МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫПУСК 22
Москва 2014
Титульный лист, содержание, от составителей
Вошедшие в сборник статьи посвящены памятникам Московского Кремля, создавшим их мастерам, а также исследователям, деятельность которых была связана с изучением этого выдающегося комплекса. С сборнике рассматриваются древние иконы, художественное серебро, старинное оружие, архитектурная графика и многое другое.
Публикуются последние научные изыскания, основанные на вновь обнаруженных архивных документах, рассказывается об истории создания экспозиций и организации выставочной работы в музее XIX – первой трети XX в. Статьи адресованы историкам, искусствоведам, археологам, музейным работникам и всем, интересующимся историей России произведениями искусства, хранящимися в Кремле.
Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>
КУЛЬТУРА РОССИИ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVI—XVIII ВЕКОВ
1. А.Л. Баталов. ЕВРОПЕЙСКИЕ АРХИТЕКТОРЫ И ВОЕННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ НА СЛУЖБЕ ИВАНА IV В СВЕТЕ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ: ЕЩЕ РАЗ ОБ ИСТОРИИ ГАНСА ШЛИТТЕ
Вопрос о присутствии западных мастеров в Москве времени Ивана Грозного до последнего времени не ставился. Во-первых, представление об иностранных архитекторах, которые могли работать в России в XVI в., было связано исключительно с Италией, а последний итальянский архитектор, работавший в Московии, Петр Фрязин (предположительно, Петрок Малой), бежал в 1538 г. Во-вторых, в историографии сложилось устойчивое представление о зодчестве эпохи Ивана Грозного как о периоде создания самобытной русской архитектуры, обогащенной итальянскими новациями.
фону.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>
2. Ю.Н. Звездина. ЧАСЫ-«КНИГА»: СКРЫТЫЙ И ЯВЛЕННЫЙ ТЕКСТ В ЧАСАХ XVI-XVIII ВЕКОВ
Замечательные часы в виде книги, которую можно «пролистать», любуясь изображениями на створках-«обложке», хранятся в Музеях Московского Кремля, в экспозиции Патриарших палат (Музей декоративно-прикладного искусства и быта России XVII века). Особенности гравировки и характерное написание цифр на циферблате свидетельствуют о том, что они были изготовлены в Германии, очевидно, во второй половине XVI столетия (ил. 1).
Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>
3. С.П. Орленко. МЕЧИ И ПРОТАЗАНЫ. К ВОПРОСУ О ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫХ НОВАЦИЯХ РУССКОГО ДВОРА СЕРЕДИНЫ XVII ВЕКА
В состав государственных регалий Российской империи меч вошел в 1742 г., при коронации Елизаветы Петровны. Однако памятник, о котором пойдет речь, равно как и использование мечей в парадно-церемониальной практике русского двора, имеет значительно более раннюю историю, пока еще мало исследованную.
Скачать статью полностью в формате PDF (1,0 Мб) >>
4. Т.С. Борисова. О ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ ГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ РЕЗЬБЫ РУССКИХ ИКОНОСТАСОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА
Появление во второй половине XVII в. украшенных пышной резьбой иконостасов связано с работой мастеров, переселенных в Россию в 1654—1657 гг. из завоеванных городов Польско-Литовского государства, что неоспоримо доказано учеными на основании большого количества архивных материалов.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>
5. С.П. Орленко. МИСЫГОСУДАРЕВА БОЛЬШОГО НАРЯДА
Среди описей государевой казны различных казнохранилищ ХVII столетия опись Большого государева наряда 1642 г. занимает особое место. Это самый ранний источник, в котором «царский чин» описан целиком таким, каким он был в царствование Михаила Федоровича. Документ включает в себя описание государственных регалий, парадного царского платья, принадлежностей важнейших дворцовых церемоний и наиболее драгоценных предметов из личного достояния государя. Эти ценности были сосредоточены в помещении Большой казны старейшего из казнохранилищ московских государей — Казенного двора.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПАМЯТНИКИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
6. И.А. Стерлигова. «ШАПКА С ДЕИСУСОМ» КАК ПАМЯТНИК КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Шлем с изображениями Деисусного чина, шестокрылов и святителя Николая принадлежит к древнейшим доспехам в собрании Музеев Московского Крем-ля (ил. 1). Десять крупных священных изображений на тулье решительно выделают его в ряду всех средневековых шлемов: боевые наголовия с отдельными образами Христа, архангела Михаила и избранных святых известны наперечет, о каких-либо других шлемах с Деисусом мы не знаем. Недаром в описях Большой государевой казны, откуда происходит шлем, священные изображения считались его главной отличительной чертой: как «шапка з Деисусом железная, травы мелкие наведены золотом и серебром» шлем помещен среди богато украшенных доспехов — «шапок ерихонских», в Переписной книге 1686/1687 г.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,8 Мб) >>
7. Ю.А. Кулешов. МЕСТО «ШАПКИ ГРЕЧЕСКОЙ С ДЕИСУСОМ» из собрания оружейной палаты в ряду позднесредневековых боевых наголовий восточной Европы
В поле зрения специалистов-оружиеведов шлем попадал всего четыре раза. Посвятивший ему небольшую статью в 1932 г. В.В. Арендт отметил восточное (за исключением полей) происхождение формы наголовья, связав ее с восточноазиатскими шлемами XIII—XVI вв., а также то, что священные изображения на нем, без сомнения, указывают на Византию, вооружение которой в ту эпоху испытывало восточное влияние. Исследователь подчеркнул, что установить время создания шлема можно лишь на основе стиля его декора. орнамент он определил как «сирийско-арабский», без уточнения эпохи, а изображения, со ссылкой на мнения коллег-искусствоведов, отнес к XIII в. Некоторые черты варваризма, вплетенные в византийский художественный стиль шапки, он объяснял необычностью техники исполнения фигур. Богатая отделка и иконография, по его мнению, указывают на то, что шлем принадлежал какому-то властителю или предназначался для высокого подарка. Вопрос о месте создания был оставлен открытым, надписи В.В. Арендт не рассматривал.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>
8. Р.И. Клевцова. СОЛОВЕЦКАЯ ИКОНА «СПАС НЕДРЕМАННОЕ ОКО»
Среди древних памятников Успенского собора Московского Кремля неизменно привлекает к себе внимание в витрине у северного пристенного иконостаса икона «Спас Недреманное око», относимая исследователями к середине XVI в. (ил. 1).
Скачать статью полностью в формате PDF (0,4 Мб) >>
9. О.А. Цицинова. К ВОПРОСУ ОБ АВТОРСТВЕ ТРЕХ МЕСТНЫХ ИКОН ИЗ ИКОНОСТАСА АРХАНГЕЛЬСКОГО СОБОРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
В 1679 г. по указу царя Федора Алексеевича в Архангельском соборе Московского Кремля развернулась капитальная реконструкция главного иконостаса. На Потешном дворе Оружейной палаты, «в мастерских резного, станочного и столярного дела» началось изготовление новой рамной конструкции иконостаса, в иконописных мастерских - поновление старых и написание новых икон. Этапы создания нового иконостаса довольно полно освещены источниками: известны даты и имена мастеров, трудившихся над ним...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,7 Мб) >>
10. А.Б. Тихомирова. АРХИТЕКТУРНАЯ ГРАФИКА Ф.Ф. РИХТЕРА В СОБРАНИИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
В фонде графики Музеев Московского Кремля хранится двести четырнадцать чертежей и рисунков, на которых имеется подпись архитектора Федора Федоровича Рихтера. Часто на отдельных листах, помимо его подписи, также присутствуют автографы других архитекторов или архитекторских помощников. Это обстоятельство затрудняет установление точного авторства чертежа. Однако в числе прочих в фонде хранятся пятьдесят два чертежа, на которых имеется только подпись Ф.Ф. Рихтера, что позволяет с уверенностью определить его как автора. В отношении ряда чертежей его авторство обосновывается документальными источниками (в основном строительными сметами, хранящимися в Российском государственном архиве древних актов), из которых следует, что тот или иной чертеж исполнен Ф.Ф. Рихтером или при его непосредственном участии.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
11. Е.Б. Исаева. БИБЛИЯ КАРЛА XII - ЭКЗЕМПЛЯР ИЗ СОБРАНИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
Библия, о которой идет речь в нашей статье, происходит из собрания московского коллекционера П.Ф. Коробанова (1767—1851). Павел Федорович был страстным собирателем и создал интереснейшую для своего времени коллекцию предметов истории и искусства, известную как Русский музей П. Коробанова. Б музее присутствовало значительное число предметов, легендарно связанных с известными историческими личностями, в том числе и с русскими монархами и членами их семей. Это послужило одной из причин интереса к коллекции императора Николая I, который хотел приобрести ее у владельца. Собиратель продавать музей отказался, но завещал его Николаю I...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
12. В.Р. Новосёлов. НОВЫЕ ДАННЫЕ О ФОРМИРОВАНИИ ИМПЕРАТОРСКОГО СОБРАНИЯ ОРУЖИЯ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII ВЕКА
В составе собрания кремлевской Оружейной палаты имеется крупная группа оружия, поступившая из Санкт-Петербурга в 1810 г. Предметы из нее, на протяжении всего XVIII в. по тем или иным причинам попадавшие в Рюст-камеру, — это оружейный арсенал, принадлежавший правителям России и находившийся в ведении императорского Кабинета. Состав группы известен нам по Описи, составленной в 1810 г. при передаче Санкт-Петербургской Рюст-камеры в московскую Оружейную палату. На поздних этапах, начиная со второй половины XVIII в., в Рюст-камеру вошли оружие из Алмазной мастерской при императорском Кабинете, часть оружия, принадлежавшего императору Александру I и оружейное собрание императора Петра III, хранившееся в Ораниенбауме. Однако наиболее ранней частью Рюст-камеры было оружие, зафиксированное в так называемой «Описи Иллинга», составленной в Санкт-Петербурге в 1737 г. после смерти оружейного мастера Иоганна Христофора Иллинга, под чьим наблюдением находилось оружие императрицы Анны Ивановны. Оружие в Описи делится на две группы — принятое от камор-цалмейстера А. Кайсарова и привезенное из Москвы.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
13. М.К. Павлович. ИСТОРИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ В XVIII - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
Хотя архив Оружейной палаты существует буквально с первых лет образования кремлевских сокровищниц и мастерских, посвященных ему работ очень немного. До сих пор не изучена история архива музея как структурного подразделения, осуществляющего хранение, учет и использование документов, входящих в состав Государственного архивного фонда Российской Федерации. Таким образом, в самом начале нашего исследования стали очевидны две главные задачи — изучение судьбы одного из богатейших исторических документальных собраний с XVIII по начало ХХ столетия, а также воссоздание предыстории существующего ныне отдела рукописных, печатных и графических фондов.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
14. Е.В. Щербина. ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА В 1830-1850-е ГОДЫ: РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ МУЗЕЯ И ПРОБЛЕМЫ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Оружейная палата, 10 марта 1806 г. получившая статус музея по именному указу императора Александра I, до конца 1850-х гг. оставалась единственным публичным музеем Москвы. Специфика фондов обусловила особое внимание правителей к презентации кремлевского собрания. Очень важным периодом в истории музея были 1830— 1850-е гг. В начале 1830-х гг. главная функция — прославление правящей династии — была сформулирована именно так и начала воплощаться в экспозиции. Новое здание, возведенное по проекту К.А. Тона, подчеркнуло эту функцию, определив образ Оружейной палаты вплоть до 1920-х гг.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,5 Мб) >>
15. Е.Н.Сергеева. ЛИЧНЫЙ ФОНД В.К. КЛЕЙНА В СОБРАНИИ МУЗЕЕВ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ (ИЗ ИСТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ Е 1920-Е ГОДЫ)
Личный фонд владимира Карловича Клейна был передан в отдел рукописных, печатных и графических фондов музея-заповедника «Московский Кремль» его внуком — владимиром Борисовичем 28 октября 1998 г. Архив этот бережно сохранил сын владимира Карловича — Борис владимирович Клейн. Предыстория поступления этого фонда в архив нашего музея заслуживает особого внимания.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
16. Е.В. Щербина. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОНИРОВАНИЯ ДРАГОЦЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ В МУЗЕЯХ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ В 1920— 1930-Е ГОДЫ
В начале ХХ в. Оружейная палата Московского Кремля воспринималась современниками как «фамильный» музей династии Романовых. в условиях глобальных перемен и пересмотра всей системы ценностей после революционных событий 1917 г. такая трактовка кремлевского собрания могла привести к весьма плачевным последствиям, вплоть до его полной утраты. Специфика фондов Музеев Кремля всегда определялась тем, что их основу составляла исторически сложившаяся царская и императорская сокровищница. высокий статус кремлевских хранилищ и многовековые традиции собирания в них драгоценных предметов объясняют причины, по которым широкое применение ювелирных техник, использование драгоценных камней и металлов характерно для самых разных типов произведений прикладного искусства, собранных в Кремле (от ювелирных украшений, оружия, орденов до конской упряжи, драгоценных тканей и так далее)...
Скачать статью полностью в формате PDF (2,0 Мб) >>
17. А.А. Комолова. О ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ КРЕМЛЕВСКОГО (АЛЕКСАНДРОВСКОГО) САДА В 1821 ГОДУ
Существует любопытное изречение некоего немца, имя которого затерялось в веках: «Немецкие сады все в нос, да в нос, а русские - все в рот, да в рот». Действительно, что только наши предки не выращивали в московских садах наряду с привычными для нас растениями - лекарственные травы, дыни, о способах разведения которых пространно повествует известный путешественник Сигиз-мунд Герберштейн и Адам Олеарий, - устраивали теплицы, где росли ананасы и прочая экзотика. Однако со временем эстетическая составляющая городского сада взяла верх над практической. Появились сады для гуляния - «булевары»...
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
ПЕРСОНАЛИИ
18. С.А. Костанян. СЕРГЕЙ ПЕТРОВИЧ БАРТЕНЕВ: БИОБИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Тема настоящего исследования - жизненный и творческий путь Сергея Петровича Бартенева, автора известной монографии по истории Московского Кремля «Московский Кремль в старину и теперь». Это двухтомное издание, опубликованное в начале двадцатого столетия, и сейчас, по прошествии почти ста лет, является одним из наиболее полных исторических и архитектурных исследований о Московском Кремле. И в наше время многие ученые ссылаются на эту книгу как на авторитетный источник. «Московский Кремль в старину и теперь» является основополагающим изданием, без которого не обходится ни один библиографический список о Московском Кремле и его архитектурной застройке. «Пожалуй, это самое лучшее, замечательно иллюстрированное описание Кремля, причем последнее по времени перед массовыми разрушениями в нем».
Скачать статью полностью в формате PDF (0,3 Мб) >>
19. М.К. Павлович. ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА СМИРНОВА: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ (К 90-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Среди сотрудников нашего музея немало тех, кто, придя когда-то на работу в кремлевские стены, связал с древним центром нашей столицы на десятки лет свои радости, огорчения, удачи, творческие успехи, - иными словами, почти всю свою жизнь. Одним из таких людей была Евгения Ивановна Смирнова (урожденная Сергеева). Ее личное дело — 35 листов в потертой голубой картонной обложке, несколько архивных документов и пожелтевших фотографий, а также воспоминания коллег помогли воссоздать краткую биографию этого замечательного человека.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
20. Г.А. Маркова. О КОЛЛЕГЕ И ДОБРОМ ТОВАРИЩЕ -ЛЮБОВИ ПАВЛОВНЕ КИРИЛЛОВОЙ (1929-2010)
Вряд ли в Музеях Кремля нашелся бы еще один человек такой же скромности и «тихости» поведения и вместе с тем такого неиссякаемого темперамента в работе, влюбленности в свое хранение и научную тему, как Любовь Павловна Кириллова, или наша милая Любочка, как мы, друзья, коллеги, ее называли. Надо вспомнить, что отдел «Оружейная палата», в котором работала Л.П. Кириллова, с 1965 г. состоял из хранителей экспозиций оружия, русского золота и серебра, драгоценных тканей, европейского серебра и посольских даров, коллекции тронов, государственных регалий и русского светского костюма, собрания Конюшенной казны и экипажей — всего семь человек. Структура музея изменилась в 1986 г., после создания новой экспозиции. Отдел расширился, объединились хранение экспозиции и фондов, научных сотрудников стало втрое больше.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,2 Мб) >>
21. И.М. Соколова. ПАМЯТИ РАИСЫ ИВАНОВНЫ КЛЕВЦОВОЙ
В настоящем сборнике помещена последняя статья научного сотрудника отдела «Музеи-соборы» Раисы Ивановны Клевцовой (6 ноября 1951 — 23 сентября 2010). Она посвящена соловецким иконам - именно эта тема составляла научный интерес Раисы Ивановны в последние годы.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,03 Мб) >>
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.
Скачать статью полностью в формате PDF (0,03 Мб) >>