Наталия Андреевна Маясова своими неустанными трудами утвердила ту научную основу, на которой произрастают ростки дальнейшего изучения памятников лицевого шитья из кремлёвского собрания. Её фундаментальный каталог для нас является в буквальном смысле настольной книгой. Изученные и введённые в научный оборот памятники участвуют как во временных выставочных проектах музея, так и отбираются для будущей новой постоянной экспозиции. Некоторым, продолжающим украшать собой экспозицию Оружейной палаты, за последние годы посчастливилось побывать в руках реставраторов. В настоящем сообщении хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями, которые стали возможны как благодаря найденным в последнее время архивным документам, так и благодаря результатам реставрационных работ. Так, за последние годы был отреставрирован покров преподобного Зосимы Соловецкого, 1583 года, вклад инокини Новодевичьего монастыря Леониды на раку святого в Соловецкий монастырь. Находясь долгое время в экспозиции Оружейной палаты, фон покрова из итальянской камки был со значительными сечениями и разрывами, что требовало профессионального вмешательства. Покров был отреставрирован Валентиной Сергеевной Шалейник. В процессе работы стал возможным доступ к той информации, которая находилась на изнанке покрова, и которую невозможно было получить без демонтажа подкладки. Так, например, стал очевиден подлинный цвет шёлковых нитей, сохранивших свою насыщенность без доступа света, и мы понимаем, какие цвета шелка использовали вышивальщицы второй половины XVI столетия. Главное, что сохранившиеся на изнанке каймы остатки шёлковых нитей, являвшихся прикрепами золотных нитей букв, позволяют восполнить те многоточия, которые были неизбежны при публикации надписей Наталией Андреевной, и позволяют реконструировать частично утраченный текст. Если вкладная надпись, вышитая в нижней части каймы покрова сохранилась достаточно хорошо и её текст в публикации был воспроизведен полностью, то текст тропаря, особенно справа и слева от средника, сохранился фрагментарно. Видимо это происходило вследствие механического воздействия, поскольку покров располагаться за решёткой. Еще один надгробный лицевой покров из экспозиции Оружейной палаты в настоящее время находится в реставрации, над ним работает Татьяна Ивановна Ващенко. Покров был создан в 1657 году в мастерской Анны Ивановны Строгановой и, согласно описям Успенского собора в XVIIстолетии, находился непосредственно в раке на мощах, а в XVIII веке был прибит изнутри к крышке раки. Наверное, именно этим объясняется плохое состояние сохранности покрова. Отчетливо видны проколы от гвоздей и выцветшая ткань по контуру некогда заложенных кайм. В процессе реставрации выявились некоторые особенности, обогатившие наши представления о процессе изготовления подобных монументальных предметов. После демонтажа подкладки покрова взору предстала рукописная надпись, выполненная чернилами на холсте. Она расположена на левой кайме покрова, на правой также остались следы надписи, но скорее всего она подверглась воздействию влаги и теперь не читается. Сохранившийся текст прочитан Татьяной Алексеевной Тутовой, за что ей огромная благодарность, и гласит: «ради Дмитрия Андрея сын Строганов с человеком своим с Петром Архиповым». Имя Петра Архипова упоминается в работе Алексея Геннадьевича Гудкова. Можно предположить, что Пётр Архипов был мастером-словописцем. Интересно отметить, что на четыре года ранее, чем покров на раку митрополита Ионы, в 1653 году Дмитрий Андреевич Строганов вложил в Успенский собор покров на гроб святителя Петра. Александр Владимирович Силкин высказал мнение, что рисунок сразу выполнен одним художником для двух произведений, о чем свидетельствует «размер покровов, орнамент на саккосах святителей, а также образ вязи на каймах, идентичный форме надписи». Таким образом, можно сделать предположение, что роль Петра Архипова относится к участию в создании двух памятников из кремлёвского собрания. Выявление и изучение архивных документов дают также интереснейшие сведения о некоторых памятниках лицевого шитья и иногда отвечают на вопросы, поставленные Наталией Андреевной в своих исследованиях. Прежде всего, это касается самого раннего сохранившегося нагробного покрова на раку святителя Петра. Покров был выполнен в великокняжеской мастерской Соломонии Сабуровой, согласно вышитой надписи, вложен на раку святителя в Успенский собор в 1512 году. Необходимо сказать, что перед публикацией покрова была уточнена дата, поскольку в публикации 1956 года покров значился произведением сильно моложе. При описании сохранности памятников в каталоге Наталия Андреевна указывала, что фигуры святителей, а также вышитые жемчугом именующие надписи, расположенные по сторонам от главы святого, вырезаны по контуру и переложены на новый фон. В атрибуции ткани в каталоге Инны Исидоровны Вишневской значится, что атлас иностранного производства XVвека, также указана шелковая ткань русского производства под вопросом и датированная XVIII веком. Существующая датировка памятника определяет единовременное его изготовление. Исходя из этого, логично предположить, что тексты каймы, шитые непосредственно по ткани фона покрова, а также фигуры митрополитов были вышиты одновременно, но на разных отрезках ткани, а потом соединены в одно целое. Из-за изначального различного качества ткани синего атласа сохранность со временем также стала различной. Ткань, по которой шиты фигуры, сохранилась достаточно хорошо, а атлас фона к моменту поступления в реставрацию в 1982 году оказался в руинированном состоянии. Вне зависимости от логических построений вопрос о том, когда могло произойти переложение фигур на существующий фон, исследователями напрямую не ставился, и его решение осталось за рамками существующих публикаций. Хранящиеся документы в РГИА помогли ответить на этот вопрос.
Как известно, 1770-е годы в истории Московского Кремля были ознаменованы масштабными работами по поновлению убранства главных кремлевских соборов – Успенского, Архангельского и Благовещенского, предпринятые согласно указу императрицы Екатерины II от 30 июня 1770 г.
В именном указе от 10 декабря 1773 г. императрицей был определен основной принцип поновления предметов убранства соборов - бережного сохранения древних сокровищ. Полученные сведения дают нам очень важный исторический пример - как внимательно и бережно относились в Кремле к драгоценным предметам, как поновляли, максимально сохраняя исторический облик вещи - можно говорить, что в данном памятнике мы имеем претворенные в жизнь принципы поновления древних предметов, сформулированные самой императрицей Екатериной II. Был сохранен весь художественный облик вещи - повторен цвет и фактура ткани фона, а главное, что идущий по периметру покрова текст, был заново вышит золотными нитями, скопировав надпись 1512 года, в целом, сохранив древнюю палеографию. Во время реставрации в 1980-х гг. привлекались различные специалисты для консультаций, и при том, что отмечалось, что фигура была переложена на новый фон, все однозначно утверждали совпадение по времени шитья как фигуры, так и текста! И только теперь, благодаря документам стало известно, что копирование древней палеографии в 1770-х гг. оказалось вполне удачным.
И еще один сюжет очень хотелось бы озвучить. Если вновь обратится к теме почитания святителя Ионы, и напомним, что особым событием было обретение в 1993 г. в раке митрополита Ионы самого раннего вышитого покрова 1549-52 гг., а затем и его реставрация, выполненная Светланой Александровной Моисеевой (Качаловой). На покрове, полагавшемся непосредственно на мощи, была выполнена прорезь на уровни правой руки святителя, для возможного доступа к нетленной деснице, свидетельства особого почитания которой сохраняются в церковном предании. Еще раз хотелось бы вспомнить Наталью Андреевну Маясову, отдать дань ее памяти, ее трудам, составляющих для нас огромное наследие и являющихся бесценной основой, имея которую, для исследователей открыты новые горизонты и возможности продолжать изучение кремлевских памятников лицевого шитья.