научный сотрудник Музеев Московского Кремля
Строительство нового здания для Оружейной Палаты в Московском Кремле, как известно, являлось частью грандиозного замысла императора Николая I, по созданию новой московской резиденции, которая была призвана стать своеобразным памятником его правления. Включение в комплекс дворца - Оружейной палаты, в качестве дворцового музея и исторической царской сокровищницы также далеко не случайно. Идеологическая программа, сопровождавшая царствование Николая I, в большой степени имела визуальное и практическое воплощение в архитектурных и архитектурно-инженерных сооружениях, созданных при непосредственном и заинтересованном участии самого императора.
Решение о строительстве нового здания для хранения сокровищ Оружейной палаты вполне вписывалось в контекст общей деятельности императора по переустройству, как городов, так и императорских владений. При этом необходимость постройки новой Оружейной палаты стала очевидна уже через несколько лет существования музея в стенах здания построенного архитектором И.В. Еготовым. И причины побудившими к решению построить новое здание для музея, взамен относительно недавно возведенного сооружения, во многом были обусловлены не столько репрезентативными задачами, сколько техническими.
В 1853 г. директором Оружейной палаты А.Ф. Вельтманом была составлена записка об истории, собрании и порядке управления музеем. Сделано это было по высочайшему распоряжению, в ответ на просьбу посланника из Великобритании при Высочайшем дворе Сэра Гамильтона Сеймура, который собирал сведения для Комитета Национальной галереи при Нижней палате Английского парламента об устройстве Российских музеев древностей и произведений искусств, а также о порядке управления подобными хранилищами.
А.Ф. Вельтман в разделе по истории палаты писал: "Несмотря на просторное помещение Оружейной палаты, здание построенное в 1806-1810 году без каменных сводов, и потому без печей из опасения пожара, не заключало удобств для хранения и осмотра вещей, особенно во время осени, зимы и весны. Постоянная сырость, стесненная внутри необитаемой и затворенной палаты, была гибельна для самого здания, которое оказало признаки разрушения, а главное для вещей подверженных тлению. Обратив Высочайшее внимание, Государь Император, при сооружении в Кремле Новаго Императорского Дворца, повелел устроить и Новое здание для Оружейной Палаты в связи с Дворцом /:на месте бывшаго в старину Конюшеннаго приказа:/, с прочными каменными сводами во всех этажах, с железными опорами и духовыми печами для отопления".
Началом истории строительства здания Оружейной палаты можно считать 5 марта 1838 года, когда императором Николаем I ,было принято окончательное решение о строительстве нового дворцового комплекса, куда должна была войти и Оружейная палата. В этот же день министром императорского двора князем Петром Михайловичем Волконским было подписано «Положение о построение нового дворца в Московском Кремле». Согласно которому:
§ 1 Дворец сей строится под Главным Начальством Министра Императорского Двора.
§ 2 Хранением и выдачею сумм, производством торгов на материалы, работы и вообще всем относящимся до отчетности по сему строению, заведывает Присутствие Московской Дворцовой Конторы,.
§ 3 Назначение работ, распоряжение и главный надзор над ними, поручается состоящему в должности Вице Президента Барону Боде, по его избранию определяются Архитекторы, Архитекторские Помощники, равно как и прочие чиновники и мастера.
§ 4 Главным Архитектором по сему строению назначается Архитектор Константин Тон, на ответственность которого в особенности возлагается прочность фундамента, сводов, удобное и безопасное устройство отопления.
§ 5 По части живописной назначается Академик Солнцев.
§ 6 По причине умножения дел, при Канцелярии МДК учреждается особый стол, под названием 2го Строительнаго стола, который имеет заведывать только делами касающимися до строения нового Дворца с принадлежностями онаго.
В штате 2го строительного стола были утверждены: главный архитектор, художник по части живописи, два архитектора, четыре архитекторских помощника, мастер горшечных сводов, мастер каменных дел, а также писцы, бухгалтер, столоначальник и его помощник, смотрители. Первоначально штат включал 25 человек.
С марта по август 1838 г. в качестве архитекторов к столу были причислены Николай Иванович Чичагов и Иван Львович Мироновский. Именно они составляли все сметы и кондиции по разборке старых частей дворца и строительству нового здания. В августе подпись И.Л. Мироновского в документах уже не встречается, а сметы за август подписаны одним Н.И. Чичаговым, а с сентября в штат вместо Мироновского, был принят архитектор Владимир Алексеевич Бакарев.
К.А. Тон в марте 1838 г., когда начались работы по разборке старого кремлевского дворца и других зданий, находился в Петербурге, куда ему присылались бумаги, составленные Чичаговым и Мироновским, и в которые Константин Андреевич вносил свои поправки и изменения. Так в конце марта архитектор писал барону Л.К. Боде: «.. честь имею уведомить, что к назначенной перестройке я не премену прибыть в Москву (буде только не задержат особые какие случаи по Комиссии для перестройки Зимняго Дворца); При сем препровождаю Вашему Превосходительству кондиции на каменную и земляную работы..». На основании составленных Тоном кондиций архитекторы Московской дворцовой конторы разрабатывали строительные сметы и руководили работами непосредственно на месте.
Первая подробная смета на строительство здания Оружейной палаты была составлена в тогда же в марте 1838 года архитектором Мироновским, при участии Таманского и Тюрина. Работы предлагалось начать с разборки старого корпуса Конюшенного двора, далее вырыть землю "до материка" под фундамент, выложить фундамент, в том числе из частей разобранного старого корпуса. Смета, включала в себя полный перечень работ вплоть до изготовления окон и дверей, мраморные работы, изготовление лепных украшений. По всей видимости, к этому первоначальному этапу проектных работ относится чертеж из фонда графики музеев Кремля, подписанный Тоном, но не имеющий даты. Водяной знак 1837 г. позволяет утверждать, что выполнен он, вероятнее всего, в 1838 г.
Здесь необходимо заметить, что чертежи, исполненные в Московской дворцовой конторе в XIX веке, в основном, выполнены на бумаге производства Ватман, где водяной знак содержит год. Исследовав значительный комплекс материалов, сопоставляя водяные знаки и даты имеющиеся на самих чертежах, мы можем утверждать, что архитекторы МДК имели в своем распоряжении самую свежую бумагу для работы. В большинстве случаев разрыв во времени между датой водяного знака и датой в подписи на чертеже составляет не более одного-двух лет, что позволяет нам с большой долей точности датировать в материалы, без даты в подписи, но имеющие водяной знак ватман.
В данном случае проект фасада Оружейной палаты можно датировать 1838 годом. На нем представлен один из первоначальных вариантов южного фасада нового здания Оружейной палаты. Вверху надпись: НОВЫЙ ФАСАДЪ ОРУЖЕЙНОЙ ПАЛАТЫ ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ ПОСТРОИТЬ НА МЕСТЕ СУЩЕСТВУЮЩАГО НЫНЕ КОНЮШЕННАГО КОРПУСА. Под названием личная подпись императора Николаем I: БЫТЬ ПО СЕМУ.
Данный проект предполагал многоцветную раскраску фасада Оружейной палаты: гладь стены нижнего этажа предполагалось покрасить в розовый цвет, стену бельэтажа - в бледно-зеленый с резной орнаментикой. Но уже через год, в 1839 г. проект был изменен.
4 декабря 1839 г. Николай I утвердил новые чертежи Апартаментов Их Высочеств и Оружейной палаты, но и этот проект не стал окончательным. Ведь строительство Оружейной палаты и Апартаментов Их императорских Высочеств началось только через пять лет, в июне 1844 г.
В чем же была причина подобной задержки?
Необходимость отложить работы по построению Оружейной палаты для архитекторов Московской Дворцовой конторы стала очевидна к концу 1839 г., о чем они неоднократно докладывали в рапортах к главе конторы Льву Карловичу Боде. Основной причиной для переноса срока строительства стала ограниченность пространства предусмотренного для построения всего комплекса дворца. После начала работ по его возведению стало очевидно, что необходимо много места для складирования материалов и для установки временных павильонов для рабочих. Строительная площадка занимала обширную территорию, были построены склады, резервуары для воды и замеса извести, установлена конная машина подающая воду на нужды стройки. Так же архитекторам стало понятно, что невозможно будет осуществить должный контроль за производством работ на столь большой стройке. Да и обеспечить достаточное количество рабочих было бы затруднительно, в том числе и по денежным соображениям. Предложение о переносе сроков работ по постройке Оружейной палаты и Апартаментов было одобрено императором.
Несмотря на то, что строительство зданий было отложено, штат 2го Строительного стола с каждым годом расширялся. Масштабная стройка требовала больше специалистов, чем предполагалось первоначально.
Летом 1841 г. 3-им архитектором по строительству Большого Кремлевского дворца был назначен Федор Федорович Рихтер. Уже через два года работы в феврале 1843 г. он, зарекомендовав себя с наилучшей стороны, был назначен старшим архитектором строящегося дворца. Позже в 1864 г. он так описывал свою деятельность: «Почти сначала сооружения Большаго Кремлевскаго Дворца был я при оном старшим архитектором более 10 лет… и тогда же при Дворце были два младших архитектора Чичагов и Бакарев; Чичагов впоследствии умер.. Бакарев по отстройке Дворца вышел в отставку..., я же остался на службе».
На основании изученной нами строительной документации, можно утверждать, что влияние архитекторов дворцовой конторы Рихтера, Чичагова и Бакарева, которые непосредственно работали на строительстве дворцового комплекса, на окончательный вид и устройство зданий было весьма существенным. Они имели постоянный практический опыт строительства на кремлевской территории, знали состояние грунта, расположение коммуникаций, все время были вынуждены учитывая близость древних памятников и состояние их сохранности, и поэтому неудивительно, что кремлевские архитекторы неоднократно вносили практические соображения в проектные разработки К. Тона. При этом строительство кремлевского дворцового комплекса являлось прекрасной школой для начинающих архитекторов. Продолжая традиции, заложенные еще Экспедицией Кремлевского строения, в работах в Московском Кремле всегда принимали участие ученики и выпускники Кремлевского архитектурного училища и тем самым создавалась преемственность в передаче опыта практической строительной работы. Так в постройке Большого Кремлевского дворца в качестве архитекторских помощников принимали участие, в будущем известные архитекторы Петр Александрович Герасимов, Алексей Константинович Любимцев, Петр Андреевич Ставровский, Николай Александрович Шохин.
В начале сентября 1843 года император Николай I посетил Москву и, осматривая строящийся дворец, дал указание приступить к работам по постройке второй части дворцового комплекса. 6 октября 1843 г. от барона Боде последовало распоряжение архитекторам Рихтеру, Чичагову и Бакареву. «Государь Император во время присутствия Его Величества в Москве, Высочайше повелел приступить без промедления времени к постройке предположенных аппартаментов Их Высочеств и новой Оружейной Палаты .. я рекомендую Вам представить мне в скорейшем времени примерное изчисление во что обойдется сломка в течении наступающего зимняго времени существующего ныне строения и возведения фундамента для нового здания». 12 октября новая смета была составлена. Зимой предполагалось разобрать старый корпус Конюшенного двора, весной приступить к земляным работам, в течение лета выложить фундамент и осенью подвести его на уровень цоколя. Но уже осенью 1843 г. в рапортах вице-президенту Дворцовой Конторы Боде архитекторы указывают на определенные трудности, которые ожидают с началом работ. Первое – предполагаемое месторасположение здания палаты являлось крайне непростым для устройства фундамента. Лев Карлович Боде писал министру императорского двора Волконскому: «Фундамент под новую Оружейную Палату, по местоположению своему и прочим отношениям, как предмет самый важный всей постройки второй половины проэкта Дворца, необходимо прежде всего проверить, почему мною предварительно предписано было Архитекторам Дворца, представить мне, по сему предмету, приблизительную смету. Неизвестность грунта земли, находящегося почти на остром углу соединяющейся речки Неглинной с Москвою рекою, который еще прежде сего, по приказанию моему, был исследован пробными колодцами, - представляет большие затруднения и издержки». Другая сложность состояла в том, что к осени 1843 г. существовали проекты зданий Апартаментов и Оружейной палаты, утвержденные еще 4 декабря 1839 г., но к этому времени, имея опыт возведения главного корпуса дворца, архитекторы МДК высказывали сомнения в надежности предполагаемого фундамента, а также отмечали, что и толщина стен недостаточна для того, чтобы выдержать своды. Стало ясно, что проект требует доработки. Чертежи были переданы главному архитектору Тону, с теми замечаниями, которые высказали архитекторы Конторы.
Тоном были составлены новые проекты, которые были утверждены императором 13 марта 1844 г. Всего было составлено пять новых чертежей, в фонде графики в музеях Кремля, хранится три из них.
Архитекторы Московской Дворцовой Конторы писали: «Высочайше утвержденные 13 марта сего 1844го года два фасада, разрез и два плана новой Оружейной Палаты и аппартаментов Их Императорских Высочеств, против тех чертежей, которые после первоначального проэкта были составлены и Высочайше утверждены 4го Декабря 1839го года, вовсе изменены, как во внутреннем размещении, так и в самих размерах». Согласно новому проекту – длина фасада Оружейной палаты была уменьшена и не в последнюю очередь это было связано с тем, что иначе пришлось бы разбирать часть кремлевской стены и Конюшенную башню, на что и было указано архитекторами МДК. По первоначальному проекту 1838 года фасад Оружейной палаты, обращенный к Москве реке включал девятнадцать оконных проемов, а в окончательном варианте он был уменьшен до 13 проемов. Фундамент здания был укреплен, толщина стен увеличена, что привело к также к изменению внутреннего расположения помещений.
К июню 1844 г. была разобрана часть Конюшенного корпуса, вырыта земля под фундамент Оружейной палаты. 22 июня прошла торжественная закладка нового здания, с молебном и освещением работ в присутствии Боде, главного архитектора К.А. Тона и архитекторов Дворцовой конторы.
В конце 1844 г. архитекторами МДК было внесено одно существенное изменение в проект Апартаментов Их Высочеств, повлиявшее на внешний облик всего дворцового комплекса. Двенадцатого декабря от архитекторов последовал рапорт следующего содержания: «имеем честь представить составленные нами планы двум верхним этажам: здания Апартаментов Их Императорских Высочеств .. . размещение сообщений показанное на утвержденных 13 Марта 1844 го года планах, посредством наружной Парадной лестницы изволили признать не соответствующим внутреннему расположению комнат обоих этажей, и ..построение наружной лестницы может быть заменено помещением оной внутри самого корпуса, что сверх удобности сократит значительно издержку, и отвратит затруднения, какие неминуемо должны быть при построении означеной лестницы, ибо на том месте, где оная должна быть сделана материк находится более нежели на двадцать один аршин, при рытии же земли на таковом углублении окружные строения могут повредиться, через отменение наружной Парадной лестнцы, откроется фасад Переходной галереи, увеличится двор и представится возможность сделать свободный проезд с онаго на Комендантский двор, для проезда через оный с черно-рабочими телегами. При перемещении Парадной лестницы во внутренний Корпус, что значится на вновь составленных планах под лит. А, изволили полагать и для сообщения прислуги, устроить отдельную общую лестницу на планах означенную под лит. В, ибо чрез то освободятся те комнаты, в которых назначены таковые лестницы». Четырнадцатого декабря император утвердил внесенные изменения.
Еще в 1843 г. предполагалось, что здания Оружейной палаты и Апартаментов должны быть возведены ко времени окончания строительства кремлевского дворца. 20 октября 1843 г. Волконский писал Боде: "Государю Императору угодно, чтобы Ваше Превосходительство представили особую смету на сломку Конюшеннаго Корпуса, назначаемого к перестройке в Апартаменты для ИИВ, и на постройку новой Оружейной палаты, дабы сии строения могли быть выстроены в черне к тому времени, когда окончится вновь строющийся Кремлевский Дворец. Место же около онаго, а равно и Конюшеннаго строения с новою Оружейною палатою, очистить к тому же времени совершенно от находящихся там разных материалов".
Большой Кремлевский дворец был освящен 3 апреля 1849 года, в пасхальную ночь. Здание Оружейной палаты и Апартаментов были к этому времени полностью возведены, оставалась незавершенной декорация фасадов и внутренняя отделка помещений. К приезду высочайшего двора территория вокруг дворцового комплекса была полностью приведена в порядок, строительные материалы убраны, тротуары вокруг дворца замостили, временные павильоны для рабочих разобрали. Освящение дворца стало грандиозным праздником, совместившим в себе пасхальные торжества и новоселье императорской семьи в древней столице. Чиновники, архитекторы и мастера, участвовавшие в строительстве, были награждены памятными медалями.
Как и предполагалось, к апрелю 1849 г. здание Оружейной палаты было построено, но внешние и тем более внутренние отделочные работы еще не были закончены.
В то же время известно, что во время пребывания высочайшего двора в Кремле в Апартаментах Их Императорских Высочеств были отделаны временные квартиры для чиновников и придворных служителей, прибывших с императорской свитой из Санкт-Петербурга.
После апрельских торжеств строительство было продолжено.
В конце мая 1849 г. начались штукатурные работы во внутренних помещениях Оружейной палаты, при этом архитекторы в кондициях указывали, что штукатурка должна быть "высшей и изящной отделки".
Согласно архивным документам можно утверждать, что окончание работ по строительству здания Оружейной палаты относится к лету 1851 г., когда в преддверии приезда в Москву императора с семьей и со свитой на торжества по случаю 25-летия коронации императора Николая I, в спешном порядке заканчивали вторую очередь строительства комплекса кремлевского дворца. Торжества должны были пройти в 20-х числах августа. В марте 1851 года были покрашены внешние стены Оружейной палаты и Апартаментов, в конце апреля красили рамы и ставни.
28 мая Министр двора Волконский отдает следующее распоряжение директору палаты Загоскину: "По случаю скорого окончания работ по построению здания новой Оружейной палаты, я признаю нужным все находящиеся в старой Оружейной палате вещи, для удобной и поспешной переноски и установки оных по прежнему хронологическому порядку в новой Оружейной Палате, заблаговременно уложить в сундуки в присутствии и под печатями Помощников Вашихъ впредь до дальнейших по сему предмету распоряжений". 25 июня Волконский пишет Боде "Государь Император Высочайше повелел чтобы в новой Оружейной Палаты приступлено было к перемещению в оную вещей, находящихся в старой, не ожидая особаго на то разрешения". На что Боде отвечает следующее: "заблаговременно и уже месяц тому назад мною предписано было Г. Директору Палаты Загоскину уложить все сии вещи в сундуки, для удобной и поспешной переноски и установки оных по прежнему хронологическому порядку в новой Оружейной палате. Я надеюсь, что к прибытию Его Величества в Москву новая Оружейная Палата будет совершенно окончена снаружи внутри и все драгоценные вещи, следуемые в бель-этаж, будут по своему порядку установлены кроме следующих в нижний этаж как то: модели дворца, древних парадных экипажей, и прочаго, что оставлено до усмотрения на месте Государем Императором и особаго тогда повеления Его Величества по сему предмету. .. Я надеюсь, что к 20 числу наступающего Августа месяца все предметы, относящиеся к полному проэкту строения новаго Дворца и с принадлежащими к нему зданиями совершенно по тому времени будут окончены, за исключением части устилки двора и тротуаров".
К июню была окончательно доделана чугунная лестница, ведущая на бельэтаж Оружейной палаты. Лестница была изготовлена по проекту Ильина, главного инженера дворца, под чьим руководством делались все металлические стропила, купола и покрытие крыш главного здания.
В начале августа в залах Новой Оружейной палаты, ожидая скорого приезда высоких гостей, натирали полы воском.
14 августа в бельэтаж Оружейной палаты была перенесена из старого здания, мраморная статуя Наполеона и поставлена на новый пьедестал из каррарского мрамора, изготовленный мастером Константином Виноградовым.
К приезду императора новое здание было полностью готово. В техническом плане оно было выстроено согласно последним на то время строительным и инженерным образцам. Оно имело металлические перекрытия, просторные залы были хорошо освещены и отапливались с помощью пневматических печей. В палату был проведен водопровод, входивший в общую систему дворцового водопровода, которая был устроен при строительстве нового дворца. Вода в Кремль подавалась из Воскресенского водоразборного фонтана, входящего в систему Мытищенского водопровода.
19 августа 1851 года император с семьей и многочисленной свитой весьма необычным способом приехал в Москву. Впервые кортеж императора прибыл не по Петербургскому тракту, а по вновь построенной железной дороге, которая соединила новую и старую столицу.
Указ о строительстве железной дороги между городами был подписан Николаем I в феврале 1842 года. Проекты зданий вокзалов было поручено разработать также Константину Тону. Архитектор создал единый проект зданий для Москвы и Санкт-Петребурга: двухэтажный фасад, с арочными окнами с гирьками, а в центре здания - двухъярусная башенка с часами и флагштоком. Архитектурное решение было выдержано в стилистике аналогичной Большому Кремлевскому дворцу.
Первый рабочий поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Москву 3 августа 1851 года, позднее по всей трассе провезли по батальону Преображенского и Семеновского полков. А19 августа в половине четвертого утра из Петербурга в Москву отправился императорский поезд. Он состоял из паровоза английского производства, вагонов-салона, кухни, опочивальни, столовой, служебного и свитских вагонов. Между собой вагоны соединялись крытыми переходами. Снаружи поезд был окрашен в голубой цвет, а окна венчались золочеными двуглавыми орлами. Потолок был обтянут белым атласом, стены - стеганым штофом малинового цвета. Двери мозаичной работы открывались и закрывались совершенно бесшумно, а свежий воздух доставлялся по бронзовым вентиляционным трубам. Вагоны были изготовлены на Александровском заводе в Петербурге.
Путь до Москвы занял 19 часов. По дороге Николай I лично осматривал железнодорожные мосты и придорожные станции, в Твери в пять вечера состоялся обед. Вот что писали Московские ведомости: "На протяжении всего пути народ стекался к железнодорожной колее. Все хотели посмотреть на императорский поезд. А в Москве ожидали прибытия императора в 7 часов вечера. На вокзале собралась огромная толпа. Пробило 9 часов вечера. Поезда не было... Толпа заволновалась. Послышались крики: "Нет государя! Уходили его, злодеи!". В 11 часов вечера поезд, наконец, прибыл". Как мы видим, в то время путешествие по железной дороге считалось весьма опасным мероприятием. К полуночи императорская семья разместилась в Малом Николаевском дворце.
На следующий день 20 августа, согласно камер-фурьерскому журналу, утром Его Величество прогуливался по Кремлю. Позже в Успенском соборе состоялся краткий молебен, куда Государь проследовал пешком через площадь из Малого дворца и "у западных дверей ждал прибытия Ея Величества", императрица прибыла в экипаже. После молебна император со свитой вышли через северные двери собора и по помосту прошли к Красному крыльцу, потом в Грановитую палату, а затем отправились обозревать комнаты нового Дворца. В этот день, возможно, император и посетил только отстроенное здание Оружейной палаты, где к его приезду были расставлены некоторые экспонаты музея, но многое было оставлено на усмотрение императора, как, например, вопрос о расположении модели дворца Баженова, старинных экипажей и орудий.
Основные торжества в честь 25-летия коронации состоялись в юбилейный день 22 августа. Приглашенные с утра собирались в Большом дворце, где расходись по заранее предназначенным им залам. Придворные дамы и кавалеры в Екатерининском зале, военные - в Андреевском, городские дамы, гражданские и отставные чины - в Александровском, купечество - в Георгиевском, а "цеховые и прочие" - во Владимирском.
В 12 часов дня император с императрицей в сопровождении членов Августейшего семейства торжественно прошествовали через залы дворца на Красное Крыльцо и направились в Успенский собор. "Приложившись к кресту и приняв окропление Святою водою, - сообщали "Московские ведомости", - Их Императорские Величества вступили в храм, где Митрополитом Московским Филаретом совершено было благодарственное молебствие с коленопреклонением. За сим, приложившись к местным иконам и святым мощам, Их Величества изволили шествовать обратно пешим порядком". Вечером город был иллюминирован. Надо отметить, что в этот день в императорской семье произошло еще одно важное событие. Родилась внучка Николая I Ольга Константиновна, дочь его среднего сына великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны. В будущем Ольга Константиновна выйдет замуж за короля Греции Георга I и станет королевой Греции. А в Кремле 25 августа в Чудовом монастыре служили в честь этого события благодарственный молебен. Званный обед в Андреевском зале дворца проходил на следующий день 26 августа, по окончании которого император и гости осматривали дворцовые помещения (и возможно посещали Оружейную палату). 30 августа в День Тезоименитств Их Императорских высочеств Государя наследника Александра Николаевича и Великого князя Александра Александровича в Большом Кремлевском дворце состоялся еще один торжественный обед.
Согласно камер-фурьерскому журналу 3 сентября Император покинул Москву, императрица же оставалась в городе еще до 8 сентября.
Прямых подтверждений посещения Оружейной палаты императором в дни его пребывания в августе 1851 г. пока не найдено. Но есть множество документов, относящихся к 20-м числам августа, т.е. времени присутствия императора в Кремле, которые косвенно указывают на то, что император осматривал вновь отстроенный дворцовый музей.
Приведем некоторые из них:
Начальник Артиллерийских гарнизонов Московского округа рапортом от 21 сентября докладывал, что Государь Император при посещении Московского Арсенала 28 августа изволил заметить, что "поставленныя в главных воротах Арсенала 7ми Персидских орудий на лафетах с передками следует хранить в Оружейной Палате".
28 августа Боде пишет Волконскому: "Имею честь представить при сей (докладной записке - А.Т.) план нижнего этажа Оружейной палаты с испрашиванием разрешения Вашей светлости приступить к оному еще в сем 1851 году к исполнению, если на показанное в нем расположение вещей последует высочайшее соизволение. В первой зале под № 1 предполагается поместить: модель Кремля Баженова, Набатный колокол, чугунные доски о стрелецком бунте и прочие тяжелые вещи. Зала под № 2 украсится остатком оружий, которых в верхнем этаже поместить невозможно и другими подобными предметами. Зала под № 3 будет занята Архивом старых дел, который имеет быть сохраняем под ведением Директора Палаты. В зале под № 4 предполагается поместить все старые колымаги". Волконский в ответ 31 августа пишет: "на предполагаемое размещение вещей в нижнем этаже новой Оружейной палаты, Государь Император Высочайше соизволяет, кроме только орудия, на которое Его Величество изволит полагать достаточным места в верху, особенно если устроить так, чтобы не имеющее большой ценности расположено было другим рядом по выше - залу же под № 2 Его Величество находит более удобным оставить собственно в виде Кабинета для посещающих". Сложно предположить, что император отдавал это распоряжение не посетив оконченное здание музея.
30 августа Николай I дал указание о подготовке смет на перестройку старого здания Оружейной палаты в казармы, при этом чертежи с фасадами, планами и разрезами на утверждение, были представлены ему как раз во время пребывания в Кремле.
Итак - строительство здания Оружейной палаты было завершено в августе 1851 г., этим же временем можно датировать первую экспозицию, и с большой долей вероятности утверждать, что посещение императором залов музея произошло в 20х числах августа и Николай I был не только заказчиком, принимающим сделанную работу, но и первым посетителем новых залов Палаты.