообразную стилевую палитру постмодернизма для воплощения всевозможных тем и жанров, передачи собственного мироощущения и эстетических переживаний. Значительно обогатило искусство медали проникновение форм станковой пластики...
17. Н.А. МАКАРОВ, Т.Д. ПАНОВА. Археологические исследования на территории Московского Кремля в 2007 году
Приречная часть Боровицкого холма - его Подол - относится к наиме-нее археологически изученным участкам Московского Кремля. В письменных источниках этот топоним зафиксирован впервые не ранее последней четверти XIV столетия. Упоминания Подола содержит духовная митрополита Алексея (около 1377 г.), представителя рода Бяконтов. Среди земельных владений, завещанных этим церковным иерархом Чудову монастырю, названо и кремлевское: "А садец мой Подолней святому Михаилу Чюду". В дальнейшем эта часть Кремля упоминается в духовной грамоте 1451 г. великой княгини Софьи Витовтовны, вдовы Василия I, и в летописных сводах, отметивших пожары в Кремле на Подоле под 1453, 1470, 1476, 1480 и 1493 гг. В достаточно подробных описаниях этих городских бедствий второй половины XIV столетия отмечены некоторые объекты кремлевской топографии восточной части Подола - это двор коломенского епископа, подворье Николо-Угрешского монастыря, церкви Константина и Елены, митрополита Петра и двор Беклемишевых. Дольше всех просуществовал Константино-Еленинский храм - до 1930-х гг., и это делает его важной точкой для привязки археологически выявленной в 2007 г. застройки конца XIV-XVII в. в этой части средневековой крепости Москвы...
ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
18. С.А. КОСТАНЯН. Образ Московского Кремля в путеводителях XIX - начала XXI века
В данной статье предполагается рассмотреть весь спектр путеводителей по Московскому Кремлю и его достопримечательностям, изданных на протяжении XIX, XX и в начале XXI столетия. Указанные временные рамки обусловлены историей возникновения музея в Московском Кремле (1806 г.), а также появлением и распространением путеводителей как особых изданий. Для удобства изложения все путеводители, рассматриваемые здесь, следует разделить на четыре группы: путеводители по Оружейной палате как одной из первых музейных достопримечательностей; дореволюционные путеводные и справочные издания по Кремлю в целом; указатели кремлевских святынь; послереволюционные издания по Московскому Кремлю. В качестве исследуемых источников привлечены издания, которые либо имели в своем названии термин "путеводитель", либо по своим внутренним характеристикам могут быть отнесены к этому книжному жанру (указатели, краткие справки). Главная причина, позволяющая или не позволяющая причислить издание к данной группе источников, - ориентация на предполагаемого посетителя, диалог с любознательным читателем-туристом. Нас интересует, в первую очередь, бытование путеводителя как книжного жанра и отражение в нем истории Московского Кремля как доступной достопримечательности...
19. И.Д. КОСТИНА. О ликвидации колоколов в Московском Кремле (1928-1929 годы)
В обширном собрании Музеев Московского Кремля имеется тридцать четыре бронзовых колокола, двадцать шесть из них в настоящее время находятся на колокольне Ивана Великого и примыкающей к ней Успенской звоннице. Это исторически сложившийся уникальный комплекс, замечательный тем, что включает в себя памятники XVI-XIX вв., многие из которых отлиты известными в свое время литейщиками, и содержит большую группу тяжелых колоколов весом от двухсот до четырех тысяч пудов, где почти каждый экземпляр отмечен своеобразным декором и исторической надписью. Количество на Иване Великом не было постоянным. Некоторые разбивались и не всегда сразу заменялись новыми. В начале XX столетия насчитывался тридцать один колокол. Кроме того, в Кремле семь колоколов висели на звоннице церкви Спаса на Бору, четырнадцать - в Чудовом монастыре, восемь - в Вознесенском монастыре, семь - на Благовещенской башне, которая служила колокольней церкви Благовещения на Житном дворе, и по одному - на Боровицкой башне, в Оружейной палате и при гаупвахте у Красного крыльца, то есть всего семьдесят два, не считая колоколов при часах на Спасской башне и Большом Кремлевском дворце...
20. Е.Н. СЕРГЕЕВА. Оружейная Палата и Эрмитаж. 1920-е годы
Оружейная палата и Эрмитаж - наиболее важные исторически сложившиеся музеи-сокровищницы, являющиеся одновременно и научно-просветительскими центрами, и культурной гордостью России. По ценности и составу коллекций их ставят в ряд с Лувром, музеем Тауэра в Лондоне, дрезденским Зеленым Сводом, стамбульским Топкапы. В Оружейной палате и Эрмитаже судьбы коллекций тесно переплетены с судьбами людей, сохранивших национальное достояние и культурную гордость нашей страны. Сотрудники обоих музеев были вынуждены вести неравную борьбу с представителями различных структур за сохранение культурных ценностей не только в музейных рамках, но и в более крупных масштабах - за спасение музейных экспонатов от разграбления и распродажи за границу, принявшей к концу 1920-х - началу 1930-х гг. массовый характер...
21. Т. А. ТУТОВА. Троцкая против Сталина. Пять писем к Ленину об Оружейной палате
Одним из самых "больных" вопросов для любого музея является рано или поздно встающая проблема нехватки пространства, как для показа коллекций, так и для работы с ними. А для музея, расположенного в Кремле, где каждый квадратный метр площади всегда был просто драгоценен, эта проблема встала сразу после постройки нового здания Оружейной палаты как части дворцового комплекса.
Всем было замечательно новое здание Оружейной палаты архитектора К.А. Тона: волшебный внешний декор, напоминающий драгоценную шкатулку, просторные светлые дворцовые залы, парадная лестница, которую позднее украсили красочным витражом с изображением большого государственного герба, замечательные ажурные решетки между залами. Каждая деталь интерьера и даже само место музея в составе комплекса Большого Кремлевского дворца играли свою роль для утверждения идеи величия и богатства нашей страны. По словам митрополита Московского Филарета, "это была скрижаль или каменная книга, в которой можно читать и величие настоящего и чтимую память прошедшего и назидание для будущего"...
22. И.П. СОСИМЕНКО. Об участии Г.Л. Малицкого в создании сборника "Государственная Оружейная палата Московского Кремля"
В послевоенные годы, наряду с основной работой - ученый секретарь в Государственном Историческом музее - Георгий Леонидович Малицкий (1886-1953) начал тесно сотрудничать с Музеями Московского Кремля. Деятельность в Оружейной палате занимает довольно небольшой период его жизни, но является одной из ярких страниц его творческой биографии (ил. 1).
Осенью 1947 г. Г.Л. Малицкий был приглашен принять участие в подготовке сборника научных трудов "Государственная Оружейная палата Московского Кремля". Почему именно ему, сотруднику другого музея, было предложено сделать это? Ответить на данный вопрос можно лишь после освещения обстоятельств создания вышеупомянутого сборника и его предыстории, поскольку они сами по себе представляют несомненный интерес, в частности, относительно истории Оружейной палаты в советское время...
НАУЧНАЯ ПОЛЕМИКА
23. Е.Я. ОСТАШЕНКО. Андрей Рублев: задачи изучения
Имя Рублева относится к числу тех общепризнанных величин мировой культуры, которые не нуждаются, казалось бы, ни в каких доказательствах своего значения, ни в каких новых исследованиях.
Все возможные биографические сведения многократно рассмотрены, и немногие дошедшие до нас исторические источники истолкованы. Ни одному художнику Древней Руси не посвящено такого количества научных работ, как в виде отдельных статей, так и монографий. Можно указать лишь самые существенные работы, послужившие расширению документальной, исторической, технико-технологической базы изучения творчества мастера, и, конечно, лишь очень немногие из тех работ, в которых содержится истолкование иконографии и художественных особенностей его произведений. Библиография творчества Андрея Рублева давно стала темой отдельного изучения. Вместе с тем, очевидно, что отношение к проблематике рублевского искусства неразрывно связано с уровнем изученности современного ему искусства византийского мира и с оценкой места в нем древнерусского искусства...
24. В.М. РОСЛАВСКИЙ. Особенности современного изучения истории советской реставрации
Ситуация, сложившаяся вокруг истории отечественной реставрации, показывает, что процесс ее изучения идет очень не просто. Главным образом, это относится к первым десятилетиям советской власти. В отличие от дореволюционного периода, реставрация этого времени стала в конце прошлого века камнем преткновения между сторонниками и противниками устоявшихся версий. Складывается ощущение, что ни многочисленные документальные свидетельства, ни воспоминания очевидцев, ни публикации в периодической печати первых послереволюционных лет, ни новые исследования - ничто не может повлиять на взгляды руководителей и сотрудников некоторых реставрационных ведомств...
РЕЦЕНЗИИ
25. И.Л. БУСЕВА-ДАВЫДОВА. Рецензия на книгу "Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле"
Благовещенский собор нельзя назвать обделенным вниманием исследователей. Наоборот, он, пожалуй, наилучшим образом представлен в литературе по Кремлю. Помимо содержательных работ Н.Д. Извекова и ряда статей, посвященных тем или иным аспектам архитектуры, живописи, прикладного искусства Благовещенского собора, не столь давно появился фундаментальный том И.Я. Качаловой, Н.А. Маясовой и Л.А. Щенниковой, в котором собор исследовался как ансамбль - сокровищница искусства. Это издание получило высокую оценку научной общественности и без преувеличения стало эталоном комплексного похода к памятнику. В нем не просто были представлены разные виды и разные произведения искусства, связанные с собором: весь материал исследовался комплексно, с привлечением данных и методов искусствознания, архитектуроведения, археологии и, конечно, истории, включая публикацию новых источников и критическое прочтение старых...
ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ (1996-2006)
26. ВЫСТАВКИ.
27. НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ И СЕМИНАРЫ.
28. ЗАСЕДАНИЯ УЧЕНОГО СОВЕТА.
29. ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИЙ.
30. С.П. ОРЛЕНКО. Новые поступления
Пополнение собрания было и остается одним из важнейших видов музейной деятельности. В настоящее время Музеи Московского Кремля придерживаются политики пополнения своих основных коллекций, исходя из их уровня, диктующего самые высокие требования к отбору памятников. Попрежнему актуальными остаются принципы комплектования, сформулированные в указе императора Александра 1 1806 г.: "Мемориальность, древность, искусство исполнения".
За одиннадцать лет, с 1996 по 2006 г., собрание музейных предметов, хранящихся в Музеях Кремля, пополнилось более чем на три с половиной тысячи экспонатов. Значительная часть поступлений последнего десятилетия — дары. Дарителями выступали как учреждения, так и частные лица. Среди дарителей музея, чьи имена войдут в историю формирования его коллекций — государственные деятели, коллекционеры, простые граждане. Музей ведет активную закупочную деятельность, в которой пользуется постоянной поддержкой Министерства культуры Российской Федерации...
31. Т.Д. ПАНОВА. Археологические исследования на территории Московского Кремля
В период 1996-2006 г. в Музеях Московского Кремля проводились комплексные работы, связанные с исследованием некрополя великих княгинь и цариц из кремлевского Вознесенского собора, разрушенного в 1929 г. Проект по изучению захоронений русских великих княгинь и цариц XV - начала XVIII в. рассчитан на период до 2010 г. Ситуация уникальная - впервые для исследования стали доступны погребения представительниц правящих династий России периода Средневековья и раннего Нового времени...
32. ИЗДАНИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ.
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.