МУЗЕИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ
МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ
ВЫПУСК 28
МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ ЧЕТЫРЕ СТОЛЕТИЯ ИСТОРИИ
МОСКВА 2018
Титульный лист, содержание, от составителей
Очередной выпуск ежегодного научного сборника Музеев Московского Кремля посвящен собранию оружия и конского убранства. Его основу составляют результаты многолетней работы сотрудников сектора оружия и конского убранства отдела «Оружейная палата».
В сборник вошли также исследования специалистов других отделов Музеев Кремля, ученых ряда российских музеев, архивов, университетов и академических учреждений. Издание адресовано оружиеведам, музейным работникам и всем, интересующимся историей старейшего оружейного собрания России.
Скачать Титульный лист ... полностью в формате PDF (0,1 Мб) >>
1. Е.А. Яблонская. Историк-оружиевед Майя Николаевна Ларченко. Страницы биографии
Майя Николаевна была старшим товарищем, любимым коллегой, чье личное участие в моем профессиональном развитии помогло мне определить сферу научных интересов и сформироваться как исследователю огнестрельного оружия (ил. 1). Ее эрудиция и фундаментальность научных знаний, которыми она щедро делилась, доброжелательность и готовность обсуждать любые проблемы вызывали любовь и уважение коллег. Для научных сотрудников-оружиеведов, работающих сегодня в отделе «Оружейная палата», Майя Николаевна остается образцом профессионализма, научной корректности в подходе к изучению материала и преданности любимому делу.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.1 Мб) >>
Мастера и памятники
2. С.П. Орленко. К вопросу о чине самопальных стрельцов придворной оружейной мастерской XVI-XVII веков
Одним из важных аспектов в изучении истории Оружейной палаты XVII в. является вопрос о ее кадровом составе: структуре, численности, профессиональной специализации, статусе, материальном положении мастеров и служащих ведомства. Пожалуй, наименее ясны представления исследователей о служивших в Оружейной палате самопальных стрельцах (стрелках), или просто самопальных, как их зачастую именовали в документах придворной оружейной мастерской. Иногда это служило причиной недоразумений, когда самопальных стрельцов путали с самопальными мастерами, делавшими стволы и замки огнестрельного оружия.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.5 Мб) >>
3. А.В. Малов. Мастера Оружейного приказа в освобожденной Москве: Материалы к просопографии по данным расходных книг Казенного приказа. 7122 (1613/1614) - 7127 (1618/1619) годы
Настоящая статья, как явствует из названия, является первой частью более обширной работы по составлению просопографической базы данных по мастерам и другим служащим Оружейного приказа. Работа в этом направлении продолжается - исследование разбито на хронологические периоды в соответствии с военно-политическим положением России в связи с потребностями вооруженных сил и участием Оружейного приказа в их удовлетворении, а также в связи с состоянием источниковой базы. В следующей своей части планируется хронологический охват периода деятельности Оружейного приказа с 7128 (1619/20) г. по 7134 (1625/26) г., то есть до большого московского пожара 1626 г., уничтожившего значительную часть приказных архивов. В целом же в перспективе исследование планирует охватить мастеровых людей Оружейного приказа по крайней мере до середины XVII столетия.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.5 Мб) >>
4. Е.А. Яблонская, С.П. Орленко. Западноевропейские оружейники в Оружейной палате XVII века
Для изучения истории русского искусства и ремесел в XVII столетии колоссальное значение имеет исследование деятельности его важнейших центров - придворных мастерских и, в частности, Оружейной палаты. Вопрос о кадровом составе ведомства, без сомнения, относится к разряду важнейших. К сожалению, до сих пор наши сведения об оружейниках, работавших в Кремлевской мастерской, очень скудны. Мы не имеем даже полного списка их имен.
Скачать статью полностью в формате PDF (1 Мб) >>
5. Е.А. Яблонская, С.П. Орленко. Оружейной палаты дозорщики XVII века
Исторически устоявшимся считается мнение, что в XVII столетии Оружейная палата представляла собой придворную мастерскую и хранилище государевой оружейной казны. И лишь несколько работ содержат упоминания об Оружейной палате как об одном из основных арсеналов русского государства1. Военно-политические реалии первой половины XVII столетия выявили необходимость преобразования вооруженных сил России. Неудача Смоленской кампании 1632-1634 гг. показала необходимость качественного роста подготовленности командного состава, увеличения числа солдатских и рейтарских полков. Военная реформа требовала колоссального количества строевого оружия и снаряжения западноевропейского образца.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.4 Мб) >>
6. Е.В. Когут. Науз с владельческой надписью из собрания Музеев Московского Кремля
В Музеях Московского Кремля хранится одна из самых богатых коллекций парадного конского убранства XVI-XVII вв. Ее неотъемлемой частью являются наузы -конские подшейные кисти из золотных и шелковых нитей. Среди них выделяется науз с владельческой надписью (ил. 1). Надписи на предметах конского убранства крайне редки. За исключением рассматриваемого науза, в источниках XVI-XVIII вв. только один раз упоминается предмет с владельческой надписью - это седло, принадлежавшее могущественному конюшему, боярину, а впоследствии царю, Борису Федоровичу Годунову. К сожалению, оно не сохранилось.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.2 Мб) >>
7. Ф.М. Панфилов. Европейский парадный шлем из собрания Музеев Московского Кремля: иконография и происхождение
Шлем, украшенный чеканными узорами и изображениями мифологических сюжетов, занимает особое место среди западноевропейского парадного вооружения, входящего в собрание Музеев Московского Кремля. Это боевое наголовье отличается нестандартной формой и оригинальной иконографической программой. Шлем упоминался в ряде научных изданий XIX и XX вв., но не становился до настоящего времени темой отдельной публикации. Мне хотелось бы дополнить существующий пласт исследований новыми сведениями, которые позволяют подтвердить или скорректировать высказанные ранее гипотезы, уточнить датировку и атрибуцию боевого наголовья.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.3 Мб) >>
8. Л.А. Бобров, С.П. Орленко,В.П. Зайцев. Уникальный монгольский шлем из собрания Музеев Московского Кремля
Большинство предметов защитного вооружения кочевников Центральной Азии эпохи позднего Средневековья и раннего Нового времени происходит не из закрытых археологических памятников, а из числа случайных находок, старых арсеналов и частных собраний.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.3 Мб) >>
9. Е.А. Яблонская. Мифологические сюжеты в декоре двух немецких аркебуз первой половины XVII века из собрания Музеев Московского Кремля
Эволюция декора в европейском огнестрельном оружии, выявление в его художественном оформлении общеевропейских тенденций и специфики национальных центров, а также определение декоративных мотивов и сюжетов, технических приемов, используемых мастерами - тема чрезвычайно важная и интересная. В зарубежной оружиеведческой литературе она давно стала традиционной, тогда как в отечественной историографии носит эпизодический характер.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.5 Мб) >>
10. С.П. Орленко. К вопросу о ряде предметов государева воинского наряда
Уникальной частью собрания оружия Музеев Московского Кремля является группа предметов, входивших в комплекс парадного и церемониального вооружения русских государей XVII столетия. Речь идет об очень известных памятниках: Шапке иерихонской работы Никиты Давыдова 1621 г., ставшей своего рода символом Оружейной палаты, саадаке «большого наряда» 1627/1628 г., саадаке «греческого дела» 1656 г., саблях с булатными клинками и драгоценными приборами. Наши знания об оружии государева воинского наряда далеки от полноты. Значительная часть предметов парадного и церемониального оружия русских царей не сохранилась до нашего времени или не идентифицирована в музейном собрании. О некоторых из них мы имеем лишь крайне смутное представление, ограниченное лаконичными упоминаниями этих вещей в документах XVII в. До сих пор не разрешен вопрос об огнестрельном оружии в составе государева воинского наряда.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.3 Мб) >>
11. А.Н. Лобин. Полковые двухфунтовые пищали из собрания Музеев Московского Кремля и производство однотипных орудий в 1660-1680-х годах
Русская артиллерия XVII столетия, в силу грандиозности военных преобразований Петра Великого, зачастую изображается как нечто несовершенное, хаотичное, почти не связанное в своем развитии с военными реформами начала XVIII в. Несмотря на обилие источников, на сегодняшний день объем военной продукции и развитие артиллерийского вооружения в России допетровского времени мало изучены. Исследование материальных памятников XVII столетия с привлечением архивных документов дает возможность раскрыть малоизвестные страницы русской артиллерии.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.2 Мб) >>
12. С.П. Орленко. О наручах Большого наряда и «доспехе великого князя Юрия Всеволодовича»
В Переписной книге 1686/1687 г. среди наручей государевой оружейной казны шестыми записаны «наручи булатные Большого наряду, кольца серебреные. На наручах по четыре мишени и около наручей коемки, и к запястью травочки неведены (sic!) золотом. Пряжи и запряжники и наконешники серебряные золоченые с чернью. Тесьма шолк червчат зелень з золотом и серебром. Тесьма прикреплена гвозди серебряные репейчатые золочены. Около наручей гвозди ш горощитые серебреные. Наручи подложены отласом червчетым. Четыре лопости тавта жолтая. А по нынешней переписи 195-го (1686/87) году и по осмотру те наручи против прежних переписных книг сошлись. Цена им восмьдесят рублев. А в прежних описных книгах написаны седьмыми».
Скачать статью полностью в формате PDF (0.5 Мб) >>
13. Ю.А. Кулешов, С.П. Орленко, М.А. Анисимова. Позднеисламские маски-забрала из собрания Музеев Московского Кремля и коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи
В среде оружиеведов-профессионалов и любителей старинного оружия всегда вызывали живой интерес антропоморфно оформленные маски-забрала. Независимо от культурной принадлежности и эпохи, будь то разнообразные и причудливые произведения оружейников имперского Рима, восточноевропейские позднесредневековые личины, загадочные восточноазиатские находки, богато декорированные позднеисламские образцы или суровые и завораживающие японские маски-сомэн, эта категория оружия всегда зачаровывает. Видимо, на поле боя они должны были вызывать те же чувства у противника. За долгие годы изучения этого типа защитного вооружения написана не одна работа, еще больше публикаций, в которых исследователи рассматривали их в общем контексте вооружения или военного дела; здесь нет смысла приводить их все, так как это займет не одну страницу. Стоит лишь отметить, что римские и японские маски-забрала изучены более или менее хорошо, а вот остальные вызывают очень много вопросов. Каково их происхождение, как они точно датируются, имеется ли между ними связь, какие народы их использовали? В последние годы эти и другие вопросы все чаще стали поднимать в отечественном оружиеведении. Однако внимание специалистов сосредоточено в основном на восточноазиатских находках и позднесредневековых восточноевропейских забралах-личинах.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.5 Мб) >>
14. Е.В. Когут. Конская «железная голова» из собрания Музеев Московского Кремля
В коллекции конского убранства Музеев Московского Кремля хранится оригинальный предмет, записанный в инвентарных документах как «голова конская». По форме она во многом напоминает шанфрон - доспех, защищающий голову лошади, преимущественно ее лобовую часть. Впервые интересующий нас предмет описан в Переписной книге 1686/1687 г.: «Голова мерекляная на лошадь железная, попорчена, на лбу трубка с копейцом золоченным, гвозди медные золочены и подложено сукном червчатым. А по нынешней переписи 195-го году и по осмотру та голова против прежних переписных книг сошлась. Цена сто рублев». Нетрудно заметить, что предмет был очень высоко оценен. Например, полный доспех на лошадь был оценен в 1000 рублей. Роскошно орнаментированный нюрнбергский шлем XVI в. оценен в 60 рублей. О причинах столь высокой оценки относительно скромного по декору и материалу предмета трудно судить. Голова описана как «мерекляная». Как справедливо отмечает в примечании к своей статье А.Н. Чубинский, исходя из свойств сохранившихся предметов оружия, которые в документах XVII в. имеют определение «мерекляный», трудно определить, что это в точности обозначает, и можно лишь предположить, что это некоторая разновидность воронения.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.1 Мб) >>
15. Е.А. Яблонская. Дар французского короля Людовика XIV стольнику П.И. Потемкину в государевой оружейной казне
В XVII столетии государева оружейная казна пополнялась из разных источников. Главным из них была придворная оружейная мастерская русских государей - Оружейная палата. Оружие и доспехи западного и восточного происхождения поступали в Государеву Оружейную казну в качестве дипломатических даров, «челобитий» иноземных купцов и русских придворных, целенаправленных заказов и закупок за границей.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.1 Мб) >>
16. М.П.Голованова. Знамена стрелецкого войска в собрании Музеев Московского Кремля
Стрелецкое войско - отборный, элитный корпус, создание которого являлось ключевой частью военных преобразований, проведенных Иваном IV в 1550 г., принял боевое крещение под Казанью в 1552 г. До 1630-х гг. стрельцы оставались единственной в войске постоянной пехотой, имевшей особенности устройства и службы. Стрельцы не только участвовали в военных действиях, но и составляли постоянный московский гарнизон в XVI-XVII вв., а также были активными участниками политических процессов.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.3 Мб) >>
17. В.Р. Новоселов. «Коллекция оружия императора Петра I»: между правдой и вымыслом
Одним из наиболее принципиальных вопросов, связанных с формированием в XVIII в. императорского собрания оружия, известного в настоящее время как Санкт-Петербургская Рюст-камера, является вопрос о присутствии в ее составе группы или групп оружия, принадлежавшего императору Петру I. Решение этого вопроса позволяет определить, что именно послужило ядром, на основе которого впоследствии на протяжении всего XVIII в. формировалось это собрание, какое место оно занимает в истории императорского арсенала дома Романовых и какое значение ей следует отвести в истории собирательства и коллекционирования оружия в России.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.4 Мб) >>
18. В.Р. Новоселов. Арсеналы князей Долгоруких и предметы из них в собрании Музеев Московского Кремля
История формирования собрания оружия российских императоров, известного как Санкт-Петербургская Рюст-камера, остается мало изученной. Последние двадцать лет исследований позволили лишь очертить основные этапы ее сложения. Выход в 2004 г. издания «Императорская Рюст-камера» дал краткое изложение нового взгляда на это учреждение как на оружейное собрание российских императоров, формировавшееся на протяжении всего XVIII в. Важными вехами, фиксирующими состояние этого ар-селлала в XVIII в., стали Опись 1737 г., составленная в Санкт-Петербурге после смерти оружейного мастера Иоганна Христофора Иллинга, в смотрении которого находилось оружие императрицы Анны Иоанновны; Опись Ораниенбаумской Рюст-камеры, куда входило оружие из собрания императора Петра III; Опись Рюст-камеры 1810 г., зафиксировавшая! оружие, по указу императора Александра I переданное из Санкт-Петербурга в Московскую Оружейную палату. Авторами издания, в первую очередь, автором вступительной статьи А.К. Левыкиным, совершенно справедливо была поставлена под сомнение концепция Е.В. Тихомировой о «коллекции оружия императора Петра I» как об основе Рюст-камеры, поскольку за эту коллекцию был выдан состав оружия, зафиксированный в Описи 1737 г...
Скачать статью полностью в формате PDF (0.5 Мб) >>
19. Е.В. Когут. Комплект сбруи из арсенала князей Долгоруких в кремлевском собрании конского убранства
В коллекции верховой сбруи Музеев Московского Кремля хранится значительное количество комплектов, которые впервые упоминаются лишь в Описи Оружейной палаты 1835 г., однако декор, выделка кожи и техническое строение позволяют предполагать, что они были выполнены ранее первой трети XIX в. В связи с этим встает задача поиска данных комплектов в более ранних документах, выяснение их истории поступления в Оружейную палату и определении точного времени и места изготовления. В эту группу входит комплект из оголови с мундштуком и паперсти (подперсье, составная часть верховой сбруи, нагрудный ремень) с пахвями (нахвост-ный ремень). В Описи 1835 г. он имеет следующее описание: «Мунштук с ошейком, паперстью и пахвями набран по красному ремню серебряными с бирюзами и чернью плащиками положенными через один. На муштуке с ошейком набора серебряного с бирюзами тридцать два и с чернью сорок два места. Наузольников с бирюзами два, да сверх сего перемычка с бирюзами ж во всем муштуке бирюз сорок одна, прибора серебряного без каменьев: цепочек шесть, пряжек четыре, запряжников десять, наконечников два и один круглый шарик, к какому укреплена кожаная кисть. Муштук железный, с ременными поводами.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.2 Мб) >>
20. В.Р. Новоселов. Редкое русское холодное оружие с каменными эфесами середины XVIII века
Атрибуция оружейных памятников, не относящихся к известным строевым образцам, зачастую полна неожиданностей для исследователя. В полной мере это утверждение относится к немногочисленным дошедшим до нас образцам русского холодного оружия первой половины - середины XVIII в. Тем не менее, одновременный исторический анализ памятника и поиск архивных источников в некоторых случаях способны пролить свет на его судьбу и не только восстановить для нас место и время создания, но и назвать имена оружейников и владельцев, а также дать нам новое знание об эпохе, к которой этот памятник относился.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.4 Мб) >>
21. Ф.М. Панфилов. Итальянское огнестрельное оружие в составе Санкт-Петербургской Рюст-камеры
Собрание Музеев Московского Кремля содержит замечательные образцы огнестрельного оружия Италии XVII—XVIII вв. Многие из них происходят из императорского арсенала охотничьего, боевого и парадного оружия, с 1797 г. находившегося в ведении придворного учреждения, известного как Рюст-камера, и переданного в Московскую Оружейную палату в 1810 г. по распоряжению императора Александра I. В собрание Санкт-Петербургской Рюст-камеры входило оружие из различных коллекций XVIII в. Происхождение самой ранней его части прослеживается до 1730-х гг. В 1731-1732 гг. Иоганн Христофор Иллинг, оружейный мастер императрицы Анны Иоанновны, принял на хранение от камер-цалмейстера Александра Кайсарова оружие из Преображенского дворца. Затем Иллинг вслед за императрицей покинул Москву, видимо забрав часть оружия с собой. Другая группа оружия оставалась в Преображенском. В 1733 г. был составлен «Реестр оружия, хранившегося в Преображенском дворце в 1733 году». После случая кражи и порчи оружия в 1735 г. эту группу также перевезли в Санкт-Петербург. Таким образом, оружие из Преображенского вошло в состав оружейной коллекции императрицы Анны Иоанновны. Известна «Опись ружья ее императорского величества императрицы Анны Иоанновны», составленная в Санкт-Петербурге в 1737 г. после смерти И.Х. Иллинга.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.4 Мб) >>
22. Ф.М. Панфилов. Произведения итальянских мастеров Коминаццо в собрании западноевропейского огнестрельного оружия Музеев Московского Кремля
Коллекция западноевропейского огнестрельного оружия, хранящаяся в Музеях Московского Кремля, включает в себя произведения итальянских мастеров XVII-XVIII вв. Немногочисленные упоминания в историографии и научно-популярных изданиях прежде всего связывают эти памятники с именами оружейников из семьи Коминац-цо. В публикации Е.А. Яблонской отмечается, что «особенно популярной в Европе была продукция знаменитой династии оружейников Коминаццо из маленького города Гар-доны близ Брешии. Их изделия, особенно ружейные и пистолетные стволы, ценились за прекрасные боевые качества и красоту отделки. В коллекции западноевропейского огнестрельного оружия Музеев Кремля имеется большое число экземпляров с именем мастера Лазарино Коминаццо на стволах». В издании «Московский Кремль. Императорская Рюст-камера» описание пары итальянских пистолетов XVII в. также содержит упоминание о популярности в Европе «продукции, изготовленной в мастерской знаменитой династии оружейников Коминаццо». Тем не менее до настоящего времени исследователи не предпринимали попыток определить точное количество стволов с надписями, содержащими имя Коминаццо, в музейной коллекции западноевропейского огнестрельного оружия; не затрагивались вопросы атрибуции и классификации оружия работы Коминаццо. Настоящее исследование призвано систематизировать сведения о подобных надписях и проанализировать их специфику.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.4 Мб) >>
Хранители и исследователи
23. В.Р. Иовоселов. Борьба Оружейной палаты за сохранение коллекции трофейных орудий Отечественной войны 1812 года в 1920-е годы
Эпоха 1920-1930-х гг. стала для Музеев Московского Кремля временем тяжелых испытаний, трагических событий, коснувшихся как сотрудников музея, так и музейных коллекций. Разрушенная экономика страны испытывала острую нехватку всего, в том числе и сырья для металлургии. Поэтому музейные собрания памятников литейного искусства подверглись попыткам изъятия предметов для дальнейшей переплавки их на цветной металл.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.1 Мб) >>
24. В.Р. Новоселов. Всеволод Викторович Арендт и Оружейная палата Московского Кремля
Выдающийся отечественный оружиевед В.В. Арендт оставил заметный след в истории этой науки. Его творческое наследие до сих пор вызывает интерес специалистов и во многом не утратило своей научной актуальности. Яркая личность, человек трагической судьбы, корифей своего дела и специалист мирового уровня — он навсегда останется в истории российского оружиеведения образцом научной и человеческой добросовестности, широты и глубины научных интересов. Судьба В.В. Арендта оказалась связанной с ведущими российскими музеями, обладающими значительными оружейными собраниями: Артиллерийским музеем (ныне Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи) и Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге, Государственным историческим музеем и Оружейной палатой в Москве. В последние годы появился ряд работ, посвященных этому исследователю и его научному вкладу в историю оружия. Ряд статьей о В.В. Арендте опубликовал A.Н. Кирпичников. В них он восстановил не только его творческую биографию и этапы научного пути, но и подробности ареста, следствия и осуждения ученого. Очень важной частью исследования А.Н. Кирпичникова стал сбор сведений обо всех работах B.В. Арендта, как изданных, так и дошедших до нас только в рукописях, — этим автором составлен наиболее полный на сегодняшний день список его трудов. Из сорока семи известных нам научных работ В.В. Арендта двадцать три были опубликованы за границей, четыре статьи остались в рукописи, чудом уцелев в архиве, местонахождение трех рукописей не известно, а еще четыре статьи не удалось обнаружить среди публикаций. До нас дошла только часть исследовательского наследия В.В. Арендта, многие его труды, возможно, навсегда останутся утраченными. Любой материал, связанный с научной и музейной работой этого ученого, является важным для понимания его творческого вклада в оружиеведение.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.2 Мб) >>
25. М.К. Павлович. Хранители и исследователи коллекции оружия Музеев Московского Кремля в 1930-1980-х годах (Н.В. Гордеев, И.С. Миляков, М.Э. Портнов)
Пятьдесят лет для всемирной истории - одно мгновенье, для государства - это уже немалый срок, а для каждого человека - вся сознательная жизнь. Для Музеев Московского Кремля период с начала 1930-х по начало 1980-х гг. стал временем важных исторических событий и глобальных перемен, во многом они нашли свое отражение в биографиях людей, на протяжении полувека осуществлявших учет, хранение и изучение одной из старейших коллекций Оружейной палаты.
Скачать статью полностью в формате PDF (0.4 Мб) >>
26. Г. А. Маркова. Вспоминая Майю Николаевну Ларченко
Майя Николаевна пришла в Музеи Московского Кремля в октябре 1968 г. переводом из знаменитого на весь мир ленинградского Эрмитажа, где она проработала пятнадцать лет, служа любимому делу, которым историк-искусствовед (так названа специальность в университетском дипломе) Майя Николаевна овладевала, постоянно совершенствуя свои опыт и знания. Это, естественно, отразилось на ее профессиональном росте - от научно-технического сотрудника (1953-1955) к научному (1955) и старшему научному сотруднику (1964) и, наконец, к должности ученого секретаря отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа (1966).
Скачать статью полностью в формате PDF (0.1 Мб) >>
Список трудов М.Н. Ларченко (1927-2011)
Скачать статью полностью в формате PDF (0.1 Мб) >>
Список сокращений