На рассмотрение Ученого Совета Музеев Московского Кремля выносится каталог живописного собрания Музеев Московского Кремля, в состав которого входит 187 произведений.
Представляемый каталог является первым опытом исследования складывавшегося на протяжении более чем трех веков музейного живописного собрания в его полном объеме.
Собрание характеризуется огромным хронологическим разбросом от икон, выполненных на рубеже XVII -XVIII вв. до произведений советских авторов. Чрезвычайно разнообразен его жанровый состав- это иконы и церковные образы, пейзажи, жанровые сцены, натюрморты, композиции на исторические темы, написанные русскими или работавшими в России художниками иностранцами. В собрание также входят произведения XVII -XIX в., целиком принадлежащие к западноевропейским художественным школам.
Одним из важнейших результатов проведенной работы явилось выяснение на основе анализа материалов из архивов нашего музея, Государственного Эрмитажа, РГАДА, РГИА, ЦГАЛИ хронологии и источников поступления произведений в музей, позволивших систематизировать прежде нерасчлененные пласты материала и сформировать структуру каталога, состоящую из следующих разделов.
1. Основное собрание. В него входят произведения, находившиеся в музее с I трети XIX в. до 1917 г. - от заказанной Н.Б.Юсуповым первой династической серии до картин поступивших в Оружейную палату по императорским повелениям в рамках деятельности Министерства Императорского двора. 91 предмет.
2. Кремлевское собрание. Включает иконы и картины поступившие после 1917 г. из кремлевских храмов, упраздненных монастырей, Малого Николаевского и Большого Кремлевского дворцов. 45 предметов.
3. В третий раздел входят произведения, поступавшие после 1917 г. из разных внешних источников: ГМФ, Прокуратура, КГБ и др, в результате дарений и закупок в антиквариате. 150 предметов.
Внутри разделов материал расположен в алфавитном порядке имен авторов, затем в хронологической последовательности датировок.
История живописного собрания Императорской Оружейной палаты, бывшей до 1917 г. дворцовым музеем и его судьба в последующее время коренным образом отличается от традиционного формирования музейных собраний.
Во вступительной статье к каталогу специфика собрания исследована в широком историко-культурном контексте смены концепций верховной власти, отразившихся на его составе и художественной роли в музейном пространстве.
Идейная программа " Самодержавнейшего Музеума" императорского периода отечественной истории раскрывается на основе изучения династических серий монарших парадных портретов и способов их репрезентации в экспозиционном ансамбле Оружейной палаты XIX - XX вв. Большое внимание уделено реконструкции символико-аллегорического замысла "Коронного зала".
За основу формирования и наполнения традиционных содержательных рубрик каталожных описаний кроме утвержденной в нашем музее формы каталогов, взяты каталоги живописных собраний ведущих музеев страны.
В ходе работы над каталогом на основе живописных и гравюрных образцов источников были выяснены иконографические источники всех монарших портретов, занимающих доминирующее положение в собрании, а также пейзажей И. Айвазовского, художников школы Ф. Алексеева, исторических полотен В. Бриоски, В. Демидова, Ф. Моллера.
Уточнены и максимально сужены зафиксированные в музейной учетной документации в чрезвычайно размытом виде датировки практически всех произведений. Итогом атрибуционных обоснований стало появление новых имен художников: И. Таннауера, Г. Молчанова, В. Бриоски, Д. Бранди, П. Свиньина, И. Ведекинда, Ф. Прокоповича, В. Михайлова, В. Демидова, Г. Миреа, Г. Амона. Отклонены атрибуции С. Торелли, Л. Лагрене, Ф. Жерару, И. Айвазовскому, И. Левитану.
Определены программы и герои картин на исторические темы, исторические названия ряда картин, изменены или поставлены под сомнения идентификации изображенных лиц на 6 портретах.
Объем каталожных статей прямо пропорционален историко-художественной ценности произведений.
Наиболее значительным из них ( Династическая серия портретов Рюриковичей и Романовых 1770-1780-е гг., "Призвание К. Мининым князя Д. Пожарского" (худ.В. Бриоски первая треть XIX в.), "Портрет Петра I" кисти И. Таннауера.1716 г." Портрет царевны Екатерины Иоанновны герцогини Мекленбург-Шверинской" ( Н.х. около 1716 г.), Портрет царя Федора Иоанновича" ( Н.х. рубеж XVII - XVIII вв., портреты патриарха Филарета Никитича, " Конклюзия на престолонаследие императрицы Елизаветы Петровны М. Телесницкого" ( Н.х.1740-е гг.) посвящены небольшие монографические исследования, вводящие в научный оборот новые имена и произведения или меняющие их прежнее осмысление.
Каталог включает в себя следующие указатели: по именам авторов, по именам изображенных лиц и указатель выставок. Завершают каталог списки источников и литературы.
Публикация каталога живописного собрания Музеев Московского Кремля представляет интерес для исследователей, музейных специалистов, а также для широкого круга знатоков и любителей отечественной культуры.