Мой рассказ состоит из нескольких источников. Это то, что я слышала от Наталии Андреевны самой и от своих родителей, знавших её с детства. Это мои собственные воспоминания о личном общении с ней, наконец, сведения из различных публикаций. Я всегда была убеждена, что Наталия Андреевна всю жизнь жила в Сергиевом Посаде, Загорске, с рождения, и лишь на одном из её последних юбилеев узнала, что родилась она в деревне Плотихино. Находится эта деревня в сорока километрах от Сергиева Посада в сторону Переславля Залесского. В интернете нашлись сведения, что Плотихино в древности было имением бояр Липуновых. В начале 20-го века в Плотихино находилось имение Маясовых. Именно туда в 1915 году перебрался из Москвы её дед, Николай Михайлович Маясов, прослуживший всю жизнь в Московской нотариальной конторе.
Отец Наталии Андреевны, Андрей Николаевич, по образованию был юрист, участвовал в Первой мировой войне, офицер царской армии. Сохранилась его фотография. Мать, Клавдия Ивановна, учительница начальных классов. Родилась Наталия Андреевна в Плотихино 1 мая 1919 года. В 1925 году семья перебралась в Сергиев Посад, где родилась её сестра Вера. Впоследствии Вера Андреевна работала библиотекарем в Загорском музее. Жили Маясовы на краю города в небольшом домике в конце улицы Валовая. Наталия Андреевна вспоминала, как десятилетней девчонкой выбежала босиком на звук разбившегося колокола и побежала в Лавру, где сбрасывали колокола. В сентябре 1937 года отец Н. А. Маясовой был арестован и отправлен в лагерь на реке Зея Амурской области, где он и скончался.
Училась Наталия в школе, которая называлась «Школа имени РККА», Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Интересно отметить, что среди её преподавателей был закончивший Московскую Духовную академию учитель литературы, Сергей Александрович Волков, превосходный знаток поэзии, автор мемуаров о Духовной академии и Лавре в предреволюционные годы. Среди её одноклассников оказалась дочь священника, отца Павла Флоренского, Ольга, дружба с которой связывала Маясову всю жизнь. В 1932 году в классе появился Серёжа Трубачёв, впоследствии муж Ольги Флоренской, музыкант, дирижер и церковный композитор. Его столетие также отмечается в этом году. Он стал другом Наталии Андреевны на всю жизнь. Сохранилось письмо, посланное Маясовой Сергею Трубачёву на фронт. Это треугольный конверт с изображением Александра Невского. Через Ольгу Н. А. Маясова познакомилась и с семьей Фаворских, которая жила в Сергиевом Посаде. Старший сын, Никита, часто бывал, как и Наташа, в доме Флоренских. Среди друзей Маясовых была и семья художницы Грушевской, и Людмила Дмитриевна Дельвис, ставшая скульптором и керамистом. Брат Ольги Флоренской Кирилл, ставший впоследствии исследователем космоса, имя которого уже посмертно было присвоено одному из лунных кратеров. Маясова стала дружна и с младшим поколением скульптора Ефимова.
После окончания школы в 1939 году Наталья Андреевна принимает решение стать историком. Такое решение сложилось благодаря общению с кругом друзей и родителей друзей, благодаря тому, что жила она в древнейшем центре русской культуры подле Троице-Сергиевой Лавры, где уже был создан музей. Она поступает на археологический факультет в Институт философии, литературы и истории, который вскоре соединили с историческим отделением МГУ. В то время в ИФЛИ преподавали профессора Алпатов, Арциховский, Лазарев, Готье и многие другие известные специалисты. Поступить в институт было очень сложно. Экзамены надо было сдавать по всем предметам школьного аттестата. Конкурс был огромным, так что ходила даже поговорка «Не миф ли ИФЛИ». Так отзывались в своих воспоминаниях современники. Существуют сведения о том, что в 1939-40-х годах руководство ИФЛИ негласно принимало детей репрессированных родителей во всех случаях, когда это можно было сделать. Директор института Карпова не дала исключить из института ни одного сына, ни одну дочь репрессированных родителей, ссылаясь на конституционное право на образование.
В 1943 году Маясова закончила МГУ. Учась в военные годы заочно, Наталия Андреевна преподавала историю в Хотьковской школе, где также выполняла обязанности завуча. В 1945 году она была принята на работу в Загорский музей, где водила экскурсии, занималась изучением фондов, а несколько позже возглавила научную работу. В 1948 году поступила в аспирантуру Института истории искусств, взяв тему «Древнерусское лицевое шитьё XVI века». Её первая публикация вышла в 1953 году. Диссертация была защищена намного позже, в 1971 году.
Работая в сложное время советского отрицания религиозных ценностей, Маясова умела защитить древние произведения искусства. Всем памятен её рассказ о том, как молоденькие музейщицы отказались выдать ряд ценных экспонатов, несмотря на требования московских представителей власти. В те же годы, при научном руководстве Наталии Андреевны, музей занимается экспедиционной деятельностью, собирает памятники древнерусского и народного искусства. В годы научного руководства Маясовой атеистическая направленность музея была изменена на исследовательскую и просветительскую. Организуются выставки, в оформлении некоторых пригласительных билетов используются гравюрные работы Никиты Фаворского, издаются «Сообщения Загорского музея», затем под редакцией Наталии Андреевны выходит книга «Троице-Сергиева Лавра», подготовленная руководителем архитектурно-реставрационных работ Игнатием Викентьевичем Трофимовым, о котором скажу несколько позже. Творческая работа и дружба связывали Маясову с сотрудниками Загорского музея: Ольгой Андреевной Белобровой, впоследствии научным сотрудником Пушкинского дома, кандидатом филологических наук, с Татьяной Васильевной Николаевой, впоследствии доктором исторических наук, издавшей каталог мелкой пластики и каталог древнерусской живописи из собрания Загорского музея, с Ольгой Владимировной Кругловой, исследовательницей народного искусства, впоследствии заслуженным работником культуры. Наталия Андреевна дважды избиралась депутатом городского совета, причем выдвигало её кандидатуру духовенство Троице-Сергиевой Лавры, с которым отношения были не всегда гладкие.
С переживаниями и за советом Наталия Андреевна нередко приходила к Анне Михайловне Флоренской, вдове отца Павла, получая от неё слова утешения. Вместе с непосредственной работой по музею приходилось заниматься вопросами восстановления архитектуры Лавры, поднимавшейся из разрухи. Плодотворным оказалось сотрудничество с архитектором Игнатием Викентьевичем Трофимовым, ставшим впоследствии мужем Наталии Андреевны. Его отец, художник Викентий Павлович Трофимов, мать Вера Игнатьевна, сестра художника Игнатия Невинского. В 1924-1928 годах Игнатий Викентьевич учился на архитектора Политехникума имени Врубеля в Омске, затем уехал в Ленинград, где был призван в армию и зачислен старшиной рулевых Крейсера Аврора. Демобилизовавшись, Трофимов поступил на первый курс архитектурного факультета института гражданских инженеров, затем перевёлся на архитектурный факультет Академии художеств. Весной 1937 года начал работать в Троице-Сергиевой Лавре. В последующие два года он подготовил справку об историко-художественном значении архитектурного ансамбля Лавры и программу его научной реставрации, генеральный план реставрационно-восстановительных работ, дефектные акты, описи рабочих смет. На основании этих материалов в феврале 1940 года были приняты постановления Совнаркома, по которым весь комплекс Троице-Сергиевой Лавры в черте крепостных стен объявлялся Загорским Государственным историко-художественным музеем-заповедником. Трофимов был назначен научным руководителем и главным архитектором этих работ. В 1946 году академики Щусев и Грабарь в заключении отмечали правильность выбора объектов реставрации, плана её проведения и высокий научно-технический уровень её производства. В 1951 году архитектор Жолтовский пригласил Трофимова на работу по Академпроекту, поручил проектирование комплекса жилых зданий Академии наук. Дом был построен на улице Дмитрия Ульянова под наблюдением Трофимова как главного архитектора строительства. В 1960-е годы Трофимов стал руководителем первой архитектурно-строительной мастерской ГИПРОПРОСа. С 1979 года на общественных началах активно работал во Всероссийском обществе охраны памятников, участвовал в качестве консультанта в строительстве Казанского собора и Вознесенских ворот с Иверской часовней на Красной площади в Москве. Именно с новым назначением Трофимова в 1962 году Маясова переезжает в Москву и переходит на новую работу в Музеи Московского Кремля. На этом заканчивается Загорский, Сергиево-Посадский период её жизни.
В Москве она продолжает общаться с семьями старых друзей по Сергиеву-Посаду, Фаворских и Ефимовых, а приезжая в родной город посещает своих друзей в доме Флоренского. Обсуждая волнующие вопросы о передаче произведений церковного искусства из музеев в храмы, увлеченно рассказывает о проведенных исторических исследованиях по поводу того или иного произведения древнего шитья, общается с молодым поколением, внуками отца Павла Флоренского, искренне любившими её. С родным городом связано и место её погребения, находящееся на Благовещенском кладбище Сергиева-Посада. Я обязательно пришлю фотографии того вида памятника на могиле Наталии Андреевны и Игнатия Викентьевича, который удалось создать благодаря стараниям её друзей, сотрудников Музеев Московского Кремля. В журнале «Убрус» номер 5, который вышел в 2006 году, через год после смерти Наталии Андреевны, помещена статья «Памяти Н.А. Маясовой», которую я написала о ней, и я хотела бы передать экземпляр этого журнала в дар Музею.